План-конспект урока по литературному чтению. Конспект урока "литературное чтение" воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО:Баландинская Екатерина Владимировна

Место работы: муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Энгельс Саратовской области.

Должность: Учитель начальных классов.

Предмет: литературное чтение

Учебник: Л. А. Ефросинина

Тема урока:«Е. Пермяк. Бумажный змей».

Тип урока: урок «открытия нового»

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации.

Образовательные

формировать:

– представления о литературных жанрах;

Развивающие

– развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

– развивать умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;

Воспитательные

– воспитывать аккуратность;

– формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Методы обучения: системно-деятельностный метод, метод проблемного обучения (решение проблемной ситуации), ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование (средства обучения): учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности.

– С добрым утром и с хорошим днем!

Наш урок с улыбки мы начнем.

– К какому уроку вы приготовились?

– Чем мы занимаемся на этих уроках?

Дети улыбаются друг другу.

– К литературному чтению.

– Мы читаем, отвечаем на вопросы, анализируем.

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)

Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Задание на сопоставление названия произведения и автора.

Детям необходимо найти лишнее произведение.

В каком разделе мы читали эти рассказы?

Почему так называется раздел?

Каким должно быть новое произведение, если оно находится в этом же разделе?

Что вы должны сделать, чтобы узнать то, чему учит произведение?

Добрая лошадь – Пляцковский

На катке – Осеева

Про то, для кого Вовка учится – Голявкин

- «Учимся уму-разуму»

Осталось название «Бумажный змей»

Поучительным.

Планирование деятельности.

Познавательные (умение извлекать информацию из схем, представлять в виде схемы)

Постановка учебной задачи.

Сведения о творчестве Пермяка.

Попробуйте спрогнозировать по заголовку то, о чем этот текст.

Из чего изготавливают змея?

(иллюстрации)

Высказывания детей.

Предположения.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

Построение проекта выхода из затруднений («открытие»).

Словарная работа (в тексте выделены слова, снизу словарик).

Трудночитаемые слова (подчёркнуты).

Чтение учителем. Я прочитаю текст, ваша задача – запомнить сведения о змее.

О чём текст?

Что узнали про бумажного змея?

Работа в тетради.

В какую погоду запускают змея?

Мочало, дранки.

Недоставало, развевает.

То, из чего изготавливают змея.

Записывают материалы.

При лёгком ветерке.

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

Чтение детьми. Ваша задача – определить жанр, главную мысль, запомнить героев произведения.

Какой жанр произведения? (доказать)

Кто главные герои? (модели)

Модель обложки.

Какова главная мысль рассказа?

Рассказ.

Мальчики. Дети.

Выдвижение версий. Фиксация.

(это произведение учит быть:

Добрыми

ДРУЖНЫМИ)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, работать в паре)

Учитель различает смысловую версию от характеристик героев.

Имеющиеся материалы у мальчиков. На слайде по ходу ответов детей.

Работа с иллюстрацией.

Как вы думаете, как зовут первого мальчика?

- Доказательство найдите в тексте.

Кто в центре? Докажите.

А как зовут третьего мальчика?

Доказывают выдвинутые версии.

Заполнение таблицы в тетрадях.

(работа в парах )

Определяют героев.

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов)

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике)

Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Чья версия не подтвердилась?

Изменилась ли ваша версия? Как?

У кого не изменилась? Почему? Докажи.

Как же должны были поступить мальчики? СЛАЙД (все вместе)

Какова главная мысль?

Работа с пословицами: подобрать подходящую к тексту.

Какие жизненные ситуации вы можете привести, когда подобное случалось с вами?

Как бы вы продолжили рассказ?

Фиксация (минус-плюс).

Высказывания-обобщения.

Работа в парах. Доказывают выбор.

Рассказы детей.

Работа в парах.

Коммуникативные (умение работать в паре)

Рефлексия деятельности.

Что мы сделали, чтобы узнать то, чему учит рассказ?

Мне было интересно…

Я могу…

Я затруднялся…

Мне понравилась работа… (одноклассника)

Самооценка. Линии успешности.

Выдвинули предположения,

анализировали текст: выделили главных героев, определили характер их взаимоотношений, заполняли таблицу.

Если первоначально версия была верна – зелёная фишка, если ошибочна – красная.

Регулятивные (умение осуществлять рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции)

План - конспект урока

"Где смекнёт боец, там врагу - конец!"

инновационной площадки

социализации школьников".

Провела : учитель начальных классов

Усачева Юлия Юрьевна

2015 год

Тип урока:

Урок открытия новых знаний.

Задачи:

1 . познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Акула»;

2 . обучать выразительному чтению для более глубокой и тонкой передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении;

3 . создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения;

4 . формировать умения строить умозаключения;

5 .воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности;

6 .развивать воссоздающее и творческое воображение;

7 .воспитание любви к Родине.

Формирование УУД:

Познавательные УУД : формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа.

Коммуникативные УУД : формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД : эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Регулятивные УДД : формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Основные понятия : Поведение и переживания главного героя, поступки которого определяются его чувствами.

Оборудование : учебник, мультимедийный проектор (презентация, видеофайл), портрет Л. Н. Толстого, сигнальные карточки, карточки - помощники, картинки для аппликации, выставка книг.

Формы организации познавательной деятельности : коллективная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

I . Организационный момент

– Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

Книга учит детей

Всем премудростям жизни-

Как быть человеком

И быть нужным Отчизне.

Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя выводы.

1. Проверка домашнего задания.

- С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

Проверим домашнее задание.

– Расскажите о жизни и творчестве Л. Н. Толстого по плану.

План :

1) Детство Л. Н. Толстого. (слайд)

2) Жизнь и творчество писателя. (слайд)

2. Мотивационный момент

Посмотрите на доску. Прочитайте слова.

Граф.
Ясная поляна.
Школа для детей .
- Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку?

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из величайших классиков русской литературы – Льва Николаевича Толстого.(учитель вешает портрет)

Давайте мы вместе отправимся в литературное путешествие, чтобы познакомиться с одним из его произведений. Название которого вы узнаете, отгадав загадку.

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно -

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь!

(Акула)

II. Изучение нового материала

1 . Введение в тему. Постановка темы и целей урока .

Сформулируйте тему урока? (слайд)

-Мы, действительно, будем сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого. А чем именно будем заниматься во время путешествия определите с помощью опорных фраз: (На доске записаны опорные фразы, дети читают начало, продолжают фразу самостоятельно) (слайд)

- продолжим знакомство с творчеством …

- расширим свои знания о жизни …

-продолжим работу над развитием читательских…

Будьте внимательны, чтобы курсбыл правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четкона всем пути следования.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу: "Где смекнет боец, там врагу - конец!"(слайд)

Как вы понимаете её смысл?

Ребята, а кто такой патриот? (Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.)

Можно ли Толстого назвать патриотом?

(-В его произведениях прослеживалась любовь к Родине, к её народу, традициям, желание сделать свою страну ещё прекрасней.)

2. Выставка книг Толстого.

– Обратите внимание на выставку книг. Кто автор этих книг? (Л.Н. Толстой)

Какие произведения читали самостоятельно? (дети выходят и показывают книгу)

– Произведения каких жанров писал Л. Н. Толстой?

(басни, были, рассказы)

людях, детях, природе. Еще он писал басни

и были. Его волнуют человеческие чувства, отношения.)

3. Подготовка к восприятию произведения.

На уроке окружающий мир мы говорили о морских животных. Что вы знаете об акулах?

(Слайд) Рассказ ученика об акуле.

Акула- страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула-рыба прожорливая и хищная. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км/ч, наносит серьёзные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбёшкой . Акулы - это водные животные, принадлежащие классу рыб, если быть точнее - к классу хрящевых рыб, к которому принадлежат и их ближайшие родственники - скаты. Не следует путать их с животными-млекопитающими, обитающими в морях и океанах - китами, дельфинами, касатками, тюленями и другими водными млекопитающими. Акулы - это рыбы. Здесь стоит уточнить, что все акулы - хищные рыбы. Все акулы плотоядны, независимо от того, что является их пищей - планктон или гигантские черепахи, независимо от размеров и среды обитания.

4. Предположение.

(Слайд) Плавание на кораблях было долгим, по нескольку месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем.

Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в произведении с таким названием?

Можно ли по названию определить, будет ли оно серьёзным, шуточным, смешным, поучительным?

Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания.

III. Знакомство с текстом

1. Прослушивание слайд- фильма «Акула» (слайд)

2.Вопросы на первичное восприятиетекста.

Понравилось вам произведение? Чем?

Было ли вам страшно? Когда?

Какие эпизоды запомнились больше всего?

За кого вы переживали?

К какому литературному жанру мы отнесем это произведение?

Назовите героев этого рассказа

3. Словарно-лексическая работа

(Слайд со словами)

Посмотрите на доску. Сейчас вы поработаете в парах.

В рассказе встретились трудные слова. Найдите значение этих слов в толковых словарях.

    Артиллерист – военнослужащий артиллерии

    Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна

    Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов

    Ропот – недовольство, выраженное в приглушенной форме, негромкими голосами

    Якорь- п риспособление для удержания на месте судов , плавучих маяков и т.п. в виде
    прикрепленного к длинной цепи металлического стержня с лапами, зацепляющимися за
    грунт.

4. Медленное вдумчивое повторное чтение (по цепочке)

Сейчас мы ещё раз прочитаем текст, чтобы мы могли перейти к его анализу.

5. Физминутка (плавание, зоркость)

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз, это брас.

Одной, другой, это кроль.

Все, как один, плывем как дельфин.

Плыли вдоль и поперёк и вернулись на урок.

6. Постановка вопросов к произведению (для уточнения понимания текста)

Я вам предлагаю ответить на следующие проблемные вопросы.

Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? (тревогу, беспокойство, страх, отчаяние, радость)

Какие моменты в рассказе самые волнующие?

Кто является главным героем рассказа?

Как артиллерист отнесся к забавам своего сына?

Как он ведет себя в момент опасности?

Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти) .

Итак, какие чувства он переживает на протяжении всего рассказа?

(сначала радость, потом тревогу, страх, потом облегчение)

Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе?

Решительность

Храбрость

Мужественность

Опытность

Находчивость

Смелость

Любовь к сыну

Каковы могли быть последствия выстрела?

Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности)

Ребята, мы часто с вами говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.

Для чего Лев Николаевич написал свое произведение?

Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;

Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;

Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.

Кто является главным героем рассказа? Почему?

Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет находчивость в трагические моменты.

В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание.

Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, чточерты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

7. Работа над сюжетом произведения

Давайте ещё раз восстановим последовательность событий в рассказе (на доске карточки)

Что было сначала? Что потом?

Появление акулы

Купание в море

Пронзительный визг

Спасение мальчиков

Стрельба из пушки

8. Проверка работы

Как вы думаете, почему рассказ назван «Акула»? (Потому что на её появлении основан сюжет рассказа

Назовите элементы сюжета?

Слайд (элементы сюжета)

Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.

Кульминация - самый важный, напряженный момент в произведении.

Развязка - эпизод, завершающий развитие действия.

Какова завязка сюжета (с чего всё начиналось? (Мальчики купались в открытом море и кто-то крикнул: «Акула! »)

Как дальше развивались события (Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они её заметили, завизжали и поплыли в разные стороны, артиллерист побежал к пушке)

Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? (Выстрел из пушки)

Какова развязка сюжета?(радостный крик)

IV. Итоговая беседа. Творческая работа в группах.

Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.

Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.

А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в группах. Соберите аппликацию к рассказу.

Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.

V. Подведение итогов урока

Посмотрите на доску. Прочитайте еще раз пословицу про себя. Почему я взяла именно эту пословицу? (слайд)

Кто выступает в роли бойца в рассказе? Почему?

А кто в роли врага?

-Пришло время подвести итог:

-Как вы относитесь к поступку артиллериста?

-Что его побудило совершить этот поступок? (Любовь к сыну)

У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

VI. Домашнее задание.(слайд)

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

Придумать продолжение рассказа

Нарисовать иллюстрацию

Сочинить стихотворение об акуле

VII .Рефлексия

Насколько затронуло, «растопило» ваши сердца это произведение? Покажите мне один из предложенных цветов: жёлтый – холодный (не затронуло), зелёный – тёплый (задело за живое), красный – горячий (произвело сильное впечатление).

(Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)

На доске слайд: девочка со свечой .

У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. (Зажигаю свечу)

Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.

А я желаю вам:

Любить свою Родину,

Стать лучшими среди замечательных людей.

Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»

План - конспект урока

по литературному чтению на тему:

" Где смекнёт боец, там врагу - конец!"

(рассказ Л.Н. Толстого "Акула")

на открытом занятии муниципальной

инновационной площадки

"Патриотическое воспитание как аспект

социализации школьников".

Провела : учитель начальных классов

Усачева Юлия Юрьевна

2015 год

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе создан в помощь учителям, работающим в начальных классах. Урок сконструирован таким образом, чтобы на наглядном примере воспитывать у детей нравственные качества: чувство ответственности, искренности, доброты и доверия. Возможно использование различных видов работы с текстом (чтение по цепочке, использование приема "Я начну, ты продолжай"
Автор: Пилимон Екатерина Андреевна,учитель начальных классов государственного учреждения образования "Средняя школа № 40 г. Витебска"
Тема: Л.Н.Толстой «Косточка»
Цель:
1. познакомить учащихся с творчеством Л.Н.Толстого и его биографией;
2. совершенствовать навыки чтения, его правильность, беглость, осознанность;
3. воспитывать волевые качества, способствовать развитию доброго отношения к людям, воспитывать чувство дружбы, сопереживания.
Оборудование:
Портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации обложек его книг, слова с пословицами (напечатаны на листках), изображения грустного и весёлого солнышка, лучики (для рефлексии)
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу, улыбнемся себе и своему соседу и пожелаем друг другу успешной работы!
2. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
- Кто его автор?
- Правильно. Кто нам выразительно прочтёт стихотворение? (опрос нескольких ребят + анализ чтения)
- А каким вы себе представили мальчика Витю? Кто хочет его описать?
3. Сообщение темы и постановка учебных задач.
- Сегодня на нашем уроке мы с вами познакомимся с невыдуманным рассказом, который называется «Косточка». Этот рассказ об одном мальчике, который сначала покраснел, потом побледнел, и о его поступке. Мы узнаем, почему так случилось. И, конечно же, познакомимся с автором данного произведения.
4. Биографическая справка.
- Ребята, вам, наверное, уже знакомо имя Л.Н.Толстого?
- Кто из вас знает, что это за писатель? (отв.)
- Правильно, Л.Н.Толстой жил очень давно, ещё во времена ваших прапрабабушек, почти 200 лет назад. Он родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Был он четвертым ребёнком. Когда мальчику исполнилось 2 года, умерла его мама. Отец тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.
Всю свою жизнь, а прожил Толстой 82 года, он посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучил историю и медицину, занимался музыкой, рисованием. Л.Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам учил их. Он начал работать над «Азбукой», им было написано более 100 новых сказок и рассказов, среди которых «Три медведя», «Ёж и заяц», «Косточка», «Филиппок» и др.
Его произведения переведены на многие языки мира.
5. Подготовка к первичному восприятию
а). Форма организации – вступительное слово учителя с элементами беседы.
- Ребята, а знаете ли вы, когда и от чего краснеют и бледнеют люди? (отв.)
- Бывало ли такое с вами? (отв.)
б). Словарная работа.
- А сейчас давайте приступим к прочтению рассказа. Откройте свои учебники на странице 112.
- В тексте есть незнакомые слова, которые сейчас объясним, обратившись к словарю (написано на доске, читает 1 ученик):
Горница – комната или чистая половина крестьянской избы
6. Первичное восприятие и анализ первичного восприятия.
а). Способ организации – чтение учителем
- Итак, приготовьтесь внимательно слушать рассказ. Постарайтесь ответить на вопрос: «Сюжет рассказа выдуман писателем или это на самом деле могло быть?»
(учитель читает)
- Давайте теперь немного отдохнём. Встаньте, выйдите из-за парт.

Буратино потянулся:
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел -
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
Нужно на носочки встать!
- Присаживайтесь, продолжим наш урок.
б). Беседа для проверки первичного восприятия:
- Итак, так вы думаете, сюжет рассказа выдуман или так могло бы быть на самом деле? (отв.)
- Почему вы так думаете, докажите (отв.)
- Действительно, ведь Толстой писал свои рассказы лишь о том, что происходило на самом деле. И он ничего не выдумывал, как и наш случай с Ваней.
- Подумайте, если наш рассказ не выдумка, то к какому жанру литературы его можно отнести? (быль)
- Молодцы! Скажите, пожалуйста, каких героев рассказа вы запомнили? (отв.)
- Кто главный герой? Почему? (отв.)
- Можно ли сказать, что главным героем является слива? Докажите (отв.)
7. Подготовка к повторному чтению
- Ребята, сейчас текст вы будете читать самостоятельно, но перед этим давайте подготовимся.
- Обратите внимание на доску. На ней вы видите скороговорки (они написаны на доске). Прочитайте. (читают 2 ученика в обычном темпе):
Слива спелая сладка, сладким соком налита;
Красной краской крашу крыши в красный цвет.
- А теперь постарайтесь произнести их с разной интонацией (удивитесь, испугайтесь, прошепчите)
- Молодцы!
8. Повторное чтение и анализ произведения.
а). Вид чтения – по абзацам
(читают)

б). Беседа о прочитанном:
- Почему Ваня за обедом покраснел, как рак? Объясните.
- В какой момент Ваня побледнел? Почему? Зачитайте.
- Почему мальчик съел сливу? Как об этом говорится в рассказе?
- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Зачитайте, подумайте, с какой интонацией надо прочитать эти строки?
- Успел ли он насладиться вкусом сливы? Зачитайте. С какой интонацией будем читать эти строки?
- Как вы думаете, догадался ли отец, кто взял сливу?
- Давайте охарактеризуем отца. Каким он был (написано на доске, нужно соединить):
Добрый
Мудрый
Глупый
Злой
Строгий
Справедливый
- Прочитайте, что сказал отец другим детям?
- Так от чего же заплакал Ваня?
- Подумайте, как ещё могла бы закончится эта история?
в). Другие виды работы (составление плана):
- Молодцы, ребята! Понравился ли вам рассказ? Дома вам предстоит его пересказать, чтобы было легче, давайте попробуем составить план (записывается в ходе обсуждения):
- Итак, как вы думаете, на сколько частей можно поделить рассказ? (на 4)
- Правильно, разделим наш рассказ на 4 части.
- О чем говорится в первой? (о том, что Ваня никогда не ел слив и все рассматривал их)
- Как озаглавим? (Ваня рассматривает сливы)
- О чем говорится во второй части? (о том, что Ваня не удержался и съел сливу, а отцу соврал)
- Как озаглавим? (Кто съел сливу?)
- О чем говорится в третьей части? (о том, что сказал отец о пропавшей сливе)
- Как озаглавим? (Слова отца)
- Что мы узнаем из четвертой части? (то, что Ваня очень испугался и заплакал)
-Как озаглавим? (все засмеялись, а Ваня заплакал)
- Молодцы! Какой получился у нас развернутый план!
9. Заключительная беседа.
- Ребята, вот мы и прочитали рассказ. Подумайте, так что же плохого сделал мальчик?
- Какие чувства он у вас вызывает? Вы смеётесь над ним или вам его жалко?
- Как вы относитесь к его поступку?
_Чему хотел научить нас автор рассказа? (быть терпеливыми, иметь силу воли, быть честными)
- Обратите внимание на доску (на ней вразнобой написаны слова из пословиц, нужно восстановить порядок слов. Неправильные – написаны, а правильный вариант выставляется из напечатанных слов). Здесь написаны пословицы, но вот беда, пока я готовилась к уроку, ветерок подул и перепутал все слова. Давайте с вами попробуем их составить правильно:
Всегда, явным, тайное, становится;
Лучше, чем, правда, сладкая, горькая, ложь.
- Как вы понимаете их смысл?
- Как ещё можно было бы назвать наш рассказ, используя пословицу?
10. Творческая деятельность по следам прочитанного.
- Постарайтесь вообразить себя на месте отца и прочтите с соответственной интонацией его слова (читают несколько учащихся).
11. Итоги урока.
- С каким рассказом сегодня мы познакомились?
- Кто его автор?
- К какому жанру литературы он относится?
12. Рефлексия.
- Молодцы, ребята! Вы все хорошо сегодня работали, я довольна вами. Давайте оценим наш урок (открыть доску, на ней – изображения двух солнц – грустного и весёлого)
- Тот, кому он понравился, пусть прикрепит свой лучик к весёлому солнышку
- Ну а тот, кому было скучно, пусть подарит свой лучик грустному солнцу.
13. Д/З
- Вашим дом. зад. Будет пересказ прочитанного нами рассказа. Урок окончен.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

План-конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Звуки[ г], [г’], буквы Г, г, звуки [д], [д’], буквы Д, д. Различие слово - слог. Заклички»

2013 г. Урок по системе Л.В. Занкова.

Цель: познакомить со звуками и буквами, которые их обозначают, учить отличать слог от слова.

Задачи:

1. Учить отличать слог от слова.
2.Знакомство с закличками - жанром русского народного творчества.
3. Развивать речь, мышление, память, внимание.
4. Прививать любовь к чтению.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор.
. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: учебник по обучению грамоте для 1 класса.
. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю. Тетрадь по чтению к «Азбуке» №2.

1. Работа над темой.

1) Знакомство со звуками [г], [г’] и буквами Г, г.

Сегодня мы продолжаем путешествие по зоопарку. (слайд 2)

Загадка. По лужку он важно ходит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (гусь)

Как гогочет гусь? (Га-га-га)

Назвать первый звук в ловах. Какой он?

К гусю в вольер заглянул - бегемот. Почему? Ведь мы его встретили в вольере с буквой б? (слайд 3)
- Чем похожи звуки [г] и [г’]?
- Знакомство с буквой. (слайд 4)
- Назвать слова в которых есть звуки [г] и [г’].
- На что похожа буква г? (слайд 5-6)

Буква «Г» вот красота!

Это «Б» - без живота.

Чтение слогов и слов (слайд 7)

га гора
го голова
гу Галина
ги много
гы грибы

Чтение слов, деление на слоги, ударение.
Чем слог отличается от слова? Какое слово лишнее?
Печатание 2 столбика в тетради. В каком слове можно сделать ошибку?

Физминутка.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте прямо, не шумите.
Все в порядок приведите.

2) Знакомство со звуками [д] и [д’], буквами Д, д.

С нами по зоопарку путешествует … (слайд 8)

Загадка. Ежик вырос в 10 раз, получился… (дикобраз)

А кто поселился с дикобразом?

Загадка. В лесу под щебет и под свист стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись … (дятел) (слайд 9)

Что общего в словах дикобраз и дятел? Какой это звук?

Кому послал телеграмму дятел? Какой 1 звук? Чем похожи звуки [д] и [д"]? Чем отличаются? (слайд 10)

Знакомство с буквой. (слайд 11)

Назвать слова, в которых есть эти звуки.

Чтение слогов и слов. (слайд 12)

до дом
да дым
ды дуб
ду дог
ди год

Дополнить слоги до слов. Чем похожи слова 2 столбика? Какое слово лишнее?

2.Закрепление.

Работа с учебником с. 44

1) Знакомство с закличками. (слайды 13-15)
Первую закличку учим на уроке.
Подчеркнуть в закличках буквы Г, г, Д, д.

2) Работа со схемами. Раскрашивание схем слов гуси, гриб, диван.

3) Подчеркни слова, дополни слоги до слов:

Дым доро гу гол во вы была жу жил зима

3. Итог. (слайд 16)

Что нового узнали на уроке?

Любовь Шарыгина
План-конспект урока литературного чтения (второй класс)

Технологическая карта урока

Предмет Литературное чтение УМК «система Л. В. Занкова»

Класс 2

Тип урока Урок открытия нового знания

1. Развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

2. Совершенствовать навыки ролевого характерного выразительного чтения .

3. Достичь понимания текста на уровне содержания и на уровне смысла.

4. Вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

1. Формирование учебных мотивов.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Ребята, посмотрите на поговорки и объясните о чем они.

Ребята, какие виды устного народного творчества вы знаете?

Прослушайте. О каком жанре устного народного творчества идет речь?

Назовите жанр устного народного творчества?

Какие бывают виды сказок?

На какие группы делятся сказки в зависимости от того, кто их написал?

Чему учит сказка?

Дети занимают свои места

Отвечают

(потешки, загадки, песни, пословицы, поговорки, сказки и др.)

(сказка)

(волшебные, о животных, бытовые)

(добру, честности, порядочности и т. д.)

Метапредметные (УУД) :

регулятивные :

Осуществлять самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать;

Эмоционально-положительный настрой на урок , создание ситуации успеха, доверия.

коммуникативные :

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

2. Постановка учебной задачи. Пробное действие.

На уроке литературного чтения

Отбросьте все сомнения.

Мы представим очень странного

Человечка деревянного,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный…

Кто же это? (Буратино) Картинка Буратино.

А кто это буратино,объясните. Кто уже знает что это?

О буратино

Это полено, которое ожило

Метапредметные (УУД)

регулятивные :

Определять и формулировать цель деятельности на уроке ;

Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке ;

Определять последовательность действий на уроке .

3.«Открытие» новых знаний.

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии.

Детские годы будущего писателя прошли в деревне Сосновка, которая принадлежала его отчиму. Здесь, под руководством приглашенного учителя, он получил первоначальное образование.

Алексей Николаевич стремился раскрыть перед юными читателями, показать им, то огромное идейное, нравственное и эстетическое богатство, которым пронизаны произведения русского устного народного творчества. Тщательно отбирая и просеивая сонмы фольклорных произведений, в итоге, он включил в свой сборник русских народных сказок 50 сказок о животных и около семи детских волшебных сказок.

Конечно же необходимо отметить неиссякаемый вклад Толстого в отечественную детскую литературу . Именно Алексеем Николаевичем была переведена, дополнена и написана замечательная сказка на русском языке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» .

Личностные :

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в парах;

Оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей) .

Метапредметные (УУД)

регулятивные :

Работать по плану ;

Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

Осуществлять самоконтроль;

Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4. Основная часть урока

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ребята, прочитайте название, скажите свое мнение

Чтение по цепочке

Высказывают свое мнение.

Выполняют задание Предметные :

Уметь в словах находить буквы, обозначающие два звука.

Метапредметные (УУД)

регулятивные :

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

познавательные :

Осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные :

Слушать и понимать речь других;

5. Заключительная часть урока .

Деревянный озорник из сказки в нашу жизнь проник,

Любитель взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак, и плут,

Скажите как его зовут?

Буратино проводит конкурс знатоков : «Кто это? Узнай героя по описанию» СЛАЙДЫ

1. В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб. (Шарманщик Карло.)

2. Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через пороги и на улицу. (Буратино.)

5. На голове у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один пониже ростом размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. (Koт Базилио и лиса Алиса.)

8. “Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок” (Пьеро)

9. “Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким приподнятым носиком. (Мальвина)

10. “Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным бантом” (Пудель Артамон)

Буратино проводит викторину : Кому принадлежат эти предметы? СЛАЙД

4 Полено (Джузеппе)

3 Сачок (Дуремар)

1 Костыль (Базилио)

6 Азбука (Буратино)

2 Плетка (Карабас-Барабас)

5 Черный бант (Артемон)

Библиотекарь : проводит блиц-опрос «Герои и предметы сказки в загадках»

Деревянный шалунишка

Подружиться мог бы с книжкой.

В театр кукол он попал,

Куклам верным другом стал. (Буратино.)

Кто проказника-мальчишку

Из полена смастерил

И купил мальчишке книжку,

Чтобы в школу он ходил? (Папа Карло.)

Как зовется тот учебник,

Нам не трудно угадать :

Нужен всем он детям в школе,

Это что за балаган?

Зазывалы тут и там,

А у кассы – мамы, дети :

«Дайте нам скорей билетик!»

Тут не школа, тут игра,

Пьесу смотрит детвора.

Это что за балаган?

Отвечай скорее нам! (Театр кукол.)

Он поэт и музыкант,

Видимо, большой талант.

И еще несчастен он…

Отчего же? – Он влюблен! (Пьеро.)

Той девчонки нет прекрасней,

Той девчонки нет умней.

И Пьеро, ее вздыхатель,

Целый день поет о ней. (Мальвина.)

А сейчас открываем тетради и рисуем буратино, каким вы его представляете

буратино

Метапредметные (УУД)

коммуникативные :

Слушать и понимать речь других;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6. Рефлексия. Итог урока .

Молодцы, ребята сегодня все отлично поработали на уроке ,и настроение у ваяя я тоже думаю отличное. У вас на партах лежат смайлике, у кого отличное настроение покажите мне смайлик, у кого грустное, а у кого его совсем нет?

До свидание!

Личностные :

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.