Классный час: " Будь природе другом! ". Классный час «Мы и природа Классный час о природе

Учитель:

– Дорогие мальчики и девочки, сегодня мы не только поговорим с вами о природе – нашем общем доме, но и совершим виртуальное путешествие в один замечательный уголки нашего края.

Ученики:

Мы оставим дома развлечения,
Впереди у нас приключения.
Мы готовы природе помочь.
Она – мама. Я – сын, а я – дочь.

Конкурс “Собираемся в поход”

Учитель называет различные предметы, а дети хлопками отмечают только то, что им понадобится в походе.

Хлеб, миска, клюшка, кружка, погремушка, ложка, кошка, коньки, котелок, спички, будильник, консервы, мусорный пакет, зонтик, спальный мешок, стиральный порошок, линейка, скамейка, соль, утюг, фотоаппарат, веревка, компас, пылесос.

Ученики:

Рано утром встали,
Рюкзаки собрали.
Готовы уже идти,
Что там впереди?

Учитель:

– Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы отправимся.
Впереди особый дом.
Все необычайно в нем.
Бревнышки там не лежат,
А на вытяжку стоят.
А жильцов не сосчитать
Их не надо обижать! (Лес)

– И вот мы уже в лесу. Закройте глаза и прислушайтесь. (Учитель включает запись «Звуки леса». Дети несколько минут ее слушают.)

Задание 1.

Расскажите, какие звуки вам удалось услышать и, кто мог их издавать.

Задание 2.

Кого бы вы хотели увидеть в лесу?

Конкурс «Помогите разобраться»

Учитель или ученики зачитывают ситуации, а дети дают советы, как правильно поступить.

1. Витя шел с другом по лесной тропинке. Вдруг мальчики увидели ежика. Витя вспомнил, что ежи, как и коты, любят полакомиться мышами и решил взять зверька домой. «Вот мама обрадуется, что в доме появится «лесная» кошка!» – сказал он другу. Что на это ответил ему товарищ?

2. Три девочки собирали в лесу грибы. Корзинки медленно наполнялись съедобными грибами, которые девочки вырывали из земли руками. Подружки злились. И когда им попадались мухоморы, они сбивали их ногами. Все ли правильно делали девочки?

3. Туристы пришли в лес. Погода хорошая, настроение прекрасное, душа поет. Да и песен знают много. Пусть лесным жителям тоже станет весело. И запели ребята громко свою любимую походную песню. Как отнеслись к этому лесные жители?

Учитель:

– Люди приходят в лес в гости к животным и растениям и должны себя вести культурно, как в любых гостях. Это значит, с уважением и почитанием относиться даже к самым маленьким его жителям.

Ученик:

– А теперь привал.
Покушайте и загадки послушайте.
Кто сможет, отгадает.
А кто – нет, на ус намотает.

Загадки:

Серенькая спинка,
Длинненькие ушки.
Сплю всегда под елью,
А не на опушке. (Заяц)

Шляпка есть и ножка есть,
Но не лечь мне и не сесть.
А под деревом стоять
И тихонечко дремать. (Гриб)

Дерево колючее,
Сильное могучее.
К солнышку спешило,
Нижние ветки обронило. (Сосна)

Он вразвалочку идет,
Собирая в дуплах мед. (Медведь)

Высоко сижу,
Далеко гляжу.
Постучу, постучу
Короеда проглочу. (Дятел)

(Можно подобрать больше загадок)

Учитель:

– А теперь информация для любознательных ребят. (Можно подготовить фотографии или иллюстрации)

1. А знаете ли вы, почему у муравьеда нет зубов? (Любимая еда – муравьи и термиты, которых от просто слизывает языком).

2. А знаете ли вы, сколько поросят рождается у дикой свиньи? (До 10 поросят по 1,5 кг).

3. А знаете ли вы, где ночуют глухари? (Летом – около стволов деревьев, ну а зимой – в снежных норах. Чтобы выкопать такую нору, глухари падают с веток вниз).

– Хотите знать больше? Тогда много читайте, наблюдайте и делитесь интересной информацией друг с другом.

Ученик:

Для чего мы с лесом дружим?
Может он нам и не нужен?

Конкурс «Алфавит»

Учитель называет буквы в алфавитном порядке, а дети на каждую букву – дары леса. (Если не придумали не какую то букву, то ее можно пропустить)

А – арника горная
Б – боровики
В – волнушки
Г – грибы
Д – древесина
Е – ежевика и т. д.

Учитель:

– Значит, людям без леса не обойтись! Но все лесные беды, чаще всего приходят от людей. Они виновны в пожарах, бездумном уничтожении животных, беспощадной вырубке деревьев. А если бы лесные жители пришли в наши дома и вели себя так же? Что из этого вышло бы, даже страшно представить!

– Давайте напомним людям, что можно и чего нельзя делать в лесу и расставим соответствующие знаки, которые придумаем сами.

Конкурс “Запрещающие знаки”

Дети слушают название знака и описывают, каким он может быть и где его нужно поставить.

Не шумите!

Здесь можно отдыхать.

Не рвите цветы.

Опасное место.

Собирайте грибы правильно.

Не трогайте животных.

Не рубите деревья.

Учитель:

– Да, лес очень терпеливый! Он хоть и медленно, но залечивает свои раны. Люди обязаны в этом ему помочь. А что мы с вами можем сделать для леса? (Убрать мусор, посадить саженцы, подкармливать птиц и т. д.)

Учитель:

– Ну вот, мы сделали все, что смогли. Пора возвращаться домой. Давайте встанем и тихонечко выйдем из леса. (Дети встают и тихо переступают с ноги на ногу)

– Лес остался позади и можно немножко пошуметь.

Игра «Ходят, плавают, летают, прыгают»

Учитель называет животное, а дети показывают соответствующее движение: топают, гребут и машут руками и подпрыгивают.

Олень, карась, лиса, еж, кукушка, щука, рысь, заяц, комар, медведь, дикий кабан, ерш, сова.

Учитель:

– Чтобы идти было веселее и быстрее, давайте споем.

Конкурс «Песни о животных и растениях»

(Можно не полностью, главное, чтобы прозвучало название животного или растения. Если дети затрудняются, учитель помогает. Можно спеть одну песню, но полностью)

1. Вместе весело
2. От улыбки
3. Раз морозною зимой
4. В лесу родилась
5. В траве сидел
6. Маленькой елочке т. д.

Подведение итогов

– Где мы побывали?

– Что интересного узнали?

– С каким настроением домой вернулись?

Цели: расширить и углубить знания детей о живой природе; формировать любовь к природе, родному краю, стремиться сохранять и приумножать его богатство; воспитывать сострадание ко всему живому.

Оборудование: моноблок, доска интерактивная, проектор мультимедийный, презентация; пословицы “Лес не школа, а всех учит”, “Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади”, “По лесу ходи – под ноги смотри”; запись звуков леса; “Лесной марш” (музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского).

Ход классного часа

I. – Послушайте стихотворение и скажите о чём оно.

Эту истину знаю от роду
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу
Тот не любит отчизну свою.

– Почему нужно любить природу?

– Когда – очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было ферм заводов, фабрик. Не было техники и современного жилья.

Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далёкие предки преклонялись перед силой природы, чувствовали свою зависимость от неё. Но постепенно многое изменилось, у людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Более того, человек решил покорить природу. Вооружённый техникой, он вообразил себя всемогущим.

Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушение почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Оказалось, что люди по прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой. Погубив её, они погибнут сами.

Так кем же должен быть человек: сыном природы или её покорителем.

II. 1. – Давайте свами отправимся в лес. Послушаем голоса лесных обитателей, которые вам знакомы. Узнайте их! (Звучит запись звуков леса)

– Каких лесных птиц вы знаете?

– Каких птиц часто встречаете в городе?

– Назовите зверей – обитателей леса.

– Каких насекомых вы встречали, гуляя в лесу?

2. – Очень богат животный мир леса. Каждый обитатель живёт в ней своей жизнью, у каждого свои заботы. Замечали ли вы высокие холмики из сосновых и еловых иголок, которые чаще всего расположены под деревьями? Кто их строит?

– Гуляя с родителями в лесу, Света и Алёша увидели большой муравейник.

– Давай посмотрим, что внутри домика, – предложил Алёша.

– Давай, – с интересом ответила Света.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала:

– Если муравьи умели говорить, они бы сказали вам, что …

– Что сказали бы муравьи?

Муравьишки – торопыжки,
Не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке
Тащат зёрнышки и крошки.
Вот ячменное зерно…
Ох, тяжёлое оно!
Нужно летом потрудиться –
Всё зимою пригодится.
Муравью нельзя лениться,
Муравей живёт трудом:
И жучка, и гусеницу
Тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай
Ты его не трогай!

Али Бабоджан

– Я надеюсь, что в лесу вы будите вести себя как воспитанные люди. Вы никого не потревожите, никому не помешаете, а лес оплатит вам за доброту грибами, ягодами, а самым внимательным подарит осенью веточку с шишками и красивый букет из листьев.

3. – Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчики решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что заасфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава и цветы. “Как же быть? – задумались мальчики. – Можно ли здесь кататься”?

– Что вы посоветуете мальчикам?

4. – Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алёша вышел в коридор. Во время урока в школе было тихо. Алёша быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран, и большая струя воды текла в раковину, а брызги летели во все стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось – кран не закрывался. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс.

– Правильно ли поступил Алёша?

5. – Человек тесно связан с природой. Более того, в организме человека и растений происходят похожие процессы.

– Ребята, приходилось ли вам когда – нибудь поранить палей? Что вы видели при этом? (Кровь)

Посмотрите на свои руки и найдите на них вены. По нашим венам движется кровь, а помогает ей двигаться сердце. Приложите руку к груди и послушайте, как бьётся ваше сердце.

У деревьев тоже есть что – то вроде крови. Это сок. Он движется по стволу дерева, как кровь у человека. Сок похож на кровь, правда, он не красный, но помогает дереву расти, быть здоровым.

– Приходилось вам наблюдать весенний сбор сока?

– Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? А с деревом?

Нельзя забирать у дерева весь сок: оно может погибнуть!

– Ребята, как вы считаете, похожи ли люди на деревья?

(Руки похожи на ветви, туловище на ствол, ноги – на корень, большие деревья похожи на высоких людей и т.п.)

6. – Очень много загадок у природы: не хватит всей жизни, чтобы разгадать. Много можно узнать в лесу, если сидеть тихо и смотреть зорко, а если посидеть подольше и посмотреть позорче – не то ещё увидишь. Ведь кругом нас такие удивительные тайны и чудеса.

– Я предлагаю вам отгадать загадки.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём. (Лес)

– А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тыс. наименований: пищевые продукты, витамины, строительные материалы, сырьё для химии, корм для скота, лекарственные продукты, лечебный воздух… Все леса земного шара производят около 40 трлн. кислорода в год.

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту – в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

– Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Дерево обогащает воздух кислородом.

Она весну встречает,
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице в полоску
Ты узнаёшь … (Берёзку)!

– Берёза даёт много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая берёза, повреждённая топором, может потерять а весну до200 л сока.

Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

– Дубы достигают 40–50 м высоты, 100–150 см в обхвате. Живут 500–1000 лет.

– А вот другое дерево рассказывает:

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

– Одно взрослое дерево липы даёт в среднем 70 кг мёда. Живёт дерево 300–400 лет.

Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

– Зимой рябина кормит птиц. Полезны её поды и для человека.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела.
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

– Лесная красавица с древних времён лечит людей.

– Молодцы! Мы с вами разгадали не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, разнообразные путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров; 97 % лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5–7 лет.

Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более двух лет, консервная банка – до 100 лет, полиэтиленовый пакет – более двухсот лет, более 1000 лет.

Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережём
Наш земной природный дом.

– Давайте объясним смысл пословиц

“Лес не школа, а всех учит”

“Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади”

“По лесу ходи – под ноги смотри”

– Будем беречь, и любить всё живое. Запомните, что вы тоже частица природы. Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни муравья. Не обижайте друг друга.

Звучит “Лесной марш” (музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского).

Максимова Анастасия Александровна

МБОУ «Кошки_ Новотимбаевская ООШ имени И.Я. Яковлева учитель английского языка, классный руководитель 6 класса
Классный час на тему: "Природа и мы!"

Цель: формирование ответственного отношения к природе.

    способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры;

    познакомить с правилами поведения на природе;

    Рассказать детям о Красной книге, некоторых животных, внесенные в нее.

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!

2.Вводная часть классного часа.

Наша планета – Земля

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клены, березы и елки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчелки.

3. Вступительное слово учителя.

Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в Росси.

Природа – это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым,

Хотим мы в доме том жить вовеки.

Природа - это дом под снегом и дождем.

В любой мороз и зной устроен он на славу.

Храните этот дом, в котором мы живем,

На этот мирный дом имеем право.

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

    На нашем шаре на земном,
    Где мы родились и живем,
    Где в травах летняя роса
    И голубые небеса,
    Где море, горы, степи, лес –
    Полно таинственных чудес.

4.Беседа о Красной книге.

– Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли. Сегодня мы с вами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем?

Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной? Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета.

Дети читают стихотворение.

Охраняется книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга – Красная!

Значит, нельзя терять даже мига,

Все живое хранить зовет.

Пусть зовет не напрасно

Красная книга. Красная книга!

И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле.

Исчерпаем все океаны

Исчерпаем все на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид,

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.

Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал опасности.

Познакомимся немного с содержанием Красной книги.

Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.

Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.

Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.

На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.

Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.

На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе

Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Ребята, а сейчас по очереди назовите правила поведения в лесу, согласно знакам:

    Не рви цветы.

    Нельзя разорять муравейники.

    Не ломайте ветви деревьев и кустарников.

    Не повреждай кору деревьев.

    Нельзя брать яйца из гнезд.

    Не разводите костер в лесу.

    Не сбивайте грибы, даже не съедобные.

    Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.

    В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

    Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

7.Работа над пословицами и поговорками.

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней.

Давайте продолжим пословицы.

Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины.

8. Итог классного часа

Учитель: Хотя человек и считает себя царём Природы, но он только маленькая её частичка. Он зависит от того, светит Солнце или нет, какова температура воздуха, идёт ли дождь, есть ли рядом чистая вода для питья, сильно ли загрязняют атмосферу миллионы автомобилей… Зависит человек и от тех, рядом с кем он живёт на Земле, - от зелёных растений, самых разных животных, птиц, рыб, насекомых, мельчайших организмов…Одни служат нам пищей, другие добавляют в воздух кислород и очищают его от углекислоты и пыли, третьи способны вызвать страшные болезни и…защитить от них, четвертые вроде бы и ни к чему, но и без них, оказывается, в Природе будет не хватать какого-то «винтика», и всё может просто напросто развалиться… Но как мы зависим от Природы, так и она зависит от нас. Человек слишком долго не обращал внимания на то, что, уничтожая животных, вырубая леса, распахивая почву, он изменяет природу. И не всегда в лучшую сторону! Даже сегодняшняя польза завтра может обернуться огромным вредом. Об этом мы говорим на классных часах и внеклассных мероприятиях, проводимых в классе.

Кроме этого, ребята класса очень любят инсценировки на экологическую тему. Очень часто мы посещаем детский сад с постановками «Природа и здоровье».

А ещё в нашем классе действует специальная группа ребят-корреспондентов, которые занимаются подбором материалов на экологическую тему, составлением сценариев. Эти же ребята сочиняют стихи и сказки, публикуют свои статьи в местной газете «Авангард» и школьной газете, проводят конкурсы и викторины не только в своём классе, но и в других классах. «Корреспонденты» занимаются сбором информации об особо охраняемых памятниках природы нашего района и сочиняют стихи на данную тематику. Вот одно из них:

Есть у нас в Тетюшах

Долгая Поляна,

Место заповедное

Всеми охраняемо.

Здесь растут растения

И живут животные,

О которых жители

Очень все заботятся.

Не обидят бабочки,

Не сорвут цветочка,

Знают в заповеднике:

Осталось их немножко.

В Книгу Красную

Их заносят снова

И задача каждого:

Возродить былое!

Помоги природе

Ты, дружок, сегодня

И поймёшь ты позже

Сколько сделал для народа.

КЛАССНЫЙ ЧАС: "Природа-наша жизнь" для учащихся 5-6-х классов

Мы каждый день живём, дышим, любим, творим, дерзаем. Жизнь идёт полным ходом. Но нас окружает наша природа, в суете нашей каждодневной жизни мы порой не замечаем, как красивы деревья, пейзажи за окном, в чём красота дождя, людей. А ведь человек- это тоже часть природы. Именно он должен беречь её и умножать её богатства. У нас красивые реки, поля, горы, леса, долины, моря и океаны. Всё прекрасно и красиво. но как всё это сберечь? Надо, чтобы всё это великолепие стояло веками, чтобы люди всех поколений наслаждались этой красотой. В материале классного часа разбираются хорошие, на мой взгляд, экологические ситуации.Есть экологическая викторина.Есть цитаты о природе, которые учащиеся должны понять и сказать, что они обозначают. Этот классный час имеет огромное воспитательное значение, он воспитывает у учащихся любовь к природе, желание сделать что-нибудь хорошее: посадить дерево или построить скворечник, помочь раненой собаке или птице, воспитывает в детях чуткость и доброту по отношению к животным и природе в целом. Дети должны знать, что можно, а что нельзя, какие действия плохие, а какие хорошие по отношению к природе.

Цель: формировать у учащихся любовь к природе, воспитывать охранять природу, уметь представлять себя в необычайных ситуациях и уметь найти выход.

1. Учитель: Постепенно загрязняются воздух, реки, поля, вырубаются леса – природа нашей планеты нуждается в надёжной защите.
Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. Замечая некоторые природные явления и закономерности, люди предсказывали прогнозы погоды, стихийные бедствия, да и просто знали, когда сеять, а когда убирать урожай.
Природа - друг человека. Но вы должны помнить о том, что она живая, что она всё чувствует.
Природа – сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь – и перед вами раскроется жизнь, таинственная и необычайная, которой вы раньше не замечали. Природа радует нас и удивляет. Только мы должны любить и охранять этот загадочный мир.
Воздух, вода, пища – это те ресурсы нашей жизни, которые мы берём у природы. Берём и ничего не даём ей взамен. Благополучие и качество жизни – это не только крыша над головой, автомобиль, добротная одежда. Но это ещё и то, без чего люди не могут жить, - чистый воздух, чистая вода, свежая зелень, солнечные лучи…
2.Вопросы учащимся: приходилось ли вам помогать животным или растениям? какое значение в вашей жизни имеют цветы? как влияют изменения окружающей среды на здоровье человека? Какое значение для нас имеют птицы? Расскажите об экологической ситуации в вашем районе.
3. Учитель: Многим людям книги с детства помогли понять и полюбить удивительный мир природы. Послушайте отрывок из книги Н. Сладкова «Под шапкой невидимкой».
« ---- Была я, Дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня, как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток - хоть в костёр головой. Хоть бы ты за меня заступился.
- Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень жёлуди с меня сбивали – камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной». Эти деревья хотели расти, чтобы люди ими любовались.
Вопросы:
1. Прослушав этот маленький отрывочек, почувствовали ли вы боль живого существа, боль этих двух деревьев?
2. Почему эти деревья стали такими несчастными и кто в этом виноват?
3. Что нового вы узнали для себя из этого произведения?
(Ребята по очереди отвечают)
Экологические ситуации: 1.Представьте себе, что вы в лесу увидели не погасший костёр. Что вы будете делать и почему?
2. Вы гуляете по парку и увидели, что маленький птенец выпал из гнезда. Ваши действия?
3. Вы гуляете по городу и заметили, что в одном дворе ребята построили большой и красивый скворечник, и к нему подкралась кошка. Что вы будете делать?
4. В лесу вы увидели развороченный муравейник. Ваши действия?

5.Пересохла речка, и вы увидели в иле икру какой – то рыбки или лягушки. Что вы можете в этом случае предпринять?
6.Если, гуляя в лесу, вы увидели, что кто-то оставил много мусора, что вы
можете сделать?
7. Что делать, если человека укусила змея или гадюка?
8.У вас во дворе росло красивое дерево, и его сломали. Что нужно делать?
9. Около реки находится фабрика. Грязную воду с фабрики выливают в реку. Что может случиться из-за этого?
4. Учитель: Вы хорошо справились с заданием, нашли правильные выходы из ситуаций. А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Вопросы: 1. По какому цветку можно сверять часы? (По кувшинке: в 8 утра она раскрывается, а в 19.00 закрывается и опускается в воду)
2. Чем полезна черёмуха? (Убивает микробы)
3. Чем полезны листья мать – и – мачехи? (отвар из листьев помогает при сильном кашле)
4. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
(Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закрывают все входы в него)
Меньше стало муравьёв – будет ливень. Если во время хорошей погоды муравьёв мало видно – жди ненастья. Муравьи прячутся в гнёзда- к грозе.
5. Назовите самую большую ягоду (Арбуз)
6. Какие вызнаете раннецветущие растения, которые занесены в красную книгу? (Подснежник, прострел луговой, купальница европейская, первоцвет высокий)
7.Назовите лекарственный цветок, на лепестках которого гадают (Ромашка)
8.Назовите растение, которое узнает и слепой (Крапива)
9. Как и чем питаются лягушки? (Насекомыми, пауками, которых ловят языком)
10. Как узнать по стволу дерева, сколько ему лет? (Посчитать кольца)
4. Учитель: Охранять природу – значит любить и хранить Родину. Ведь Родина и природа неотделимы друг от друга. Присматривайтесь к природе, любуйтесь окружающей нас красотой.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Ббочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пстыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
(М.Дудин)

5. Цитаты о природе.
Все хорошо в природе, но вода – краса всей природы. С.Т. Аксаков
Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей. В. Бианки
Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире В. Бианки
Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле. Леонардо да Винчи
Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека. Вольтер
Материнства не взять у Земли,
не отнять, как не вычерпать моря. В. Высоцкий
Путешествовать, наблюдать природу, улавливать ее тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить. Ф. Геблер
Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны свои не выдает. И.В. Гете.
Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них. И.В. Гете
Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И.В. Гете.
Источники:
1. Литература: Сладков Н. И. Дети радуги,- М.1981 год.
Талызин Ф.Ф. Секреты природы,- М.1973.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

Тема: Наш мир и природа

2010 г.

Форма воспитательного мероприятия: классный час

Тема: «Наш мир и природа»

Цель: Познакомить учащихся с понятием «культура мира» и раскрыть её составляющие; показать значимость образования в формирование у учеников положительной Я – концепции, позитивного отношения к окружающему миру; показать отрицательное воздействие людей на природу; формирование бережного, заботливого отношения к природе; способствовать воспитанию нравственно - эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания, культуры.

Задачи мероприятия:

    Воспитание экологической культуры поведения в природе.

    Активизация познавательной деятельности детей, развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, связанной речи, умение рассуждать и делать аналитические выводы.

Участники:

Оборудование: Волшебный пакет; сундучок; коробочки с горошинами; плакаты «Природа»; мячи; бумажные цветы; аудио; зелёный конверт; бумага А- 4, фломастеры.

Методы и приемы, исполь зуемые в ходе мероприятия: беседа, игра «Собери голос» игра «Волшебный пакет», игра «Зелёный друг», метод самовоспитания – рефлексия.

Классный час «Наш мир и природа»

Ход занятия.

1.Организационный момент

Приветствие гостей и друг друга

- Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать на классном часе.

2. Разминка.

Сначала я хотела бы вас спросить: какие голоса мы различаем? (громкие, тихие). Каким голосом вы разговариваете во дворе или во время перемене? А что происходит с нашим голосом, когда мы приходим в класс и начинаем работать. Почему в классе нужны тихие спокойные голоса?

- Хорошо. Я принесла красивый сундучок. Давайте мы на время занятия сложим в него наши громкие голоса, чтобы они никому не мешали.

3. Основная часть.

Детям раздаются горошины в коробочках.

- Рассмотрим горошину. На что горошина похожа? (Она похожа на нашу планету Земля, такой она видится из космоса).

- Что видите на этой маленькой копии планеты Земля?

- Как каждому из вас живется на Земле?

- Кто знает, сколько таких «Я» живет на Земле? (5 млрд.) Каждый человек – это целый мир. Одинаковых людей нет. И каждый с годами должен становиться лучше. Всем 5 млрд. человек хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. Но не каждый из нас бережет и сохраняет нашу планету и природу. С уществует два мира: мир заботы, добра, любви и мир глупости, плохого отношения к природе. Мы должны понять, в каком мире будем жить. Какой мир строить нам.

Игра «Волшебный пакет»

Заранее изготовляются символические рисунки природы (листья, цветы, облака, солнца). Все эти макеты означают бережное отношение к природе. Изготовляются чёрные капли, которые обозначают негативное отношение к природе. Воспитатель демонстрирует всё, что будет находиться в пакете. Заранее делается пакет с потайным отделением. Для этого берется обычный пакет для подарков. На дно приклеивается дополнительный слой бумаги так, чтобы получился потайной кармашек. Все макеты природы демонстративно кладутся в пакет, но чёрные капли аккуратно засовываются в дополнительное отделение. Во время игра, воспитатель проходит по рядам, дети засовывают руку в пакет и вытягивают символические рисунки природы. Количество рисунков надо рассчитать так, чтобы все хорошие макеты были к концу конкурса разобраны.

А сейчас мы с вами обратимся к волшебному пакету, мы уже когда- то обращались к нему. И именно волшебный пакет подскажет нам, из какого мира мы с вами, из мира заботы и бережного отношения к природе или наоборот.

В этот пакет я сейчас положу вот такие жёлтые солнышки, зелёные листики, красные цветы и облака, которые говорят о заботливом и бережном отношении к природе. Попадут в наш пакет и чёрные капли, которые свидетельствуют о плохих поступках по отношению к природе. И волшебный пакет подскажет нам, какие мы с вами. Как мы относились и относимся к нашей природе.

Дети по очереди вытаскивают из пакета солнышки, цветы, облака и листья. А все черные капли остаются в пакете.

Вот чудеса! Смотрите, у вас только картинки, обозначающие бережное отношение к природе. Ну-ка посмотрим! (Воспитатель засовывает руку в пакет и из потайного кармашка вытаскивает все чёрные капли и показывает их детям ) Ребята! Все чёрные капли в пакете! Вот так чудеса! Это означает, что в нашем классе нет детей, которые плохо относятся к природе, не берегут её. Давайте все дружно похлопаем в ладоши, чтобы это волшебство не исчезло, и вы всегда только бережно относились к природе.

- Без чего жизнь людей на планете совершенно невозможна?

- Каким должен бать человек, способный сохранить всё живое на Земле?

- Сберечь Землю сможет человек образованный, добрый, внимательный.

Игра «Движение Земли». Физкультминутка.

У меня в руках 3 шарика. Сейчас каждый ряд получит по шарику. Необходимо будет передать шарик назад на вытянутых руках, не поворачиваясь. Ряд, который первым выполнит задание выигрывает.

А сейчас мы поиграем в игру «Зеленый друг».

Из конверта зеленного цвета учитель достаёт ситуации, читает их вслух, ситуации разбираются вместе с детьми.

Ситуация 1. Коля пришёл гулять с мамой в парк, мальчику всегда очень нравилось в парке, он любил там играть. Сегодня он играл в очень интересную игру с мальчишками, все мальчики нарвали себе веток с деревьев и кустов и бегали друг за другом с большим удовольствием и радостью

Не ломай веточки деpевьев и кустаpников . Листочки участвуют в дыхании pастения. А вы знаете, что pастения питаются "из воздуха" с помощью листьев. Листья выделяют кислород, задерживают пыль.

Ситуация 2 . Однажды, когда Артём гулял в лесу и собирал шишки, он увидел красивую ель. Мальчик взял гвоздь и нацарапал своё имя на дереве.

Не повpеждай коpу деpевьев! Ребята неpедко выpезают на коpе деpевьев надписи, напpимеp, свои имена, делают дpугие отметины. Это наpушает кpасоту пpиpоды и очень вpедит деpевьям (чеpез pанку вытекает сок, могут пpоникнуть под коpу микpобы и гpибы-тpутовики, котоpые вызывают заболевания и даже гибель деpева).

Ситуация 3. В воскресенье Катя отдыхала с родителями на природе. После замечательного отдыха они собрались и поехали домой, так и не убрав весь мусор, оставшийся после них.

Не оставляй в лесу, паpке, на лугу, у pеки мусоpа. Никогда не выбpасывай мусоp в водоемы. Это одно из самых пpостых и в то же вpемя самых важных пpавил. Мусоp, оставляемый людьми буквально повсюду, обезобpаживает лицо пpиpоды. Выбpасывая мусоp в водоемы ли даже пpосто оставляя его на беpегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья дpугим людям.

Ситуация 4. Однажды мальчики гуляли во дворе, и на одном из деревьев они обнаружили гнездо птицы, там были маленькие птенчики. Мальчики радостно подбежали к гнезду и начали бросать в него камни. Потом один из них залез на дерево и стал брать маленьких птенчиков в руки.

Не подходи близко к гнездам птиц и н е pазоpяй птичьи гнезда. По твоим следам их могут отыскать и pазоpить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не пpикасайся к нему, сpазу же уходи. Иначе птицы-pодители могут насовсем покинуть гнездо.Не лови и не уноси домой здоpовых птиц и звеpей. В пpиpоде о них позаботятся взpослые животные. Особенно часто дети пpиносят домой или в класс уже опеpившихся, но не умеющих летать птенцов, котоpых они считают "выпавшими из гнезда". Обычно это оказываются так называемые слетки, т.е. птенцы, уже покинувшие гнездо (слетевшие с него) и подpастающие, котоpые учатся летать. Родители подкаpмливают их. Пойманные pебятами птенцы, как пpавило, быстpо погибают в неволе.

Ситуация 5. Сегодня дети весело провели время, они подожгли траву на лужайке и радостно бегали, видя как горит чудесная лужайка.

Не жги траву на лугу . Весной с сухой тpавой обгоpают pостки молодой тpавы,погибают подземные части многих pастений, в pезультате некотоpые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожаp может пеpекинуться на лес, на постpойки человека.

Ситуация 6 . Девочка Оля гуляла во дворе, и нашла муравейник, она с больши любопытсвом наблюдала за муравьями, а когда мама позвала её домой она растоптала муравейник и побежала к дому.

Не pазоpяй муpавейники. Есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т.е. детишками. Как бы вы их назвали? Это няньки. Есть рабочие муравьи, они строят муравейник, таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять .

Вот так вот бывает, к сожалению, мы не всегда, совершая плохие поступки, и принося вред нашей природе, задумываемся над этим. А надо всегда помнить о том, что один наш неверный шаг, приносит огромный вред нашему миру и природе.

4. Заключительная часть.

Работа с плакатами

Показать наглядно детям, что будет с природой если не выполнять все правила поведения на природе .

Посмотрите на горошину. Сумели ли вы её сохранить? Она могла раскрошиться, потеряться. Так же трудно сохранить наш мир. Эта горошина поможет вам вспомнить наш разговор, почувствовать спокойствие, тепло, добро, радость, если вам будет одиноко. (На следующее занятие мы узнаем, кто сохранил горошину).

Рефлексия “Букет цветов”

Детям прелагаются цветы, высказывая своё мнение они вешают свой цветочек на стену.

Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь наш мир и природу, беречь нашу Землю. А теперь давайте поделимся с друг другом, что мы вынесли с нашего сегодняшнего занятия. Понравилось нам сегодня занятие или нет. Над чем задумались.

Песня “ Солнечный круг, небо вокруг”

- Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не роззоряйте гнезда!Пусть каждый из вас сделает чтото доброе и хорошее для нашего мира.Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли.

Давайте будем

Беречь планету!

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Во все Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать Без нас она?