Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов». ''А мы имеем ум Христов'' А мы имеем ум Христов

В Библии есть стихи, которые мы читали неоднократно. Но спустя какое-то время, читая их вновь, нам кажется, что мы никогда раньше этих строк не встречали. Когда я прочитал текст из 1 Кор. 2:14–16, то у меня было чувство, будто это место я увидел впервые. Как ап. Павел мог так удивительно написать: «А мы имеем ум Христов»!

Самое раннее упоминание о человеческом мозге пришло из Египта. Пять тысяч лет назад египетский хирург, изучая глубокую рану на голове у одного из солдат, увидел серое желеобразное вещество. Спустя три тысячелетия, приблизительно в 180 г. по Р. Х., греческий врач Гален стал первым, кто засвидетельствовал и документально обосновал последствия поражения головного мозга. Начиная от самых первых медицинских исследований и до наших дней, специалисты не перестают удивляться строению головного мозга человека. Учёные, занимающиеся педагогикой постоянно задаются вопросом: « Какие процессы протекают в мозге человека, что там происходит, когда человек погружается в процесс образования».

За всю историю нашей земли было поистине несколько выдающихся «умов», которые внесли большой вклад в развитие человечества. Без сомнения, одним из них – был Христос. Он и сегодня продолжает восхищать людей, выдающимися способностями Своего разума.

Совершенно очевидно, что Иисус знает все, и нет ничего такого, что было бы для Него тайной. Его Божественность выходит за пределы нашего понимания. Тем не менее человеческая природа Христа проливает на нас потоки света, из которых мы можем извлечь множество уроков.

Разум под влиянием Святого Духа. Прежде всего, контекст стиха 1 Кор. 2:16 указывает, на то, что разум Христа был одухотворённым. Библия говорит о том, что все, имевшее отношение к жизни и служению Христа, было направляемо Духом Святым. Его зачатие (Лк. 1:35), крещение (Лк. 3: 21,22), опыт в пустыне (Мф. 4:1), праведная жизнь (1 Тим. 3:16), служение (Мф. 1: 23–25), чудеса (Мф. 12:28), воскресение (1 Петр. 3:18), а также образ мыслей определялись влиянием Святого Духа.

В Библии духовное противопоставляется греховному. Мы можем найти огромное количество прилагательных, описывающих греховное сознание: «нечестивое» (Притч. 21:27), «ожесточенное до дерзости» (Дан. 5:20), «плотское» (Рим. 8:7; Кол. 2:18), оскверненное (Тит. 1:15). В Рим. 8:5–14 греховный разум характеризуется как «вражда против Бога», и он «закону Божию не покоряется». Плоды греховного разума – «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство». С другой стороны, духовный разум присущ Богу. Он производит плод Духа. Плод же Духа – «любовь, радость, мир, долготерпение» (Гал. 5:17–25). Человек, обладающий духовным разумом помышляет о добром, или, как говорит апостол Павел, о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Флп. 4:8).

Удивительный разум. У Иисуса был уникальный разум – пытливый и познавательный. Из истории, записанной в Лк. 2:42–50, мы видим, что Иисус, помимо духовного сознания, обладал стремлением слушать и познавать. Как повествует Лука, Иосиф и Мария нашли Иисуса в храме «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их». И каждый, кто слушал Его, «дивился разуму и ответам Его» (Лк. 2:46,47). Далее в этой главе Лука говорит, что Иисус «преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк 2:52).

Сострадательный разум . Иисус проявлял сострадание, о чём мы читаем в Мф. 9:36: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря». Чувство сострадания побуждали Христа совершать милосердные поступки в отношении своих современников. История о добром самарянине показывает взаимодействие ума и сострадания. Любить Бога «всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» означает возлюбить ближнего своего, как самого себя (Лк.10:25–37). Христос проявлял сострадание вплоть до самого конца Своей жизни. Даже испытывая мучения на кресте, Он «говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19: 26,27).

Разум, ориентированный на миссионерское служение . Разум Иисуса был сконцентрирован на миссионерском служении. Божий Сын оставил Свой «мир», Свою «страну», Свою небесную «семью» и пришел на землю чтобы спасти грешников (Мф. 1:21; 18:11; Лк. 19:10). Во время Своего миссионерского служения Ему предстояло «проходить через Самарию», чтобы встретиться с самарянкой (Ин. 4:4), пройти «через Иерихон», чтобы встретится с Закхеем (Лк.19:1). Иисус как истинный миссионер ходил по всей Галилее, «уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия» (Мф. 4:23). И как подлинному миссионеру Ему надлежало «пострадать… и войти в славу Свою» (Лк. 24:26).

Смирение и жертвенность Христа . Разум Христа был полн смирения и готовности к самопожертвованию. Стихи Писания, которые лучше всего это иллюстрируют, записаны в Флп. 2:2–8. Павел пишет: «По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

Эти стихи говорят нам, что Христос был смиренным, ибо Он стал одним из нас. Смиренный разум побуждает оказывать помощь, призывая думать о других людях и их интересах. Самопожертвование, подразумевает готовность помогать и жертвовать «даже до смерти». Как трудно это все понять! Но Бог желает, чтобы его дети имели «ум Христов».

Как приобрести «ум Христов»? Павел, отвечая на этот вопрос, предлагает нам несколько иллюстраций. В Рим. 12:2 мы читаем: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего». Мы приобретаем ум Христа, когда происходит сверхъестественное преобразование нашего собственного сознания. Это преобразование – метаморфоза, происходящая ежедневно. «Я каждый день умираю», – пишет Павел в 1 Кор. 15:31. В 11-й главе Послания к Римлянам Павел использует еще одну иллюстрацию. Он задает тот же вопрос римлянам, с которым обращался к коринфянам: «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим.11:34). Только соединяясь и пребывая со Христом, мы приобретаем Его ум и характер. Мы также приобретаем ум Христа, когда взираем на Него (2 Кор. 3:18).

Все эти примеры указывают нам на необходимость близких отношений со Христом. Почему же так важно иметь «ум Христов»? Елена Уайт отвечает: «Мы никогда не увидим Царство Небесное, если не будем иметь ум и дух Христов. Поэтому подражайте Христу как Образцу везде: дома, на работе и в церкви» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 336). Другими словами, достижение «ума Христа» связано с нашим спасением. Сегодня нам необходимо думать и действовать так, как если бы мы думали и действовали, находясь в Царстве Небесном.

Археологические музеи мира содержат огромное количество бесценных экспонатов, связанных со Христом. Многие религиозные организации гордятся тем, что обладают самыми известными реликвиями. Утверждают, например, что в римском соборе Санта-Мария-Маджоре хранятся пять частей от яслей Иисуса Христа. Заявляют, что в часовне Сен Шапель в Париже находится терновый венец Христа. Служители Трирского кафедрального собора в Германии настаивают, что являются хранителями плаща, в который был одет Христос, идя на распятие. Священноначалие Туринского Собора - заявляет о наличии в нем плащаницы – погребального покрова Иисуса… А апостол Павел говорит, что мы имеем «ум Христов». Заметьте, не мозг самого Павла, или какого-то другого апостола, Соломона или Аполоса, но «ум Иисуса Христа»! При этом необходимо понять, что иметь «ум Христа» важнее, чем просто знать И.Христа.

Адвентистское образование служит именно этой цели, помогая нашим детям и учащимся получить такой же разум, как у Иисуса Христа. Многие современные христиане сохранили христианскую этику, христианскую практику и христианскую духовность, но их разум перестал быть христианским. Иными словами, большинство современных христиан ценят религию за ее моральные и духовные качества, но как мыслящие существа они поддались секуляризму. Они мыслят не по-христиански.

Адвентистское образование является частью Божьего плана спасения, воспитания характера и подготовки к служению Богу и людям. Цель этого образования – помочь молодым людям не только обсуждать и думать о христианских проблемах, но научить их мыслить похристиански (так, как мыслил Христос), решая любые вопросы повседневного существования.

АДВЕНТИСТСКИЙ ВЕСТНИК / №2-2009

. И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости.

Не только, говорит, в ученики Евангелия избраны были люди не мудрые и не знатного происхождения, но и сам проповедник Евангелия пришел, возвещая вам «свидетельство Божие» , то есть Христову, без красноречия и мудрости человеческой. Заметь же, что и проповедник был человек простой и необразованный, и предметом проповеди были крест и смерть, и однако одержали победу. Итак, явно, что неизреченна та сила, которая все это сделала. Что же? Неужели Павел, если бы и захотел, не мог придти с мудростью? Он сам не мог, потому что действительно был человек простой и необразованный; но Христос, Который даровал ему и большее, мог: только это не было выгодно для проповеди. Ибо для Христа больше славы в том, что Он победил других простотой Павла, чем в том, если бы достиг сего мудростью и красноречием.

. Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.

И Христос, говорит, хотел сего, то есть чтобы я был человеком простым, да и сам я признал за хорошее – вовсе не знать внешней мудрости, а знать только то, что был распят, и уметь проповедовать вам о Нем.

. И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.

Не только, говорит, я пришел к вам бедным по слову, но и жил между вами в немощи, и страхе и трепете, то есть среди гонений, искушений и бесчисленных опасностей. Ибо сам он как человек боялся опасностей, даже трепетал их; посему и достоин большой похвалы, что, будучи с нами одного естества, превзошел нас своей волей. Выше сказанными словами он показывает могущество Христа, то есть что Он преодолел столько препятствий, и вместе низлагает гордость коринфян, полагавшихся на мудрость, богатство и силу.

. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы.

Проповедь моя, говорит, не была убрана внешней убедительностью и красноречием, но состояла «в явлении духа» , то есть доказательством имела Самого Духа Святого. Это значит или то, что апостол, чрез благодатное служение Слову, внушал веру своим слушателям необыкновенным каким-нибудь образом, или то, что он творил знамения и чудеса; ибо прибавляет: "и силы" , то есть знамений. В самом деле, видеть мертвых воскресающими было сильным доказательством истины веры. Но так как и демоны производят знамения чрез наваждение, то апостол присовокупил слово "силы" , сказав наперед "Духа" , показывая сим, что его знамения зависели от Святого Духа. Впрочем, слово "силы" можно понимать и иначе, ибо, сказав пришел не в "мудрости" , но в "немощи" , слова «в явлении духа» относит к мудрости, а слово "силы" противополагает немощи, как бы так говоря: хотя я терпел гонения и сечен был бичами, но оказался еще сильнее, а это служит величайшим доказательством для слова.

. Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

Мудростью человеческой называет убедительность и красноречие, а под силой Божией, как выше показано, разумеет укрепление немощных и гонимых, также явление знамений. Сими-то средствами утверждаема была, коринфяне, вера ваша, – не способностью выражаться убедительно и красноречиво, но силой Божией.

. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих

Выше назвал проповедь безумием, потому что так называли ее эллины. Но, доказав самым делом, что это истинная премудрость, наконец, смело называет и проповедь о Христе премудростью и спасение крестом; ибо истребить смерть действительно есть дело величайшей премудрости. «Совершенными» называет верных; ибо они точно совершенны, потому что, презрев все земное, стремятся к небесному. «Мудростью века сего» называет мудрость внешнюю, так как она временна и оканчивается вместе с сим веком; «властями века сего» именует не демонов, как думали некоторые, но мудрецов, ораторов, риторов, которые были вместе с вождями и начальниками народа. Поскольку же и они временны, то называет их «властями века сего» и «преходящими» , то есть прекращающими бытие, а не вечными.

. Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную.

Тайной называет проповедь о Христе. Ибо она и проповедь и вместе тайна, потому что и ангелы не знали о ней прежде, чем она была возвещена (), и мы, – видя в ней одно, разумеем другое: так я вижу крест и страдание, а разумею силу, слышу раба, а поклоняюсь Владыке. Сокрыта сия премудрость от неверующих совершенно, но для верных только отчасти; ибо видим ныне, как в зеркале ().

. Которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей.

Словом «предназначил» указывает на любовь Божию к нам. Ибо тот истинно любит нас, кто уже задолго готов был благодетельствовать нам. Так и Бог прежде веков предназначил нам спасение крестом, спасение, составляющее величайшую премудрость. Сказал «к славе нашей» потому, что Он сделал нас причастниками славы. Ибо вместе с Господом быть участниками в сокровенной тайне составляет для раба славу.

. Которой никто из властей века сего не познал.

Князьями называет здесь Ирода и Пилата. Не будет, впрочем, ошибки, если разуметь и первосвященников и книжников. Слова « века сего» выражают, как и выше показано, их временную власть.

. Ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.

Если бы они знали сокровенную, как выше сказано, премудрость и тайны божественного домостроительства, именно тайну вочеловечения Божия, тайну креста, тайну призвания и усвоения язычников, тайну возрождения, усыновления и наследия Царства Небесного, одним словом – все тайны, открытые апостолам Духом Святым, так же и первосвященники если бы знали то, что город их будет покорен и они сами будут отведены в плен: то не распяли бы Христа. Христа назвал здесь «Господом славы» . То есть поскольку почитали крест чем-то бесчестным, то показывает, что Христос нисколько не потерял Своей славы чрез крест, напротив, еще более прославился, потому что чрез крест яснее обнаружил Свое человеколюбие. Итак, если они не узнали, то надлежало отпустить им сей грех? Да; если бы они после сего раскаялись и обратились, то им отпущен был бы грех, подобно как и Павлу, и другим из евреев.

. Но, как написано.

Недостает слов: «так и случилось». Апостол во многих местах употребляет фигуру опущения.

. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Что же приготовил Бог любящим Его? Познание Христа и спасение вочеловечением. Этого ни глаз человеческий не видал, ни ухо человеческое не слыхало, ни сердце человеческое не представляло. Пророки же не человеческими глазами видели, и не человеческими ушами слышали, и не человеческим умом понимали откровения о Христе (), но все у них было божественное. Ибо сказано: «Господь... приложил мне ухо» (), то есть духовное, и другое сему подобное. А кто любящие Бога? Верные. Где, далее, написано это изречение? Может быть, и действительно оно было написано этими самыми словами, но теперь этой книги нет, а может быть, премудрый Павел выразил этим изречением следующие слова: «они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» ().

. А нам Бог открыл это Духом Своим.

Кто-нибудь мог спросить: если не приходило на сердце человеку, то как вы узнали об этом? Отвечает: Бог открыл нам Духом, а не человеческой мудростью. Ибо она и не достойна была, и не могла видеть тайн Божиих.

. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

Таково, говорит, было это таинство и столь сокровенно что мы не могли бы познать его ни от кого, если бы не научил нас Дух, который знает и глубины Божии. Слово «проницает» показывает не неведение, но совершенное знание, подобно как и об Отце сказано: «Ты испытуешь сердца» (), вместо: знаешь глубину сердец. Можно и так понимать: говорится, что Дух проницает тайны Божии, в том смысле, что Он услаждается созерцанием их. Совершенное знание Духа показывает и в последующих словах. Ибо как человеческий дух знает, что в человеке, так, говорит, и Дух Божий; знает, что принадлежит Богу. Отсюда узнаем, между прочим, что Дух не иной сущности в сравнении с Отцом, подобно как и дух человека не иной в сравнении с человеком.

. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога.

Духом мира сего назвал человеческую мудрость. Не эту мудрость мы приняли, для того, чтобы она не сделала нашей проповеди тщетной и бесполезной; нет, учителем нашим был Дух "от Бога" , то есть существо, единосущное Богу, происходящее из Его сущности.

. Дабы знать дарованное нам от Бога.

Дух, говорит, есть свет, и сей-то свет мы приняли, чтобы, просвещаясь от него, узнали сокрытое доселе. Что же это такое? «Дарованное нам от Бога» , то есть все, что относится к домостроительству Христову, именно: как Он умер за нас, как сделал нас чадами Божиими, как в Себе и нас посадил одесную Отца. Следовательно, те, которые не имеют Духа, не знают тех тайн.

. Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго.

Мы, говорит, тем более имеем мудрости в сравнении с эллинскими мудрецами, что те были наставляемы людьми, а мы говорим по внушению Духа Святого.

. Соображая духовное с духовным.

То есть, если возникнут какие-либо духовные вопросы, мы рассуждаем их, то есть разрешаем другими духовными учениями или повествованиями. Так, например, духовный вопрос: воскрес ли Христос? мы обсуждаем и разрешаем на основании другого духовного учения, именно – повествования об Ионе. Подобным образом и другой вопрос: как Дева могла родить? решается неплодством Сарры, Ревекки, Елизаветы, которые зачали не по законам естества, поскольку зачатие зависит от силы ложесн, так же тем, что Ева произошла от без семени, равно как и другими случаями, рассматриваемыми в отношении к появлению человека на свет. Впрочем, слова «соображая духовное с духовным» можешь понимать и так: обсуждая и решая вопросы духовные вместе с людьми духовными; ибо они одни могут понимать их. Посему присовокупляет нижеследующее.

. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием.

Душевный человек тот, кто во всем полагается на свои умозаключения и не думает, что ему нужна высшая помощь, и тот, кто ничего не хочет принимать верой, и все, что нельзя доказать, почитает безумием. Итак, того, кто думает, что все происходит естественным порядком, и не допускает ничего сверхъестественного, называет душевным, то есть естественным: ибо душа его занимается только домостроительством естества. И как глаза телесные, сами по себе прекрасные и в высшей степени полезные, без света ничего не могут видеть, так и душа, сделавшись способной к принятию Святого Духа, без Него не может созерцать предметов божественных.

. И не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

То есть не понимает того, что такие предметы требуют веры и не могут быть постигнуты разумом; ибо это значит «о сем надобно судить духовно» , то есть это имеет доказательства в вере и в Духе.

. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

Духовный, говорит, знает все; знает, что все здешнее временно, а будущее постоянно; знает, что он получит спасение, а неверные будут наказаны. Поэтому и обличает их, «а о нем судить никто не может» , то есть не его не могут обличать, ибо тот, кто видит, видит и свое, и то, что принадлежит невидящим; напротив, они, как слепцы, не видят ни своего, ни того, что принадлежит ему.

. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?

Духовный ум называет умом Господним. Слово "судить" (συμβιβάσει ) стоит вместо: исправить (διορθώσεται ). Выше сказав: «о духовном судить никто не может» , теперь доказывает, что сказал это справедливо. «Ибо кто познал ум Господень» так, чтобы решился " судить" его, то есть исправить? Ибо если никто не может даже знать ум Господень, а таков ум человека духовного, то тем более не может учить его и исправлять.

. А мы имеем ум Христов.

Не дивись, говорит, что духовного человека и ум его я назвал умом Господним. Все «мы имеем ум Христов» , то есть все, что мы ни знаем, открыл нам Христос, и разумение (τον νουν ) свое относительно вещей божественных имеем от Христа; другими словами: знание, какое мы имеем о духовных предметах веры, имеем от Христа, так что подлинно никто не может нас судить. Некоторые, впрочем, умом Христовым называли Отца, а другие – Духа.

Интересный момент, который даже апостол Павел писал: "Душевный человек не понимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием". Почему я говорю, что люди называют нас ненормальными, потому что кто-то создал норму, которая не есть норма. Кто-то создал чего-то бездейственное, и теперь эту бездействующую церковь, это бездействующее служение назвали нормой. И как только ты выходишь из этой нормы, и начинаешь говорить, что Бог тебе положил, в каком стиле это делать, пожалуйста не смотри на меня плотскими глазами, тебе плохо будет. Просто смотри на меня духовными глазами, и слушай меня духовными ушами! (Я всегда говорю: если я тебя соблазняю, закрой глазки и просто слушай, тебе легче будет.)

«Душевный человек не понимает того что от Духа Божьего потому что он почитает это безумием. А мы имеем ум Христов». Что это значит? Это значит, что мы с вами имеем ум Христов. Что Христос показывает тебе? Даже некоторые смотрят на меня плотскими глазами и думают, - «Ха, этот человек, куда он дойдет?» О, дорогой мой, внимательно наблюдай! Родные мои, вы даже не знаете, о чем речь идет! Некоторые люди мне говорили: - «Ты со своим стилем, со своим уличным жаргоном, да тебя никто не будет слушать!» Дорогие мои, позвольте открыть вам секрет. Нас слушают. Я свой стиль менять не собираюсь. И смотрите, как он в моду входит. Сейчас смотрю, уже люди подражать начинают, галстук сняли, руками махать начинают. Смотрю, кто-то на меня похож. А почему? Ой, аллилуя! Слушай, стань оригиналом! Оригиналом просто стань, потому что, оригинал всегда воспринимается. Никто не сможет быть лучше мной, чем я. И тобой никто не сможет быть лучше, чем ты. Ты, самый профессиональный ты. Я, самый профессиональный я! Пусть странный, но это я! И написано любите врагов ваших, а я не ваш враг. Это значит, вы должны вообще быть влюблены в меня!

Бог всегда ищет ненормальных по стандартам людей. Он говорит: «Искал Я человека и нашел Давида, который исполнит мои намерения». А вы вообще по жизни Давида следили, какие намерения он выполнял? Как можно 16-летнему мальчику пойти против самого сильного человека в армии? Дорогие мои, это мы с вами сегодня читаем, «ой Давид, ой да молодец, как хорошо он Галиафу врезал». Когда Давид вышел, на него даже смотреть не могли. Давайте прочитаем, очень уникальная история.

1 Царств 17:22 «Давид оставил свою ношу обозному сторожу и побежал в ряды и, придя, спросил братьев своих о здоровье. И вот, когда он разговаривал с ними, единоборец, по имени Голиаф, Филистимлянин из Гефа, выступает из рядов Филистимских и говорит те слова, и Давид услышал [их]. И все Израильтяне, увидев этого человека, убегали от него и весьма боялись. И говорили Израильтяне: видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля. Если бы кто убил его, одарил бы того царь великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным в Израиле. И сказал Давид людям, стоящим с ним: что сделают тому, кто убьет этого Филистимлянина и снимет поношение с Израиля? ибо кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живаго? И сказал ему народ те же слова, говоря: вот что сделано будет тому человеку, который убьет его. И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение. И сказал Давид: что же я сделал? не слова ли это? И отворотился от него к другому и говорил те же слова, и отвечал ему народ по-прежнему. И услышали слова, которые говорил Давид, и пересказали Саулу, и тот призвал его. И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином. И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей. И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго. И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою.И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню. И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык [к такому вооружению]; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя. И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина. Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его. И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем. И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами. И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши. Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали»


Интересно, Давид по стандартам людей странный. Вы знаете, дорогие мои, что ему нужно было заткнуть уши несколько раз, чтобы выйти на поле к Голиафу. Очень важно, что ты имеешь внутри себя, но еще важнее, послушаешь ли ты Дух Святой, который внутри тебя, чтобы высвободить этот талант. О, дорогие мои, это так же важно, как и та мечта, которую имеешь внутри себя.

Все имеют мечту, но мало кто ее высвобождает, потому что кто-то сказал тебе, что ты не можешь идти против Голиафа, ты еще ребенок. Тебе сказали, не можешь ты в этих доспехах идти, одень мои! Брат поворачивается старший "и вот ты пришел сюда посмотреть за битвой". История говорит, что Давиду не было 16-ти лет, если даже не меньше, потому что только старшие братья были на войне, он был подростком. 22-й стих, 1 Царств, 17-я глава: «Давид оставил... И слышал Елиаф… смотрите, начинается. Знаете, кто начнет тебе говорить? Те, кто знают тебя. О дорогие мои, те, кто меня не знают, ничего против меня говорить не могут, потому что они ничего не знают. Против меня родные мои говорят те, кто знают меня. Кто вырос со мной. Кто видел меня во дворе, как я воробьев с рогатки стрелял, котов ловил. И вот они мне говорят: -«Э-Э, -Хи-хи, -Ха-ха. Ты?!» И вот они научат тебя смотреть, как они видят. А они тебя видят никем. Когда Иисус в свое селение пришел, что Ему сказали? - «Мы его знаем!» Первое - они говорят, что мы его знаем. Ну и что, что ты Его знаешь? Это что, делает меня хуже или лучше? Умнее или глупее? Я не понимаю!.. Смотрите интересно, никто не реагировал на Давида. «Старший брат Елиаф услышал, что говорил Давид с людьми, и рассердился Елиаф на Давида, и сказал, зачем ты сюда пришел? На кого ты оставил тех немногих овец в пустыне? Я знаю высокомерие твое, и дурное сердце твое». Представляете, даже тогда уже зависть работала! Он же видел, что помазали Давида в цари, ему уже тогда не было по себе. Он уже увидел, что вот этого маленького паренька, самого последнего, восьмого взяли от каких-то овец.

Дорогие мои, какими глазами вы смотрите на себя? Это очень важно! Какими глазами кто-то на тебя смотрит - нет проблемы - на тебя всегда будут смотреть, кто-то уважать, кто-то ненавидеть. Какими глазами ты на себя смотришь? О дорогие мои, в обетованную землю десять соглядатаев не могли войти, только по одной причине, потому что они говорили: «мы были в глазах их как саранча». Такими же были и мы в своих глазах. Кузнечик - значит твоя жизнь трава! Наслаждайся!

Читаем дальше о Давиде: «Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел подсмотреть на сражение» . Обратите на реакцию Давида, вот что делает человека сильным! Не то, что он там рвал медведей и львов, не то, что он когда-то там какие-то подвиги совершал, не то, что ты когда-то, где-то молился за кого-то. А твоя реакция на вот эти вещи. Твоя реакция может быть нормальной только в том случае, если ты видишь правильно! Амен?!

Смотрите! 29 стих «и сказал Давид: Что же я сделал? Не слова ли это?» О, такой молодой парень, и уже давным-давно уже все понял! И его реакция: «И отворотился от него к другому и говорил те же слова и отвечал ему народ по прежнему». Что тебе нужно сделать, это отвернуться от тех, кто поносит тебя и не признает тебя! А мы пытаемся выслужиться перед ними, и мы пытаемся сделать вид, чтобы мы были принятыми ими. Кем? Тем, которые тебя никогда за помазанника не примут!

Смотрите: «И отворотился…», о какое откровение, дорогие мои! Получите это откровение, отвернитесь! Отвернитесь, заткните уши! Скажите: «меня вообще твое мнение не волнует!» У некоторых точно сердечный приступ будет, когда ты это скажешь. Как это, ты своей родной мамочке не бережешь сердечко? Так я не понял, мне надо твое сердечко беречь, или мою судьбу сберечь? Что ты в этой жизни вообще хочешь? Мы с вами променяли наши жизни на мнения людей, которые никогда в нашей жизни ничего, ничего не сделают! Мы с вами променяли какую-то толпу, которая никуда не идет на откровения Божьи, которые Он заложил в нас! Ты скажешь цена? А вот тебе реакция номер один, реакция на то, кто вокруг тебя!

Смотрите! 31 стих: «И услышали слова, которые говорил Давид, и пересказали Саулу и тот призвал его». Саул решил посмотреть, хм, интересно, что этот пацан хочет. 32 стих: «И сказал Давид Саулу, «Пусть никто не падает духом, раб твой пойдет и сразится с фелистимлянином!» Представляете, стоит царь в доспехах, охрана, телохранители, оруженосцы. Приходит пацан в шортах и подбадривает царя! Для тебя это нормально? Для меня это ненормально. Чего? Ты кто? «Эй царь, пусть никто духом не падает, я его убью». Родные мои, в 16 лет Давид выиграл битву, которая не снилась ни одному войну! Бог его не избрал из-за того, что он Давидом был, Бог его избрал, потому что у него сердце было! Потому что Он в этом пареньке увидел вещь, которая не согнется ни под чье ярмо! Он увидел в этом молодом пацане то, что Он не увидел в царях, в священниках.

Ослепни и Оглохни! Аллелуя! Продолжаем глохнуть с каждым днем. Все меньше и меньше слышу, амен? Движемся дальше.

«И сказал Давид Саулу, пусть никто не падает духом из-за него. Раб твой пойдет и сразиться с этим филистимлянином. И сказал Саул Давиду...» Только что был разговор со старшим братом, и здесь опять та же самая песня. Песня повторяется. Чтобы Давиду сделать свое дело опять нужно закрывать плотские уши. «И сказал Саул Давиду: Не можешь ты идти против этого фелистимлянина, чтобы сразится с ним, ибо ты еще юноша» . Т.е. пацан, а он воин от юности!

Дорогие мои, опять кто-то тебе говорит: ты не можешь! Ты посмотри на себя, шорты, джинсы, вьетнамки. Какая-то кепка, какая-то палка, и ты мне доказываешь сейчас, что ты сейчас его убьешь? Вы понимаете, что в нормальный ум это не вкладывается, церковь? Но, Давид видел совершенно по-другому! Он видел что-то, чего не видели все вокруг, он видел что-то, чего не понимали все. Все стояли и дрожали, написано: убегали от него и боялись все. Выходит пацан, у которого сердце больше, чем у всего войска и он делает переворот в Израили!

Ты говоришь, ты «никто»! Ты вообще сам когда-нибудь в себя верил? Ты имел мечту, которая никогда никому в голову не приходила? Пожалуйста, ослепни! Умоляю, оглохни!

34 стих: «И сказал Давид Саулу...» Опять Давид затыкает уши! Представляете, сколько пришлось бедному парню пройти, чтобы только выйти на поле. Да ребята, вы что, сражаться будете? Вообще, какое вам дело да меня? Выпустите меня и все! Я просто буду делать, что мне Бог сказал. Нет, ему надо пройти через всех братьев, слуг, Саула. Он там еще успел угораздить, помните это, одеяние это! Это вообще самое страшное, у меня есть целая тема на счет этого, на счет переодевания и подделывания. Ты думаешь, в чьих-то доспехах ты что-то достигнешь? Дорогой мой, я в своих шортах больше достигну, чем с твоей Библией и в твоем галстуке. Вы понимаете, о чем я говорю? Мои шорты, - мои! Я в моих шортах могу проповедовать так, ка никто в костюмчиках не проповедует. Улыбнись, все хорошо! Все нормально, Иисус тебя любит и меня, как ни странно. Да все нормально, это там где ты был странно, а тут нормально. Давайте переделаем, и когда ты прийдешь туда, ты скажешь: точно это ненормально уже! Потому что ты наелся чего-то, что меняет тебя.

«И сказал Давид Саулу: -Раб твой пас овец у отца своего и бывало когда приходил лев или медведь и уносил овцу из стадо, то я гнался за ним, и нападал на него и отнимал из пасти его, а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его, и умерщвлял его. И льва и медведя убивал раб твой и с этим фелистимлянином необрезанным будет тоже, что и с ними, потому что так поносит воинство Бога живого. И сказал Давид: -Господь который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от этой руки филистимлянина. И сказал Саул Давиду: -Иди, да будет Господь с тобою!» И там ребята с сзади начали уже рыть яму! «И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову ему медный шлем, и надел на него браню – «он думает, слушай умирать, так красиво! Вы думаете, чего его одели, ну мужик, ну крутой, пусть хоть умрет красиво! Как я люблю Библию! Вы говорите, что у Бога нет чувства юмора? Тут надо все видеть просто!» - и одел Саул Давида в свои одежды и возложил на голову ему медный шлем, и надел на него броню. И опоясался Давид мечом поверх одежды и начал ходить, ибо не привык к такому вооружению. Потом сказал Давид Саулу, я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя, и взял посох свой в руку свою и выбрал себе 5 гладких камней из ручья и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним. И с сумкой и с пращей своей выступил против филистимлянина. И выступил филистимлянин к Давиду. И оруженосец шел впереди его. И заглянул филистимлянин и увидел Давида и с призрением посмотрел на него . –«о, филистимлянин не видел правильными глазами кто против него вышел! Церковь вы видите, как здесь все неправильно видят кроме одного Давида? Один Давид мог видеть все правильно, поэтому он и взял битву! Никто, включая Саула, Голиафа и его оруженосца не видели ничего! Они насмехались, все насмехались! Но, когда Давид сделал свое дело, шутки закончились и потом бедный Саул не знал куда щемится, потому что когда он шел по улицам, все кричали: Саулу тысячи, а Давиду десятки тысяч! Родные мои, юмор закончился. Потому что кто-то видел что-то! Читаем дальше, я буду заканчивать: «И взглянул филистимлянин на Давида, и увидел его, и с призрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур, и красив лицом. И сказал филистимлянин Давиду, -Что ты идешь на меня с палкой, разве я собака? –«угадай, он правильно себе имя дал, здесь он увидел правильно»- и проклял фелистимлянин Давида своими богами. И сказал филистимлянин Давиду, подойди ко мне и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым! –«Смотрите, реакция Давида меня вообще восхищает!»- А Давид отвечал филистимлянину, Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Соваофа, Бога войск израильских которых ты поносил . –«Вот это настоящее оружие, это самое опасное оружие! Филистимлянин посмотрел, и хи-хи какое там оружие? Смотрите дорогие мои дальше, что Давид говорил.- «Ты поносил воинство Бога Израиля, ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя и с тебя сниму твою голову и отдам трупы войска филистимского птицам небесным и зверям земным. И узнает вся земля, что есть Бог в Израиле!»

Вы слышите меня, филистимлянин даже наглости не имел сказать: я убью тебя и всех. Он сказал: я только тебя убью. А Давид говорит: я не только тебя убью, я всех вас убью. Родные мои, вы знаете, что у человека зрение было правильное. Он мог конкретно видеть, он конкретно говорил!

Научись видеть Его глазами! Как научиться? Сколько ты с Богом проводишь время? Как близко ты с Ним ходишь? Это не зависит от того, сколько ты читаешь Библию, как близко ты с Ним ходишь? Когда последний раз Он говорил тебе что делать? О дорогие мои, я хочу переживать Его сезоны, чувствовать Его дыхание, потому что, если все скажут мне «Нет», а Он скажет мне «Да», всегда победа будет на моей стороне!

Самое главное в моей жизни - это не только иметь талант, а иметь уши, чтобы слышать! Иногда самое странное оружие - поражало! Пращей и палкой никто никогда не сражался! До Давида праща и палка, это были инструменты, которыми отгоняли собак, волков, диких лисиц. Это было пастушеское оружие, которым просто отгоняли. Дорогие мои, и он этим оружием предал всех филистимлян к смерти.

Вы знаете, что Давид всех научил видеть правильно! Когда он увидел правильно, все вокруг него увидели правильно! Дорогие мои, научитесь смотреть Божьими глазами! Когда ты научишься смотреть Божьими глазами, кто бы против тебя не выходил, ты всегда выйдешь из битвы победителем, потому что ты видишь глазами Бога! Потому что ты переживаешь Его дыхание, Его сердцебиение, и ты ненормальный в их глазах, но ты самый нормальный в глазах Его! Научись видеть, научись слышать, как Бог хочет! И пожалуйста, оглохни и ослепни к тому и к тем, кто идет в никуда! Во имя Иисуса Христа!

Отец, я благодарен тебе Бог мой за то, что ты открываешь наши уши. Я прошу тебя, Господь мой, научи здесь всех видеть так, как видели дети твои! Научи нас видеть, так как видел Моисей! Научи нас видеть то, что видел Давид! Научи нас видеть так, как видел Елисей! Научи нас видеть так, как видел Даниил!

Спасибо тебе, Господь!

Чтобы не обвиняли меня в том, что прежде принимал, а теперь отвергаю веру возлюбленного Виталия, которую он изложил письменно, по требованию блаженного Дамаса, Епископа Римского; то и о сем объяснюсь кратко. Когда они богословствуют при искренних своих учениках и посвященных в их тайны, подобно как манихеи при своих так называемых избранных, тогда, обнаруживая перед ними весь свой недуг, едва присваивают Спасителю и тело. Но когда общими понятиями об очеловечении, какие представляет Писание, бывают обличены и приведены в затруднение, тогда исповедуют благочестивые речения, но касательно ума прибегают к хитрости; не говорят, что Христос есть человек, не имеющий души, слова и ума и несовершенный; но вместо души, слова и ума вводят самое Божество, будто бы соединено было с плотью Оно одно, а не что-либо ваше и человеческое, хотя безгрешное выше нашего естества и есть очищение наших немощей. Таким образом, и сии слова: «мы же ум Христов имамы» , толкуют они худо и весьма нелепо, под умом Христовым разумея Божество, а не как мы понимаем, что имеющими ум Христов называются очистившие свой ум через подражание тому уму, какой ради нас воспринят Спасителем, и по возможности сообразующиеся с этим умом; равно как можно было бы сказать, что имеют плоть Христову те, которые обучили плоть свою и в этом отношении стали «стелесниками и спричастниками» (Еф.3:6) Христовыми. И «якоже облекохомся во образ перстнаго» , так сказано, «да облечемся и во образ небеснаго» (1Кор.15:49) .

Послание 4, к Кледонию против Аполлинария.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов

«Мы ум Христов имамы », - сказал святой апостол Павел от лица всей христианской Церкви. Мы, христиане, должны мыслить, должны рассуждать, должны говорить, как мыслил, понимал, говорил вочеловечившийся Бог наш. Такое единение с Господом должны по преимуществу тщательно насаждать, тщательно возращать, тщательно сохранять в себе пастыри Церкви, как носящие на себе священнейшую обязанность руководить к добродетели и спасению все христианское братство.

Аскетические опыты, том 2.

Свт. Феофан Затворник

Кто бо разуме ум Господень, иже изъяснит и? Мы же ум Христов имамы

Причину приводит, по которой никто из душевных духовного человека понять и обсудить не может. Ибо, говорит, чтó в духовном человеке есть, тó есть ум Христов,– дух Христов, Христовы у него созерцания, Христовы расположения, Христовы силы, планы, надежды – все Христово. Христова же ума, ума Господня никто из душевных разуметь не может, так чтобы понятно было в нем все. Как этого никто из них не может разуметь, то не может разуметь и духовного, потому что у него тот же ум. Слова: иже изъяснит и ,– кто относит к уму Господню, так: кто знает ум Господень, чтоб ясно понимать его и согласовать с своими понятиями? (Феофилакт). Кто относит к духовному человеку, так: кто разумеет ум Господень, чтоб понять и обсуждать духовного человека? А в нас, духовных – Христов ум, то есть Господень. Главная мысль и при том, и другом разумении сих слов остается одна и та же: духовная область – с тем, что в ней содержится, и с лицами и предметами – недоступна для душевного человека: понять он в ней ничего не может, не только как она есть в себе, но и как открывается в лицах, духовно живущих.

Вот что говорит на это святой Златоуст:

«Ум Христов имамы ,– то есть мы знаем то, что в уме Христовом, чего Он хочет и что открыл нам. Так как Апостол выше сказал, чтó Дух открыл нам, то, дабы кто не отверг Сына, присовокупляет, что и Христос открыл, выражая не то, будто мы знаем все, что знает Христос, но что все наше знание не есть человеческое и потому подверженное сомнению, но есть знание ума Христова и духовное. Разумение, какое мы имеем, есть Христово, то есть познание, которое мы имеем о предметах веры, есть познание духовное, а потому действительно о нас судить никто не может, ибо человек душевный не может знать предметов Божественных. Посему Апостол и сказал: кто бо разуме ум Господень , утверждая, что наше разумение этих предметов есть Его разумение. И слова: иже изъяснит и – он прибавил не напрасно, но соответственно вышесказанным словам, духовный ни от единаго востязуется .– Видишь ли, как разнообразно он опровергает внешнюю мудрость и показывает, что духовный человек знает больше и лучше? Мы только таким образом (то есть имея ум Христов) можем видеть и познавать предметы высокие, таинственные и находящиеся выше нас; а разум оказался недостаточным, потому что посредством мирской мудрости мы не можем постигнуть то, что выше нас.– Мы же ум Христов имамы ,– то есть духовный, Божественный, не имеющий в себе ничего человеческого; Свое ведение Христос сообщил нашему разуму. И Христос Сам доказательством совершенного дружества представляет то, что Он открыл нам тайны: не ктому , говорит, вас глаголю рабы… вы друзи Мои есте… яко вся, яже слышах от Отца, сказах вам , то есть вверил вам (Ин. 15, 14–15) . Если же и одно только доверие служит знаком дружества, то помысли, какую любовь выразил Он, вверив нам тайны не на словах только, но сообщив их нам на самом деле. Устыдимся же; и если не слишком устрашает нас геенна, то пусть будет для нас страшнее геенны – оказаться непризнательными и неблагодарными к такому другу и благодетелю».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов

Ибо, кто познал ум Господень , кроме того, кто будет причастником его? Подобно тому как говорят: прежние праведники, кои были участниками богопочтения, волю Божию познали, - тоже и мы , своим участием в страданиях Христа, приняли ум Христов .

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Нил Синайский

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов

Что значит: «мы ум Христов имамы» (1 Кор. 2:16) ? То, что, так как владычественное мое (ум) очищено, я чисто и возвышенно мыслю, и житие мое светло.

Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.

Прп. Максим Исповедник

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов

Ум Христов, который воспринимают святые по глаголу: Мы имеем ум Христов , не рождается в нас вследствие силы мышления; [не является] он и составной частью нашего ума и не перемещается сущностным и ипостасным образом в наш ум, но [ум Христов рождается] как сила, своим качеством делающая ясным наш ум и сообщающая ему действие, направленное на нее. Ибо обладать умом Христовым, как я это понимаю, значит [постоянно] мыслить по Господу и всегда мыслить Его.

Главы о богословии.

Блж. Феодорит Кирский

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов

Апостол достаточно доказал, что божественное учение ни в чем не нуждается. Ибо если Бог всяческих не только ни в чем не нуждается, но и Его премудрость непостижима, а эту премудрость Он передал нам, то и мы не нуждаемся в учении так называемых мудрецов.

Толкования на послания апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его

Духовный ум называет умом Господним. Слово судить (συμβιβάσει) стоит вместо: исправить (διορθώσεται). Выше сказав: о духовном судить никто не может , теперь доказывает, что сказал это справедливо. Ибо кто познал ум Господень так, чтобы решился судить его , то есть исправить? Ибо если никто не может даже знать ум Господень, а таков ум человека духовного, то тем более не может учить его и исправлять.

А мы имеем ум Христов

Не дивись, говорит, что духовного человека и ум его я назвал умом Господним. Все мы имеем ум Христов , то есть все, что мы ни знаем, открыл нам Христос, и разумение (τον νουν) свое относительно вещей божественных имеем от Христа; другими словами: знание, какое мы имеем о духовных предметах веры, имеем от Христа, так что подлинно никто не может нас судить. Некоторые, впрочем, умом Христовым называли Отца, а другие - Духа.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Экумений

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов

Умом Христовым апостол называет Отца. Мы имеем в себе, говорит он, Отца Христова.

Фрагменты.

Амвросиаст

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов

Мы также имеем ум Господа . Говорит это Павел потому, что мы, верующие, принимаем свою часть в Божественном промысле.

На Послания к Коринфянам.