Анализ рыночных сегментов пбу 12. Применение ПБУ «Информация по сегментам. V. Раскрытие информации по отчетным сегментам

    Приложение. Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010)

Приказ Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 143н
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам"
(ПБУ 12/2010)

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954; 2010, N 5, ст. 531; N 9, ст. 967; N 11, ст. 1224; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4844), приказываю:

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Утверждено Положение по бухучету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010). Оно устанавливает правила формирования и представления сведений по сегментам в бухотчетности коммерческих организаций (кроме кредитных), являющихся юрлицами по законодательству России.

Организации-эмитенты публично размещаемых ценных бумаг в пояснениях к бухотчетности в обязательном порядке раскрывают информацию по сегментам. Иные лица применяют положение на добровольной основе. В обоих случаях необходимо соблюдать требования нормативных правовых актов по бухучету.

Выделение сегментов заключается в обособлении данных о части деятельности организации. Это может быть деятельность, которая способна приносить экономические выгоды; по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей; результаты которой систематически анализируют лица, уполномоченные оценивать их и распределять ресурсы внутри организации.

Сегменты выделяются в зависимости от управленческой и оргструктуры, а также системы внутренней отчетности. За основу можно взять структурные подразделения, географические регионы, в которых осуществляется деятельность, производимую продукцию, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, их основных покупателей (заказчиков).

Положение не касается формирования отчетности для госстатнаблюдения и отчетной информации для спеццелей (например, представляемой кредитной организации по ее требованию).

В.Р. Захарьин,
к.э.н., ведущий эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

В.Р. Захарьин

14 декабря 2010 года Минюст России зарегистрировал (N 19171) приказ Минфина России от 08.11.2010 N 143н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010)". Новое ПБУ вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2011 год. Следовательно, его требования должны быть учтены при организации и ведении бухгалтерского учета в 2011 году, а также при формировании и представлении промежуточной бухгалтерской отчетности. Организациям, на которых распространяется действие ПБУ 12/2010, необходимо внести установленным порядком изменения в учетную политику (для целей бухгалтерского учета) на 2011 год.

Необходимость замены действовавшего ПБУ 12/2000, утв. приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н, новым стандартом бухгалтерской отчетности, по мнению автора, обусловлена внесением в Госдуму РФ законопроекта о налогообложении в рамках группы консолидированных организаций. В законопроекте фактически устанавливаются правила трансфертного ценообразования в рамках хозяйственных отношений между взаимосвязанными хозяйствующими субъектами. В частности, предусмотрено обязательное утверждение единой учетной политики (для целей налогообложения) для всех налогоплательщиков, которые захотят воспользоваться правом налогообложения по новым нормам. Предполагалось, что законопроект пройдет все необходимые процедуры до конца 2010 года, а новые нормы вступят в силу с 1 января 2011 года. Однако его рассмотрение остановилось на стадии второго чтения и перспективы окончательного утверждения остаются неясными. Поэтому комментарий к новому отечественному стандарту бухгалтерской отчетности целесообразно проводить применительно к нормам прежнего ПБУ, а не рассматривать его в связи с изменившимися правилами налогового учета.

Отличительные особенности нового ПБУ от старого

ПБУ 12/2000 действовало начиная с бухгалтерской отчетности 2000 года, а изменения в этот стандарт вносились единожды - в 2006 году.

Первым и основным отличием нового ПБУ от действовавшего является изменение круга организаций, для которых его требования обязательны. ПБУ 12/2000 применялось организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.

Новое ПБУ 12/2010 обязательно к применению только организациями, являющимися эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Иные организации могут применять ПБУ 12/2010 в случае принятия ими решения о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчетности. Другими словами, соответствующее решение менеджмента хозяйствующего субъекта должно быть закреплено в учетной политике организации.

Изменены и цели, которые преследует применение на практике норм ПБУ 12/2010. Если ранее применение ПБУ 12/2000 должно было обеспечивать заинтересованных пользователей информацией, позволяющей лучше оценивать деятельность организации, перспективы развития, подверженность рискам и получению прибыли, то с 2011 года заинтересованные пользователи должны получать информацию, позволяющую оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

В новом ПБУ отсутствует текст, в котором содержались бы основные понятия. Таким образом, более не предполагается выделение информации по операционным и географическим сегментам. ПБУ 12/2010 регулирует особенности формирования и представления информации только по отчетным сегментам. Правда, специально выделены показатели, которые будут представляться по каждому географическому региону, каждый из которых в свою очередь может являться основой для выделения отчетных сегментов.

В связи с исключением требований о детализации бухгалтерской информации по географическим и операционным сегментам упрощен и унифицирован подход к выделению сегментов. Пунктом 5 ПБУ 12/2010 установлены только общие требования к обособлению информации о части деятельности организации. Определены три минимальных условия:

Деятельность должна приносить экономические выгоды, т.е. являться предпринимательской;

Организация должна иметь возможность систематического анализа информации, сгруппированной по сегментам;

Должна иметься возможность формирования финансовых показателей одного сегмента отдельно от показателей других частей деятельности организации. Это достигается путем установления особого порядка документооборота, организации и ведения аналитического учета при формировании учетной политики.

Основные признаки для выделения сегментов

Основой для выделения сегментов могут служить основные признаки (п. 6 ПБУ 12/2010):

Производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. Ранее эти показатели являлись определяющими при выделении операционного сегмента;

Основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг. Данный критерий можно считать принципиально новым. В соответствии с ПБУ 12/2000 состав покупателей и заказчиков учитывался при определении операционного сегмента в качестве дополнительного показателя, теперь же он может быть единственным основанием для обособления информации по отчетному сегменту;

Географические регионы, в которых осуществляется деятельность. Нетрудно убедиться, что ранее аналогичный критерий применялся при определении географических сегментов. Предлагалось также учитывать ряд других факторов - сходство условий осуществления деятельности в географическом регионе (иностранном государстве или регионе РФ), риски, присущие деятельности организации в определенном регионе, правила валютного контроля и т.п. Кроме того, специально оговаривалось, что исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности организации информация по географическому сегменту может выделяться по местам расположения активов (ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей (покупателей) товаров, работ, услуг). В новом ПБУ подобных норм не содержится, но по совокупности требований, предъявляемых к составу и группировке информации, представляемой заинтересованным пользователям, можно заключить, что прежние нормы будут продолжать действовать. Следовательно, изменения, которые нужно будет внести в учетную политику организации (в этой части), могут быть минимальными;

Структурные подразделения организации. В ПБУ 12/2000 структурные подразделения отдельно не упоминались. Таким образом, выделение отчетных сегментов в соответствии со структурой филиалов, представительств, иных подразделений организации, следует считать абсолютной новацией ПБУ. Заметим, что наиболее эффективной подобная группировка бухгалтерской информации может оказаться при организации бухгалтерского учета с целью обеспечения потребностей налогового учета, в частности, для нужд формирования данных по трансфертному ценообразованию, а также для регулирования и взаимозачета убытков и прибылей, полученных различными структурными подразделениями хозяйствующего субъекта.

Дополнительные признаки для выделения сегментов

Кроме того, п. 9 ПБУ 12/2010 установлено несколько дополнительных условий, которые могут применяться при выделении отчетных сегментов:

Специфический характер отдельного направления деятельности. По мнению автора, это может быть деятельность, подпадающая под определенные налоговые льготы или особо регулируемая действующим законодательством;

Ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности. Для применения этого условия, по мнению автора, необходима особая организация управленческих структур, например, когда за отдельными представителями топ-менеджмента закрепляются отдельные виды или направления деятельности хозяйствующего субъекта;

Обособленность информации, представляемой совету директоров (наблюдательному совету) организации. В данном случае определяющее значение может иметь степень конфиденциальности или закрытости информации, а также ее значимость для принятия основных управленческих решений.

Перечень дополнительных условий, приведенный в п. 9 ПБУ 12/2010, не является закрытым (последним подпунктом значатся "другие условия"). Таким образом, организациям фактически предоставлено право самостоятельно определять дополнительные условия для выделения отчетных сегментов.

Объединение сегментов и стоимостные критерии

Пунктом 8 ПБУ 12/2010 допускается возможность объединения нескольких сегментов в один (если это не противоречит целям ПБУ 12/2010) при условии сходства их основных характеристик. Таким образом, предполагается существование двухуровневого формирования отчетных сегментов - сначала в соответствии с подходами, определенными в пп. 6 и 9 ПБУ 12/2010, вся деятельность организации распределяется по сегментам согласно выбранным критериям, затем часть сегментов объединяется.

Соответствующая норма была ранее закреплена в п. 13 ПБУ 12/2000, но носила только общий характер.

Стоимостные критерии для представления информации по отчетным сегментам сохранены. Сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

Выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10% общей суммы выручки всех сегментов;

Финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10% от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток;

Активы сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов. Сохранено также требование, в соответствии с которым на отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности организации должно приходиться не менее 75% выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации.

Другие новеллы

Новацией, по мнению автора, является предоставление права вынесения в отдельный того сегмента, показатели которого ниже приведенных критериев, при условии, что информация по данному сегменту будет полезной заинтересованным пользователям или если существует необходимость выделения большего количества отчетных сегментов для выполнения условия о 75% выручки от продаж.

Еще одной новацией ПБУ 12/2010 (по сравнению с ранее действовавшим Положением) является предоставление организациям возможности объединения отчетных сегментов без дополнительных условий, если количество сегментов более десяти.

Нормой п. 17 ПБУ 12/2010 урегулирована ситуация, когда сегмент впервые стал удовлетворять условиям отчетного сегмента в отчетном периоде. В этом случае по нему должна быть представлена также сравнительная информация за предшествующие отчетному периоды. Правда, и из этого правила предусмотрено исключение - перечисленная информация может не представляться, если она отсутствует, а ее подготовка противоречит требованию рациональности.

Принципиально новым в ПБУ 12/2010 также является то, что в специальный раздел выделены нормы, регулирующие порядок оценки показателей отчетных сегментов:

По общему правилу показатели отчетного сегмента, подлежащие раскрытию, приводятся в оценке, в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений (по данным управленческого учета);

Выручка, расходы, активы и обязательства, относящиеся к двум и более отчетным сегментам, подлежат обоснованному распределению между этими сегментами;

Способ распределения определяется организацией в зависимости от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов. Организация должна последовательно применять основу распределения показателей между отчетными сегментами. По мнению автора, при формировании схемы распределения показателей бухгалтерской отчетности между сегментами наиболее рациональным представляется использование информации, обязательной к представлению в составе соответствующей группы сегментов, в частности стоимость внеоборотных активов, суммарной величины активов или обязательств и т.п.;

Распределенные выручка и расходы включаются в раскрываемый в бухгалтерской отчетности финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в случае, если такие данные учитываются при расчете финансового результата (прибыли, убытка) этого сегмента, используемого полномочными лицами организации для принятия решений.

Рисунок. Принцип разработки вспомогательных форм для представления информации

Пунктом 20 ПБУ 12/2010 оговорено, что в том случае, когда менеджмент организации для принятия решений использует несколько показателей финансового результата (прибыли, убытка), активов или обязательств отчетного сегмента, исчисленных по различным правилам, то в составе информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности указанные показатели приводятся в той оценке, которая наиболее соответствует правилам оценки аналогичных показателей по организации в целом, представляемых в ее бухгалтерской отчетности. По мнению автора, данное требование представляется избыточным, т.к. учетная политика головной организации распространяется на все ее филиалы, представительства и иные структурные подразделения, а методы оценки активов и обязательств являются элементом учетной политики. Тем не менее на практике возможны варианты, при которых некоторые подразделения вынуждены формировать отчетность в соответствии с требованиями соответствующего региона или государства.

В этом случае вероятны расхождения в методах оценки. Однако и эта ситуация может быть предусмотрена при формировании учетной политики, и, следовательно, на этапе формирования отчетной информации по сегментам бухгалтерские (и прочие управленческие) службы могут быть избавлены от применения дополнительных учетных процедур.

Изменение подхода к выделению сегментов (в частности, отказ от обособления географических и операционных сегментов) обусловил и существенную корректировку требований ПБУ в части раскрытия информации по отчетным сегментам.

Общим принципом, который должен быть положен в разработку вспомогательных форм для представления информации, по мнению автора, является следующий: соответствующая информация группируется по сегментам, после чего детализируется согласно потребностям заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности и требованиям ПБУ 12/2010.

Схематично этот принцип можно представить так (см. рисунок).

Общая информация об отчетных сегментах

В подразделе "Общая информация об отчетных сегментах" пояснительной записки в текстовой форме должна быть представлена следующая информация:

Критерии выделения отчетных сегментов;

Описание каждого сегмента;

Информация об объединенных сегментах с обоснованием (по каждому случаю) причин объединения;

Перечень видов или групп продукции (товаров, работ, услуг), от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также в прочих сегментах. Данная информация может быть представлена в табличной форме.

В текстовом виде также целесообразно представлять информацию, состав которой определен п. 27 ПБУ 12/2010:

Порядок учета операций между отчетными сегментами;

Характер различий между показателем прибыли (убытка) организации до налогообложения и совокупным показателем прибыли (убытка) отчетных сегментов, а также между показателями активов и обязательств организации и совокупными показателями активов и обязательств отчетных сегментов;

Характер изменений способов оценки показателей, используемых для определения финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента, по сравнению с предшествующими периодами, и влияние таких изменений на финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в отчетном периоде;

Описание различий в распределении данных между отчетными сегментами и их влияние на показатели этих сегментов в случаях, когда способ распределения выручки и расходов отличается от способа распределения активов и обязательств, с которыми эти выручка и расходы связаны.

В соответствии с п. 24 ПБУ 12/2010 обязательными для раскрытия по каждому сегменту являются показатели финансового результата, общей величины активов и обязательств на отчетную дату.

Кроме того, ряд показателей может раскрываться в случае их представления полномочным лицам организации на систематической основе независимо от включения таких показателей в расчет финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента.

Обратите внимание!

В соответствии с ПБУ 12/2000 проценты и дивиденды к получению и уплате доходами и расходами сегмента не считались и, следовательно, к раскрытию в отчетности не были обязательны. Не считался расходом сегмента и налог на прибыль организации. Теперь же эти показатели должны отражаться в пояснительной записке на общих основаниях (при наличии обстоятельств, делающих такое отражение обязательным). При этом специально оговорено, что допускается зачет между показателями "Проценты (дивиденды) к получению" и "Проценты к уплате", если проценты (дивиденды) к получению составляют большую часть доходов отчетного сегмента, и полномочным лицам организации представляется показатель, исчисляемый как проценты (дивиденды) к получению за вычетом процентов к уплате.

Таблица 1

Сопоставление суммарной величины существенных показателей отчетных сегментов

Наименование

По организации,

По всем отчетным сегментам

показателя

тыс. руб.

тыс. руб.

Выручка

Прибыль (убыток)

Прибыль (убыток) до налогообложения

Чистая прибыль

Стоимость активов

Другие существенные показатели

Таблица 2

Данные о выручке от продаж

Выручка от

По

По отчетным сегментам

продаж по видам

организации

и т.д.

Продукция N 1

Продукция N 2

Продукция N 3

Работы N 1

Работы N 2

Согласно п. 28 ПБУ 12/2010 организация также обязана раскрывать результаты сопоставления суммарной величины следующих существенных показателей отчетных сегментов, включая показатели прочих сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации. Эта информация может быть приведена и в табличной форме (см. табл. 1).

Таблица 3

Информация о деятельности организации по географическим регионам

Показатели

По организации

По отчетным сегментам

и т.д.

Географический регион N 1

Выручка от продаж:

в т.ч. от продаж за рубежом

в т.ч. за рубежом

Географический регион N 2

Выручка от продаж:

в т.ч. от продаж за рубежом

Стоимость внеоборотных активов:

в т.ч. за рубежом

Таблица 4

Информация о покупателях

Наименование

По

По отчетным сегментам

покупателя

организации

и т.д.

ПБУ 12/2010 не обязывает отражать долю (в процентах) для каждого сегмента отдельно по каждому обязательному к раскрытию или существенному показателю. Однако подобная информация может оказаться весьма полезной для внутренних пользователей бухгалтерской отчетности (ответственных за принятие управленческих решений, формирование стратегии управления финансовыми потоками и т.п.).

Пунктом 29 ПБУ 12/2010 предусмотрено раскрытие показателя выручки от продаж по каждому виду продукции (товаров, работ или услуг). Пункт 30 обязывает раскрывать ряд показателей по географическим регионам, а п. 31 - о покупателях и заказчиках.

Если организация использует табличные формы представления информации, они могут иметь следующий вид (см. табл. 2 и 3).

Обращаем внимание на то, что если величина выручки от продаж, полученной в отдельной стране, или стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, размещенных на территории отдельной страны, является существенной, такой показатель раскрывается обособленно.

При этом организация должна раскрыть правила отнесения выручки от продаж к отдельным странам (см. табл. 4).

При формировании учетной политики в части раскрытия информации по отчетным сегментам следует также учитывать требования п. 32 ПБУ 12/2010 (аналога которых в прежнем ПБУ не было): при изменении в отчетном периоде структуры отчетных сегментов сравнительная информация за периоды, предшествующие отчетному, должна быть пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, за исключением случаев, когда такая информация отсутствует и пересчет противоречит требованию рациональности.

При этом пересчету подлежит сравнительная информация по каждому показателю отчетного сегмента.

Если сравнительная информация не пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, информация по сегментам за отчетный период должна быть представлена в разрезе как прежней, так и новой структуры сегментов.

Иными словами, в подобной ситуации в соответствующем разделе пояснительной записки данные должны быть сгруппированы по разным сегментам и принципам.

Утверждено Приказом Минфина РФ
от 08.11.2010 N 143н

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ"
(ПБУ 12/2010)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

2. Организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам в соответствии с настоящим Положением. Иные организации применяют настоящее Положение в случае принятия ими решения о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчетности. Информация, не соответствующая требованиям настоящего Положения, не может именоваться в бухгалтерской отчетности информацией по сегментам .

3. Настоящее Положение не применяется при формировании отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах составления такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

4. При раскрытии информации по сегментам организация применяет общие требования к представлению информации в бухгалтерской отчетности организаций, установленные нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, с учетом требований настоящего Положения.

Раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

II. Выделение сегментов

5. Выделение сегментов заключается в обособлении информации о части деятельности организации:

  • а) которая способна приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы (включая подразумеваемые выгоды и расходы от операций с другими сегментами);
  • б) результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов (далее - полномочные лица организации);
  • в) по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.

6. В зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также ее системы внутренней отчетности основой выделения сегментов могут быть, в частности:

  • а) производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
  • б) основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
  • в) географические регионы, в которых осуществляется деятельность;
  • г) структурные подразделения организации.

7. При выделении сегментов учитывается информация, используемая полномочными лицами организации, сведения, размещаемые в средствах массовой информации, иная доступная информация, в частности, управленческие документы по планированию, отчеты высшего органа управления организации, сведения, опубликованные на Интернет-сайте организации, и тому подобное.

8. Несколько сегментов могут быть определены как единый сегмент, если такое объединение соответствует целям настоящего Положения, а также при условии сходства следующих характеристик объединяемых сегментов:

  • а) характер (назначение) продукции, товаров, работ, услуг;
  • б) процесс производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • в) покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
  • г) способы продажи продукции, товаров, работ, услуг;
  • д) правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии (разрешения), режим налогообложения);
  • е) другие характеристики.

9. Помимо условий выделения сегментов, предусмотренных пунктами 5 - 8 настоящего Положения, организация может использовать также следующие дополнительные условия:

  • а) специфический характер отдельного направления деятельности;
  • б) ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности;
  • в) обособленность информации, представляемой совету директоров (наблюдательному совету) организации;
  • г) другие условия.

III. Отчетные сегменты

10. Информация по сегменту , выделенному в качестве отчетного, обособленно раскрывается в бухгалтерской отчетности посредством включения в нее перечня показателей, установленного настоящим Положением.

Сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • а) выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов;
  • б) финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 процентов от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов , финансовым результатом которых является убыток;
  • в) активы сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов .

11. Сегмент , показатели которого ниже предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, может быть выделен в качестве отчетного, если информация по данному сегменту будет полезной заинтересованным пользователям или если существует необходимость выделения большего количества отчетных сегментов для выполнения условия, предусмотренного пунктом 14 настоящего Положения.

12. Перечень отчетных сегментов определяется организацией исходя из ее организационной и управленческой структуры.

13. При определении перечня отчетных сегментов организация может объединить информацию по двум и более сегментам , показатели которых ниже предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, в том случае, если такое объединение соответствует требованиям настоящего Положения, а также при условии сходства объединяемых сегментов по характеристикам, предусмотренным пунктом 8 настоящего Положения.

14. На отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности организации должно приходиться не менее 75 процентов выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации.

Если на отчетные сегменты приходится менее 75 процентов выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяет ли каждый из них в отдельности условиям, предусмотренным пунктом 10 настоящего Положения.

15. В случае если количество отчетных сегментов составляет более десяти, организация должна проанализировать возможность объединения отчетных сегментов в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения.

16. Показатели, характеризующие деятельность, не включенную в отчетные сегменты , раскрываются в бухгалтерской отчетности как прочие сегменты .

17. При подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена последовательность в определении перечня отчетных сегментов .

Если сегмент , выделенный в качестве отчетного в периоде, предшествующем отчетному, в отчетном периоде не соответствует условиям отчетного сегмента , но предполагается, что указанный сегмент будет выделяться как отчетный в будущем, такой сегмент выделяется в качестве отчетного сегмента в отчетном периоде.

Если сегмент впервые стал удовлетворять условиям отчетного сегмента в отчетном периоде, то по нему должна быть представлена также сравнительная информация за предшествующие отчетному периоды, за исключением случаев, когда необходимая информация отсутствует и ее подготовка противоречит требованию рациональности.

IV. Оценка показателей отчетных сегментов

18. Показатели отчетного сегмента , подлежащие раскрытию в соответствии с пунктами 24 - 27 настоящего Положения, приводятся в оценке, в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений (по данным управленческого учета).

19. Выручка, расходы, активы и обязательства, относящиеся к двум и более отчетным сегментам , подлежат обоснованному распределению между данными сегментами . Способ распределения определяется организацией в зависимости от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов. Организация должна последовательно применять основу распределения показателей между отчетными сегментами.

Распределенные выручка и расходы включаются в раскрываемый в бухгалтерской отчетности финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в том случае, если такие данные включаются в расчет финансового результата (прибыли, убытка) этого сегмента , используемого полномочными лицами организации для принятия решений.

20. В случае если полномочные лица организации для принятия решений используют несколько показателей финансового результата (прибыли, убытка), активов или обязательств отчетного сегмента , исчисленных по различным правилам, то в составе информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности организации указанные показатели приводятся в той оценке, которая наиболее соответствует правилам оценки аналогичных показателей по организации в целом, представляемых в ее бухгалтерской отчетности.

21. Показатели отчетного сегмента , подлежащие раскрытию в соответствии с пунктами 29 - 31 настоящего Положения, приводятся в оценке, применяемой для отражения в бухгалтерской отчетности аналогичных показателей организации в целом. Указанные показатели отчетного сегмента могут не раскрываться, когда их подготовка противоречит требованию рациональности.

V. Раскрытие информации по отчетным сегментам

22. Организация раскрывает в пояснениях к бухгалтерской отчетности следующую информацию по отчетным сегментам:

  • а) общую информацию;
  • б) показатели отчетных сегментов ;
  • в) способы оценки показателей отчетных сегментов ;
  • г) сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации;
  • д) иную информацию, предусмотренную настоящим Положением.

23. В составе общей информации по отчетным сегментам организацией приводится:

  • а) описание основы выделения сегментов , признанных отчетными;
  • б) случаи объединения сегментов ;
  • в) наименование вида (группы) продукции, товаров, работ, услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также в прочих сегментах.

24. По каждому отчетному сегменту раскрываются следующие показатели:

  • а) финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период;
  • б) общая величина активов на отчетную дату;
  • в) общая величина обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются полномочным лицам организации).

25. Организация раскрывает следующие показатели по каждому отчетному сегменту в случае их представления полномочным лицам организации на систематической основе, независимо от включения таких показателей в расчет финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента :

  • а) выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации;
  • б) подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами;
  • в) проценты (дивиденды) к получению;
  • г) проценты к уплате;
  • д) величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
  • е) иные существенные доходы и расходы;
  • ж) налог на прибыль организаций.

Допускается зачет между показателями "Проценты (дивиденды) к получению" и "Проценты к уплате" в случае, если проценты (дивиденды) к получению составляют большую часть доходов отчетного сегмента , и полномочным лицам организации представляется показатель, исчисляемый как проценты (дивиденды) к получению за вычетом процентов к уплате.

26. Организация раскрывает по каждому отчетному сегменту величину внеоборотных активов в случае представления такого показателя полномочным лицам организации на систематической основе, независимо от включения этого показателя в расчет общей величины активов отчетного сегмента .

27. Организация раскрывает следующую информацию об оценке показателей, раскрываемых в пояснениях к бухгалтерской отчетности по каждому отчетному сегменту :

а) порядок учета операций между отчетными сегментами;

б) характер различий (если они не очевидны из результатов сопоставлений, раскрываемых в соответствии с пунктом 28 настоящего Положения) между:

показателем прибыли (убытка) организации до налогообложения и совокупным показателем прибыли (убытка) отчетных сегментов ;

показателями активов и обязательств организации и совокупными показателями активов и обязательств отчетных сегментов ;

в) характер изменений способов оценки показателей, используемых для определения финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента , по сравнению с предшествующими периодами и влияние таких изменений на финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в отчетном периоде;

г) описание различий в распределении данных между отчетными сегментами и их влияние на показатели этих сегментов в случаях, когда способ распределения выручки и расходов отличается от способа распределения активов и обязательств, с которыми эти выручка и расходы связаны.

28. Организация раскрывает результаты сопоставления суммарной величины следующих существенных показателей отчетных сегментов , включая показатели прочих сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации:

  • а) суммарной величины выручки всех отчетных сегментов с показателем выручки организации;
  • б) суммарной величины показателей прибыли (убытка) отчетных сегментов с показателем прибыли (убытка) до налогообложения либо показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если организация распределяет на отчетные сегменты налог на прибыль организаций;
  • в) суммарной величины активов отчетных сегментов с величиной активов организации;
  • г) суммарной величины обязательств отчетных сегментов с величиной обязательств организации;
  • д) суммарной величины каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении отчетных сегментов , с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации.

29. Организация раскрывает выручку от продаж покупателям (заказчикам) организации по каждому виду продукции, товаров, работ, услуг или однородных групп продукции, товаров, работ, услуг.

30. Организация раскрывает по каждому географическому региону деятельности следующую информацию:

  • а) величину выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, в том числе отдельно от продаж в Российской Федерации и от продаж за рубежом;
  • б) стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, в том числе размещенных на территории Российской Федерации, размещенных за рубежом.

Если величина выручки от продаж, полученной в отдельной стране, или стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, размещенных на территории отдельной страны, является существенной, такой показатель раскрывается обособленно. При этом организация должна раскрыть правила отнесения выручки от продаж к отдельным странам.

31. Организация раскрывает следующую информацию о покупателях (заказчиках), выручка от продаж которым составляет не менее 10 процентов общей выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации:

  • а) наименование покупателя (заказчика);
  • б) общая величина выручки от продаж такому покупателю (заказчику);
  • в) наименование отчетного сегмента (отчетных сегментов), к которому относится данная выручка.

32. При изменении в отчетном периоде структуры отчетных сегментов сравнительная информация за периоды, предшествующие отчетному, должна быть пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов , за исключением случаев, когда такая информация отсутствует и такой пересчет противоречит требованию рациональности. При этом пересчету подлежит сравнительная информация по каждому показателю отчетного сегмента.

Случаи пересчета (невозможности такого пересчета) подлежат раскрытию в составе информации по отчетным сегментам .

Если сравнительная информация не пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов , информация по сегментам за отчетный период должна быть представлена в разрезе как прежней, так и новой структуры сегментов .

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)

Приказ Минфина России № 143н от 08.11.2010

Организации, представляющие информацию по сегментам

п.2. Организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам.

Иные организации применяют настоящее Положение в случае принятия ими решения о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчетности. Информация, не соответствующая требованиям настоящего Положения, не может именоваться в бухгалтерской отчетности информацией по сегментам.

Цель раскрытия информации по сегментам

п. 4. Раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

(Пункт 5 ПБУ 12/2010)

Выделение сегментов заключается в обособлении информации о части деятельности организации:

а) которая способна приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы (включая подразумеваемые выгоды и расходы от операций с другими сегментами);

б) результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов (далее - полномочные лица организации);

в) по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.

Основа выделения сегментов

В зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также ее системы внутренней отчетности основой выделения сегментов могут быть, в частности:

а) производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;

б) основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;

в) географические регионы, в которых осуществляется деятельность;

г) структурные подразделения организации

П. 7 ПБУ 12/2010

При выделении сегментов учитывается информация, используемая полномочными лицами организации, сведения, размещаемые в средствах массовой информации, иная доступная информация, в частности, управленческие документы по планированию, отчеты высшего органа управления организации, сведения, опубликованные на Интернет-сайте организации, и тому подобное.

Объединение сегментов

(Пункт 8 ПБУ 12/2010)

Несколько сегментов могут быть определены как единый сегмент, если такое объединение соответствует целям настоящего Положения, а также при условии сходства следующих характеристик объединяемых сегментов:

а) характер (назначение) продукции, товаров, работ, услуг;

б) процесс производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

в) покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;

г) способы продажи продукции, товаров, работ, услуг;

д) правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии (разрешения), режим налогообложения);

е) другие характеристики.

Дополнительные условия выделения сегментов

(пункт 9 ПБУ 12/2010)

а) специфический характер отдельного направления деятельности;

б) ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности;

в) обособленность информации, представляемой совету директоров (наблюдательному совету) организации;

г) другие условия

Критерии отнесения сегмента к отчетному

п. 10 Сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

а) выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов;

б) финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 процентов от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток;

в) активы сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов.

п. 11. Сегмент, показатели которого ниже, может быть выделен в качестве отчетного, если информация по данному сегменту будет полезной заинтересованным пользователям или если существует необходимость выделения большего количества отчетных сегментов для выполнения условия, предусмотренного пунктом 14 настоящего Положения.

п.13. При определении перечня отчетных сегментов организация может объединить информацию по двум и более сегментам, показатели которых ниже предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, в том случае, если такое объединение соответствует требованиям настоящего Положения, а также при условии сходства объединяемых сегментов по характеристикам, предусмотренным пунктом 8 настоящего Положения.

п.14. На отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности организации должно приходиться не менее 75 процентов выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации.

Если на отчетные сегменты приходится менее 75 процентов выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяет ли каждый из них в отдельности условиям.

Раскрытие информации по прочим сегментам

п. 15. В случае если количество отчетных сегментов составляет более десяти, организация должна проанализировать возможность объединения отчетных сегментов.

п. 16. Показатели, характеризующие деятельность, не включенную в отчетные сегменты, раскрываются в бухгалтерской отчетности как прочие сегменты.

п.18. Показатели отчетного сегмента, подлежащие раскрытию приводятся в оценке, в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений (по данным управленческого учета).

п.20. В случае если полномочные лица организации для принятия решений используют несколько показателей финансового результата (прибыли, убытка), активов или обязательств отчетного сегмента, исчисленных по различным правилам, то в составе информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности организации указанные показатели приводятся в той оценке, которая наиболее соответствует правилам оценки аналогичных показателей по организации в целом, представляемых в ее бухгалтерской отчетности.

п.21. Показатели отчетного сегмента, подлежащие раскрытию, приводятся в оценке, применяемой для отражения в бухгалтерской отчетности аналогичных показателей организации в целом. Указанные показатели отчетного сегмента могут не раскрываться, когда их подготовка противоречит требованию рациональности

Распределение выручки, расходов, активов и обязательств между сегментами

п.19. Выручка, расходы, активы и обязательства, относящиеся к двум и более отчетным сегментам, подлежат обоснованному распределению между данными сегментами. Способ распределения определяется организацией в зависимости от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов. Организация должна последовательно применять основу распределения показателей между отчетными сегментами.

Распределенные выручка и расходы включаются в раскрываемый в бухгалтерской отчетности финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в том случае, если такие данные включаются в расчет финансового результата (прибыли, убытка) этого сегмента, используемого полномочными лицами организации для принятия решений.

В пояснениях к бухгалтерской отчетности

п.22. Организация раскрывает в пояснениях к бухгалтерской отчетности следующую информацию по отчетным сегментам:

а) общую информацию;

б) показатели отчетных сегментов;

в) способы оценки показателей отчетных сегментов;

г) сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации;

д) иную информацию, предусмотренную настоящим Положением.

п.23. В составе общей информации по отчетным сегментам организацией приводится:

а) описание основы выделения сегментов, признанных отчетными;

б) случаи объединения сегментов;

в) наименование вида (группы) продукции, товаров, работ, услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также в прочих сегментах.

24. По каждому отчетному сегменту раскрываются следующие показатели:

а) финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период;

б) общая величина активов на отчетную дату;

в) общая величина обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются полномочным лицам организации).

п. 25. Организация раскрывает следующие показатели по каждому отчетному сегменту в случае их представления полномочным лицам организации на систематической основе, независимо от включения таких показателей в расчет финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента:

а) выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации;

б) подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами;

в) проценты (дивиденды) к получению;

г) проценты к уплате;

д) величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

е) иные существенные доходы и расходы;

ж) налог на прибыль организаций.

Допускается зачет между показателями "Проценты (дивиденды) к получению" и "Проценты к уплате" в случае, если проценты (дивиденды) к получению составляют большую часть доходов отчетного сегмента, и полномочным лицам организации представляется показатель, исчисляемый как проценты (дивиденды) к получению за вычетом процентов к уплате.

п.26. Организация раскрывает по каждому отчетному сегменту величину внеоборотных активов в случае представления такого показателя полномочным лицам организации на систематической основе, независимо от включения этого показателя в расчет общей величины активов отчетного сегмента.

Раскрытие информации об оценке показателей

Пункт 27 ПБУ 12/2010

По каждому отчетному сегменту:

а) порядок учета операций между отчетными сегментами;

б) характер различий (если они не очевидны из результатов сопоставлений, раскрываемых в соответствии с пунктом 28 настоящего Положения) между:

показателем прибыли (убытка) организации до налогообложения и совокупным показателем прибыли (убытка) отчетных сегментов;

показателями активов и обязательств организации и совокупными показателями активов и обязательств отчетных сегментов;

в) характер изменений способов оценки показателей, используемых для определения финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента, по сравнению с предшествующими периодами и влияние таких изменений на финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в отчетном периоде;

г) описание различий в распределении данных между отчетными сегментами и их влияние на показатели этих сегментов в случаях, когда способ распределения выручки и расходов отличается от способа распределения активов и обязательств, с которыми эти выручка и расходы связаны.

Раскрытие результатов сопоставления суммарной величины существенных показателей отчетных сегментов, включая показатели прочих сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности

Пункт 28 ПБУ 12/2010

а) суммарной величины выручки всех отчетных сегментов с показателем выручки организации;

б) суммарной величины показателей прибыли (убытка) отчетных сегментов с показателем прибыли (убытка) до налогообложения либо показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если организация распределяет на отчетные сегменты налог на прибыль организаций;

в) суммарной величины активов отчетных сегментов с величиной активов организации;

г) суммарной величины обязательств отчетных сегментов с величиной обязательств организации;

д) суммарной величины каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении отчетных сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации.

Раскрытие выручки от продаж покупателям

Пункт 29 ПБУ 12/2010

Выручка раскрывается по каждому виду продукции, товаров, работ, услуг или однородных групп продукции, товаров, работ, услуг

Раскрытие информации по каждому географическому региону

Пункт 30 ПБУ 12/2010

а) величину выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, в том числе отдельно от продаж в Российской Федерации и от продаж за рубежом;

б) стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, в том числе размещенных на территории Российской Федерации, размещенных за рубежом.

Если величина выручки от продаж, полученной в отдельной стране, или стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, размещенных на территории отдельной страны, является существенной, такой показатель раскрывается обособленно. При этом организация должна раскрыть правила отнесения выручки от продаж к отдельным странам.

Раскрытие информации о покупателях, выручка от продаж которым составляет не менее 10 процентов общей выручки

Пункт 31 ПБУ 12/2010

а) наименование покупателя (заказчика);

б) общая величина выручки от продаж такому покупателю (заказчику);

в) наименование отчетного сегмента (отчетных сегментов), к которому относится данная выручка.

Представление сравнимой информации

Пункт 32 ПБУ 12/2010

При изменении в отчетном периоде структуры отчетных сегментов сравнительная информация за периоды, предшествующие отчетному, должна быть пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, за исключением случаев, когда такая информация отсутствует и такой пересчет противоречит требованию рациональности. При этом пересчету подлежит сравнительная информация по каждому показателю отчетного сегмента.

Случаи пересчета (невозможности такого пересчета) подлежат раскрытию в составе информации по отчетным сегментам.

Если сравнительная информация не пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, информация по сегментам за отчетный период должна быть представлена в разрезе как прежней, так и новой структуры сегментов.

У1 раздел. Информация по прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02 – отражают все КО). Прекращаемая деятельность – часть общей деятельности, которую организация решила прекратить. В результате этого некоторые активы будут проданы, а обязательства погашены. Организация может прекратить часть деятельности в случае:

      продажи целого имущества комплекса и его части.

      продажи отдельных активов и прекращение отдельных обязательств.

      отказ продолжить какое – то направление в своей деятельности.

      реорганизация структуры и выделение из состава одного или несколько юридических лиц.

Деятельность признается прекращаемой, если:

      Совет Директоров, общее собрание акционеров или иной уполномоченный орган принял решение о прекращении части деятельности

      была выработана единая программа прекращения деятельности. В ней отражена причина, способы проведения, прогнозируемые последствия прекращения деятельности. Деятельность может быть признана прекращаемой в день, когда выполняется одно из условий:

      заключены договоры купли – продажи активов, без которых прекращаемая деятельность не осуществима

      информация о решении прекратить деятельность доведена до сведения юридических и физических лиц, чьи интересы непосредственно затрагивается.

Когда организация прекращает часть деятельности, у нее появляется обязательства в виде: выходного пособия сотрудников; и выплаты штрафов, пеней и неустоек за нарушение усилий договоров. Для погашения обязательств необходимо создать резервы. Резервы по прекращению деятельности создаются в соответствии с положением ПБУ 8/2010. Резерв по прекращаемой деятельности создается:

        при продажи целого имущественного комплекса или его части после заключении договора купли – продажи.

        при продажи отдельных активов и прекращении отдельных обязательств, резерв образовался в период, когда исполнение обязательств будет производиться в период, следующей за отчетным.

При увольнении работников, выплате штрафов, пеней резерв признается в БУ на конец года.

Дт 20, 26, Кт 96 – сформулирован резерв на выплату выходного пособия

Дт 91.2 Кт 96 – образован резерв на выплату штрафов

Данные резервы создаются только в БУ, в целях налогообложения данные резервы не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Резерв не создается:

    на переподготовку работников

    для инвестиций

    на создание новых сетей и систем по распространению продукции.

Созданные резервы должны использоваться для погашения обязательств, под которые они были созданы.

Резервы должны использоваться и корректируется при составлении годовой отчетности с момента признания деятельности – прекращаемой до ее завершения. .

У организации, которая прекращает часть деятельности, стоимость выбывающих активов может снизиться. В результате образуется убыток.

Если продается имущественный комплекс, то величина убытка равна разнице между доходами от продаж и расходами, связанными с продажей. Убыток признается на основе договора купли – продажи.

Если продаются отдельные активы и прекращаются отдельные обязательства, то убыток определяется как разница между стоимостью актива по бухгалтерскому балансу и его текущей рыночной стоимостью без учета расходов по реализации.

Если активы продать невозможно, то убыток будет равен балансовой стоимости активов.

Убытки признаются на конец того года, в котором деятельность впервые была признана прекращаемой. Убыток отражается в составе прочих расходов (Дт 91.2).

Убытки от снижения стоимости актива показывается в отчете «о прибылях и убытках», кроме уценки ОС, которые относятся в добавочный капитал в пределах суммы дооценки, накопительной по ОС.

Впервые информация о прекращаемой деятельности должна быть отражена в отчетности того периода, в котором было принято решение о прекращении деятельности. По мере реализации активов и погашения обязательств в отчетности отражают:

    величину прибыли до налогообложения и сумму начисленного налога, если получена прибыль

    продажная цена актива, без учета затрат на выбытие, и дату, когда деньги поступили на счет организации за этот актив.

Последний раз информация по прекращаемой деятельности отражаются в отчетности за период, в котором предприятие прекратило выпускать соответствующие товары, работы/услуги.

Организация имеет право привести информацию о прекращаемой деятельности (в отчете о прибылях и убытках, в отчете о движении денежных средств – первый вариант, в пояснительной записке – второй вариант).

Первый вариант. В отчете «О прибылях и убытках» отражается сумма доходов и расходов, прибыли до налогообложения, относящийся к прекращаемой деятельности, поступившие в кассу на банк на счета и направления их расходования.

В Отчете о прибылях и убытках, Отчете о движении денежных средств необходимо ввести дополнительные графы для отражения информации по продолжаемой и прекращаемой деятельности.

Второй вариант. В пояснительной записке отражаются:

    структурное подразделение

    дата признания деятельности прекращаемой

    дата или период, в течение которого планируются завершить деятельность

    стоимость активов, которые будут проданы

    сумма обязательств, которые придется погасить

    сумма резерва, который был создан

    убыток от снижения стоимости актива.

VII раздел. Государственная помощь (ПБУ 12/2000 – информацию представляют все КО)

Государственная помощь может быть представлена в форме субвенции, субсидии, бюджетных кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей, а также в виде земельных участков, природных ресурсов и прочего имущества.

В пояснительной записке отражают:

    характер и величину бюджетных средств, признанных в БУ в отчетном году

    назначение и величина бюджетных кредитов

    характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды

    невыполненные по состоянию на отчетную дату, условия представляется бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.

VIII раздел. Прочие сведения. Информацию представляют все КО, ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

ПБУ 7/98 событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации, и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания отчетности за отчетный год.

В соответствии с ПБУ события делятся: после отчетной даты:

    событие, подтверждающее существование на отчетную дату хозяйственные условия, в котором организация вела свою деятельность, информация о данных событиях отражаются в БУ записями от 31. 12 и учитывается при формировании бухгалтерского баланса.

События :

    Объявления дебитора банкротам, если по состоянию на отчетную дату в отношении дебитора осуществилась процедура банкротства.

    Переоценка активов (на первое число следующего года), в результате которой выявлено устойчивое и существенное снижение их стоимости по сравнению с отчетной датой.

    Получение информации о финансовом состоянии и результатах деятельности дочернего или зависимого общества, ценные бумаги которого котируются на бирже; об устойчивом и существенном снижении стоимости вложений.

Пример:

По состоянию на 31. 12. 2007 г. в балансе числилось финансовые вложения в акции другого предприятия. Так как акции приносили устойчивый доход, организация была намерена и дальше иметь акции в собственность. В феврале 2008 г. организация получила информацию о резком падании рыночных цен на акции из-за существенного ухудшения финансового положения эмитента. В связи с этим в марте 2008года акции были проданы с убытком, в результате стоимость чистых активов организации уменьшились на 10%.

    продажа производственных запасов после отчетной даты, показывающая, что расчет цены возможной реализации этих запасов по состоянию на отчетную дату был необоснован;

    объявления дивидендов дочерними и зависимыми обществами за периоды, предшествующие отчетной дате;

    обнаружение после отчетной даты, что проценты готовности объекта строительства использован для определения финансового результата по состоянию на отчетную дату методом «доход по стоимости работ по мере их готовности был не обоснован»;

    получение от страховой организации материальное по умолчанию размеров страхового возмещения, по которому по состоянию на отчетную дату велись переговоры;

    обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в БУ или нарушение законодательства при осуществлении деятельности организации, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период;

    события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация вела свою деятельность. Данные события отражаются только в пояснительной записке.

События :

    решение о реорганизации организации

    приобретение предприятий как имущественного комплекса

    реорганизация или планируемая реконструкция

    принятие решения об эмиссии акций и иных ценных бумаг

    крупная сделка, связанная с приобретением и выбытием ОС и финансовых вложений

    авария и иные чрезвычайные ситуации в результате которой уничтожена значительная часть активов

    прекращение деятельности

    непрогнозируемые изменения курса иностранной валюты

    действия органов государственной власти (национализация).

Существенное событие после отчетной даты подлежит раскрытию в отчетности независимо от положительного или отрицательного его характера для организации. Существенность определяется организацией самостоятельно. Последствия события оцениваются в денежном выражении. Организация должна сделать соответствующие расчеты.

Пример:

31.12. 2007 г. по данным синтетического и аналогического учета у организации числятся дебиторская задолженность 10 трл. рублей. В марте, до подписания отчетности получена информация, что один из дебиторов, задолженность которого на 31. 12. оставляла 4 млн. руб., признан в установленном порядке банкротством.

Данное событие является существенным, поэтому организация должна признать по состоянию на 31. 12. убыток от списания дебиторской задолженности.

Предлагаемая вниманию читателей статья М.Л. Пятова (СПбГУ) представляет собой комментарий к предписаниям Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010), утвержденного приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н

14 декабря 2010 года Минюст РФ за № 19171 зарегистрировал приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н , утвердивший Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010), вступающее в силу с бухгалтерской отчетности за 2011 год и заменяющее, таким образом, ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам", утв. приказом Минфина РФ от 27.01.2000 № 11н .

пунктом 1 ПБУ 12/2000 ПБУ 12/2000 "могло не применяться"

Раздел "Общие положения" рассматриваемого нами ПБУ существенно сузил круг организаций, представление информации по сегментам для которых является обязательным. Напомним, что пунктом 1 ПБУ 12/2000 устанавливалось, что его предписания распространяются на все коммерческие организации за исключением кредитных организаций. При этом ПБУ должно было применяться "при составлении сводной бухгалтерской отчетности" в случае наличия у организации "дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности". Исключение из этого правила устанавливалось только для субъектов малого предпринимательства, для которых ПБУ 12/2000 "могло не применяться" . Если же учесть, что большинство субъектов малого предпринимательства применяют специальные налоговые режимы, то данная норма не имела существенного значения. Безусловно, данное требование не отвечало объективным потребностям пользователей бухгалтерской отчетности в информации о деятельности отчитывающихся организаций по сегментам.

Пунктом 2 ПБУ 12/2010 устанавливается, что "раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам в соответствии с настоящим Положением" должны только "организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг". Иные организации - устанавливает ПБУ 12/2010 - применяют настоящее Положение только "в случае принятия ими решения о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчетности" .

Однако следует обратить внимание на то, что даже если раскрытие информации по сегментам необязательно для организации, но она приняла решение такую информацию пользователям своей отчетности представлять, эти данные должны формироваться в соответствии с предписаниями ПБУ 12/2010 . На это указывает пункт 2 ПБУ 12/2010 , согласно которому "информация, не соответствующая требованиям настоящего Положения, не может именоваться в бухгалтерской отчетности информацией по сегментам" . Это очень важно, так как пользователь отчетности, оценивая ее данные, представляемые как "информация по сегментам", должен иметь возможность обоснованно рассчитывать на то, что эта информация будет представлена по определенным, известным ему правилам.

Вместе с тем это не запрещает организациям включать в представляемые ими годовые бухгалтерские отчеты иную информацию, сформированную по иным (отличным от ПБУ 12/2010) правилам, но не называя ее информацией по сегментам. Например, это могут быть данные, определяемые как "информация по видам деятельности" .

Говоря о разделе ПБУ 12/2010 "Общие положения" , следует обратить внимание на то, что очевидное с точки зрения экономической логики требование пункта 4 вызывает много вопросов как предписание нормативно-правового акта. Остается неясным, где бухгалтеру, стремящемуся надлежащим образом исполнить это предписание ПБУ, искать ответы на вопросы о том, что в данном случае подразумевается под "отраслевой спецификой", "хозяйственной структурой" и какие именно "финансовые показатели" имеются в виду.

В последнем случае нужно отметить, что значимая часть предписаний, рассматриваемых ПБУ, касается определения так называемых показателей отчетных сегментов, однако, во-первых, не указывается, какая часть из них является показателями финансовыми и каковы критерии определения именно финансового показателя, во-вторых, понятие "показатель отчетного сегмента" также не определено.

Выделение сегментов

ПБУ 12/2000 содержало специальный раздел, который назывался "Порядок выделения информации по отчетным сегментам", однако этому процессу не давалось определения. В новом ПБУ такое определение процессу "выделения сегментов" приводится в пункте 5 , причем оно дается достаточно детально.

При этом в данном определении есть несколько очень важных моментов, на которые нам необходимо обратить внимание.

Во-первых, здесь вводится понятие "подразумеваемые выгоды или расходы" . Его содержание не ново, нова лишь формулировка. Согласно пункту 5 ПБУ 12/2000 , в частности, информация о выручке (доходах) сегмента и его расходах определялась с учетом "операций с другими сегментами этой же организации" . В ПБУ 12/2010 доходы и расходы сегмента "по операциям с другими сегментами" определены как доходы и расходы "подразумеваемые" .

Далее, выделение сегмента, согласно ПБУ 12/2010 - это уже совершенно новое положение - должно предполагать систематический анализ деятельности такого сегмента "лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов" .

Это очень интересное предписание. С одной стороны, буквальное прочтение этого предписания ПБУ может привести к выводу, что если соответствующего анализа внутренними пользователями учетной информации не проводится, то она не нужна и пользователям внешним. С другой, остается неясным, какой документ должен служить для бухгалтера подтверждением проведенного анализа.

Что же касается возможности формирования "финансовых показателей отдельно от показателей других частей деятельности организации" и что под такими частями подразумевается, то это, как и при прочтении пункта 4 ПБУ 12/2010 , остается неясным.

Далее, ПБУ 12/2010 определяет, что может служить "основой выделения сегментов" . Согласно пункту 6 , "в зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также ее системы внутренней отчетности основой выделения сегментов могут быть, в частности:
а) производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
б) основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
в) географические регионы, в которых осуществляется деятельность;
г) структурные подразделения организации"
.

Таким образом, реализация профессионального суждения бухгалтера здесь должна состоять в том, чтобы соотнести выбираемые основания выделения сегментов с интересами пользователей бухгалтерской отчетности.

Далее, ПБУ 12/2010 ориентирует бухгалтера в вопросе выделения сегментов.

Пункт 7 гласит: "при выделении сегментов учитывается информация, используемая полномочными лицами организации, сведения, размещаемые в средствах массовой информации, иная доступная информация, в частности, управленческие документы по планированию, отчеты высшего органа управления организации, сведения, опубликованные на Интернет-сайте организации, и тому подобное" .

Как бухгалтер должен узнать о том, какую информацию используют "полномочные лица организации", то есть "лица, наделенные в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов" ? Как "сведения, размещаемые в средствах массовой информации" сделать основой выделения сегмента? Что такое "управленческие документы по планированию" ?

Не вносят ясности в процедуру "выделения сегментов" и предписания ПБУ 12/2010 , касающиеся, наоборот, оснований определения нескольких сегментов как сегмента единого.

Согласно пункту 8 ПБУ 12/2010 , "несколько сегментов могут быть определены как единый сегмент, если такое объединение соответствует целям настоящего Положения, а также при условии сходства следующих характеристик объединяемых сегментов:
а) характер (назначение) продукции, товаров, работ, услуг;
б) процесс производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
в) покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
г) способы продажи продукции, товаров, работ, услуг;
д) правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии (разрешения), режим налогообложения);
е) другие характеристики"
.

Здесь, наверное, следует начать с того, что "цели Положения" в ПБУ 12/2010 не определены.

Пункт 1 ПБУ 12/2010 определяет, что оно "устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации" .

Однако цели ПБУ 12/2010 специально данным нормативно-правовым актом не определяются.

Скорее всего, в качестве целей ПБУ 12/2010 следует рассматривать предписание пункта 4 , согласно которому отчетность по сегментам должна "обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности" .

В целом необходимо отметить, что содержание предписаний ПБУ 12/2010 по выделению сегментов требует от бухгалтера добросовестного и рационального применения своего профессионального суждения, основой которого будет служить определяемая ПБУ 12/2010 задача "обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности" .

Отчетные сегменты

ПБУ 12/2000 определяло понятие "информация по отчетному сегменту" как "информацию по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащую обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности" . При этом практически все нормы ПБУ 12/2000 касались именно отчетных сегментов. ПБУ 12/2010 разделяет понятия сегмента и отчетного сегмента, определяя последний следующим образом. Согласно пункту 10 "сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
а) выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов;
б) финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 процентов от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток;
в) активы сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов"
.

Данное правило предполагает исключение. Согласно пункту 11 ПБУ 12/2010 , "сегмент, показатели которого ниже предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, может быть выделен в качестве отчетного, если информация по данному сегменту будет полезной заинтересованным пользователям или если существует необходимость выделения большего количества отчетных сегментов для выполнения условия, предусмотренного пунктом 14 настоящего Положения" . Согласно же пункту 14 ПБУ 12/2010 , "на отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности организации должно приходиться не менее 75 процентов выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации" .

Вопрос "полезности" или "не полезности" соответствующей информации для пользователей отчетности, по всей видимости, здесь также относится к области компетенции бухгалтера, формирующего отчетность по сегментам.

Говоря о содержании пункта 14 ПБУ 12/2010 , также следует отметить, что им устанавливается, что "если на отчетные сегменты приходится менее 75 процентов выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяет ли каждый из них в отдельности условиям, предусмотренным пунктом 10 настоящего Положения" .

Согласно пункту 15 ПБУ 12/2010 , "в случае если количество отчетных сегментов составляет более десяти, организация должна проанализировать возможность объединения отчетных сегментов в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения" . Пункт 13 ПБУ 12/2010 в свою очередь гласит, что "при определении перечня отчетных сегментов организация может объединить информацию по двум и более сегментам, показатели которых ниже предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, в том случае, если такое объединение соответствует требованиям настоящего Положения, а также при условии сходства объединяемых сегментов по характеристикам, предусмотренным пунктом 8 настоящего Положения" .

Важно обратить внимание на содержание пункта 17 ПБУ 12/2010 - им устанавливается, что "при подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена последовательность в определении перечня отчетных сегментов" .

Обеспечение последовательности в определении перечня отчетных сегментов, согласно требованиям ПБУ 12/2010 , в частности, состоит в том, что "если сегмент, выделенный в качестве отчетного в периоде, предшествующем отчетному, в отчетном периоде не соответствует условиям отчетного сегмента, но предполагается, что указанный сегмент будет выделяться как отчетный в будущем, такой сегмент выделяется в качестве отчетного сегмента в отчетном периоде" .

Оценка показателей отчетных сегментов

Специальные нормы ПБУ 12/2010 посвящены регулированию порядка оценки показателей отчетных сегментов. Их содержание, безусловно, можно признать совершенно новаторским. Пункт 18 ПБУ 12/2010 устанавливает, что "показатели отчетного сегмента, подлежащие раскрытию в соответствии с пунктами 24-27 настоящего Положения, приводятся в оценке, в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений (по данным управленческого учета)" . Таким образом, впервые ПБУ предписывается, что основой оценки данных внешней финансовой отчетности организации должны служить данные управленческого учета. Причем уточняется, что использоваться для этих целей должна именно та оценка соответствующих показателей, "в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений" .

Вызывает вопрос соответствия данного положения ПБУ пункту 4 статьи 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" , согласно которому "содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной" .

В свете рассмотренной общей нормы пункта 18 ПБУ 12/2010 выполнено содержание всего раздела IV данного нормативного документа. Так, например, согласно пункту 19 ПБУ 12/2010 , "распределенные выручка и расходы включаются в раскрываемый в бухгалтерской отчетности финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в том случае, если такие данные включаются в расчет финансового результата (прибыли, убытка) этого сегмента, используемого полномочными лицами организации для принятия решений" .

В целом, следует отметить, что стремление сделать данные управленческого учета организации публичной информацией, безусловно, оригинально, но вряд ли исполнимо, хотя бы в силу противоречия действующему российскому законодательству.

Раскрытие информации по отчетным сегментам

Данный раздел является заключительным в ПБУ 12/2010 и определяет состав информации, которую организации должны представлять в своей бухгалтерской отчетности по выделенным сегментам.

Положения этого раздела ПБУ 12/2010 не нуждаются в подробных комментариях, так как, с одной стороны, их формулировки вполне однозначны, а с другой, проблемы их применения на практике, по нашему мнению, обусловлены сложностями интерпретации и применения ПБУ 12/2010 , рассмотренными нами выше.

Здесь отметим, что, определяя состав показателей, которые фирма должна раскрыть по каждому отчетному сегменту, пункты 24 и 25 ПБУ 12/2010 разделяют их на две группы. К первой относятся показатели, которые отчитывающаяся организация обязательно должна раскрыть "по каждому отчетному сегменту". В качестве таковых пункт 24 ПБУ 12/2010 определяет:
а) финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период;
б) общую величину активов на отчетную дату;
в) общую величину обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются полномочным лицам организации).

Вторую группу составляют показатели, которые "организация раскрывает... по каждому отчетному сегменту в случае их представления полномочным лицам организации на систематической основе, независимо от включения таких показателей в расчет финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента" . Это:
"а) выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации;
б) подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами;
в) проценты (дивиденды) к получению;
г) проценты к уплате;
д) величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
е) иные существенные доходы и расходы;
ж) налог на прибыль организаций"
.

При этом согласно пункту 22 ПБУ 12/2010 "в пояснениях к бухгалтерской отчетности" организация должна раскрыть "способы оценки показателей отчетных сегментов" .

ПБУ 12/2010: итоги

Заканчивая обзор ПБУ 12/2010 , необходимо отметить, что данный нормативный документ представляет собой пример конфликта реализуемой в России системы нормативно-правового регулирования бухгалтерской практики и концептуальных основ МСФО, в основе которых лежит идея профессионального суждения бухгалтера как базы методологии формирования информации о финансовом положении компаний. С позиций последней, предписания ПБУ носят ориентирующий характер и в конкретных случаях должны реализовываться, исходя из профессионального суждения специалистов, составляющих отчетность. Однако в случае с ПБУ мы имеем дело с нормативно-правовым актом. И здесь, к сожалению, мы должны отметить, что стремление сделать текст нового ПБУ максимально современным и соответствующим идеям МСФО в ряде случаев лишило этот текст необходимых характеристик содержания именно нормативного документа, в частности, соответствия действующему российскому законодательству.