Развитие восприятия у дошкольников. Виды и особенности восприятия ребенка Целостное восприятие у дошкольников

Анна Иотко
Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение детский сад №3

общеразвивающего вида

города Зеи

Городское методическое объединение

2 младших групп

Консультация для педагогов

Тема. Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста .

Воспитатель : Иотко А. В.

Особенности развития восприятия детей дошкольного возраста .

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка . На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии . К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие . В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас и он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие .

Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста .

Восприятие ребенка непроизвольное . Он выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки предмета, часто не существенные. Форма служит ребенку основанием для узнавания предмета.

Наблюдаемые ребенком предметы притягивают его своей яркостью, окрашенностью, вызывая яркую эмоциональную реакцию.

Больших успехов достигает дошкольник в восприятии родного языка , а также в различении простых мелодий. Восприятие является сложным процессом, заключающимся в разнообразных движениях глаза при рассматривании особенностей предмета , в различных ощупывающих движениях руки при осязании и т. д. Оно предполагает широкое использование прошлого опыта. Само собой разумеется, что такая сложная психическая деятельность не может существовать у ребенка с рождения . Она складывается постепенно в результате практической деятельности и специального обучения на протяжении жизни ребенка . Хотя к концу дошкольного возраста восприятие ребенка достигает относительно высокой ступени развития , однако оно во многих отношениях еще очень не совершенно. Дошкольник еще не овладел тончайшими и многообразнейшими движениями воспринимающих органов , необходимыми для правильного восприятия сложных предметов и явлений. Так, рассматривая какую – либо картинку он ограничивается тем, что бросает на нее беглый взгляд или же останавливается на какой – либо одной детали, не замечая остальные ее особенности . При осязании предмета он берет его всей рукой, не прослеживая пальцами его контура, не прощупывая углублений и выступов на его поверхности, не испытывая нажимом пальцев его твердости. В результате такого грубого и ограниченного исследования объектов, возникающие в голове у ребенка образы воспринимаемых предметов оказываются иногда очень не точными и несовершенными. Дошкольники не умеют подчинять свое восприятие поставленной перед ними задаче, согласовывать его с теми требованиями, которые предъявляют к ним окружающие в словесной форме. Поэтому восприятие ребенка носит недостаточно целенаправленный мало организованный характер. Например, ребенку предлагают найти на картинке спрятавшуюся за деревом лисичку, а он, увидя изображенных на переднем плане охотников, заинтересовывается ими и уже забывает то, что нужно было сделать.

Постепенно ребенок переходит от примитивных видов восприятия к целенаправленному , сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений. В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первым впечатлениями, а более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие образы восприятия окружающей действительности становятся более богатыми по содержанию.

Одновременно со зрительным восприятием у дошкольников развиваются и другие виды восприятия , среди которых нужно в первую очередь отметить осязательные и слуховые.

Работа над культурой речи составляет необходимое условие для развития восприятия звуков родного языка. К концу дошкольного возраста ребенок должен безошибочно различать элементы устной речи и правильно произносить звуки родного языка.

Развитию музыкального слуха способствуют движения под музыку , пение, слушание музыкальных произведений.

Дети постепенно научаются смотреть и слушать то, что требует воспитатель , согласовывать свое восприятие с тем планом игры , который дает им воспитатель в словесной форме .

Следует отметить, что работа, направленная на развитие восприятия , имеет очень важное значение в общем развитии детской психики . Без этого не возможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребенка . Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольников к поступлению в школу. Школьное обучение сразу предъявляет большие требования к умению внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока и пр.

Особенности развития в младшем дошкольном периоде

Возраст характеризуется:
- активной двигательной и игровой деятельностью, позволяющей взаимодействовать с предметами и познавать их свойства;
- началом использования речи и ее активным развитием.
Все это служит катализатором для развития всех процессов познания, и, в частности, восприятия.

Особенности восприятия детей 3-4 лет

Предметность восприятия
-Для детей этого возраста свойства предметов еще неотделимы от самих предметов. Например, лимон всегда желтый и если ребенок увидит фрукт желтого цвета, то он будет убежден, что это лимон.
-Рассматривая изображения предметов, дети трех и четырех лет фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от нее «домысливают» весь предмет. Например, видя компьютер, ребенок всего скорее заметит его большую часть (монитор) и решит, что это телевизор.
Информация и ее восприятие в 3-4 года только конкретно предметные
Отсутствие четкости восприятия
Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты.
Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.
Основные развивающие задачи периода
1. Способствовать познанию детьми новых предметов и явлений.
2. Учить детей манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей.
3. Развивать умение узнавать предметы и явления по их свойствам, сравнивать, выделять сходство и отличия, находить особенности.
4. Развитие восприятия формы и цвета предметов.
5. Способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.
Обратите внимание: На протяжении всего дошкольного периода основным видом деятельности ребенка является игра, она и должна стать основой развивающей работы. Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Конспект совместной организованной образовательной деятельности по физкультуре для детей младшего до

Восприятие

Операции восприятия.

Выделяют следующие операции восприятия: обнаружение, различение, идентификация, опознание.

Обнаружение – это исходная фаза процесса восприятия. На этой стадии дается ответ на вопрос: «Есть ли предмет?».

Различение – или собственно восприятие, ведет к формированию перцептивного образа. Например, когда мы воспринимаем какой-либо предмет, включаются почти все наши органы чувств. Зрительный анализатор помогает воспринимать цвет, форму, величину. Вкусовой анализатор позволяет ощутить вкус. Тактильный анализатор дает возможность судить о твердости предмета и т.д.

Различение ведет к формированию образа предмета.

Идентификация, или сличение – это отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти.

Опознание – последний этап – отнесение данного объекта к классу объектов, воспринимавшихся ранее.

Виды восприятия.

  1. По ведущему анализатору:
  • зрительное восприятие;
  • слуховое восприятие;
  • обонятильное восприятие;
  • осязательное восприятие;
  • вкусовое восприятие;
  • кинестетическое восприятие.
  1. По степени целенаправленности восприятия:
  • произвольное восприятие, когда есть восприятие цели;
  • непроизвольное восприятие, когда нет цели что-то воспринимать.
  1. По объектам отражения:
  • восприятие пространства – это отражение удаленности объекта, его формы, объема, величины;
  • восприятие времени – это отражение временных отрезков (длительности, последовательности событий);

восприятие человека (внешний вид, черты характера). - развитие зрительного восприятия цветов – различение, называние, классификация;

Развитие зрительного и осязательного восприятия форм – различение, называние, классификация;

Развитие зрительного и осязательного восприятия величины – различение, называние, классификация, сравнение по величине;

Развитие зрительного восприятия и формирование и развитие пространственного ориентирования – понимание, называние, ориентирование;

Развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов – различение, называние и классификация;

Развитие вкусовой чувствительности.

Работа проводилась в разных видах деятельности:

В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному восприятию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирования перцептивных действий. Эти игры проводятся как отдельно, так и в качестве отдельного элемента занятия.

В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия. Эти игры отражены в разделе социальное развитие, который направлен на восприятие человека, его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

Задание на развитие внимания: развитие объема, устойчивости, распределения, переключения, сосредоточения внимания, развитие произвольного внимания.

Задание на развитие восприятия: развитие свойств восприятия, осмысленности, обобщенности, целостности, константности, объема; развитие простых видов восприятия: величины, формы, цвета, восприятие пространства, времени, движения.

Развитие восприятия как интеллектуального процесса, в основе которого лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

1.Дидактические игры, направленные на развитие умения различать цвета.

«Бегите ко мне!»

Ход игры: В вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель - четыре флажка (всех цветов).

Воспитатель предлагает детям посмотреть на флажки, помахать ими. (Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.)

Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.)

Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой флажок, и если их цвета совпадут, то бегите ко мне.

Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют.

Усложнение: воспитатель поднимает два флажка.

«Стрелка, стрелка, покружись»

(упрощённый вариант игры «Цветовое лото).

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят на стульях вокруг стола, по углам которого закреплены флажки (красный, синий, жёлтый, зелёный). В центре стола - диск со стрелкой, вокруг которого разложены кружки четырёх цветов. Воспитатель (крутит стрелку).

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем кружочкам покажись!

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей,

Стоп!

Берёт кружок, на который указывает стрелка, и кладёт его к флажку соответствующего цвета. Дети повторяют игровые действия.

«Открой свой домик»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят на стульях. К спинке каждого стула приклеен кружок жёлтого, красного, зелёного или синего цвета. На столе разложены вырезанные из бумаги ключи таких же цветов.

Воспитатель.

Дети, встаньте и посмотрите, какого цвета ваш домик (кружок). (Дети называют цвет.) Подойдите к столу и выберите для своего домика ключ такого же цвета.

Какой ключ ты взял? (Ребёнок называет цвет.)

После того как все ключи разобраны, дети запирают домики (говорят «чик-чик») и идут гулять.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять. (Ходят вокруг стульев.)

Постучали, (Стучат кулаком по полу.)

Покружились, (Кружатся.)

Поскакали, порезвились. (Прыгают.)

Погуляла детвора,

Всем домой идти пора.

Подходят к своим стульям, отпирают домик (говорят чик-чик) и садятся. При повторе игры воспитатель меняет стулья местами.

«Собери капельки в стакан»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. Используется шесть цветов спектра.

«Сложи пирамидку»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры:

Вариант 1

У четырёх пирамидок разного цвета сняты все кольца и сложены на поднос. Каждый ребёнок собирает пирамидку определённого цвета.

Вариант 2

Ребёнок, по просьбе воспитателя, подбирает нужный цвет колечек бумажной пирамидки. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колечек.

«Подбери шарик»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры:

Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона). А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу.

«Воздушные шары»

Цель: упражнять детей подбору по образцу шести цветов спектра.

Словарь: названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый.

Ход игры:

Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета. Дети по очереди привязывают шарики и называют цвет каждого.

«Спрячь мышку»

Цель: закреплять у детей представления о шести цветах.

Ход игры: воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.

«Подбери по цвету»

Цель: закреплять представления о шести цветах. Учит детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Ход игры: Дети, мы будем играть в игру. У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна.

«Живое домино»

Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путём прикладывания их друг к другу.

Ход игры: Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребёнка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

«Окраска воды»

Цель: формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: светлый, темный, светлее, темнее.

Вариант 1

Ход игры: Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы её сделаем цветной. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю её в одной баночке. У меня получилась светло – красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, ещё раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Получилась тоже красная вода, но уже тёмная.

Вариант 2

Ход игры: Проводится так же, как в Варианте 1, только теперь раздаются краски шести цветов.

«Украсим ёлочку»

Цель: учить детей группировать оттенки по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Ход игры: У детей силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением ёлочки.

Воспитатель называет какой-нибудь цвет и те из детей, у кого есть игрушка такого цвета, вешает её на ёлочку.

«У кого какое платье?»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Ход игры: Воспитатель показывает детям куклу, дети – называют, какого цвета у неё платье.

«Подбери предметы похожего цвета»

Цель: упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету.

Ход игры: Вариант 1

На двух столах расставляются игрушки. Воспитатель даёт каждому участвующему предмет или игрушку одного из цветов спектра. Каждый ребёнок должен подобрать все игрушки аналогичного цвета. Выполнив задание, дети меняются игрушками, и игра повторяется снова.

Вариант 2

Дети образуют пары. Воспитатель раздаёт каждой паре играющих листы бумаги, на которых красками нанесены различные изображения разных цветов. Определив, какого цвета изображение на листе, дети подходят к столу, на котором вперемежку лежат картинки с разноцветными предметами, и выбирают нужные карточки.

«Собери цветик – семицветик»

Ход игры: Воспитатель выкладывает круги шести цветов. Ребёнок подбирает лепестки соответственно цвету середины.

«Помоги рыбкам»

Цель: Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Ребёнок раскладывает детишек–рыбок соответственно цвету своих мам–рыбок.

«Сложи радугу»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Ребёнок собирает радугу из цветных дуг, разрезанных пополам, по образцу воспитателя и называет цвета. Если ребёнок не может назвать цвет, взрослый отвечает за него.

«Подбери пару»

Ход игры: Для игры используется цветное лото в рисунках. Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки и просит по добрать их парами одинакового цвета.

«Какие шарики улетели?»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по цвету.

Материал: Цветное лото с флажками и шариками.

Ход игры: Воспитатель раскладывает в ряд флажки, ребёнок подбирает похожие по цвету шарики.

«Цветная карусель»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по цвету.

Материал: Круг с изображением предметов, цветные квадратики (переворачивают цветом вниз и раскладывают на столе)

Ход занятия: Каждый участник выбирает квадратик и сектор на круге. Если он совпадает по цвету с предметом на рисунке в его секторе, то он выполняет какое – либо задание: называет предметы такого же цвета, собирает цветок такого же цвета. Задание он выбирает сам. Если квадратик не совпадает по цвету с предметом сектора, то выбор делает другой участник игры. Выигрывает тот, кто первый выполнит все задания. Количество заданий можно обговорить до начала игры. Первый выбор делает тот, на ком останавливается считалочка: «Радуга, дуга, дуга! Выбирай скорей меня!»

«Угадай, какого цвета одежда»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Взрослый говорит: «Место рядом со мной справа свободно. Я хочу, чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т.д.)».

«Найди предметы такого же цвета»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Взрослый говорит: «Когда я вернусь, у всех должно быть что-нибудь красное (жёлтое, коричневое, синее, фиолетовое и т.д.)». Ведущий уходит, дети ищут в группе предметы названного цвета. Водящий возвращается и проверяет, правильно ли выполнено задание. Игра повт

Дидактическая игра «Найди игрушку»

Цель: развивать восприятие, а также внимание детей 4 – 5-летнего возраста.

Ход игры:

Несколько игрушек может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребёнок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.Новый ведущий описывает свойства уже данной игрушки.Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

2 Дидактические игры.Форма

Дидактическая игра «Составь картинку»

Цель: развивать восприятие у детей 3 – 5-летнего возраста.

Оборудование: простые картинки с изображением яблок, огурца, матрешки. Одна картинка целая, другая разрезана на 3 части.

Ход игры:

Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.

Для детей 5 – 6 лет можно предложить следующее задание:

а) собрать более сложные картинки;

б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

в) для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.

Дидактическая игра «Белый лист»

Цель: развивать восприятие формы предметов у детей 3 – 5-летнего возраста, а также развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными фигурами, часть закрашена зелёным цветом, набор фигур белого цвета, идентичных фигурам на листе бумаги.

Ход игры:

Предложить детям закрыть белыми фигурами зелёные фигуры на листе бумаги. При правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

Для детей 5 лет можно несколько усложнить, поместив наклеенные на листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребёнка на ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зелёную фигурку.

Дидактическая игра «Узнай предмет»

Цель: развивать восприятие цвета, формы и величины у детей 4 – 6 лет.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры:

Ребёнку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы:

а) Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Положи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный треугольник.

б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зелёные круги, жёлтые круги, красные круги.

в) Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зелёные треугольники, жёлтые треугольники, красные треугольники.

г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, жёлтые квадраты, зелёные квадраты.

д) Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).

е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

ж) Покажи зелёные большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зелёные квадраты.

Дидактическая игра «Найди такой же предмет»

Цель: развивать восприятие формы у детей 4 – 6 лет.

Оборудование: картинки с изображением эталона лампы и ещё несколько рисунков ламп различной формы.

Ход игры:

Ребёнку предлагаются картинки, среди которых он должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок даётся только 30 секунд. После этого ребёнок должен дать ответ.

Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант позволит развивать не только восприятие ребёнка, Нои память, и внимание.

Предлагают ребёнку внимательно посмотреть на лампу.Среди других ламп найти такую же.

Дидактическая игра «Цвета»

Цель: развивать восприятие цвета у детей дошкольного возраста.

Ход игры:

Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённого цвета (синего, красного, жёлтого, коричневого, чёрного, зелёного и т.д.). Повторять предметы не разрешается.

Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю даётся право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов.

Дидактическая игра «Кто наблюдательнее»

Цель: развивать восприятие формы у детей дошкольного возраста.

Ход игры:

Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.

Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Каждый ребёнок должен по очереди называть предметы названной формы, поэтому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребёнка.

Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.

Дидактическая игра «Расскажи о животных»

Цель: развивать структурность восприятия детей дошкольного возраста.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными на нём белкой, кошкой, рысью, уткой, совой.

Ход игры:

В течение 5 секунд показать детям лист бумаги с нарисованными животными.

Попросить детей назвать, что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих животных

Игра «Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образу.

Воспитатель рассматривает с детьми предложенный материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, треугольная)

Д/и «Узнай, кто нарисован».

Цель: учить детей осуществлять проекцию объёмного предмета на плоскость, узнавать тело человека по контурному и силуэтному изображению, закрепить умение называть и показывать основные части тела, их пространственное положение.

Оборудование: большой лист ватмана, чёрный маркер.

Ребёнка кладут на ватман, обрисовывают его тело маркером, затем ребёнок встаёт. Далее, педагог вместе с детьми рассматривают контурное изображение тела. После этого можно предложить рассмотреть силуэтное изображение различных людей на карточках.

Д/и «Нарисуй по трафарету».

Цель: закреплять умение обводить по трафарету изображение человека, прослеживать линию, выделять основные части тела, их форму, величину, пространственное положение, совершенствовать двигательную память.

Оборудование: трафареты с изображением человека, листы бумаги, фломастеры.

Д/и «Составь целое из частей».

Цель: учить детей составлять целое изображение из его частей, закрепить пространственное положение, развивать целостное восприятие.

Оборудование: лист ватмана с уже нарисованным контурным изображением тела ребёнка разрезанный на части (по частям тела).

Д/и «Палка, палка, огуречек….».

Цель: учить составлять схематичное изображение человека из счётных палочек, закрепить названия частей тела, их пространственное положение.

Оборудование: набор счётных палочек, образец.

Д/и «Найди на картинке».

Цель: закрепить умение выделять изображение человека из многообразия других предметов, фиксировать взгляд на изображении, узнавать и называть его словом.

Оборудование: сюжетная картинка.

Д/и «Чудесный мешочек».

Цель: закрепить знания о разных видах игрушек, их форме, величине; развивать умение их зрительно обследовать, выделять основные части, дополнять зрительную информацию представлениями, полученными различными анализаторами.

Оборудование: мешочек из ткани, игрушки (собака, кукла, пирамидка, машинка, юла и др.).

Д/и «Мой весёлый звонкий мяч».

Цель: учить называть словом и понимать скоростные качества (быстро, медленно) мяча, закрепить название формы.

Д/и «Подбери силуэт к предмету».

Цель: учить соотносить натуральный объект и его силуэтное изображение; активизировать фиксацию, локализацию, развивать зрительную память.

Оборудование: различные игрушки и на карточках их силуэтное изображение.

Д/и «Составь из мозаики предмет».

Цель: закрепить умение составлять изображения игрушек, совершенствовать умение работать по образцу: зрительно выделять части предмета, их местоположение, величину, цвет и т.д., соотносить изображение на образце со своим.

Оборудование: кнопочная мозаика, образцы изображений игрушек (мяч, флажок, домик, кораблик и д

Д/и «Оденем куклу»

Цель: учить детей узнавать и называть предметы одежды, практически действовать с ними, получая дополнительную информацию через осязательный анализатор, выделять части одежды (рукав, карман, пуговица, воротник и др.), определять цвет, форму, величину, пространственное положение частей (правый рукав, левый рукав, верхняя пуговица и т.д.).

Оборудование: предметы натуральной одежды и кукольной (майка, трусы, платье, носочки, пальто, шапка, шарф и др.), кукла.

Д/и «Подбери нитки к платью».

Цель: закрепить умение соотносить цветной силуэт платья с цветом ниток, развивать умение узнавать и называть цвета спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый).

Д/И «Составь из частей».

Цель: закрепить умение составлять целый предмет из частей, закрепит название частей (рукав, воротник, карман и т.д.), их форму, пространственное положение.

Оборудование: разрезные картинки с изображением предметов одежды.

«Найди свою одежду среди другой».

Цель: учить детей узнавать и называть свою одежду по цвету, величине, размеру, фасону, закрепить умение зрительно рассматривать предметы, фиксировать на них взгляд.

Оборудование: трафареты с изображением животных, фломастеры, листок бумаги.

Д/и «Наложи цветное – на контурное изображение».

Цель: закрепить умение узнавать животных по их цветному плоскостному изображению, соотносить его с контурным изображением, учить приёму наложения, развивать бифовеальное слияние двух изображений в одно целое.

Оборудование: карточки с цветным и контурным изображением домашних животных (лошадь, корова, кошка, собака, свинья и др.).

Д/и «Разрезные картинки».

Цель: совершенствовать навык составления целого изображения из частей, закрепить названия частей, их форму, величину, пространственное положение.

Оборудование: карточки с изображением домашних животных, разрезанные на 3–4 част

3. Игры на узнавание неречевых звуков.

1. «Где позвонили?»

Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Емупредлагают закрыть глаза, угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

  1. «Скажи, что ты слышишь ».

Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа и т.д.). Игру хорошо проводить на прогулке.

  1. «Тихо - громко!»

Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибается, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

  1. «Наседка и цыплята».

За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи - пи - пи).

  1. «Кто что услышит?»

Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

  1. «Продавец и покупатель».

Один ребенок - продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех - пяти), в каждой разный вид продуктов, например, горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти её. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа ил другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

  1. Найди игрушку».

а) Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого - нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того, как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают.

б) Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдешь её, то смело С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляются - хлопки стихают.

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

  1. ‘"Встречайте гостей!”

Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка - шапочку медведя. Педагог

предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, петрушка с - барабаном, а зайка – с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости пришли, малыши становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбирают новых гостей и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

  1. “Солнце или дождик”.

Педагог говорит детям: “Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляете, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурины. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю”.

Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

  1. Узнай по звуку”.

Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т.п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать её, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т.п.

II. Упражнения.

  1. Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплеска. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей позвал его.

В начале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

  1. Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Одни и те же реплики:

«Кто сидел на моем стуле?»

«Кто ел из моей чашки 9»

«Кто спал в моей постели?»

«Кто же был в нашем доме?» и т.п. произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах.

  1. Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а - затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (громко), АУ (тихо). Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягушка квакает, ворона каркает, овечка блеет и т.п.

14. Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец.

А - плачет, кричит девочка

А - показывает горло врачу

А - поет певица

А - качает малыша

А - девочка укололась иголкой

О - удивилась мама

О - стонет бабушка

О - поет певицаО - потягивается папа

О - кричит охотник в лесу

У – гудит пароход пароход

У - звучит дудочка

У - плачет мальчик

15. Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например - «мяу»: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний; и го - го, му, гав, ква, бе, ку - ку и т.п.


Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе.

Развитие восприятия в раннем возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.

В младенчестве дети не могут четко и осмысленно воспринимать окружающее пространство. Механизм восприятия с помощью зрения и слуха является слаборазвитым. Постепенно, с первых месяцев жизни ребенок начинает оценивать свойства окружающих объектов: величину, температуру, вес и форму. Ребенок улавливает музыку и ритмичные звуки, учится ориентироваться в пространстве и улавливать последовательность действий.

Процесс восприятия у дошкольников развивается, когда они играют, рисуют, используют сенсорную чувствительность.

С 4-5 лет дети начинают ориентироваться в цветовом спектре и определять геометрические фигуры. Постепенно процесс восприятия совершенствуется, становится системным, логичным и четким. Ребенок может различать не только основные цвета, но и насыщенность, оттенки, контрастность и сочетания цветов.

Развитие восприятия у дошкольников постепенно приводит к усвояемости системы мер, величин и последовательности различных предметов. У детей начинает складываться четкое представление о больших, средних и маленьких предметах, об измерениях (длине, высоте и ширине).

Процесс развития восприятия у дошкольников совершенствуется при осознании пространства и ориентировании в нем. Наиболее сложным процессом является восприятие времени и временных рамок. Наглядные формы и действия помогают ребенку запоминать условные обозначения времени.

Развитие восприятия у младших школьников основывается на художественном творчестве и восприятии литературных произведений. В этом процессе особая роль отводится познанию и переживаниям. Ребенок учится понимать смысл произведений и осознавать чувства главных героев.

Развитие восприятия в раннем возрасте эффективно благодаря сказкам, которые являются формой психотерапии и способствуют развитию личности ребенка.

Восприятие у дошкольников активно проявляется в оценочных суждениях. Давать оценку должны помогать взрослые, выделяя внешний вид, определяя свое отношение, объясняя нравственные качества и поступки. Ребенок, давая оценку и высказывая суждения, проявляет симпатии и антипатии, выделяет положительные и отрицательные качества.

В дошкольном периоде оценочные суждения еще неустойчивы и изменчивы, но восприятие в младшем школьном возрасте становится полным и развернутым. Ребенок начинает воспринимать не только внешние, но и внутренние качества.

Методики развития восприятия в раннем возрасте

Развитие восприятия у дошкольников происходит с помощью сенсорного ощущения и формирования сенсорных способностей. Основной задачей в этом возрастном периоде становится развитие восприятия формы, величины и цвета предметов.

В дошкольном возрасте ребенок должен воспринимать не менее 6 цветов, выбирать их по образцу, определять контрасты, собирать пирамидки, составлять целый рисунок из фрагментов, различать предметы по форме, ориентироваться в плоскостях, сравнивать и группировать предметы, проводить линии на бумаге.

Для того чтобы эффективно развивать восприятие у дошкольников, необходимо использовать следующие методики:

  • дидактические, направленные на восприятие цвета, формы и размера, которые следует использовать поэтапно, чтобы вызвать заинтересованность ребенка (шарики, палочки, геометрические фигуры, мелкие предметы);
  • цветовые, направленные на восприятие основных цветов и оттенков;
  • сюжетно-ролевые игры (игры на основе сказок, литературных произведений и мультфильмов);
  • индивидуальные, направленные на устранение конкретных проблем в восприятии ребенка.

Эффективное развитие восприятия у дошкольников позволяет приобретать полезные навыки и раскрыть способности личности. Развитие восприятия должно основываться на следующих видах деятельности:

  • игровой (конструкторы, пазлы, мозаика и т.д.);
  • изобразительной (рисование, гербарии, объемные конструкции, аппликации и т.д.);
  • условно-трудовой (уборка игрушек, распределение предметов в коробки, поливание цветов и т.д.).

Эти виды деятельности направлены на развитие восприятия с помощью манипуляций с различными предметами.

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки УР

ГОУ СПО «Сарапульский педагогический колледж»

Тема: Восприятие в дошкольном возрасте.

Выполнила:

Студентка группы 313-1

Специальность 050704:

«Дошкольное образование»

Иванова Василина

Проверила:

Галлямова Г.Д.

2009г

Введение

Восприятием называется отражение предметов и явлений действительности в момент их воздействия на наши органы чувств.

Из рассмотрения основных свойств восприятия, особенно его осмысленности, видно, что оно может давать разные результаты в зависимости от многих условий. Это объясняется тем, что условия определяют характер действий восприятия, выполняемых человеком, а от особенностей действий восприятия зависит его результат.

Действия восприятия, как и всякие познавательные действия, направлены на решение определенных задач. Самые обычные задачи, которые человек решает при помощи восприятия, - это задачи установления внешних свойств предметов и явлений и их узнавания. Такие задачи встречаются буквально на каждом шагу и взрослым человеком решаются, как правило, почти автоматически. Задачи восприятия решаются при помощи специальных средств. Это, как и в других случаях, знания, но знания особого рода – наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов – сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны созданы человечеством, которое расчленило и систематизировало каждый вид свойств в соответствии с научными и практическими целями.

Виды восприятия

Мы видим находящийся за окном пейзаж, слышим музыку и человеческую речь, улавливаем запах цветущей сирени – все это разные виды восприятия. В зависимости от того, какой орган чувств принимает преимущественное участие в восприятии, различают: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие

В ходе восприятия мы получаем сведения о внешних свойствах предметов и явлений – их форме, величине, цвете, запахе, вкусе, звучании – и по этим свойствам узнаем сами предметы и явления.

Свойства восприятия

Основные свойства восприятия – его предметность, осмысленность и константность.

Предметность восприятия состоит в том, что получаемые нами из внешнего мира впечатления мы всегда относим к тем или другим предметам и явлениям. Мы видим не просто что-то красное, а красный флаг, красный цветок, слышим звуки человеческой речи, воспринимаем вкус конфеты и т.д. в случае, когда источник впечатлений нам неизвестен, мы пытаемся его определить.

С предметностью восприятия тесно связана его осмысленность. Воспринимая что – либо, мы используем свой опыт, невольно добавляем к полученным впечатлениям те, которые были получены нами раньше, и именно поэтому узнаем предметы, которые служат источником впечатлений.

Воспринимая предметы и их свойства, мы называем их, относя к знакомому виду предметов и свойств. Такое называние может быть более точным, конкретным и более общим, но оно всегда участвует в человеческом восприятии.

Осмысленность восприятия проявляется в том, что одни и те же предметы и их свойства разные люди могут воспринимать по-разному в зависимости от своего прошлого опыта, состояния, индивидуально – психологических особенностей. Особенно большое влияние на восприятие оказывает установка – ожидание увидеть что-то определенное.

Константность (постоянство) восприятия - это относительная независимость восприятия свойств предметов – их формы, величины, цвета – от условий, в которых это восприятие происходит. Когда мы смотрим на предметы, их изображения возникают на сетчатке нашего глаза. Эти изображения резко изменяются при перемещении самих предметов или при нашем собственном передвижении, изменяющем расстояние до предметов или их положение по отношению к нам.

В дошкольном возрасте выделяют: восприятие формы и размера, восприятие сюжетных картин, восприятие времени, восприятие пространства, восприятие художественных произведений.

Восприятие формы и размера.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, выделяя в предметах не существенный, а второстепенные признаки, т. е. то, что ярко выделяет данный предмет на фоне других. В дошкольном возрасте у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое.

Ребенок-дошкольник при восприятии предметов, прежде всего, обращает внимание на его форму, затем размер и лишь к концу дошкольного возраста - на цвет. Цвет предмета является для дошкольника опознавательным Признаком лишь тогда, когда другой ведущий признак (форма) по каким-либо причинам не получил сигнального значения. Важно, какая задача ставится перед ребенком: если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, то решающее значение приобретает цвет, если выложить узор из одноцветных фигур - форма. Иногда дошкольники могут ориентироваться и на оба признака одновременно.

В определении ребенком предпочтений одному или другому признаку предмета существенная роль принадлежит слову. Фиксируя предмет, слово выделяет в качестве его основного опознавательного признака форму. Но у младших дошкольников форма слита с предметным содержанием, что проявляется в опредмечивании ребенком любой новой формы. Например, 3 - 4-летние малыши в треугольнике видят крышу, в прямоугольнике - окно, в круге - солнышко и т.п., а 5 - 6-летние - могут выделить уже именно форму по сходству ее с определенным предметом, говоря, что круг - как колесо, кубик - как кусок мыла, а цилиндр - стакан.

Освоив названия геометрических фигур, дошкольники свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отделяют форму от предметного содержания, говоря, что дверь - это прямоугольник, тарелка - круг и т.д. Таким образом, форма приобретает для дошкольника сигнальное значение, а ее обобщенное значение обозначается ребенком словом.

Среди современных компьютерных программ для детей существует достаточное число игр для формирования у детей сенсорных эталонов, помогающих ребенку освоить названия форм и цветов. Эти эталоны обеспечивают формирование важнейших психических качеств в дошкольном возрасте. При этом детям даются как раздельно, так и одновременно эталоны формы, цвета или размера, которые «спрятались» в том или ином предмете и которые ребенок должен найти. В компьютерных играх, в отличие от обычных занятий, существует возможность наложить эталон (например, квадрат или круг) на ту или иную фигуру, продемонстрировать ребенку его ошибки и самому ребенку найти причину ошибки и исправить ее, что трудно бывает реализовать в других играх. «Оживление» правильно собранной фигурки, яркие цвета и музыкальное сопровождение стимулируют поиск правильного ответа и не дают детям устать, как это тоже часто бывает при обычных занятиях.

Многие детские компьютерные программы включают в свою структуру раскраски, которые также помогают дошкольнику довольно быстро в игровой форме освоить названия цветов.

Восприятие сюжетных картин

Восприятие дошкольника характеризуется синкретичностью, т.е. предмет осмысливается на основании одной несущественной его части, восприятие целого не основано на его анализе. Эта особенность часто проявляется у дошкольников при восприятии предметов и их изображений на картинке, а также целых эпизодов и событий. Например, в одном из экспериментов детям предлагалось рассмотреть изображение старика, который тащит за собой тележку с огромным узлом и разными вещами (ведром, шваброй, сапогами), которые хорошо видны. Большинство 4 -5-летних детей говорили, что «дядя везет лошадь». Ребенок воспринимает узел как лошадь только потому, что один его угол смутно напоминает ему голову лошади. Подобные ошибки часто повторяются при восприятии ребенком плохо, нечетко изображенных предметов, при этом любая часть предмета, что-то напоминающая дошкольнику, может стать для него опорной. Поэтому явление синкретизма довольно часто можно заметить у ребенка при использовании в работе с ним стилизованных изображений, когда художник, нарушив четкость реальной формы предмета, прибегает к ее утрированию, к некоторым условностям в изображении, которые затрудняют узнавание даже хорошо знакомых детям предметов.

Указанная выше особенность детского восприятия должна учитываться при подборе компьютерных программ. Дело в том, что часто художники, создающие графическую часть детской компьютерной игры, прибегают к стилизации образов. Например, в указывавшейся нами ранее серии игр «Тим и Том» компании «Новый диск» некоторые персонажи созданы на основе стилизации образов ряда животных, порой даже взрослому сложно определить, образ какого животного имел в виду художник: кролик не очень отличается от кенгуру, мышь от кузнечика и т.д.

Дошкольником лучше воспринимаются персонажи, в основе типажа которых лежит образ ребенка: голова увеличена по отношению к туловищу, большие глаза, округлые щеки, «детская» улыбка. Яркие плоские изображения ближе и понятнее детям, чем образы, созданные на основе З D -технологий, тем более что восприятие человека в основе своей двухмерно и даже взрослый пользователь ПК не сможет в полной мере оценить все прелести трехмерной графики. Вот почему малыши с большим удовольствием играют в игрушки, созданные по мотивам мультфильмов компании Уолта Диснея. Примером такой великолепной двухмерной графики могут быть игры «Бемби», «Большая игра Пятачка», из отечественных продуктов можно выделить игру «Дача кота Леопольда» фирмы «1С».

Надо отметить, что детям-дошкольникам трудно правильно воспринять картинку. На первых порах у них преобладает фрагментарное восприятие, т. е. узнавание отдельных предметов, никак между собой не связанных. Поэтому для детей 3 - 4 лет на экране необходимо предлагать очень простые картинки, на которых присутствует только один предмет, несложный по своей структуре.

Дети 5 - 6 лет уже хорошо улавливают действия, которые производят персонажи, начиная с 6 лет дошкольники вникают в отношения между предметами и явлениями (причины, связи, обстоятельства, цели). Старшие дошкольники при толковании изображений активно используют свой опыт, раскрывая внутренние связи между предметами путем осмысления всей изображенной на картинке (или экране) ситуации. Уровень понимания ребенком-дошкольником картинки зависит от ее содержания (насколько оно ему знакомо), от структуры картинки или статичности сюжета. Поэтому чем младше дошкольник, тем проще должны использоваться картинки в детских компьютерных программах. Для младших дошкольников не рекомендуется использовать динамичные сюжеты: персонажи и предметы должны быть статичными, крупными и с небольшой цветовой вариацией. Включаемые в игру предметы и герои должны быть знакомы и понятны младшему дошкольнику.

Детям очень нравятся в качестве главных героев животные, озвученные «детскими» голосами. Если в игру вводятся новые, явно незнакомые предметы, то они должны четко называться, а в картинке-сюжете их должно быть не более одного. Когда в программы, созданные для тренировки когнитивных навыков, вводится много незнакомых предметов, ребенку сложно выполнить предлагаемые задания. Например, ребенок 3 - 4 лет в качестве объектов для запоминания может не воспринять керосиновую лампу, дирижабль или печатный станок.

Сложные сюжеты с обилием мелких деталей и предметов доступны только к концу дошкольного возраста, поэтому большинству дошкольников не интересно играть в стратегии и RTS -игры (Real Time Strategy ) не только из-за сложности ставящихся перед игроком задач, но и из-за невозможности адекватно воспринять изображенные на экране игровые сцены, изобилующие мелкими движущимися объектами и деталями. Проведенный нами опрос среди родителей 6-леток, имеющих компьютер дома, показал, что лишь небольшая часть старших дошкольников (преимущественно мальчики) играет в стратегии.

К компьютерным программам, направленным на развитие восприятия сюжета (этот вид игр весьма распространен среди отечественных и зарубежных продуктов) относятся игры, в которых надо собрать картинку из нескольких частей. Игры можно варьировать по степени сложности, так как картинка разбивается на 8, 12, 16, 24 и 48 частей. Поэтому такие игры можно давать детям от 5 до 7 лет во все более усложняющихся вариантах. Так как во многих вариантах в процессе игры осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода игры можно давать детям не только в индивидуальных, но и в коллективных занятиях в виде игры-соревнования.

Воспитателям и педагогам, работая с 5 -6-летними детьми, следует обращать внимание ребят на исходную картинку, которую надо внимательно рассмотреть и запомнить, так как без этого невозможно собрать ее из частей. Так у детей формируются основы произвольного запоминания и внимания, необходимые для нормального психического развития.

Восприятие времени

Восприятие времени для ребенка - гораздо более сложная задача, чем восприятие пространства. Это обусловлено самой природой времени как объекта познания и его ролью в жизни дошкольника. Во-первых, для восприятия времени у человека нет специального анализатора, оно познается через движения или ритм жизненных процессов: для ребенка это режим дня (сон, еда, прогулка и т.д.). У взрослого человека восприятие времени - результат согласованной работы нескольких анализаторов, объединенных в одну систему, у ребенка такой согласованной работы анализаторов пока нет. Во-вторых, восприятие времени субъективно, так как зависит от состояния самого человека (интенсивности деятельности, состояния ожидания, увлеченности и т.п.). В-третьих, изменчиво обозначение временных отношений: «завтра» становится «сегодня», а «сегодня» -- «вчера». Такая незримость времени затрудняет его восприятие дошкольником.

Младшие и средние дошкольники ориентируются во времени исключительно по бытовым событиям: «мы завтракаем - значит, утро», «ложимся спать - вечер». Примечательно, что дошкольник может считать окончание дневного сна началом нового дня. Постепенно ребенок начинает определять время по природным явлениям: «Зимой утром еще не совсем светло», «Вечером уже темно, нет солнца». Старший дошкольник осваивает времена года сначала по одежде, которая меняется со сменой сезонов, затем по природным признакам: «Осенью листва опадает, а весной - распускается» и т. п. .

Изучению времен года посвящено несколько игровых программ различных компаний. Например, в уже упоминавшейся игре «Башня знаний» компании «Кирилл и Мефодий» ребенок должен одеть главного героя в соответствии с погодой за окном (снег - сапожки и пальто, солнце и зеленая листва - майка и шортики и т.п.).

Труднее всего детям представить прошлое и те огромные отрезки, которые оно может занимать. Для младшего дошкольника есть только одно определение: «Это было давно». В старшем дошкольном возрасте в этом неопределенном «давно» появляются некоторые временные ориентиры: «Это было до войны». Игровые программы, в основе сюжета которых лежат исторические события и эпохи, вводят ребенка в мир прошлого, показывая, сколь оно разнообразно и продолжительно.

Признаком первой дифференциации времени является появление слов «сначала», «потом», «раньше», «после этого». Знакомство с часами является важным этапом в понимании независимости времени от желания и деятельности человека, еще одной вехой в преодолении детского эгоцентризма.

Для ознакомления старших дошкольников со временем достаточно эффективной, на наш взгляд, является упоминавшаяся уже игровая программа «Башня знаний», в которой ребенок может располагать стрелки каким угодно образом, а компьютер называет ему выбранное время. Время показано как на часах со стрелками, так и на электронном табло.

Восприятие пространства

В дошкольном возрасте интенсивно продолжает развиваться и восприятие пространства. Ребенок осваивает понятия «верх» - «низ», «над» - «под», «далеко» - «близко», «за» - «перед», «право» - «лево» и т.д. Только к концу дошкольного детства у ребенка появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции. Но такая ориентировка может быть сформирована несколько раньше при специальном обучении, когда ребенок может самостоятельно перемещать предметы в пространстве, рассматривая их взаимоположение с разных сторон. При компьютеризированном обучении также возможно помочь ребенку в освоении пространственных взаимоотношений. Для этого необходимо использовать игры, где у ребенка есть возможность перемещать предметы в виртуальном пространстве. Нами замечено, что такие игровые программы стимулируют развитие не только пространственного восприятия, но и трехмерного мышления. Примером такой игровой программы может быть «Клиффорд готовится к школе», где в игре «Лазалки» ребенку необходимо разместить в пространстве различные части объемных фигур-лазалок. Всевозможные лабиринты, по которым надо провести определенный предмет, а также игры, в которых надо быстро поймать фигуру и поставить ее на нужное место, также развивают пространственные представления ребенка. Хотя большинство таких игр достаточно сложны и рассчитаны на более старший возраст (примерно 10-12 лет), существуют и специальные модификации для дошкольников, которые можно использовать не только для обучения, но и для коррекции, т. е. исправления недостатков зрительной, моторной или пространственной координации у 5 -7-летних детей.

К концу дошкольного возраста дети научаются соизмерять длину, ширину, высоту, форму и объем предметов. Но успешность выполнения заданий на определение указанных величин с помощью компьютера зависит от объема предыдущего опыта, полученного в непосредственной деятельности с предметами. Хотя уже большинство дошкольников 5 лет среди ленточек на экране могут выбрать самую узкую, а среди героев игры - самого высокого и т.п.

Восприятие художественных произведений

Восприятие прекрасного - это продукт общественного развития ребенка. Уже в дошкольном возрасте дети пользуются такими понятиями, как «красивое» и «некрасивое». При этом данные понятия совмещаются у них с понятиями «плохое» и «хорошее»: «все хорошее - красивое», а «все плохое - некрасивое». Это приходит к ребенку с культурными установками, воплощенными в сказках, кинофильмах, мультфильмах. Злой герой чаще страшный, в его одеждах преобладают темные цвета и оттенки, добрый герой красив, одет ярко, часто в его одеждах присутствует золотой и белый цвета. Поэтому дети, рисуя то, что им неприятно, изображают это подчеркнуто небрежно, используя темные тона и интенсивную штриховку. Когда же они изображают приятные для них образы, то прорисовывают их тщательно, используя яркие и чистые цвета. Таким образом, восприятие художественного произведения - это сложный психический процесс, в который включаются не только узнавание и понимание изображения, но и эмоциональная окрашенность воспринятого, определенное отношение к нему. Конечно, оценочные суждения дошкольников еще примитивны, но они свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить.

В художественном восприятии имеет значение степень близости и доступности образа для дошкольника. Дети 3 - 4 лет в ролях находчивых, юмористических персонажей предпочитают видеть животных с антропоморфическими признаками, поэтому описанные выше диснеевские герои так у них популярны. Наиболее доступны для понимания ребенка этого возраста эмоции, выраженные в мимике персонажа, значительно труднее воспринять эмоциональное содержание, переданное в позе и жестах, особенно когда оно воплощается посредством изображения взаимоотношений. При этом важно, какая именно эмоция отображается на лице героя: эмоцию радости и гнева дошкольники улавливают легче, чем выражение грусти и печали. Средним дошкольникам нравятся герои-животные, сказочные человечки, дети-ровесники. Не случайно многим детям этого возраста нравится образ большой собаки Клиффорда в одноименных играх (рис. 2.9), так как он создает чувство защищенности и безопасности. Старших дошкольников привлекают часто более занимательные и находчивые, веселые персонажи.

В процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведений искусства, что ведет к более адекватному и глубокому его восприятию. Умелое применение музыки, картин, художественного слова помогает глубже воспринять художественные образы, воплощенные в них.

Развитию художественного восприятия дошкольника могут способствовать специальные обучающие приемы, которые в последнее время используются рядом специально предназначенных для данной цели развивающих компьютерных программ.

Заключение

Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов происходит главным образом за счет систематизации этих представление. Так, знакомясь с цветом, дети узнают о последовательности расположения цветов в спектре, об их делении на теплые и холодные цвета, об оттенках, которые занимают промежуточные положение между цветами спектра. Определяя цвет предмета, они устанавливают его место среди других цветов.

Знакомство с формами углубляется путем овладения их группировкой, делением на округлые и прямолинейные, представлениями об отличии форм друг от друга и их связи, возможности перехода одних форм в другие.

Результатом действий восприятия являются образы предметов и явлений, их внешних свойств. Их полнота, детальность, четкость, и главное, правильность зависят от того, настолько успешно выполняются действия восприятия, насколько хорошо человек ими владеет. Это сказывается наиболее явно, когда перед восприятием возникают сложные задачи, но проявляются и в быту. Людей, которые отличаются четким и быстрым восприятием, подмечают незаметные для других особенности предметов.

Хотя при выполнении действий восприятия огромное значение имеет прошлый опыт человека, запас представлений и знаний, образы, которые возникают в результате восприятия, нельзя изменить, даже зная о том, что они неправильны. Так если человеку надевают специальные очки, переворачивающие или «выворачивающие наизнанку» видимые предметы, он знает, в чем дело, но оказывается не в состоянии исправить свои образы. Такое исправление наступает постепенно, по мере того как вырабатываются новые действия восприятия, приспособление к изменившимся условиям.

Список использованной литературы

    Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк.воспитание» . – М.: Просвещение, 1988.

    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.

    Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

Введение…………………………………………………………………………………………………………

Виды восприятия……………………………………………………………………………………………

Свойства восприятия……………………………………………………………………………………..

Восприятие формы и размера………………………………………………………………………

Восприятие сюжетных картин………………………………………………………………………

Восприятие времени……………………………………………………………………………………

Восприятие пространства…………………………………………………………………………….

Восприятие художественных произведений………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………………………..