Черты и резы алфавит и значение. Славянские Резы Рода – русская предсказательная система. Как выглядят славянские Резы

Как часто мы задумываемся о том, что любая частичка нынешних нас и всего, что это наше «Я» окружает - все есть прямое следствие любого, возможно, что самого незначительного события, происшествия. Одним словом - факта.

Не исключение и наша речь, наш язык, само умение его воспринимать и общаться, такой каким он есть - часть нашего нынешнего жизненного уклада, стоящий у истоков нынешней культуры. Но сколь часто нас посещают эти самые мысли о языке как факте, как предмете, сколько раз на день мы задумываемся о том, откуда же родом этот наш инструмент. И самое главное - инструмент, дошедший до нас именно в таком виде.

Несомненно, невольно у нас возникаю мысли на счет нашего языка, речи - когда нужно подобрать наиболее меткое словцо, чтобы выражение было либо проще, либо наоборот - насыщеннее, в зависимости от поставленной цели. Но чаще всего мы просто думаем, как бы не написать сейчас без ошибок вот это слово, или вон то. Тщательно подбираем слова в попытках общения с иностранцами, дабы быть понятыми и услышанными.

Даже уважаемый многими в нашей стране философ и прозаик, Александр Николаевич Радищев, некогда выразился на счет удивительности предмета явления речи и письма, сказав, что поистине удивительно, как столь обыкновенные повседневные вещи (наши письмо и речь)оказываются в сущности самыми поразительными в своем существе.

С какой же неохотой дается нам история с ее секретами, однако все новые и новые открытия этих тайн плодят еще больше подобных. Сколько вопросов остаются немыми. Такими можно считать идущие с древних глубин вопросы о так называемых «чертах и резах». Из некоторых источников можно узнать, что именно методом применения чертов и рез славяне творили свое письмо.

Некий болгарский священник, монах по имени Храбр, еще в конце девятого столетия создал трактат с названием «Сказание о письменах славянских». Где можно обнаружить занимательные пометки, указывающие на то, что издревле славяне, не имея иных способов как-то письменно упорядочить свою речь, пользовались какими-то чертами и резами. Надо заметить, что спектр применения данного способа был достаточно разнообразен, ибо при помощи него наши предки даже совершали церемонии гадания.

Чуть позже к нашим славянским прародителям пришли знания о греческой и латинской письменности, но все это не имело упорядоченности. Сам Храбр пишет, что достаточно много времени пройдет пока однажды не появится Константин Философ (так величали Кирилла, христианского проповедника, который создал старославянскую азбуку. Храбр упоминает, что Кирилл создал для славян тридцать письмен и еще восемь по примерам греческой письменности, остальные стали прообразом славянской речи.

К сожалению, подлинник «Сказаний о письменах славянских» бесследно исчез, однако радует хотя бы то, что около семидесяти его списков, переписанных непосредственно с подлинника (приблизительно восемнадцатого века), еще сохранились. Потому хоть какие-то, нестрогие, выводы делаются на основе тех, что были оставлены нам монахом Храбром. В частности то, что покуда не было в нишах краях этих двух миссионеров, Кирилла и Мефодия, славянам не была знакома письменность. Не смотря на это, среди некоторых лингвистов бытует мнение, что ни Кирилл, ни Мефодий не могли быть создателями, но лишь преобразователями существующей на тот момент готовой, славянской, азбуки.

Имя Бога Велеса

Также не исключают версию того, что как раз «чертами и резами»была написана книга, чье существование вызывает уйму споров и всевозможных скандалов и поныне - то есть «Велесова книга ». Так, приблизительно, году в 1919 один из полковников белой армии, Али Изенбек, нашел несколько старинных дощечек. Они содержали старинные письмена. Переводчики пришли к выводу, что эта книга, которой были связка дощечек, была авторством жрецов из Новгорода девятого века. Посвящены письмена были Велесу, богу мудрости и богатства. Есть разные версии, но приблизительно таких дощечек, параметрами 22х38х1 см, было около 36 штук.

Как уже сказано выше - дощечки имели форму книги. Они были исполосованы прямыми линиями, параллельно друг другу. Под ними, так сказать, подвешивались, то есть размещались буквы. Своего рода висячее письмо, подобно хинди или санскриту. Символы вдавливались, куда во вдавленные места втирали пигмент краски. После этого дощечки покрывали лаком. Такой тип письменности называли «сплошняком» в силу кучности используемого текста.

Эти тексты во временном охвате занимают место где-то в пятом веке до нашей эры и вплоть до девятого века от рождества Христова. Этот текст может поведать нам о том, откуда родом такие народы, как древляне, поляне, северяне, руссы и кривичи. Не считая этого, часто замечают упоминания имени бога Велеса . Отсюда, несложно догадаться, и названа было книга - именно «Велесова», либо - «Влесова».

До сих пор эта книга будоражит умы многих экспертов, несмотря на то, что некоторыми из их же коллег подлинность поддается бурному оспариванию.

Странно, но нигде нельзя найти ответа, что это такое - «черты и резы»? раз они не имеют ничего общего с привитой письменности миссионеров Кирилла и Мефодия, то что это? Один из археологов, В. Городцов, прозвал их литерами какого-то неизвестного письма славян. Как раз в 1897 году под его руководством велись раскопки, неподалеку села Алеканово что под Рязанью. Там-то и были обнаружены странный сосуд. Вся его странность заключалась не столько во внешнем виде, сколько в содержащихся на нем порядка четырнадцати непонятных знаков.

Как оказалось позже, сосуд делали наспех. Об этом говорят такие следы, как сам материал, который был слабо обожжен. Судя по этому изготовление таких атрибутов тамошнего быта было сугубо домашнее местное, каким-нибудь писцом. А значит - человеком не просто славянских корней, а и ментальности. то есть просто славянином. Такие выводы сделали эксперты во главе Городцова.

Чуть позже, буквально спустя год, все на то же месте у села Алеканово, это археологическое предприятие снова дало удивительные результаты. Подобные знаки встречались вновь! Все новые и новые предметы несли на себе след этих дивных символов, как будто желая дать недостающие ответы.

Так был найден очередной кувшин, чье свободное поле было украшено орнаментом из всевозможных квадратиков, черточек, волнистых линий, крестиков и треугольников. Посредством тщательной и скрупулезной работы по сопоставлению данных знаков, ряд археологов пришли к выводу, что перед ними не что иное, как календарь, использовавшийся славянами для сельскохозяйственных нужд.

Наглядно все это представляло такую картину: верхний ряд рисунков-символов представлял собой обозначения языческих праздников. У несколько усложненного солярного символа окружность замещалась ломаной линией, что впоследствии приобретало смысл «громового колеса», то есть - знака бога грозы, Перуна . Эта зарисовка отмечала главный грозовой день в году - двадцатое июля, два креста можно было прочесть как день Ивана Купала, по принятым правилам отмечающийся 23 июня.

Также в календаре часто встречались пометки в виде окружности с крестом. Это символизировало бога Хорса , знак Солнца. Однотипно были выполнены в нижнем ряду квадраты, которые отвечали за дни, разграничивающие праздники друг от друга. Тот ряд, что шел между казанными двумя выше, средний, обозначал времена года.

Например, те же колоски, снопы и серп отвечали за обозначение в календаре времени созревания урожая и его последующего сбора. Такие пометки приходились на июль и август. Что касается волнистых линий, которые имели вертикальную позицию во всей этой схеме - они отмечались как время дождей - осенние месяца. До наших дней дошли около десятка таких сосудов, которых можно котировать как календарные сосуды. Все эти рисунки выполнены зачастую длинными (это черты) и, конечно же, короткими, резами, линиями.

Так вот, имея все эти пояснения, видно, что некогда болгарский монах Храбр указал в своем труде так называемую славянскую письменность - «черты и резы». Такие вот незатейливые черточки и зарубки, которые древние славянские народы использовали как счетными, личными, родовыми знаками. Их изображали символами собственности, пользовались в качестве календарных знаков, даже в качестве гадания эти знаки были востребованы. Не говоря уже о том, что эти черточки и зарубки стали прообразом рунического письма, ставших способом обозначения орнаментом ритуальных предметов.

Знаменитый болгарский монах 9 -10 века — черноризец Храбр .
Это имя известно наверное даже людям, далеким от истории славянской письменности. Его знаменитый трактат «О Письменах» — настольная книга для всех, кто признает право называть нашу письменность кирилловской. Трактат имеет в научном обороте более 70 списков, напечатан в Острожском букваре Ивана Федорова. Короче документ «всех времен и народов». Он даже в подзаголовке этого блога наличествует:)

Помните знаменитое:

Прѣжде ѹбо словѣне не имѣхѫ книгъ. нѫ чрътами и рѣзами чьтѣхѫ и гатаахѫ погани сѫще. кръстивше же сѧ. римьсками и гръчьскыми писмены. нѫждаахѫ сѧ словѣнскы рѣчь безъ устроениа…

Простим ему это «погани суще» — что взять с древнего старца, коли у нас и поныне Патриарх грешит подобными определениями в адрес славян. Но вот что интересно. В этом абзаце так много вопросов, что в пору дивиться.

1. Не имеху книг...
И так, паганцы не имели книг. Дикие, короче. Но дело в том, что вплоть до Эпохи Возрождения в христианском мире книгой именовалась Библия а вовсе не абы что. Да и что еще тогда могло быть в 9 веке, при монастырях то?
Согласитесь, не иметь книг и не иметь Библии несколько разные вещи.
На другой аспект этого же вопроса обратил внимание кажется Чудинов. Книга это еще и «изделие» определенного типа —сбрашюрованные в тетрадях рукописные или печатные листы, собранные под обложку.
Например Тора, которую читают в синагогах, книгой не является, это длинный свиток, прокручиваемый с барабана на барабан.
Так что не имели славяне? Книг вообще? А может как евреи вместо книг имели просто другие носители?
Вопрос! Но самое вкусное впереди.

2. Чертами и резами читеху и гадаху...
Итак с этой фразой на арену выходят знаменитые черты и резы которыми как известно славяне писа...
Опс!
А где собственно про то что они ими ПИСАЛИ?.
Где писаху? :)
Мы видим тут только читеху и гадаху, т.е. читали и гадали . Причем эта фраза одинакова во всех списках трактата.
Эти два слова столь важны для нашего исследования что я готов еще раз простить Храбру его «погани суще»

Итак, черноризец Храбр задал нам задачку в своем трактате О письменах.
По его мнению славяне читали и гадали чертами и резами.
Может он просто написал глупость или пропустил то самое «писаху»?
Или мы неверно его понимаем по прошествии тысячи-то лет?

Возможно.
Но вот что писал уже наш современник — потомок староверов В.В. Лукьянов в концептуальной статье «Морфемные сопряжения»:

«Матрица первородного Русского языка... , схемы прочтения матрицы: черты, резы , кружали, кудели.»

Снова черты и резы и снова чтение оными .
Автор конечно неоднозначный. С некоторых пор я с недоверием отношусь к касте самоназванных волхвов (пусть простит меня уже ушедший Вячеслав Васильевич, если ошибаюсь на его счет), но считаю необходимым минимум прислушаться к высказываниям староверов. Они безусловно являются носителями Традиции, а часто пусть и отрывочных но ЗНаний. К их мнению мы еще будем возвращаться в этом блоге.

Но пойдем дальше.
Попробуем представить, пока гипотетически, как все же чертами и резами можно читать.
Черта горизонтальна, рез вертикальный (или наклонный). Т.е. логично предположить что речь идет о направлении чтения написанного текста. Линейное письмо (как древнее так и современное), коим являются почти все известные виды письменности не имею даже намека на сочетание вертикального, наклонного и горизонтального чтения знаков.


  • Европейская письменность (включая и кирилловскую) линейна и читается по горизонтали слева направо.

  • Арабское письмо и иврит справа налево, но тоже горизонтально и линейно.

  • Иероглифы вертикально сверху вниз, но снова линейно.

Более того «линеаризация» направления чтения благотворна для передачи большого объема текстовой информации. «Спрямление» чтения было магистральным направлением развития и совершенствования например латинского шрифта на протяжении нескольких столетий. Именно латинский шрифт идеально держит строку, т.е совершенно линеен.

Что же у нас остается? Да снова русская вязь.:)
Собственно вот пример, прямо показывающий возможность чтения чертами и резами.

Попробуем линейно «почитеху» что тут написано:

Или погадаху над этим:))

Славянские Резы Рода – древнейшая предсказательная система, сохранившаяся на Русском Севере в Архангельской области. Даже в двадцатом веке, когда славянские языческие традиции были уничтожены сперва христианством, позже советской властью, у северных бабушек-знающих сохранились наборы деревянных плашек для гадания. Сегодня на основе этих наборов восстановлена и описана система предсказаний на славянских Резах Рода.

На Русском Севере «славянские Резы Рода» известны как набор деревянных плашек с резными знаками, использующийся для предсказаний. Впервые 40 славянских Рез подробно описаны издательством «Северная сказка» в книге «Что знают Боги? ».

История появления книги такова. Северная Ведара Ольга Боянова научилась традиционному предсказанию у своей бабушки. Бабушка из древнего пинежского рода знала северные заговоры, умела лечить разные болезни, предсказывала удивительно точно о будущем с помощью славянских Рез Рода. Со временем Ольга Боянова по крупицам собрала известную ей информацию о славянских Резах. Книга «Что знают Боги?» объединила знания, которые были получены от пинежской бабушки, и те, что удалось найти в старинных быличках, северных мифах, рисунках на домашней утвари, северной вышивке и домовой резьбе.

Волшебная легенда о происхождении славянских Рез

Поделимся и северным мифом о том, как появились славянские Резы Рода. Рассказывают, что однажды славянские Боги увидели, что люди беззащитны перед несчастьями, которые могут постигнуть их в будущем. Существовавшие у людей способы гадания не давали полных ответов на вопросы, позволяли только предсказать «да или нет», «будет год урожайным или засушливым», «выйдет ли девушка замуж этим летом».

Род, Творец славянского Мiра, созвал других Богов на совет. Приглашены на встречу были и волхвы. Род нанес на деревянные плашки волшебные знаки, каждый из которых неразрывно связан с одним из славянских Богов. У каждого Бога свой характер, свои уроки. Чья плашка окажется в руке, когда достанешь Резу из мешочка – тот отвечает на вопрос, подсказывает, как быть. Мешочки со славянскими Резами раздали волхвам, чтобы они научили людей новому способу предсказаний. Так повелось на Севере знание о славянских Резах Рода.

Как выглядят славянские Резы?

Внешне славянские Резы Рода ближе к скандинавским Рунам, чем к картам Таро. Имеют значения знаки, связанные со славянскими Богами, а не яркие картинки на картах. Сами знаки отличаются от скандинавских Рун. Славянские Резы напоминают, скорее, узоры северной вышивки, а не буквы алфавита.

В наборе для предсказания 40 Рез . Резы разделены по степени магического влияния. Наибольшую силу имеют Боги-Творцы: Макошь , Сварог , Лада , Велес . За ними следуют Старшие Боги славян. После идут Младшие Боги и Другие Боги, среди которых мы встречам даже малых Богов, например,

Сколько известно различных историй о том, как были раскрыты таинственные шифры, запутанные надписи, непонятные знаки! Обычно в этих историях логики, интуиция, наблюдательность помогают обнаружить несметные сокровища или раскрыть преступление. Черты и резы древних славян О поисках ключей к шифру, попытках прочесть загадочную надпись пойдет речь и в этом номере «Вокруг света». У наших рассказов те же «главные герои» - логика, интуиция, наблюдательность. Но здесь они помогли ученым открыть смысл знаков на глиняном кувшине, нанесенных нашим далеким предком многие и многие столетия назад, разгадать письмена тысячелетиями молчавшего языка, дарят миру непрочтенные пушкинские строк. Об их расшифровке рассказывает директор Института археологии АН СССР, академик Б.А. Рыбаков Увлекательнейшей задачей историков культуры является расшифровка древних надписей, раскрывающая иногда историю целых народов и государств. Но письменности в прямом смысле слова, как мы знаем, предшествовал длительный период рисуночного письма, выражавшего в определенных символах мысли древних людей. В этой области еще больше загадок; есть свои особенности в самой расшифровке таинственных письмен, где не обязательно знать язык тех людей, а достаточно разгадать смысл символических знаков. Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг - солнце; косой крест - огонь, костер; схематические рисунки растений - землю, плодородие, жизнь и т. д. Теперь мы только любуемся сочетанием различных фигур, а наши далекие предки «читали» их как магические заклинания. В одной старинной рукописи сохранилось упоминание, что до появления «настоящей» письменности в IX веке славяне «чертами и резами считали и гадали, находясь в язычестве». «Резы» - это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий - символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе. Несколько лет назад экспедиция под руководством известного ленинградского археолога М. А. Тихановой проводила раскопки на Волыни. Неподалеку от села Лепесовки были найдены остатки древнего святилища, так называемой Черняховской культуры (II-IV века). Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венчику одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были какие-то рисунки, составляли полный круг. М. А. Тиханова любезно предоставила мне свои находки для публикации, и я предпринял попытку расшифровки этих знаков. Ключом к расшифровке явилось число 12. Самые главные языческие гадания производились под Новый год, когда заклинали судьбу на все двенадцать месяцев предстоящего года. В новогодних празднествах фигурируют двенадцать снопов, вода из двенадцати колодцев, двенадцать старцев, возглавляющих празднества… Я предположил, что двенадцать прямоугольников на венчике чаши являются символом двенадцати месяцев года. Но эта гипотеза могла начать жить только в том случае, если бы удалось отождествить рисунки в этих прямоугольниках с определенными месяцами. В трех прямоугольниках были выбиты кресты. Историки издавна называют такие кресты языческими. А не соответствовало ли расположение этих крестов трем языческим праздникам, которые были связаны с фазами солнца и отмечались в январе, марте, июне?.. По тому порядку, в каком были расположены прямоугольники с крестами, можно было заключить, что отмеченные таким способом прямоугольники соответствовали именно этим месяцам. Еще в одном из прямоугольников было изображено земледельческое орудие - рало, в другом - колосья. Вспомним, что пахота на Украине начинается обычно в апреле, колосья вызревают в августе. Рисунки были расположены именно в этой последовательности, между ними был промежуток, точно соответствующий числу месяцев, отделяющих апрель от августа. Теперь уже можно было отстаивать предположение о том, что лепесовские чаши из святилища - древний календарь с символическим изображением двенадцати месяцев, предназначенный, вероятно, для новогодних гаданий во время зимнего солнцеворота. Внимание привлекало то, что июнь, в котором праздновался языческий праздник Ивана Купалы, на «календаре» из Лепесовки был обозначен не одним языческим крестом, а двумя. Вслед за лепесовской чашей я занялся расшифровкой сложной системы знаков на знаменитом глиняном кувшине, найденном вблизи Киева в селе Ромашки. Эта находка была сделана еще в 1899 году в слое IV века. Керамический кувшин средних размеров, предназначавшийся скорее всего для хранения воды, вместо обычного орнамента был украшен двумя рядами каких-то значков - квадратов, крестов, волнистых линий… Некоторые из них напоминали изображение серпов, колосьев… С какой целью нанесены они были на кувшин, в чем был их смысл? Добавлено спустя 40 секунд: Итак, на «ромашкинском кувшине» очень точный календарь. Сомнений в этом уже не могло быть. Календарь, начинающийся, как нетрудно было подсчитать, 2 мая и кончающийся 7 августа. Мне пришло в голову сравнить известные сегодня вегетационные сроки созревания на Украине яровой пшеницы и ячменя с «агротехническим календарем» кувшина. Около 2 мая появляются первые всходы. 20-30 мая пшеница выходит в трубку - в этот период растениям необходимо много влаги. И на календаре из села Ромашки прямо над квадратиками, обозначавшими именно эти дни, в верхнем ряду рисунков располагались отчетливые волнистые линии. Линии, явно символизирующие дождь… 11-20 июня - колошение. И в этот период растениям необходимы дожди. И снова над квадратами этих дней расположены те же волнистые линии. 4-6 июля - молочная спелость зерна. Вновь волнистые линии наверху. Наконец, день 20 июля, праздник бога неба. После этого праздника волнистые линии на календаре переходят из верхнего ряда в нижний. Дожди больше не нужны земледельцам - и календарь символизирует «низведение» всех небесных вод под землю накануне жатвы. Четыре периода дождей на «ромашкинском» кувшине почти точно соответствуют тем четырем оптимальным периодам, когда дожди действительно были нужны яровым хлебам. В языческих молениях о дожде большую роль играла вода: моления проводились у рек, у «святых» озер, у родников, у ручьев. Кувшин с магическим календарем делал налитую в него воду «святой», и этой водой кропили поля, чтобы «вызвать» дожди, подобно тому как это еще недавно делали христианские священники во время молебнов о дожде. Увлекшись календарной символикой, я, естественно, стремлюсь понять наиболее глубокие ее корни. Мне кажется, они уходят к земледельческим и скотоводческим племенам бронзового века. Удалось расшифровать (правда, менее надежно) некоторые рисунки из раскопок на Кавказе и в Венгрии. Мышление древних людей везде шло сходными путями. Принято считать, что письменность на Руси появилась благодаря труду Кирилла и Мефодия. Существует, однако, большая вероятность того, что писать славяне умели много ранее, только не буквами, а рунами. Первые попытки доказать это были предприняты более ста лет назад, некоторые из приводимых в то время свидетельств ныне по праву отнесены к глаголице, другие признаны фальшивкой. Ряд доводов, тем не менее, до сих пор не опровергнут. Так, хроники Титмара Мерзебургского (Магдебургского), охватывающие исторический период правления от Генриха I и до Генриха II (большую часть жизни монарха) и содержащие, в том числе, тексты о Руси, имеют свидетельства, которые опровергнуть достаточно сложно. Описывая древний языческий город-крепость полабских славян Ретра (Ридегост), указывает на установленные в святилище храма Радегаст искусно вырезанные идолы божеств, на каждом из которых вырезаны их имена. Надписи эти, по словам Титмара, были выполнены другими, не германскими рунами. Глупо было бы упрекать образованного человека в неграмотности. Если Титмар не смог прочитать надписи, значит, были выполнены они незнакомыми ему, т.е. не германскими или скандинавскими, рунами. Арабский автор Эль Массуди (Х век) в описании одного из славянских храмов также упоминает о неких знаках, высеченных на камне, якобы составляющих текст пророчества. Ибн Фодлан, арабский путешественник, побывавший в том числе и в Волжской Булгарии, описывает ритуал захоронения: над пеплом после сожжения тела сооружают нечто вроде холма, в вершину которого водружают деревянную доску с вырезанной надписью – именем усопшего. Более того, Ибн Эль Hедим даже зарисовал одну из таких надписей (известная Hедимовская надпись). Все перечисленные персоны были знакомы с грамотой, владели несколькими языками и наречиями, умели писать греческими и латинскими буквами. И тот факт, что они не смогли прочитать славянские надписи, говорит в пользу существования письма у славян еще до Крещения Руси. Археологические раскопки также указывают на умение древних славян пользоваться рунами. К наиболее ранним находкам относят Черняховскую керамику с фрагментами надписей, датируемую I-IV веками н.э. Символы, выведенные на керамических черепках, были признаны письменными уже почти полвека назад. На найденных во время раскопок у сел Лепесовка и Рипнева осколках также присутствуют знаки, которые вне всякого сомнения являются надписями. К сожалению, фрагменты такого письма слишком малы, чтобы подвергнуть их дешифровке и получить возможность восстановить древний славянский алфавит. К той же Черняховской культуре относится и весьма любопытный глиняный сосуд, найденный при раскопках на Днепре у села Войсковое в 1967 году. На его поверхности из шести знаков составлена надпись, в общей сложности 12 символов, но перевести написанное до сих пор никому не удалось. Весьма определенно по графике письма можно сказать, что в надписи использованы руны. Более того, три из шести знаков совпадают с рунами Футарка (Скандинавия) – Дагаз, Гебо и вариация на руну Ингуз – ромб, стоящий не на ребре, а на вершине. К более поздним доказательствам использования для письма древними славянами рун относятся памятники венедов (полабов, балтийских славян). Это прежде всего обнаруженные в 1771 году в Польше Микоpжинские камни. @.

Директор Института археологии АН СССР, академик Б. А. Рыбаков

Сколько известно различных историй о том, как были раскрыты таинственные шифры, запутанные надписи, непонятные знаки! Обычно в этих историях логики, интуиция, наблюдательность помогают обнаружить несметные сокровища или раскрыть преступление.

О поисках ключей к шифру, попытках прочесть загадочную надпись пойдет речь. У наших рассказов те же «главные герои» — логика, интуиция, наблюдательность. Но здесь они помогли ученым открыть смысл знаков на глиняном кувшине, нанесенных нашим далеким предком многие и многие столетия назад, разгадать письмена тысячелетиями молчавшего языка, дарят миру непрочтенные пушкинские строк.

Увлекательнейшей задачей историков культуры является расшифровка древних надписей, раскрывающая иногда историю целых народов и государств. Но письменности в прямом смысле слова, как мы знаем, предшествовал длительный период рисуночного письма, выражавшего в определенных символах мысли древних людей. В этой области еще больше загадок; есть свои особенности в самой расшифровке таинственных письмен, где не обязательно знать язык тех людей, а достаточно разгадать смысл символических знаков. Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг — солнце; косой крест — огонь, костер; схематические рисунки растений — землю, плодородие, жизнь и т. д. Теперь мы только любуемся сочетанием различных фигур, а наши далекие предки «читали» их как магические заклинания.

В одной старинной рукописи сохранилось упоминание, что до появления «настоящей» письменности в IX веке славяне «чертами и резами считали и гадали, находясь в язычестве». «Резы» — это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий — символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе.

Несколько лет назад экспедиция под руководством известного ленинградского археолога М. А. Тихановой проводила раскопки на Волыни. Неподалеку от села Лепесовки были найдены остатки древнего святилища, так называемой Черняховской культуры (II—IV века). Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венчику одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были какие-то рисунки, составляли полный круг.

М. А. Тиханова любезно предоставила мне свои находки для публикации, и я предпринял попытку расшифровки этих знаков. Ключом к расшифровке явилось число 12. Самые главные языческие гадания производились под Новый год, когда заклинали судьбу на все двенадцать месяцев предстоящего года. В новогодних празднествах фигурируют двенадцать снопов, вода из двенадцати колодцев, двенадцать старцев, возглавляющих празднества...

Я предположил, что двенадцать прямоугольников на венчике чаши являются символом двенадцати месяцев года. Но эта гипотеза могла начать жить только в том случае, если бы удалось отождествить рисунки в этих прямоугольниках с определенными месяцами.

В трех прямоугольниках были выбиты кресты. Историки издавна называют такие кресты языческими. А не соответствовало ли расположение этих крестов трем языческим праздникам, которые были связаны с фазами солнца и отмечались в январе, марте, июне?.. По тому порядку, в каком были расположены прямоугольники с крестами, можно было заключить, что отмеченные таким способом прямоугольники соответствовали именно этим месяцам.

Еще в одном из прямоугольников было изображено земледельческое орудие — рало, в другом — колосья. Вспомним, что пахота на Украине начинается обычно в апреле, колосья вызревают в августе. Рисунки были расположены именно в этой последовательности, между ними был промежуток, точно соответствующий числу месяцев, отделяющих апрель от августа.

Теперь уже можно было отстаивать предположение о том, что лепесовские чаши из святилища — древний календарь с символическим изображением двенадцати месяцев, предназначенный, вероятно, для новогодних гаданий во время зимнего солнцеворота.

Внимание привлекало то, что июнь, в котором праздновался языческий праздник Ивана Купалы, на «календаре» из Лепесовки был обозначен не одним языческим крестом, а двумя.

Вслед за лепесовской чашей я занялся расшифровкой сложной системы знаков на знаменитом глиняном кувшине, найденном вблизи Киева в селе Ромашки. Эта находка была сделана еще в 1899 году в слое IV века. Керамический кувшин средних размеров, предназначавшийся скорее всего для хранения воды, вместо обычного орнамента был украшен двумя рядами каких-то значков — квадратов, крестов, волнистых линий... Некоторые из них напоминали изображение серпов, колосьев... С какой целью нанесены они были на кувшин, в чем был их смысл?

На «ромашкинском» кувшине в числе других рисунков были изображены молодое деревцо, два креста и круг с шестью радиусами, так называемый «громовой знак».

Все эти и другие символы входили в верхний ряд загадочного орнамента. Под ним, явно связываясь с верхним, шел другой ряд — ряд, состоящий из девяноста шести квадратиков и волнистых линий, расположенных в совсем уж замысловатом порядке.

Какой смысл таила в себе последовательность знаков нижнего ряда?

Я предположил, что квадратики обозначают дни. За основу отсчета лучше всего было взять «громовой знак», символизирующий, вероятно, праздник грома и грозы, — летописи донесли до нас его точную дату, 20 июля (Здесь и далее даты приведены к современному календарю. — Прим. ред.). Но как проверить такое предположение? Из летописей известна и дата другого древнерусского праздника — дня Ивана Купалы. От праздника грома он отстоит на 27 дней. В верхнем ряду кувшина этот июньский праздник обозначен двумя крестами. И что же, число квадратов нижнего ряда «между» ними составляет ровно... двадцать семь. Что это, простое совпадение?

Есть и другое доказательство. Известно, что празднику Ивана Купалы, обозначенному на кувшине двумя крестами, предшествовала так называемая «русальная неделя», состоящая из шести дней. Но вплотную ко дню Купалы на календаре в нижнем ряду примыкает выбивающаяся из обычного ряда «гирлянда» квадратов, их ровно шесть. И наконец, последнее в звене доказательств. Один из квадратов стоит прямо под значком, напоминающим дерево, предположительно символом праздника Ярилы. Единственное летописное свидетельство о дате этого праздника, часто подвергавшееся историками сомнению, называет день 4 июня. И если подсчитать, квадрат под деревом стоит точно на месте 4 июня...

Итак, на «ромашкинском кувшине» очень точный календарь. Сомнений в этом уже не могло быть. Календарь, начинающийся, как нетрудно было подсчитать, 2 мая и кончающийся 7 августа.

Мне пришло в голову сравнить известные сегодня вегетационные сроки созревания на Украине яровой пшеницы и ячменя с «агротехническим календарем» кувшина. Около 2 мая появляются первые всходы. 20—30 мая пшеница выходит в трубку — в этот период растениям необходимо много влаги. И на календаре из села Ромашки прямо над квадратиками, обозначавшими именно эти дни, в верхнем ряду рисунков располагались отчетливые волнистые линии. Линии, явно символизирующие дождь...

11—20 июня — колошение. И в этот период растениям необходимы дожди. И снова над квадратами этих дней расположены те же волнистые линии. 4—6 июля — молочная спелость зерна. Вновь волнистые линии наверху. Наконец, день 20 июля, праздник бога неба. После этого праздника волнистые линии на календаре переходят из верхнего ряда в нижний. Дожди больше не нужны земледельцам — и календарь символизирует «низведение» всех небесных вод под землю накануне жатвы.

Четыре периода дождей на «ромашкинском» кувшине почти точно соответствуют тем четырем оптимальным периодам, когда дожди действительно были нужны яровым хлебам.

В языческих молениях о дожде большую роль играла вода: моления проводились у рек, у «святых» озер, у родников, у ручьев. Кувшин с магическим календарем делал налитую в него воду «святой», и этой водой кропили поля, чтобы «вызвать» дожди, подобно тому как это еще недавно делали христианские священники во время молебнов о дожде.

Увлекшись календарной символикой, я, естественно, стремлюсь понять наиболее глубокие ее корни. Мне кажется, они уходят к земледельческим и скотоводческим племенам бронзового века. Удалось расшифровать (правда, менее надежно) некоторые рисунки из раскопок на Кавказе и в Венгрии. Мышление древних людей везде шло сходными путями.