История жизни пророка мухаммада от рождения. Краткое жизнеописание пророка мухаммеда

Основателем религии Ислам был Мухаммед صلى الله عليه وسلم . Мусульмане глубоко почитают его, считая пророком и посланником Аллаха. Первая биография Мухаммеда была составлена Ибн Исхаком, родившимся через полвека после смерти пророка. Она дошла до нас отрывками и частично.

Мухаммед - историческая личность, он родился в 570 году в городе Мекка. Детство Мухаммеда было полно трагических событий: отец Абдуллах умер за несколько дней до рождения мальчика, мать - когда ему было всего 6 лет. После смерти родителей Мухаммеда воспитывал его дедушка Абд-ал-Мутталиб, который был одним из почтеннейших старцев в племени курайшитов. Когда не стало деда, мальчиком занимался его дядя Абу-Талиб. Перенесенные страдания сделали его чутким к людям и чужим невзгодам.

В возрасте 12 лет Мухаммед совершил свое первое путешествие с караваном своего дяди в Сирию. Целых полгода мальчик наблюдал жизнь кочующих арабов. Примерно в 20 лет Мухаммед начал самостоятельную жизнь. Он был человеком, знающим толк в торговле, умел водить караваны. По словам арабских историков, Мухаммед отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, верностью данному слову. Став погонщиком верблюдов, Мухаммед побывал во многих странах, видел людей разных верований, многое познал и понял. В 25 лет он женился на богатой мекканской вдове Хадидже и стал богатым и уважаемым в Мекке человеком.

В Мекке жили проповедники единобожия - ханифы, которые поклонялись одному Богу а не идолам как остальные. То есть той религии которая осталась еще со времен пророка Ибрахима (Аврввма). Мухаммед знакомился с религиозными традициями народов, отмечал положительные и отрицательные стороны.

Мухаммед молился Аллаху сначала в полном одиночестве, проводя дни и ночи в молитвах. Любимым местом молитв Мухаммеда была гора Хира. По преданию, после трех лет неустанных молитв к Мухаммеду ночью снизошло откровение Аллаха. Он увидел ангела Джибрила, который сообщил ему слова Аллаха, где говорилось о сущности Бога и его отношении к человеку. Откровения, полученные на горе Хира, окончательно убедили Мухаммеда в правильности его религиозных представлений.

Впоследствии Мухаммед приступил к пропаганде ниспосланной Богом ему религиозной системы. Самые близкие люди - жена, двоюродный брат, приемный сын - стали первыми мусульманами. Распространение религиозного учения Мухаммеда шло нелегко, тайно. Вместе с другом и единоверцем Абу Бакром они создали религиозную общину (умму). Однажды, когда Мухаммед лежал в беседке, укрывшись плащом, снова прозвучал голос, который приказал ему начать публичную проповедь. Первую публичную проповедь Мухаммед провел в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха. Курайшиты не верили, что Аллах создал землю, человека, животных, требовали от него чуда. Пока Мухаммед прославлял Аллаха в своих проповедях, горожане с этим мирились. Но когда он стал нападать на богов (идолов), которых почитали в храме Кааба, то тут курайшиты решили запретить молиться Мухаммеду и его сторонникам около храма. Его обливали грязной водой, забрасывали камнями, ругали, унижали. В 622 году Мухаммед со своими близкими, не выдержав насмешек и гонений, переезжает в город Ясриб (Медину). Год переселения стал началом мусульманского летосчисления.

Мединцы приняли Мухаммеда почти всеобщим одобрением. В Медине Мухаммед стал искусным политиком и правителем. Он сплотил все враждующие кланы города, справедливо правил. Люди верили Мухаммеду и шли за ним. Число принявших Ислам быстро росло. Медина стала сильным мусульманским центром. Здесь была построена первая мечеть, установлены правила молитв и поведения в быту, были сформированы основные принципы религиозного вероучения. Они были выражены в «откровениях», составивших Коран, в словах, решениях и поступках самого Мухаммеда.

Но Мекка же оставалась враждебно настроенной против мусульман. Жители Мекки несколько раз нападали на мусульман и Мухаммеду пришлось применить силу, чтобы покорить и образумить курайшитов. В 630 году Мухаммед торжественно возвращается в Мекку. Мекка с Каабой становятся святыней ислама. Мухаммед очистил языческое святилище Каабу от идолов, оставил лишь «черный камень». Мухаммед подписал с курайшитами договор о мире и, обратив всех в ислам, вернулся в Медину. В 632 году он умер от болезни, будучи фактически правителем всей Аравии.

Все источники, сообщая о жизни и деятельности Мухаммеда, подчеркивают его скромный образ жизни. Мухаммед несомненно был личностью исключительной, преданным своему делу, умным и гибким политиком. Личные качества Мухаммеда стали важным фактором того, что ислам, бывший поначалу одним из многих идейных течений, ознаменовавших собой переход от древности к средневековью, превратился в одну из самых влиятельных мировых религий. Согласно учению Ислама Мухаммед является последним пророком в истории человечества. После него не было и не будет больше пророков и мировых религий.

Это интересно:

«Живет Мухаммед предельно просто, одевается скромно. В грубый плащ, имеет одну перемену полотняного белья, никаких щелков и дорогих тканей себе не позволяет, носит чалму или наголовный четырехугольный платок, сапоги или сандалии, сам чистит и чинит свою одежду, слуга для него не нужен. Столь же проста и еда Мухаммеда: горсть фиников, ячменная лепешка, сыр, чашка молока, каша и фрукты - вот пища изо дня в день, мясо подается не чаще раза в неделю».

«Мухаммед, по описанию современников, был среднего роста, широкоплеч, жилист, с большими руками и ногами. Лицо у него было продолговатое, с резкими и выразительными чертами, орлиный нос черные глаза. Крутые, почти сросшиеся брови, большой и гибкий рот, белые зубы, черные гладкие волосы, которые падали ему на плечи, и длинная окладистая борода…

Он был одарен быстрою сообразительностью. Сильной памятью. Живым воображением и гением изобретательности. По характеру он был вспыльчив, однако умел владеть порывами сердца. Он был честен и одинаков со всеми. Простой народ любил его за приветливость, с которой он принимал и выслушивал все жалобы».

Он родился наполовину сиротой, ибо его отец Абдуллах умер, когда его мать была на втором месяце беременности.

Когда ему было шесть лет, умерла и его мать, Амина бинт Уахаб, оставив Мухаммада сиротой. Его опекуном стал Абдуль-Мутталиб, его дед по отцу, который имел особое положение и влияние в Мекке. Члены его племени Курайш относились к нему, как к достопочтенному шейху. А в те времена племя Курайш занимало господствующее положение среди всех других арабских племен.


Пророк Мухаммад стал предметом заботы, любви и привязанности своего деда, но все это длилось недолго, ибо его дед ушел из жизни, когда Мухаммаду было всего восемь лет. После смерти деда опекуном мальчика стал его дядя Абу Талиб.
Когда Мухаммаду исполнилось двенадцать лет, он вместе с дядей Абу Талибом отправился в торговое странствие в Билад аш-Шам (Сирия). Так Мухаммад впервые покинул свои родные места. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он снова отправился в Билад аш-Шам, на этот раз по делам госпожи Хадиджи бинт Хуайлид, богатой и благородной женщины. Услышав о том, что это человек надежный и честный, Хадиджа доверила ему свои деньги. По возвращении Мухаммада из Билад аш-Шама она предложила ему жениться на ней. На то время ему было двадцать пять лет, а ей сорок.
Еще до того, как Мухаммад в возрасте сорока лет стал пророком, его прозвали “достойный доверия”, ибо он был самым высоконравственным и самым достойным человеком в своей среде. Он славился такими чертами характера, как терпимость, скромность, справедливость, терпение, целомудрие, щедрость и храбрость.
Мухаммад был известен своей ненавистью к языческим идолам еще до начала своей пророческой миссии. Ненависть эта была столь велика, что Мухаммад никогда не присутствовал ни на одном из языческих ритуалов. К тому же пророк Мухаммад никогда в жизни не пил пьянящих напитков.
Эти черты характера присущи всем пророкам. Бог наделяет Своих пророков такими качествами, подготавливая их к принятию Своего Откровения. Ибо пророки всегда должны быть непогрешимы. Это означает, что они не совершают грехов ни до вступления на стезю пророчества, ни после этого.
Иудеи и христиане, жившие в те времена на Аравийском полуострове и в соседних землях, ожидали появления Последнего из пророков в этом мире, так как об этом гласили их Священные книги – Тора и Евангелие.


В 610 г. от Рождества Христова, когда пророку Мухаммаду исполнилось сорок лет, ему через архангела Гавриила (по-арабски Джибрииль) было ниспослано откровение от Бога. Гавриил принес ему первые пять стихов суры Аль-‘Аляк (“Сгусток”) Священного Корана1. Таким образом, Аллах назначил Мухаммада пророком.
С того дня Коран постепенно ниспосылался пророку Мухаммаду откровением на протяжении последующих двадцати трех лет. Каждое новое откровение Корана ниспосылалось Пророку Богом сообразно 1) обстоятельствам и событиям, требовавшим их правильного истолкования и разъяснения, а также 2) по мере необходимости конкретных практических наставлений и указаний2. Коран – это Слово Божье, ниспосланное пророку Мухаммаду через ангела Гавриила; в данном случае роль как пророка Мухаммада, так и Гавриила сводилась лишь к донесению его до людей. Гавриил произносил Коран пророку Мухаммаду, который затем заучивал его и доносил до людей. Пророк велел всем, кому было доверено, хранить текст Корана и записывать его, ибо сам он был неграмотен3. Стоит сказать и о том, что весь текст Корана был полностью записан и сохранен при жизни пророка Мухаммада.
До начала миссии Пророка Аравийский полуостров пребывал под властью невежества и тирании, ибо люди поклонялись идолам. Каждое племя имело своего собственного бога в виде идола, которому оно поклонялось. В то время полуостров населяли 360 племен, и, соответственно, существовало по меньшей мере 360 идолов.
Кроме того, более сильные обходились с более слабыми по принципу “разделяй и властвуй”, и поэтому войны разгорались по малейшему поводу. Это был период, когда процветали воровство и всевозможные грабежи, вплоть до грабительства караванов на больших торговых путях; ростовщичество, прелюбодеяние, пьянство, азартные игры, а также обычай захоронения заживо девочек-младенцев из-за того, что семья новорожденной боялась позора или нищеты. Положение женщины в обществе было сведено на нет. Так, женщина не имела права наследования недвижимого имущества своих близких родственников и, ко всему прочему, сама считалась вещью, переходящей по наследству, подобно предмету мебели, животному или домашней утвари.


Придя с пророческой миссией, Мухаммад введением Ислама возвестил начало новой эры. Он призвал людей поклоняться Единому Богу и соблюдать ряд новых принципов и норм повседневной жизни, неведомых людям того времени. Эти новые принципы и нормы поведения положили конец убийствам, грабежам, ростовщичеству, прелюбодеянию, азартным играм, пьянству, захоронениям заживо новорожденных девочек, пренебрежению правами женщин, а также всем остальным порокам, господствовавшим в доисламские времена.

Религия, которую проповедовал пророк Мухаммад, глубоко изменила нравственные устои в среде арабов, ибо она призывала поклоняться Единственному Богу, Аллаху, а также внушала людям такое понятие, как жизнь после смерти. Эта новая религия проповедовала равенство всех людей, целомудрие, добропорядочные родственные отношения, уважение прав соседа, благотворительность, а также отстаивала права женщин на наследование собственности и владение ею.
Большинство язычников Мекки были недовольны новым укладом общественной жизни, который проповедовал пророк Мухаммад, и начали борьбу с ним. Они подвергали его всевозможным преследованиям, причиняя ему глубокие телесные и душевные раны. Они стали обзывать его “лжецом”, “безумцем”, “колдуном” и “стихотворцем”. Прозвище “стихотворец” было призвано унизить его. Тем самым язычники стремились показать, что они не признают Коран Откровением, ниспосланным Мухаммаду свыше. И если до пророчества Мухаммада люди называли его “достойный доверия”, то впоследствии они наградили его множеством дурных и оскорбительных прозвищ.


Язычники также подвергали мукам последователей Пророка. И, в конце концов, Мухаммад и его последователи были изгнаны из родного города Мекки и вынуждены были переселиться в пустынную местность. Там они оставались в течение трех лет, испытывая острую нехватку пищи и воды, а также многие другие тяготы и страдания.
Но несмотря ни на что пророк Мухаммад продолжал проповедовать Ислам в Мекке в течение тринадцати лет. После этого Всемогущий Бог повелел ему переселиться в Медину. Это переселение из Мекки в Медину, называемое хиджра, считается точкой отсчета истории Ислама, оно устанавливает начало мусульманского календаря. Когда Пророк переселился в Медину, жители этого города оказали ему поддержку, и он основал там первое Исламское государство.
Медине пророк Мухаммад был правителем, судьей и военачальником. Эти обязанности дополняли важнейшую роль Мухаммада как пророка, посланника, отца своих детей и супруга своих жен. Этот момент наглядно доказывает основные различия между мусульманской и немусульманской культурами. Так, Ислам является всеобъемлющей религией, которая охватывает все аспекты жизнедеятельности людей. Поэтому мусульмане не верят в распространенную на Западе доктрину “разделения церкви и государства”.
Пророк Мухаммад осуществлял стратегическое руководство в деле защиты Медины, руководя войсками и военными действиями. Он сражался во многих битвах против язычников и других врагов Ислама – это двадцать семь военных походов и шестьдесят военных отрядов. Все эти военные действия предпринимались с целью остановить натиск врагов, а также обеспечить защиту Медины. Кроме того, эти битвы призваны были расчистить путь для распространения Ислама.
Прошло время, и люди поняли, что они сами вольны решать, избрать ли для себя Ислам в качестве нового образа жизни. Спустя некоторое время они убедились в истинности этой новой религии, и Ислам начал распространяться по всему Аравийскому полуострову. Пророк Мухаммад направил письма некоторым из монархов того времени, а также правителям соседних государств, призвав их принять Ислам, ведь Ислам – это религия без границ, т.е. для всех народов. Пророк Мухаммад отправил послания: Ираклию, византийскому императору; Аль-Мукаукасу, египетскому принцу; Асхаму ибн Аль-Абджару, негусу (правителю) Эфиопии; Хосрову, царю Персии; Аль-Мунзиру ибн Сауа, царю Бахрейна; Джифару и ‘Абду, обоим царям Омана; а также Хузе ибн Али, царю Аль-Ямама.

Пророк Мухаммад заключил договор о мире с народом Мекки сроком на десять лет. Но мекканцы нарушили этот договор и объединились с племенем Бакр, которое погубило многих членов племени Хузаа (это племя заключило союз с пророком Мухаммадом). Во главе десятитысячного войска Пророк выступил в поход за покорение Мекки. Мекканцы поняли всю тщетность сопротивления силам Пророка и сдались без боя.
Покорение Мекки считается у мусульман величайшим триумфом, поскольку она имеет статус священного города, куда люди совершают ежегодное паломничество. Мекка – это территория, где находится Кяаба, Запретный Дом Аллаха, возведенный пророками Авраамом и Исмаилем (мир им). Этот город имел также огромное политическое и торговое значение для всех арабских племен. Пророк Мухаммад сам был уроженцем Мекки, как и многие из его сподвижников. И именно здесь против Мухаммада ополчились все племена. Так Мекка стала стратегическим центром сопротивления Исламу. Именно поэтому ее покорение имело такое большое значение. Пророк прекрасно осознавал, что взятие Мекки есть лучший путь распространения Ислама среди арабов.


Пророк Мухаммад вошел в Мекку смиренно, полностью и всецело предавшись Богу, а не с высокомерным видом победителя, покорившего своих злейших врагов. Свидетельством смирения Мухаммада и его подчинения Богу было то, что, въезжая в Мекку, он преклонил голову так, что лоб его почти касался седла его верблюда. Кроме того, пророк Мухаммад простил всех жителей Мекки и велел своим воинам не трогать их имущество и богатство.
Благодаря тому, что Пророк повел себя осмотрительно и терпимо, все граждане Мекки обратились в Ислам. Что же касается окружавших Каабу идолов, они должны были быть разрушены все до единого.
Покорив Мекку, пророк Мухаммад вернулся в Медину, куда стеклись сотни людей, желавших обратиться в Ислам. Все арабские племена послали в Медину свои делегации на встречу с Пророком, который научит их Исламу. Все эти делегации обращались в Ислам, каждая – от имени своего племени. Этот год обрел известность как Год делегаций.
Пророк Мухаммад смог объединить все арабские племена на основе Ислама. Между этими племенами издавна царили взаимная вражда и презрение. Они постоянно сражались между собой, и никому за всю историю Аравийского полуострова еще не удавалось их объединить. Установив исламское государство, пророк Мухаммад объединил подавляющую часть населения Аравийского полуострова.
Перед смертью Пророк совершил паломничество в Мекку. Он обошел вокруг Каабы семь раз. Во время этого Последнего паломничества пророк Мухаммад выступил со своей знаменитой Прощальной речью. Вот часть из того, что он тогда сказал:
“…О люди, слушайте меня, я поясню вам, ибо, воистину, я не знаю, встречу ли я вас на этом месте спустя этот год.
О люди, воистину, как свят для вас этот месяц и день, как священен для вас этот город Мекка, точно так же должны быть для вас святы и священны жизнь и имущество каждого мусульманина, и так до того, как вы встретите Господа вашего. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
И тот, у кого есть доверенная кем-то вещь (амана), пусть вернет ее тому, кто ее доверил ему.


О люди, воистину, шайтан (сатана) утратил надежду на то, что ему будут поклоняться на вашей земле. Однако он довольствуется тем, что подчиняет вас во всех иных ваших деяниях, которыми вы пренебрегаете.
О люди, воистину, верующие есть братья, и разрешается человеку имущество брата его лишь только по его доброй воле. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
О люди, не обратитесь же после меня в неверных, убивая и угнетая друг друга. Ведь я, воистину, оставил средь вас то, придерживаясь которого вы никогда не заблудитесь, – Книгу Аллаха. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
О люди, Господь ваш один, и отец ваш один – все вы от Адама, а Адам из земли. Самый благородный из вас пред Аллахом – самый богобоязненный.
Нет превосходства у араба перед иноязычным, кроме как в богобоязненности. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
И пусть известит присутствующий из вас отсутствующего”.
В 633 г. н.э. пророк Мухаммад умер. Ему тогда было шестьдесят три года по лунному календарю или шестьдесят один год по солнечному календарю. Сразу же после его кончины Абу Бакр обратился к народу со словами: “Воистину, всякий, поклонявшийся Мухаммаду, знает, что Мухаммад мертв. Но всякий, поклоняющийся Аллаху, знает, что Аллах жив, что Он не умирает”. Затем он произнес следующие аяты из Священного Корана:
“Поистине, ты смертен (Мухаммад), как смертны и они”.
(Сура 39, аят 30)
“И Мухаммад – не больше чем посланник, ему предшествовали многие другие, и если он умрет или погублен будет, ужель вы обратитесь вспять? Отступники ни в чем не повредят Аллаху, но благодарным же сполна воздаст Аллах”.
(Сура 3, аят 144)
Тело Пророка было захоронено в его же доме, в комнате его жены ‘Аиши, то есть там же, где он умер. Ее комната расположена возле самой Мечети Пророка, которая сегодня расширилась настолько, что дом Пророка оказался внутри нее. Мечеть Пророка находится в Медине.
Сегодня эту Мечеть посещают миллионы мусульман. Посещать ее можно во время паломничества в Мекку или в другое время.
Не прошло и двух веков после смерти пророка Мухаммада, как мусульмане распространили его Послание. Ислам разошелся по миру до Китая на востоке и Испании на западе. Толчком для такого удивительно быстрого распространения мусульманской веры явились учения Ислама.
Сегодня в мире насчитывается более миллиарда мусульман4, большинство из которых проживает в 55-ти мусульманских странах Азии и Африки. Самой крупной мусульманской страной в настоящее время является Индонезия. Помимо этого, миллионы мусульман живут и в немусульманских странах: 120 миллионов – в Индии, более 100 миллионов – в Китае, около 20 миллионов – в России.


Итак, в настоящее время четырьмя странами с самым многочисленным мусульманским населением являются: Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Нигерия. Миллионы мусульман проживают также в таких немусульманских странах, как Филиппины, Бирма, Таиланд, бывшая Югославия и США.

Пророк Мухаммед родился в 570 году, на пять веков позже Христа. Это последний «общепризнанный» мессия, принесший в мир новую религию. Мормон на подобный статус претендовать все же не может.

В Саудовской Аравии, где родился пророк Мухаммед, это имя знает каждый. И не только там. Сейчас учение пророка известно во всем мире.

Каждый мусульманин и многие представители других религий знают, в каком городе родился пророк Мухаммед. Мекка ежегодно служит местом паломничества для миллионов правоверных магометан.

Не все разделяют эту веру, но человека, который никогда не слышал бы о Мухаммеде и исламе, найти трудно.

Великий учитель, принесший в мир новую весть, занимает в сердцах мусульман то же место, что и Иисус — в сердцах христиан. Здесь же кроются истоки вечного конфликта мусульманской и христианской религии. Уверовавшие в Христа порицали иудаистов, не признавших Иисуса мессией и оставшихся верным старым заветам предков. Мусульмане, в свою очередь, приняли учение мессии Мухаммеда и не одобряют взглядов ортодоксальных, по их мнению, христиан, не прислушавшихся к благой вести.

Варианты написания имени пророка

Каждый мусульманин знает, в каком городе родился пророк Мухаммед (Магомет, Мухамад).

Такое большое количество вариантов прочтения одного и того же имени объясняется тем, что произношение арабов несколько отличается от привычного славянскому уху, и передать звучание слова можно только приближенно, с погрешностям. Версия «Магомет» — вообще классический галлицизм, заимствованный из европейской литературы, то есть имело место двойное искажение.

Впрочем, так или иначе, это имя узнаваемо в любой версии написания. Но классическим общепринятым вариантом остается все же «Мухаммед».

Мусульманство, христианство и иудаизм

Нужно отметить, что мусульмане не оспаривают учение Христа. Они почитают его как одного из пророков, но считают, что приход Мухаммеда так же изменил мир, как 500 лет назад его изменил сам Христос. Более того, мусульмане считают священными книгами не только Коран, но и Библию, и Тору. Просто Коран в этом вероучении занимает центральное место.

Мусульмане утверждают, что даже пророчества Библии, говорящие о приходе мессии, имели в виду не Иисуса, а именно Магомета. Они ссылаются на книгу Второзакония, глава 18, стихи 18-22. Там говорится о том, что посланный богом мессия будет таким же, как Моисей. Мусульмане указывают на очевидные несоответствия между Иисусом и Моиссем, при том что биографии Моисея и Мухаммеда определенным образом схожи. Моисей был не просто религиозным деятелем. Он был патриархом, видным политиком и властителем в буквальном смысле. Моисей был богат и успешен, у него была большая семья, жены и дети. Действительно, в этом отношении Мохаммед похож на него намного больше, чем Иисус. К тому же Иисус был зачат непорочно, чего нельзя сказать о Моисее. Пророк Мухаммед родился в городе Мекке, и там все знали, что его появление на свет было абсолютно традиционным — таким же, как и у Моисея.

Впрочем, противники этой теории отмечают, что там же говорится, что мессия будет происходить «из братьев», а так древние евреи могли говорить только о соплеменниках. В Аравии же, где родился пророк Мухаммед, никаких евреев не было и не могло быть. Мухаммед происходил из достойной уважаемой арабской семьи, но братом древним евреям он быть не мог, о чем прямо сказано в том же Ветхом Завете.

Рождение пророка

В VI веке в Саудовской Аравии, где родился пророк Мухаммед, большинство населения было язычниками. Они поклонялись многочисленным древним богам, и только отдельные кланы были убежденными монотеистами. Именно в таком, исповедующем монотеизм, клане Хошим, принадлежащем к племени Курайш, и появился на свет пророк Мухаммед. Его отец скончался до рождения ребенка, мать умерла, когда мальчику было всего шесть. Воспитанием маленького Мухаммеда занимался дед, Абд аль-Муталлиб, уважаемый патриарх, прославившийся своими мудростью и благочестием. В детстве Мухаммед был пастухом, затем его забрал к себе дядя, состоятельный торговец. Мухаммед помогал ему вести дела, и однажды, совершая сделку, он познакомился с богатой вдовой по имени Хадиджа.

Благовещение

Молодой торговец оказался не только привлекательным внешне. Он был умен, честен, правдив, набожен и доброжелателен. Мухаммед понравился женщине, и она предложила ему вступить в брак. Молодой человек согласился. Они прожили много лет в счастье и согласии. Хадиджа родила Мухаммеду шестерых детей, а он, несмотря на традиционную в тех местах полигамию, не брал себе других жен.

Этот брак принес Мухаммеду благосостояние. Он смог больше времени уделять благочестивым мыслям и часто уединялся, размышляя о боге. Для этого он часто уходил из города. Однажды он направился к горе, где особенно любил размышлять, и там пораженному мужчине явился ангел, принесший откровение божие. Так мир впервые узнал о Коране.

После этого Мухаммед посвятил свою жизнь служению богу. Поначалу он не решался проповедовать публично, просто беседовал с теми людьми, которые проявляли интерес к этой теме. Но позже высказывания Мухаммеда становились все смелее, он выступал перед людьми, рассказывая им о новой благой вести. Там, где родился пророк Мухаммед, его знали как человека, несомненно, религиозного и честного, но подобные высказывания не нашли поддержки. Слова нового пророка и непривычные обряды казались арабам странными и смешными.

Медина

Пророк Мухаммед родился в городе Мекка, но его родина не приняла его. В 619 году Хадижда, любимая жена Мухаммеда и его верный сторонник, умерла. Больше ничто не держало его в Мекке. Он оставил город и направился в Йасриб, где уже обитали убежденные мусульмане. По пути на пророка было совершено покушение, но он, будучи опытным путешественником и бойцом, спасся.

Когда Мухаммед прибыл в Йасриб, его встретили восхищенные граждане и передали ему верховную власть. Мухаммед стал правителем города, который вскоре переименовал в Медину — Город Пророка.

Возвращение в Мекку

Несмотря на свой титул, Мухаммед никогда не жил в роскоши. Он и его новые жены поселились в скромных хижинах, где пророк говорил с людьми, просто сидя в тени у колодца.

Почти десять лет Мухаммед пытался восстановить мирные отношения с родным городом, Меккой. Но все переговоры заканчивались неудачей, несмотря на то, что в Мекке уже было довольно много мусульман. Город не принимал нового пророка.

В 629 году войска Мекки разрушили поселение племени состоявшего с мусульманами Медины в дружественных отношениях. Тогда Мухаммед во главе огромной по тем временам десятитысячной армии подошел в воротам Мекки. И город, впечатленный могуществом войска, сдался без боя.

Так Мухаммед смог вернуться в родные места.

По сей день каждый мусульманин знает, где родился пророк Мухаммед и где похоронен этот великий человек. Паломничество из Мекки в Медину считается высшим долгом каждого последователя Магомета.

Введение

Ислам - третья, и последняя, из развитых монотеистических религий. Она возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм.

Эта религиозная система с её наиболее строгим и завершённым, доведённым до предела монотеизмом сложилась на базе двух её предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно-культурном, ощутимы здесь на каждом шагу.

Итак, ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570--632). В возрасте 40 лет (около 610г.) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога и Аллаха, открывшего ему свою волю посредством откровений, которые вместе с изречениями самого Мухаммеда позже были записаны в Коране -- главной священной книге мусульман. Основой ислама является восстановление веры Авраама, которую, как считал Мухаммед, исказили евреи. Многие вопросы, касающиеся жизни и деятельности пророка Мухаммеда, до сих пор остаются дискуссионными, и авторы не считали себя обязанными при их освещении строго следовать какой-либо из исламоведческих школ. Вместе с тем в традициях отечественной культуры (В. С. Соловьев, В. В. Бартольд) авторы рассматривали ислам как самостоятельную монотеистическую религию, ничуть не менее развитую, нежели, скажем, христианство.

Цель работы - дать характеристику жизни и учению пророка Мухаммеда.

  1. Жизнь и деятельность пророка Мухаммеда

Пророк Мухамед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных.

Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой.

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:

"Мухамед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него; если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?" (Коран, 3:138).

2. Учение Мухаммеда. Коран

Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем. Как основатель новой религии он явно уступал в этом плане другим, таким как полулегендарные Будда, Иисус, Лао-цзы или вполне реальный Конфуций. Вначале Мухаммед вообще не настаивал на том, что создаёт новое учение, выступая за признание единого бога, в чём-то родственного христианскому или иудейскому, хотя в то же время имеющему отношение к высшему божественному символу Каабы. Всю догматику своего учения, включая пророков от Авраама до Иисуса, он откровенно заимствовал из Библии. Интересно, что в первые годы распространения молодой религии Мухаммед даже молился, обратив лицо к священному городу иудеев и христиан - Иерусалиму. Только после того как евреи стали открыто высмеивать ошибки малограмотного Мухаммеда, пророк предписал обращать лицо во время молитвы в сторону Мекки.

Создав культ единого Аллаха, Мухаммед призвал своих последователей ежедневно молиться ему, сопровождая молитву омовением, а также соблюдать пост и вносить в общую кассу правоверных налог в пользу бедных закят.

Их библии Мухаммед заимствовал идею страшного суда, представление о рае и аде, о сатане (шайтане), бесах (джиннах) и многое другое. На первых порах активно выступал в поддержку бедных, против притеснений со стороны купцов. Мухаммед в Медине. Число последователей Мухаммеда в Мекке увеличивалось, и это встречало растущее сопротивление со стороны богатых купцов-курейшитов, наиболее влиятельных жителей города. Опиравшиеся на святилище и богов Каабы курейшиты не видели смысла в новой религии и даже опасались усиления её сторонников. Смерть Хадиджи и Абуталиба лишила Мухаммеда внутренней опоры в Мекке, и в 622 году пророк вместе со своими немногочисленными ещё последователями отправился в соседнюю Медину, соперничающую с Меккой.

Враждебные курейшитам медины охотно приняли Мухаммеда, (его мать была родом из Ятриба), а наличие в Медине большой иудейской общины сделало их более подготовленными к приятию его учения. Вскоре после прибытия Мухаммеда в Медину чуть ли не большинство населения этого города вступило в число правоверных. Это был огромный успех, почти триумф, поэтому 622 год, год переселения, стал считаться первым годом новой мусульманской эры (по-арабски - хиджра).

Мухаммед превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Мухаммеда а были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары.

Мухаммед надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в Мухаммеде мессию из неиудеев, более того, высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Магомета - мекканцами. К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Мухаммеда. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеров» (мунафикун).

В Медине строятся первая мечеть, дом Мухаммед а, устанавливаются основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т. д. В проповедях Мухаммеда стали фиксироваться правила жизни общины - принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры.

Начинает особо выделяться положение Мухаммед а как посланника Аллаха. В "откровениях" появляются требования особого почтения к Мухаммеду, ему "ниспосылаются" исключения из некоторых запретов, обязательных для других. Таким образом, в Медине Мухаммед сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины.

Мединская община мусульман выработала свой устав, свои организационные формы, первые законы и предписания в области не только ритуала и культа, но также норм повседневной жизни. Вырабатывая все эти законоположения, Мухаммед заметно углубил отличия между его учением и учениями христиан и иудеев, что позволило сделать значительный шаг по пути становления новой религии от других, пусть даже и родственных ей.

Этому шагу способствовал и разрыв пророка с иудейской колонией в Медине, выступившей в союзе с Меккой против мусульман. Вскоре влиянию исламской общины в Медине подчинилась почти вся южная и западная Аравия.

Основные идеи и принципы вероучения Мухаммеда зафиксированы в Коране, священной книге мусульман. Согласно принятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила (библейского архангела Гавриила, служившего в качестве посредника между богом и людьми). Аллах не раз передавал свои священные заповеди через различных пророков - Моисея, Иисуса, наконец, Мухаммеда. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии: переданный через более ранних пророков священный текст был искажён иудеями и христианами, которые многое в нём не поняли, кое-что упустили, извратили, поэтому только в своей последней версии, авторизованной великим пророком Мухаммедом, правоверные могут иметь высшую и бесспорную божественную истину.

Эта легенда о Коране, если очистить её от божественного вмешательства, близка к истине. Основное содержание Корана так же тесно связано с Библией, как сам ислам близок к иудео-христианству. Но объясняется всё много проще, нежели то пытается делать мусульманское богословие. Сам Мухаммед книг не читал, в том числе и Библии. Однако, вступив на стезю пророка, он через посредников весьма старательно знакомился с содержанием священных иудео-христианских текстов, повествовавших о том самом едином и всемогущем боге, которого под именем Аллаха стал почитать Мухаммед.

Перерабатывая их в своём сознании и умело сочетая с арабской национально-культурной традицией, Мухаммед именно на этой основе строил свои первые проповеди, которые, будучи затем записаны его секретарями-писцами, легли в основу Корана. Нервновозбудимая психика Мухаммеда немало способствовала тому, что в глазах его последователей пророк действительно выглядел своего рода небесным посланцем, вещавшим от имени высшего божества. Его изречения, чаще всего в виде рифмованной прозы, воспринимались как божественная истина и именно в этом качестве включались затем в сводный текст Корана.

По мнению одного из лучших знатоков арабской культуры академика И. А. Крачковского, специально исследовавшего и переведшего Коран на русский язык, в тексте Корана, несмотря на различие языка и стиля отдельных его глав, можно ощутить определённое единство главного содержания, основной идеи, восходящей к проповедям Мухаммеда. Специалисты различают среди глав (сур) Корана две основные группы - мекканскую, восходящую к проповедям начинавшего свой пророческий путь Мухаммеда до хиджры, когда ещё мало кто признавал его вероучителем, и мединскую, базирующуюся на изречениях уже широко признанного и почитавшегося основателя ислама. Текст Корана обрывист и нередко противоречив, хотя в пределах отдельной главы чувствуется стремление сохранить единство темы и сюжета.

Заключение

В современной науке существует общее мнение, что Мухаммед действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Мухаммеда (сира), в преданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка. Ислам, в принципе, не наделяет Мухаммеда никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все.

Тем не менее, вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому Мухаммеду грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Мухаммедом, - в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т. д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Мухаммеде сравнительно мало.

Список использованной литературы

  1. Васильев С. История религий востока. - М.: Высшая школа, 2002. - 304с.
  2. Грундман В., Эллерт Г. Иисус из Назарета, Мухаммед - пророк Аллаха. - М.: Феникс, 2004. - 743с.
  3. Основы религиоведения. / Под редакцией И. Н. Яковлева. - М.: Высшая школа, 2004. С. 302..

Курайшиты в свою очередь происходили из древнейшего племени «кинан», которые являлись потомками Исмаиля – сына пророка Ибрахима (Авраама). Курайшиты относились к арабской элите и являлись попечителями и хранителями ключей от Каабы. Род Пророка (мир ему и благословение) назывался «хашимиты» и был самым влиятельным родом в составе курайшитов. Свое название этот род взял от имени Хашима – одного из самых уважаемых арабов своего времени, в обязанности которого входило поение и кормление паломников. Хашим крошил хлеб и смешивал его с мясом, и таким образом готовил похлебку для паломников, откуда он и получил свое прозвище «Хашим» (разбивающий, то есть готовящий похлебку для паломников), в то время как его настоящее имя было Амр. Хашим был одним из первых, кто начал отправлять торговые караваны курайшитов зимой в Йемен, а летом в Сирию. Эти караваны обогатили курайшитов, о чем Всевышний Аллах упомянул в Коране ниспослав суру «Курайшиты»: «Ради единения курайшитов, единения их во время зимних и летних поездок (зимнего и летнего каравана). Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (Каабы), накормившему их после голода и избавившему от страха».

Хашим женился на женщине из г. Ясриба (будущего города Пророка - Медины) по пути в Сирию, но умер вскоре после того, как покинул Медину оставив там беременную жену. Через некоторое время после того, как жена Хашима родила сына, подросшего мальчика забрал его дядя Аль-Мутталиб. Когда мекканцы увидели Аль-Мутталиба с мальчиком, они решили, что это его слуга и прозвали мальчика «Абдуль-Мутталиб» (что означает - раб Аль-Мутталиба) и это прозвище закрепилось за мальчиком на всю жизнь. Абдуль-Мутталиб был уважаемым человек и вскоре стал вождем курайшитов. Он был известен своей щедростью и кормил не только людей, но и животных. Именно Абдуль-Мутталиб расчистил засыпанный прежде колодец Зам-зам, после того, как ему приснился сон, в котором ему было указано месторасположение зарытого колодца и было приказано расчистить его.

Также при жизни Абдуль-Муталлиба произошла история, о которой Всевышний поведал в суре «Слон»: «Разве ты не видел, что сделал твой Господь с воинством слона? Разве Он не запутал их козни и не наслал на них птиц стаями? Они бросали в них каменья из обожженной глины и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев». Шестидесятитысячное войско эфиопов со слоном намеревалось разрушить Каабу. Не достигнув Каабы, войско было уничтожено стаей птиц, которая забросала их кусками окаменевшей глины и они превратились в подобие «изъеденных иссохших листьев». Эта история имела место быть за два месяца до рождения пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Отцом Мухаммада (мир ему и благословение) был Абдулла – любимый сын Абдуль-Мутталиба. Мать Пророка (мир ему и благословение) звали Аминой, и она была из курашийтского рода «Бану Зухра». После их женитьбы и во время протекания беременности Амины, Абдулла отправился в торговую поездку, во время которой он и умер, так и не увидев своего будущего сына. Так, будущий Божий избранник (мир ему и благословение) родился 20-го числа месяца Раби-уль-Ауаль (22 апреля 570 года) – в год уничтожения воинства слона. Дедушка новорожденного мальчика Абдуль-Мутталиб нарек его именем Мухаммад, что означает «достойный похвалы» и на 7-ой день сделал ему обрезание по авраамической религиозной традиции всех Божьих пророков. Далее, у Арабов было принято нанимать кормилец из числа бедуинок, что делалось для того, чтобы дети росли здоровыми, вдали от городских болезней, и научились говорить на чистом арабском языке. Кормилицей пророка Мухаммада (мир ему и благословение) стала женщина по имени Халима бинт Абу Зувайб.

Мухаммад (мир ему и благословение) прожил у Халимы несколько лет. Каждые полгода Халима возила ребенка домой к матери и возвращалась с ним обратно. Когда же срок кормления закончился, Халима не захотела возвращать ребенка домой, так как во время его пребывания в семье Халимы происходило много благого – например, скот давал много молока, в то время как соседи Халимы были лишены этого. По этой причине Халима придумала повод оставить у себя Мухаммада (мир ему и благословение) еще на некоторое время, отговоркой послужило то, что в Мекке он может заразиться чумой. Так будущий Пророк (мир ему и благословение) прожил еще несколько лет в доме Халимы. Затем произошел случай, который сильно напугал Халиму и ее мужа, по причине чего они решили вернуть Мухаммада (мир ему и благословение) его матери: Однажды когда Мухаммад (мир ему и благословение) играл с другими детьми, к нему явился ангел Джибрил, который рассек ему грудь и вынул из его сердца сгусток крови, со словами: «Это – удел Шайтана в тебе». После чего Джибрил промыл его сердце в воде Зам-зам и вернул его на место. А дети, игравшие с Мухаммадом (мир ему и благословение) побежали к Халиме сообщить, что его убили. Позже, многие из сподвижников Пророка (мир ему и благословение) сообщали, что видели на его груди шрамы.

Вернувшись домой Мухаммад (мир ему и благословение) прожил с матерью около двух лет. Амина решила поехать в Медину в сопровождении Мухаммада и Абдуль-Мутталиба, но на обратном пути заболела и скончалась. После этой потери дед Абдуль-Мутталиб стал относиться к ребенку, как к своему сыну всячески оказывая ему внимание и уважение. Но через два года, когда Мухаммаду (мир ему и благословение) было 8 лет, Абдуль-Мутталиб тоже покинул этот мир. На попечение Мухаммада (мир ему и благословение) взял его родной дядя по отцу Абу Талиб. Как и дед, дядя проявлял к нему любовь и доброту. Абу Талиб, хоть и был влиятельным арабом, однако жил бедно и пророк Мухаммад (мир ему и благословение) вырос неприхотливым, терпеливым и довольствующимся тем, что ниспослал ему Аллах. Так, в детстве он пас овец за плату, подобно всем остальным Божьим пророкам, и уже в будущем став сам таким же пророком он сказал: «Не было такого пророка, который бы не пас овец» . А уже в юношеском возрасте он занимался торговлей и заслужил репутацию надежного и честного человека, по причине чего получил прозвище «Амин» (надежный).

В то время среди арабов жила знатная и богатая вдова-курайшитка по имени Хадиджа бинт Хувайлид. Она давала деньги купцам, на которые они вели торговлю за определенную плату. Узнав о Мухаммаде (мир ему и благословение) она дала ему крупную сумму денег и отправила его в торговую поездку в Сирию. Мухаммад (мир ему и благословение) вернулся из Сирии с большой прибылью и вернул деньги Хадидже. Слуга Хадиджы, сопровождавший Мухаммада (мир ему и благословение) в поездке, рассказал ей о высоких нравственных качествах Мухаммада (мир ему и благословение) и его достоинствах. После чего Хадиджа захотела выйти замуж за Мухаммада (мир ему и благословение) и отправила к нему свою подругу с предложением жениться на Хадидже. Он принял предложение и его дяди засватали Хадиджу. Мухаммаду (мир ему и благословение) на то время было 25 лет, а Хадидже 40. Хадиджа до этого была дважды замужем, но оба ее мужа умерли, и от второго брака у нее был сын. Она была первой женой Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и при ее жизни он не брал себе других жен. Она была матерью всех его детей за исключением Ибрахима, которого родила ему коптка Мария. Хадиджа родила 6-х детей: мальчиков – Аль-Касима и Абудуллу, и девочек – Зайнаб, Рукайу, Умм Кульсум и Фатиму. Сыновья умерли в раннем детстве, а девочки дожили до Пророчества. Все они приняли Ислам и переселились из Мекки в Медину. Из всех дочерей пророка Мухаммада (мир ему и благословение) только Фатима прожила дольше него на 6 месяцев.

Когда Мухаммаду (мир ему и благословение) исполнилось 30 лет, Кааба пострадала от наводнения и курайшиты решили заново отстроить Каабу. Было обговорено, что на постройку Каабы будут использованы только чистые деньги (халяльные), заработанные честным и дозволенным трудом.

Кааба была разобрана до фундамента, заложенного пророком Ибрахимом (мир ему), и каждому племени был выделен отдельный участок для строительства. Денег, заработанных честным трудом, не хватило для завершения реконструкции Каабы. Посему было решено уменьшить площадь Каабы, сократив ее на 6 локтей с северной части. На месте старой стены, была построена полукруглая стенка для обозначения настоящей границы Каабы. Площадь между новой стеной Каабы и полукругом называется Аль-Хиджр, а сама полукруглая стенка называется Аль-Хатим.

По окончанию строительства, нужно было занести черный камень, ниспосланный Аллахом на землю (аль-хаджр аль-асвад) и символ Его величия, внутрь Каабы. Никто из старейшин не хотел уступать другим такую честь, и начались споры. Споры продолжались 5 дней, пока, один из старейшин по имени Абу Умайа ибн Аль-Мугира не предложил рассудить этот спор тому, кто первый войдет в храм через ворота. Старейшины согласились с этим и стали ждать. Первым через ворота вошел Мухаммад (мир ему и благословение) и все стали выкрикивать «Это Амин (надежный), и мы довольны этим, это - Мухаммад». Тогда Мухаммад (мир ему и благословение) предложил положить камень на плащ и всем старейшинам взяться за его края и вместе отнести черный камень к Каабе, а затем он собственноручно установил его на предназначенное место и все старейшины согласились с этим. Так, после перестройки, стены Каабы стали в два раза выше прежнего, а внутри Каабы были воздвигнуты столбы, на которых была установлена крыша, хотя прежде Кааба не имела ни столбов, ни крыши.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) с детства отличался здравомыслием и честностью. Достигнув совершеннолетия, он собрал в себе наилучшие достоинства, какими может быть описан настоящий мужчина. Он возвышался над остальными арабами своим мужеством, справедливостью, снисходительностью, мудростью, кротостью, великодушием, стыдливостью, верностью и другими качествами, перечислить которые заняло бы много времени. Не было человека более прекрасного своим нравом. Он помогал родственникам, беднякам, сиротам, вдовам и всем тем, кто просил его о помощи, о чем свидетельствовали все его современники из тех, кто был с ним знаком лично. По этой причине Мухаммад (мир ему и благословение) пользовался большим уважением среди людей.

По милости Всевышнего Аллаха, еще до своего пророчества, он никогда не поклонялся идолам, сторонился празднеств язычников и не ел мясо животного, принесённого в жертву кому-либо помимо Аллаха. Также Мухаммад (мир ему и благословение) был далек от всего праздного и предосудительного, не употреблял вино и сторонился различных увеселительных заведений, популярных среди молодых арабов того времени.

Такой была жизнь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) до начала его пророческой миссии к человечеству.

По материалам книги «Жизнеописание Посланника Аллаха» шейха Сафи Ар Рахмана Аль Мубаракфури