Три послания апостола иоанна. Две величайшие молитвы апостола Павла Уитнесс Ли

Недавно перечитывая «Послание к Римлянам», я обнаружил новые для себя откровения из жизни Апостола Павла. Возможно, вы их обнаружили еще раньше и осознаете их еще глубже, чем это происходит во мне. Если это так, безмерно счастлив быть свидетелем той работы, которую совершает Дух Святой внутри нас.

Я назвал свою небольшую статью «ТРИ «Я» АПОСТОЛА ПАВЛА». «Не якай!» ;«Я» — последняя буква в алфавите!» — кричали мы друг другу в детстве, желая оборвать «заяковшегося» самохвала. Уверовав в строгой консервативной церкви, где всякое «яканье» было ТАБУ с большой буквы, говоря о чём-то, что-то рассказывая, старался, по возможности, даже не употреблять, в своих обращениях букву «Я» избегать в своём лексиконе это «самовыпячивающееся Я». Кстати, очень НЕПЛОХОЕ ТАБУ: говорить не о себе, не о своем. Но говорить о Нём, говорить о ЕГО. Но, оказалось, что есть, есть случаи, когда можно и ПОЯКАТЬ! Вот, например, Павел — якал! При этом знаем, что был очень скромный человек и знал меру! Биограф Д. Полок о Павле: был не из бедной семьи и сильный духом человек! Что, не стыкуется? Скромность и мера с богатством и силой духа?

Посмотрим Писания.

Римлянам глава 1 ст. 14-16.
Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

«Я, я, я». Но каков характер этого «яканья» Павла?

  • 1-я должен.
  • 2-я готов.
  • 3-я не стыжусь.

Стремление служить людям, жить для утверждения в их жизни спасающего Евангелия.

Я ДОЛЖЕН — сейчас крайне непопулярное понимание состояния жизни, и не только в светском обществе.

Долг — это обязательство, которое ты выполняешь. В отношениях с Богом выполняешь свой долг, свои обязательства добровольно и доброохотно. «Доброхотно дающего любит Бог.» Павел, еврей, в культуре которого — отделять себя от язычников, пишет, что должен Грекам и Варварам. Евангелие в которое уверовал Павел; должен сказать всем о вере в своего Мессию Иисуса, встреча с Которым по дороге в Дамаск так изменила Павла; встреча, которую он ценил выше своего религиозногог воспитания и религиозных чувств, приобретенных с детства.

Примерно в это же время он пишет Тимофею (1 Тим. 2-7):«для которого я поставлен проповедником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине.»

Итак, первое «Я» привело еврея Павла к добровольному долгу служения неевреям.

Второе «Я» Ап. Павла: «Я ГОТОВ».

Такое ощущение, будто он — как солдат, который находится на службе: глубокой ночью этого солдата по имени Павел будят и говорят: собирайся, нам пора, сегодня поход, марш бросок; и солдат уверен но говорит: Я ГОТОВ! Без дремоты и запинаний. Я ГОТОВ! Павел был готов идти в Рим и проповедовать там Христа …Павел готов потому, что Иисус, Которого он знает, и есть истина. Только после встречи с Ним Павел стал другим человеком Римский гражданин, из богатой семьи, он знал многое; в своих проповедях он цитирует Платона и Аристотеля. Но в Рим он спешит с Благой Вестью. «Я ГОТОВ!»

Знаем ли мы силу Благой Вести, как знал её Павел?..

«Я НЕ СТЫЖУСЬ». Третье «Я» Апостола Павла.

Не прячет, не таит, не выбирает, кому ее говорить, а кому нет. Павел не прячет Евангелие в «мешок своего христианства». В одном из своих наставлений Павел говорит: «проповедуй слово, настой во время и не во время…» (2 Тим. гл. 4 ст. 2).

Евангелие от Иоанна Милн Брюс

3. Апостолы (20:19–23)

3. Апостолы (20:19–23)

Последствия воскресения касаются каждого человека, но этим его важность не ограничивается. Предвидение Иисуса - это не множество вдохновленных личностей, действующих независимо друг от друга на основании личной встречи с Воскресшим. Плод Его вознесения - это сообщество, связанное вместе своим общим участием в Святом Духе, посланное собирать «других овец» со всех уголков земли. Соответственно, две заключительные главы Евангелия, сосредоточенные на служении Иисуса после воскресения и Его явления, имеющих индивидуальную значимость (для Марии, 20:10–18; Фомы, 20:24–29; и Петра, 21:15–17), сопоставляются с теми, кто имеет отношение к дальнейшему служению общины (20:19–23; 21:1–14,18–25). Вера в Христа рождается, когда мы встречаемся с Ним; в христианской общине наша вера растет и созревает. Духовно зрелое ощущение Христа будет развиваться от Его любви в наших личных отношениях с Ним до Его любви через братское сообщество.

Действие происходит в Иерусалиме, вечером пасхального дня, в комнате, которая вполне может быть той самой, где была последняя вечеря три дня назад (ср.: Деян. 1:13; 12:12). Несмотря на то что Иоанн уже «уверовал» (8), а Мария свидетельствует о встрече с распятым Иисусом (18), все же весть о воскресении Христа должна быть донесена до каждого ученика, независимо от степени его уверенности; отсюда запертые двери и опасение за свою жизнь (19). Неожиданно пасхальная слава обрушивается на них - видимый Иисус появляется среди них!

Он устраняет их беспокойство и смущение знакомым словом приветствия: «Шалом» - мир вам! (19). Шалом, известное еврейское приветствие, означает гораздо больше, чем просто отсутствие беспокойства, которое в нашем сегодняшнем понимании и есть «мир». В контексте Ветхого Завета, шалом в основном обозначает «благополучие» в самом широком смысле слова. В нем заключаются все блага Царства Божьего; шалом - это жизнь в своем лучшем проявлении под милостивой рукой Господа. Поэтому использование Иисусом этого слова в тот пасхальный вечер представляло первый, истинно подлинный дар мира за всю историю мира! Именно потому, что Он через Свою смерть и воскресение принес в этот мир Царство Божье, мир стал возможен сейчас, и только сейчас. «Таким образом, Его „Шалом!" в пасхальный вечер дополняет Его „Совершилось!" на кресте, ибо теперь Он принес покой и жизнь от Бога. Поэтому „Шалом!" - это в высшей степени пасхальное приветствие. Неудивительно, что оно употребляется со словом „благодать" в приветствии каждого послания апостола Павла в Новом Завете».

Далее Иисус убеждает учеников, что это истинно Он, а не призрак: Он показал им руки (и ноги) и ребра Свои. Как же важен для нашего нуждающегося и страждущего поколения тот факт, что Иисус узнан по ранам! Результат предсказуем, но не менее трогателен: Ученики обрадовались, увидевши Господа (20). «Радость - это основное настроение Пасхи».

Однако Иисус пришел не только для того, чтобы убедить их в Своей победе над смертью и триумфе Своего царства. Он также пришел для того, чтобы дать им наказ и приготовить к тому, что ожидает их впереди. Служение, о котором Он говорил им в верхней комнате, сейчас совсем близко и, наставляя, Он отправляет их в мир: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (21). Вторя Его словам (ст. 17:18), они представляют нам «Великое поручение» в этом Евангелии.

Здесь высказываются несколько основных положений служения церкви в каждом поколении.

1. Важность служения. Ключ к этому утверждению - это параллель между посланием Иисуса в мир Отцом и послание апостолов в мир воскресшим Сыном. Если это сравнение верно, тогда данное служение должно иметь то же значение для сообщества, что и для Иисуса. В последнем случае, как мы видели, значение не могло быть более важным. В Евангелии от Иоанна Иисус называет себя «Посланником» (5:36; 7:29; 8:42; 10:36; 13:20; 20:21), и, соответственно, Отец называется «Пославшим» (3:17; 4:34; 5:23; 6:44; 7:18; 8:29; 10:42; 12:44 и дал.; 13:16; 14:24; 15:21; 17:8). Таким образом, Божество определяется с точки зрения служения. Служение уходит корнями в вечные отношения между Троицей, в динамичные взаимоотношения между «Пославшим» и «Посланным».

Призыв очевиден. Как Иисус определяется служением Отца, так и церковь определяется служением миру.

Мы приходим к тому же заключению, когда понимаем, что если в этом смысле Господь - это Господь–служитель, то призыв быть таким, как Он, становится предельно ясным. Степень преданности служению учеников и церквей указывает, насколько они подобны Богу (или божественны).

2. Это поручение Иисуса помогает нам понять характер служения. Времена двух глаголов в этом предложении различны. Второй глагол имеет настоящее время: Я посылаю вас; первый глагол имеет совершенный вид, означающий прошедшее время, продолжающееся до нынешнего момента: как послал Меня Отец. Поэтому Иисус имеет в виду не двойное служение: первое - Его и второе - наше. Скорее это одно действие, великий переход служащего сердца Господа, посылающего Своего Сына в мир сначала через воплощение, а затем через церковь. Одно служение Господа имеет две фазы: первая - это служение воплощенного Сына; вторая - это служение воскресшего Сына через Его народ (ср.: Деян. 1:1; Рим. 15:18; и Мф. 28:20). «Апостолам было поручено продолжать дело Христа, а не начинать новое». Когда мы идем для Него в мир, Он идет вместе с нами!

Это понимание задачи служения влечет за собой следующий подтекст. Оно затрагивает вопрос власти в нашем служении. Так как служение Иисуса продолжается через наше, то наше служение подчиняется Его Божественной власти. Мы можем уподобить это классической форме поручения: «Дана Мне всякая власть… итак идите… и се, Я с вами» (Мф. 28:18–20). Присутствие воскресшего Господа уполномочивает наше служение. Вот, что обозначает «апостол» - это тот, кого Иисус посылает и сопровождает. С этой точки зрения, христиане всех времен - это апостольское сообщество, и каждый христианский свидетель, посланный и уполномоченный воскресшим Христом, принадлежит к числу апостолов Господа. В основе этого христианского явления лежит иудейская модель, saliah, или «посланник». В еврейской культуре saliah воплощал в себе достоинство и власть того, во имя кого он пришел: «посылаемый такой же, как посылающий». Поэтому обойтись плохо с saliah означало обойтись плохо с его учителем; соответственно, проявить уважение к saliah, повинуясь его посланию, означало проявить уважение к его учителю. Как «посланники» Иисуса, мы говорим от Его власти.

На практике, наше применение этой власти связано с отражением в служении Иисуса другого аспекта, а именно повиновения. Иисус пользовался властью Отца, потому что Он полностью подчинялся Его воле (ср. коммент. к 8:12 и дал.). «Дело „saliah" не могло быть завершено надлежащим образом без абсолютного подчинения воле того, кто послал его». Обладать его властью - значит также быть полностью подчиненным ему. В этом заключается парадокс нашего христианского служения: мы свободны до тех пор, пока находимся в рабстве у Него; мы даем жизнь другим до той степени, до которой сами отдаемся на Его милость; мы имеем власть и силу в той мере, в которой хотим быть беспомощными. Несомненно, это открывает перед нами невообразимые возможности, как показано в ст. 23.

Это утверждение о возможности прощать и оставлять грехи провозглашается сточки зрения наделения церкви властью прощать или оставлять грехи. Если отнестись серьезно к обстоятельствам, то оно покажется неоправданным. Возможность «прощать» и «оставлять» - это результат провозглашения Благой вести в мире, когда мы продвигаемся вперед во имя воскресшего Христа и наделенные Его властью. Как во время Его пребывания на земле, так и сейчас пришествие света Слова Божьего дает некоторым свет спасения, а некоторых оставляет во тьме для проклятия (3:19–21; 9:39). «Из контекста понятно, что речь идет о прощении грехов и удержании прощения. Но, несмотря на то что это звучит жестко и сурово, это всего лишь результат провозглашения Благой вести в мире, которое либо побуждает людей покаяться, когда они слышат о том, что Господь готов простить их, либо оставляет их равнодушными к прошению, которое есть Благая весть, и тогда они остаются в грехах».

3. Еще один аспект, касающийся характера служения, - это его цена. Ибо воскресший Христос, Который посылает нас, узнается не только по царской славе, но и по шрамам распятия (20). Перспектива быть посланным на служение таким Учителем должна была произвести самый отрезвляющий эффект на апостолов. Как послал Меня Отец означало для Иисуса самопожертвование вплоть до ужасов Голгофы; так что это не могло означать меньшего и для апостолов: «Кто Мне служит, Мне да последует» (12:26).

4. Наконец, чтобы эти условия служения не показались слишком трудными, Иисус также указывает на ресурсы служения. Первый ресурс уже был отмечен - это Сам Иисус. Он и дальше будет лидером общины учеников. Как раньше, так и сейчас они пойдут под Его предводительством и с воодушевлением от Его живого присутствия. В частности, мы замечаем повторение этой поручительской формулы в освящающей молитве Христа (17:18). Здесь лежит наш всеобъемлющий и вседостаточный ресурс; наше служение подкрепляется присутствием молящегося Христа!

Другой значительный ресурс излагается в ст. 22: Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.

Вокруг этих слов развернулись немалые дебаты. В частности, встал вопрос, каким образом это соотносится с пришествием Святого Духа через пятьдесят дней, как это описывается в Деян. 2? Мысль о том, что Иоанн здесь пишет о Пятидесятнице (взгляд более предпочтительный для критически настроенных ученых), требует определения исторической надежности его Евангелия, которая не гарантирована. Допуская историчность Деяний и Евангелия от Иоанна, а поэтому и двойной дар Святого Духа, некоторые ученые истолковывают это с точки зрения некоторого различия между двумя дарованиями Святого Духа. Так Кальвин различает «излияние» Святого Духа (здесь) и «насыщение» Святым Духом в Пятидесятницу. Уэсткотт считает, что у Иоанна передается сила новой жизни, а в Деяниях передается сила для служения. Брюс меняет местами различие Уэсткотта.

Все–таки предпочтительно признать, что истинное излияние Святого Духа произошло в Пятидесятницу. Не говоря о других соображениях, скажем, что только после события, описанного в Деян. 2, произошли видимые изменения в поведении апостолов, и пришествие царства стало очевидным.

«Выдох» Святого Духа, описанный у Иоанна, можно рассматривать как символический и поэтому, в сущности, как дидактический. Здесь Иисус учит апостолов о том, Кто такой Святой Дух. Чтобы такое «символическое» толкование не свело в нашем понимании этот случай до незначительного происшествия, следует отметить, что до тех пор, пока они не поймут, Кто такой Святой Дух, они не могут получить Его излияния. Пришествие Святого Духа на Пятидесятницу во многом зависело от этого действия в пасхальный вечер. Кто такой Святой Дух? Он - это дуновение жизни воскресшего Христа! Воскресший Иисус дунул на них и сказал: примите Святого Духа. «Святой Дух - это Сам Иисус в силе Своего воскресения… это протянутая рука Вознесшегося».

Такое понимание связи между Иисусом и Святым Духом в точности совпадает с тем, которое выразил Петр в Пятидесятницу. Когда изумленная толпа требует объяснения этому феномену, Петр отвечает: «Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:33). Это самое ясное объяснение случая, описанного у Иоанна.

Так христианство в своем зарождении избежало опасности стать религией, сосредоточенной главным образом на сверхъестественных явлениях, «знамениях и чудесах» как таковых. Вместо этого, с первых моментов существования она стала религией Иисуса из Назарета, прославленного Слуги и Мессии Божьего, воскресшего одесную Господа и поэтому властителя Вселенной. Он проявлял Свою власть, когда Он этого хотел, через «знамения и чудеса», но в основном и делами Его людей в мире. Святой Дух - это «Дух Иисуса». Таким образом, явления, описанные в Деяниях, понимаются так же, как и знамения Иоанна, как semeia, «знамение» личности и правления воскресшего Сына и Слуги, воплощения Слова Божьего. Ключ к пониманию этого кроется в этом явлении, происшедшим в пасхальный вечер. Но если это так, то у нас появляется невероятный ресурс для апостольского служения! Та сила, которую Иисус доставил через смерть и воскресение одесную Отца, становится доступной для церкви в ее служении (см.: Еф. 1:18).

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

4.8.1. Апостолы Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Суббота и апостолы. Ученики Христа относились к субботе с большим почтением. Это отчетливо проявилось во время смерти Христа. Когда наступила суббота, они прервали свои приготовления, касающиеся погребения, и «в субботу остались в покое по заповеди» с намерением

Из книги О КРЕЩЕНИИ (DE BAPTISMO) автора

12. Крещены ли апостолы 12.Но так как определено, что никому не достичь спасения без крещения (в наибольшей степени это явствует из речения Господа, который говорит: Если кто не родится из воды, не будет иметь жизни (ср. Иоан. 3,5), - то появляются мелочные, вообще

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

АПОСТОЛЫ (греч. ўpostТloi - посланники), в НЗ - ученики Иисуса Христа, посланные Им на проповедь: в первый раз во дни Его галилейского служения, а во второй - после Воскресения.Многие экзегеты считают, что ветхозав. прообразом христ. апостольства был особый институт

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Из книги Следуя Христу автора Бонхеффер Дитрих

Апостолы «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

Из книги Послание к Филиппийцам автора Мотиер Дж. А.

Апостолы Среди лидеров новозаветной церкви самое почетное место во всех отношениях отводится Апостолам.Слово «апостол» (apostolus) означает «посланный», и это позволяет писателям Нового Завета прилагать этот термин не только к «двенадцати» (напр. Деян. 14:4,14). Тем не менее в

Из книги Евангелие от Иоанна автора Милн Брюс

3. Апостолы (20:19–23) Последствия воскресения касаются каждого человека, но этим его важность не ограничивается. Предвидение Иисуса - это не множество вдохновленных личностей, действующих независимо друг от друга на основании личной встречи с Воскресшим. Плод Его

Из книги Трактаты автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

3. Апостолы (20:19–23) 1. «Предвидение Иисуса - это не множество вдохновленных личностей, действующих независимо друг от друга, на основании личной встречи с Воскресшим». А что тогда?2. Что означает приветствие Иисуса «мир вам»?Как же важен для нашего нуждающегося и

Из книги Библейские легенды. Легенды из Нового Завета. автора Автор неизвестен

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

АПОСТОЛЫ ПРОПОВЕДУЮТ Пошли апостолы из города в город, проповедуя Святое благовествование об Иисусе Христе. Одни их гнали, другие принимали.Павел и Варнава в Листре исцелили хромого, и народ принял их за греческих богов. Варнаву назвали Зевсом, а Павла - Гермесом. Жрец

Из книги Книга Урантии автора жители Небесные

Поучение 1-е. Свв. апостолы от 70-ти: Иасон, Сосипатр и прочие с ними святые мученики (О том, что сделали св. апостолы для распространения христианской веры и что должны делать для ее распространения мы) I. Свв. апостолы Иасон и Сосипатр, память коих совершается ныне, ученики и

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

7. АПОСТОЛЫ СВЕТА В настоящее время каждый отряд завершителей насчитывает 999 постоянных членов - личностей, давших клятву завершителя. Вакантное место занято главой Благовестников Света, прикрепляемых к отряду для выполнения отдельных миссий. Однако эти существа

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Апостолы Вскоре, проходя близ Галилейского моря, увидел Иисус двух братьев - Симона, которого называли также Петром, и Андрея, сыновей Иониных. Братья были рыбаками и в этот момент закидывали в воду сеть. Но Иисус позвал их, сказав, чтобы они шли за ним, и тогда они станут не

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

Апостолы

Из книги автора

31. Кто такие апостолы? Как в Ветхом Завете весть от Бого передавали людям пророки, так в Новом о Христе рассказывают апостолы. Но почему произошла такая замена? Были ли апостолами только непосредственные ученики Христо или ими становились и другие люди? Кто они вообще

Эту работу я написал больше десяти лет назад, когда еще не вел свой блог. Теперь выкладываю ее здесь.

Число три занимает важное место в христианстве. Вспомним Троицу, трех патриархов Израиля, три дня, проведенные Ионой во чреве кита, воскресший на третий день Христос. Можно также вспомнить о трех выдающихся апостолах Господа. Ими, бесспорно, являются Петр, Иоанн и Павел. Имея даже поверхностное знакомство с авторами книг Нового Завета мы обнаружим, что подавляющее число их принадлежат перу апостолов Павла, Иоанна и Петра.

Что представляет сегодня современное христианство? По самому крупному счету оно делится на три основные ветви: католичество, православие и протестантизм.

В настоящее время можно с радостью констатировать возрастающее понимание того, что ни одна христианская конфессия не обладает абсолютной монополией на истину. Более того, христиане все чаще по-новому осознают важность единства во вселенском Теле Христовом и необходимость друг в друге для исполнения первосвященнической молитвы Спасителя: “да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, -да уверует мир, что Ты послал Меня… да будут едино, как Мы едино” (Мат. 17:22,23).

Однако в нашей стране, к сожалению, все еще очень часто встречаются неприятие, негативное отношение и даже открытая враждебность одних христиан к представителям других христианских конфессий, так, например, всех протестантов часто называют “сектантами”, приравнивая их к откровенно нехристианским культам, подобным Свидетелям Иеговы, мормонам и пр. Нередки негативные высказывания в адрес приверженцев католической церкви. Подобная “защита православия” на самом деле оказывает ему “медвежью услугу”. Истина же в том, что все христианские конфессии призваны трудиться сообща и очень нужны друг другу. Ведь тогда только мир узнает, что Отец послал Спасителя, когда все ученики будут в единстве, любви и гармонии. Молодая христианская церковь одержала мощнейшие духовные победы в окружении враждебной римской империи и языческих религий во многом благодаря единству между первыми христианами, а в первую очередь- между апостолами.

Мысли о трех ветвях современного христианства напоминают мне о работе известного русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева “Три разговора”. Он приводит свою версию событий последнего времени перед вторым пришествием Христа. Соловьев придерживался буквального толкования книги “Откровение”. Антихрист строит громадный храм “всех религий”, где он собирает новый вселенский собор. На собор приглашаются самые представительные делегации от всех направлений христианства. Вот как он описывает их руководителей: “Между членами собора особенно выделялись трое. Во-первых, папа Петр II, по праву стоявший во главе католической части собора… Происхождения он был простонародного, из Неаполитанской области, и стал известен как проповедник кармелитского ордена.… Это был человек лет пятидесяти, среднего роста и плотного сложения, с красным лицом, горбатым носом и густыми бровями. Он был человек горячий и стремительный, говорил с жаром и с размашистыми жестами и более увлекал, чем убеждал слушателей. К всемирному повелителю новый папа выказывал недоверие и нерасположение. Действительным, хотя неофициальным вождем православных был старец Иоанн, весьма известный среди русского народа. Хотя он официально числился епископом на покое, но не жил ни в каком монастыре, а постоянно странствовал во всех направлениях. Про него ходили разные легенды. Некоторые уверяли, что это воскрес Федор Кузьмич, то есть император Александр Первый, родившийся около трех веков до того. Другие шли дальше и утверждали, что это настоящий старец Иоанн, т. е. апостол Иоанн Богослов, никогда не умиравший и открыто явившийся в последние времена. Сам он ничего не говорил о своем происхождении и о своей молодости. Теперь это был очень древний, но бодрый старик, с желтеющей и даже зеленеющей белизною кудрей и бороды, высокого роста и худой в теле, но с полными и слегка розоватыми щеками, живыми блестящими глазами и умилительно добрым выражением лица и речи; одет он был всегда в белую рясу и мантию. Во главе евангелических членов собора стал ученейший немецкий теолог, профессор Эрнст Паули. Это был невысокого роста сухой старичок, с огромным лбом, острым носом и гладко выбритым подбородком. Глаза его отличались каким-то особым свирепо-добродушным взглядом. Он ежеминутно потирал руки, качал головой, страшно сдвигал брови и оттопыривал губы; при этом, сверкая глазами…. Он был одет торжественно - в белом галстуке и длинном пасторском сюртуке с какими-то орденскими знаками”.

Действие развивается стремительно. Большинство христиан поддается на обольщение антихриста и признает его верховным правителем над собой, но папа Петр, старец Иоанн и доктор Паули разоблачают его, за что первые два сразу же гибнут, а впоследствии воскресают (см. Откровение 11:3-11).

Из приведенного отрывка очевидна параллель между двумя “тройками”- основными направлениями современного христианства и ведущими апостолами Христа. Сергей Николаевич Булгаков также обдумывал эту тему, когда написал работу “Два первоапостола”, анализируя духовное положение апостолов Петра и Иоанна, связывая их соответственно с восточной и западной ветвями христианства. Давайте попробуем рассмотреть эти параллели с точки зрения дня сегодняшнего.

Начнем с апостола Петра, которого католики считают первым папой римским. Горячий, ревностный и активный Петр, безусловно, был общепризнанным лидером. Он неоднократно обращался к Иисусу от лица всех учеников (Мат 14:27-28, 15:15-16, 19:27). Евангелист Матфей даже прямо называет его первым среди двенадцати апостолов (Мат. 10:12). В то же самое время католическая церковь сегодня лидирует по общей численности прихожан, опережая протестантов и православных вместе взятых (примерно 900 млн. против 550 млн. и 200 млн. членов соответственно). Она также оказывает мощное влияние на политическую жизнь мира. К папе римскому в мире прислушиваются больше, чем к мнению какого-либо другого духовного лица. Огромные толпы народа собираются, чтобы приветствовать его в какую бы страну мира он не приезжал.

Апостол Иоанн был назван “учеником, которого любил Иисус” (Ин. 13:23, 21:7,20). На последней вечере он имел честь возлежать на груди Спасителя. Именно Иоанну поручил умирающий Господь заботу о Его Матери (см. Иоанна 19:27). Именно он имел честь получить и записать Откровение. Этот апостол занимал особое место в сердце Господа, хотя Его любовь, конечно, касалась да и касается всех без исключения. Сергей Булгаков в своей работе приводит свои рассуждения, доказывая “равноапостольство” Петра и Иоанна.

Православная церковь известна своими глубокими традициями и своим созерцательным восприятием красоты Спасителя. Как же это похоже на апостола Иоанна, которого очень многие считают самым проницательным евангелистом, перу которого принадлежит самая таинственная книга Библии – Откровение. Как бесконечно много потеряло бы христианство не будь такого великого апостола как Иоанн!

Наконец взглянем на апостола Павла, который по целому ряду параметров был самым выдающимся из апостолов. По библейскому свидетельству он больше всех потрудился на евангельской ниве (см. 1 Кор. 15:10, 2 Кор. 11:23-28). Удивителен тот факт, что когда Христос уже был восхищен, а первые апостолы активно проповедовали Евангелие, достигая многих тысяч сердец, Павел не только не был еще учеником Иисуса, но и гнал церковь. Сам Спаситель явился ему на дороге в Дамаск и призвал его на служение Ему, которое апостол Павел верно исполнял всю оставшуюся жизнь. Многие богословы считают, что именно его Господь определил занять место предателя Иуды, на которое ученики назначили Матфия (см. Деяния 1:23). Так или иначе, но факт остается фактом – Павел стал апостолом много лет спустя после того, как Петр, Иоанн и другие апостолы начали свое публичное служение. Хорошо известно, что протестантская церковь была создана Мартином Лютером после того как в 1517 году он опубликовал свои тезисы против реакционности и вопиющих отклонений от Писания католической церкви того времени. Интересно, что и в Библии зафиксирован случай, когда Павел открыто противостал Петру, когда тот отклонился от истины Евангелия (см. Гал. 2:14).

Апостол Павел – величайший мыслитель, писатель и миссионер. Сегодня протестантские церкви имеют наибольшее число духовных учебных заведений (библейских школ, семинарий, колледжей и др.), подавляющее большинство миссионеров в современном мире посланы были из протестантских церквей, они наиболее активные, динамичные, быстро растущие.

Никому не придет в голову сегодня оспаривать авторитет или апостольство Павла, хотя в течение его жизни множество критиков нападали на него и один из их аргументов их атак был в том, что при земной жизни Христа Павел не знал Его и не принадлежал к первым двенадцати. Так и некоторые представители православия и католицизма заявляют о своей исключительности и превосходстве на том основании, что они имеют преемственность от первых апостолов. Они забывают о примере апостола Павла, который был призван Христом без всякого участия 12 апостолов. Будет правомерно сказать, что духовный опыт Павла был повторен уже в глобальном масштабе в опыте множества христиан-протестантов. Евангельские верующие имеют такое же основание стоять в одном ряду с православными и католиками, как апостол Павел мог стоять плечом к плечу с Петром, Иоанном и другими первыми апостолами.

Любому христианину покажется кощунственной мысль о том, чтобы убрать из Библии послания Петра, или Откровение Иоанна Богослова, либо разом убрать 2/3 Нового Завета, принадлежащие перу великого апостола Павла. Не менее кощунственным является отрицание духовного опыта и вклада в христианскую сокровищницу католичества, протестантизма или православия. Как Петр, Павел и Иоанн рассматриваются как “первоверховные”, причем эти первенства не противорячат друг другу, но совмещаются и взаимно восполняются, таким же образом и каждое из трех направления современного христианства следует считать первым среди равных.

В процитированной работе “Три разговора” Петр, Иоанн и Паули объединились против антихриста в едином исповедании Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти. На этом общехристианском фундаменте могут, да и должны объединяться христиане всего мира с целью успешной проповеди Евангелия гибнущему миру.

Во вселенском масштабе Господь смотрит на Церковь как на единое тело, в котором есть множество членов. Если вникнуть в это, тогда получается, что католики нужны православным как нога тела нужна руке того же тела, а баптисты нужны пятидесятникам, как ухо нуждается в глазе. “Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены” (Римлянам 12:5).

Сегодня Господь совершает мощное пробуждение во многих регионах нашей земли. Целые города могущественно преобразуются силой Божьей. Один из общих факторов всех этих случаев пробуждения заключается в том, что там налицо единство в духе и сотрудничество христиан из самых разных церквей, когда былое соперничество и враждебность сменяются совместными молитвами, благовестием и делами милосердия.

Господь зовет нас к единству, причем сегодня сильнее чем когда бы то ни было звучит Его призыв-молитва: “да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино” (Иоанна 17:21).

Не у одних только Евангелистов находим повествование о Преображении Господнем: его дают нам и учители Церкви в многочисленных словах, посвященных этому празднику; здесь они выясняют и значение его, предлагая, таким образом, обильную духовную трапезу для христиан, любящих предаваться благочестивым размышлениям. И нам, имеющим под руками эти поучения и слова отцов Церкви, вполне уяснившие смысл Преображения Христова, ничего не остается иного, как только внимать готовому учению, наслаждаться полною возвышенных мыслей духовною трапезою, и не будет бесполезно, если, пользуясь словами учителей Церкви, мы соединим вместе находящиеся в них толкования, собирая их как куски по трапезе, и приложим их к изъяснению того же празднества для желающих.

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними» ().

Почему Христос Спаситель, желая пред вольными страданиями и смертью Своей явить ученикам Своим, насколько было возможно для них, Свою славу, взял на гору Фавор не всех учеников? Потому, что среди них находился Иуда, недостойный этого божественного видения. Святой Феофилакт, архиепископ Болгарский, так думает об этом: «Владыка Христос не взял двенадцати учеников на гору, ибо Иуда был недостоин своими предательскими очами видеть славу преображения Христова». Прекрасно воспел и святой Дамаскин: «Нечестивые не узрят славы, Твоей, Христе Боже».

Но нельзя ли было Иуду, как недостойного, оставить под горою одного, а прочих Апостолов взять на гору? Конечно, для Господа это было вполне возможно: но долготерпеливый Владыка наш, покрывая грехи всех людей, не захотел обличить недостоинства Иуды, ни подать ему повода к большему падению, как говорит Писание: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя» (). Ведь если бы Господь, взявши всех Апостолов, оставил бы только одного Иуду, то последний исполнился бы гнева и ненависти не только по отношению к Иисусу Христу, но и ко всем Апостолам; он имел бы нечто вроде извинения для своей предательской злобы ко Христу, мог бы говорить: я потому предал Иисуса, что был Им презираем. Так полагает блаженный Феофилакт: «Если бы Христос оставил под горою одного Иуду, а прочих взял бы с собою, то некоторые люди могли бы говорить, что это именно обстоятельство ранило сердце Иуды и заставило его обратиться к мысли о предании своего Владыки».

Но не позавидовал ли Иуда трем Апостолам, взятым на гору? Не позавидовал: он знал, что они шли на молитву, которая должна была продолжаться всю ночь, как пишет святой Евангелист Лука: «Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» (); Иуда же был ленив и желал всю ночь проспать под горою; ленивый и сонливый нерадит о подвигах благочестия.

Почему же Господь взял на гору не более, как трех Апостолов? Он сделал это с тою целью, чтобы исполнить Писание, которое говорит во Второзаконии: «При словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело» (). Взяв с собою трех Апостолов, Господь Иисус Христос восхотел взять еще и двух пророков, чтобы для живых и мертвых были свидетели того, что Он есть Сын Божий, посланный для спасения мира Богом Отцом и засвидетельствованный гласом свыше. Но для чего же присутствуют три Апостола, если для свидетельства достаточно двух человек? Моисей призван от мертвых, чтобы свидетельствовать о пришествии Христа в мир мертвым, заключенным во аде, Илия, – чтобы сказать Еноху в раю; три же Апостола призваны затем, чтобы впоследствии проповедовали о славе Христа, виденной в преображении, говоря: «и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (). И паки: «Не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ().

Для Господа, явившегося в Своем Преображении предметом благоговейного восторга для ангелов и человеков, было довольно, чтобы из живущих на земле только трое видели славу Его и были ее свидетелями: три Апостола пред Его очами были достойнее всех народов и племен. Что один праведник имеет пред Богом несравненно большее достоинство, чем множество грешников, – это Сам Господь ясно показал в Ветхом Завете: желая устрашить силою Своего могущества египетского фараона, Он повелел Моисею явиться к последнему и объявить, что пославший его Бог есть Бог трех человек: Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Но мог ли фараон, царь столь многих городов и столь великого народа, как народ египетский, убояться Бога, называвшего Себя Владыкою только трех человек? Не стыдно ли было пред царем такой великой земли заявлять, что пославший Моисея владеет только тремя человеками? Не более ли бы соответствовало делу, если бы для смягчения ожесточенного сердца фараона Моисей сказал, что Пославший его есть Бог, царствующий над всеми странами поднебесной, владеющий всеми царствами вселенной? Однако Господь не благоволил сделать так, но пожелал прославиться пред фараоном только как Владыка трех рабов Своих. Почему? Несомненно потому, что эти трое, угождая Богу и заботясь только о благах небесных, в очах Божиих были достойнее всех царств и племен. "Посему и , – говорит Апостол, – Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (), как бы говоря: чего ты, фараон, гордишься величиною твоего царства и множеством подчиненных тебе городов и народов? Я имею таких трех рабов, из которых ни с одним не может сравниться твое царство, – Я Бог Авраама, Исаака и Иакова и не стыжусь этого. То же говорит и святой Златоуст, рассуждая: «Бог вселенной не стыдится называться Богом трех (человек), и справедливо: ибо святые превосходят всех своих достоинством, – один творящий волю Божию лучше десятков тысяч беззаконников». Три Апостола были взяты на Фавор для лицезрения славы Божией, и более не было нужно: ибо их не был достоин мир (ср. ).

Почему Господь взял с собою не других каких-либо Апостолов, но именно Петра, Иакова и Иоанна? Святой Златоуст и другие отцы Церкви дают на этот вопрос достаточный ответ. Мы же, приведя себе на память три необходимые для спасения и с особенною определенностью отмечаемые святым Писанием добродетели, – веру, надежду и любовь, скажем: Господь потому взял с собою этих трех Апостолов, что в них уже с самого начала обнаружились, проявившись с особенною ясностью впоследствии, упомянутые три добродетели. В Петре – вера: он прежде всех исповедал Христа Сыном Бога живого (), а потом Сам Господь сказал ему: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (); в Иакове – надежда: он первый из двенадцати Апостолов должен был ради надежды израилевой преклонить под меч свою голову; в Иоанне любовь: он был любимейший ученик Господа, нареченный сын Пречистой Девы Марии (). За это впоследствии святые Апостолы Петр, Иаков и Иоанн названы были Апостолом Павлом столпами (). Святой Златоуст так изъясняет это наименование в похвалу Апостолов: «Великие и дивные (столпы), которых все прославляют: они первые верою, надеждою и любовью, как столпами, утвердили первенствующую церковь».

В этих трех Апостолах, кроме того, находим предуказание на три чина избранных угодников Божиих, наиболее других достойных того, чтобы видеть Христа в Его небесной славе: чин боголюбцев, чин мучеников и чин девственников. Во святом Апостоле Петре образ боголюбцев: он, по свидетельству святого Златоуста, особенно сильно любил Господа Иисуса Христа, а по силе любви своей ко Христу здесь, в жизни временной, каждый будет возлюблен Им там, в жизни вечной и будет наслаждаться лицезрением Его, как и Сам Он сказал: «Любящих меня я люблю» (). И паки: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (). Во святом Апостоле Иакове видим образ мучеников не только тех, которые должны были проливать за Христа свою кровь, но и тех, которые, без пролития собственной крови, ежедневно ради Христа умирают греху, распиная плоть со страстьми и похотьми (). Иаков значит запинатель, борец, победитель: этих качеств нельзя приобрести без страдания. Всякий борющийся с искушениями, исходящими от невидимого врага, одолевающий и побеждающий свои страсти ежедневным умерщвлением, есть, подобно Иакову, мученик и сильный борец, хотя он и не проливает своей крови; о степени перенесенных во время борьбы страданий и усилий, с какими отражаются и побеждаются искушения, он прославится с победителем Христом. Во святом Иоанне-девственнике предуказывается на чин хранящих чистоту плоти и духа; для них дается особое обетование видеть Бога во славе: "блаженны , – сказал Господь, – чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (). Господь, беря с Собою на Фавор Петра, Иакова и Иоанна для явления им славы Преображения, тем самым поучает, что хотящий обитать с Ним в небесном царстве и наслаждаться Его лицезрением должен в любви подражать Петру, в мученичестве Иакову, в чистоте Иоанну, вообще по мере сил своих такой христианин должен подражать угодникам Божиим, которые горели теплою любовью к Богу, явили себя, не проливая своей крови, ежедневными мучениками чрез непрестанное умерщвление своей плоти, и – соблюсти себя от всякой скверны плоти и духа, очистив себя истинным покаянием.

С какою целью Господь возводит учеников Своих для молитвы на высокую гору, и не удаляется с ними в какое-либо ровное место? С тою, чтобы приблизив их от земных низин к небесной высоте, преподать всем таинственным образом урок, что желающий сподобиться откровений от Бога и видеть славу Его должен оставлять дольние, земные пристрастия, должен желать и искать благ горних, небесных. «Он возводит их, – говорит блаженный Феофилакт, – на высокую гору, показывая, что если кто не возвысится над земными пристрастиями, тот не достоин видеть подобные откровения. Прекрасно поучает святой Апостол Павел, когда говорит: «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (). Ходящий в низине не может видеть далеко, взошедший же на высокую гору без затруднения окидывает взором далекие пространства, и заботящийся лишь о настоящей жизни, как может понять сладость будущих небесных благ? Входя же на гору богомыслия, он познает и видит умом, как глазами, даже то, что превыше небес. Пресмыкающиеся по земле гады и живущие на ней животные не могут глядеть на солнечный луч, так и ум человека, погруженного в земную суету, никак не может видеть славу Христову и озаряться светом Его благодати. Итак, вознеси ум твой, христианин, от земли к небу, от настоящего к грядущему, от пристрастия к земному к желанию небесного, тогда познаешь, как благ Бог Израилев, как сладостен сладчайший Иисус, как радостна любовь Его и насладишься Его Божественными откровениями.

Господь возводит учеников Своих не на низкую, а высокую гору. Зачем? Чтобы научить их богомыслию и вместе с тем трудолюбию: без труда нет возможности взойти на высоту. Высота горы – образ богомыслия, восшествие на гору – указание на труд. Хорошо ум возносить к Богу, но не следует и труда оставлять: добрые дела достигаются трудом. Ум видит Бога, а труд приводит к зрению Его; ум покоряется Христу, слушая заповеди Его, а труд носит иго Христово, ходя во след Его. Богомыслие наслаждается внутренним зрением Христа, трудолюбие же привлекает на себя взоры Его: "призри , – сказал псалмопевец, – на страдание мое и на изнеможение мое» (). Быть же видимым Христом не меньшее благо, чем видеть Его. Обе эти добродетели, – богомыслие и трудолюбие для желающего достигнуть небесных благо и радостей так же необходимы, как птице крылья: птица с одним крылом не можете летать по воздуху, и человек, обладая только одной из этих добродетелей, не может вознестись на высоту совершенного спасения; богомыслие без трудолюбивой жизни не действительно, и не приносит пользы трудолюбие без богомыслия. С двумя крылами всякая птица летает свободно; двумя добродетелями, – богомыслием и трудолюбием, каждый восходит на мысленный Фавор, чтобы вечно зреть славу Божию, – восходит в начале трудолюбием, ибо оно предтеча богомыслию и боговедению. Святые Апостолы подъяли труд, восходя на высокую гору, чтобы видеть славу Преображения Господня, и кто же может надеяться без труда достигнуть радости лицезрения Божия?

Зачем Господь возвел на гору только Петра, Иакова и Иоанна, не взяв идущего за ними народа или остальных Апостолов? Чтобы через это научить искать уединения и безмолвия тех, которые желают упражняться в богомыслии и наслаждаться умным боговидением.

Одна только троица Апостолов была возведена на безмолвное место, – возвышенность горы была как пустыня, там не жили люди, – чтобы в уединении и безмолвии для нее яснее открылась слава Господня. При рассеянии и сутолоке жизни Господь не открывается так, как в уединенном безмолвии: пророк Илия видит Бога умом своим, когда, стоя пред царем израильским Ахавом, говорит, рассуждая с ним: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою!» (), т.е. телом предстою тебе, а умом моему Богу, телесными очами вижу тебя, а умными Бога, но несравненно яснее зрит пророк Илия Господа своего в уединении и безмолвии на пустынной горе Кармил (): здесь он удостаивается сладкой беседы с Богом и откровений Его не только внутренне, но и в видимых образах. Правда, можно и среди молвы житейской возводить иногда ум свой к Богу, однако не с таким удобством, как в безмолвном уединении: там так много препятствий, а здесь тишина и покой! Разве напрасно говорит Сам Господь: «Остановитесь (т.е. освободитесь от молвы житейской) и познайте, что Я – Бог» (); познайте Меня, говорит, предаваясь благочестивым размышлениям, как Я благоутробен и милосерд, как люблю любящих Меня и близок всем ищущим Меня; познайте Меня и скоро Меня найдете, если только бросите суету и удалитесь от излишних мирских забот. Познав это, многие бежали из многомятежного мира в безмолвные пустыни, скитались в горах и пропастях земных (), чтобы наедине всецело посвятить себя Богу, наслаждаясь благами общения с Ним: пустынным, воспевает святой Дамаскин, непрестанное божественное желание бывает, мира сущим суетного кроме.

Поищем таинство и здесь, – почему Господь возвел Апостолов на гору не днем, а при наступлении ночи? Потому, что ночь более способствует сосредоточенной молитве, чем день: ночью молчит вся вселенная и ничего не видать кроме неба, украшенного звездами и своим великолепием невольно влекущего к себе глаза и ум. Господь возводит учеников ночью на Фавор и с тою целью, чтобы научить и нас всех во время молитвы ни о чем земном не думать, но устремляет свое сердце к небу. Некогда царь Давид пророчески воспел, указывая каким образом человеку откроется уразумение божественных тайн. Внимаем ему, отыскивая этого учителя: "ночь , – говорит он, – ночи открывает знание» (); ночь действительно и есть такой учитель, который научает разуму Божию людей, сидящих в продолжение этой кратковременной жизни как во тьме ночной и сени смертной: «Если посмотришь на небо (ночью), – говорит святой Кирилл, – как свечами сияющее множеством бесчисленных звезд, и подумаешь, что весь день суетившиеся люди теперь в ночное время (предаваясь сну) ничем не отличаются от мертвых, тогда возгнушаешься грехами человеческими». Итак, вот наставление, преподаваемое ночью: она научает познавать суетность житейских забот и дел, прогневляющих Бога, и убеждает избегать тех и других. Все живущие на земле ночью подобны мертвым; всё, видимое днем, ночью бывает покрыто тьмою, как бы погребено ею. Удивительные чертоги и прекрасные здания становятся похожими на гробы; чудные деревья, сады и леса напоминают пугала; золото, серебро и драгоценные камни ничем не отличаются в ночной тьме от меди, железа и простых камней; красота и ценность их не заметна; ничто, находящееся на земле не может доставить человеку ночью наслаждения своею красотою, всё покрыто темнотою и видимо одно только небо, украшенное, как жемчугом, звездами и доставляющее наслаждение смотрящим на него. Здесь видно божественное намерение: ночь таинственно поучает нас богоугождению. Уединился ли ты в безмолвии на молитву, соединенную с трудолюбивым подвигом, и начинаешь подниматься умом твоим на гору богомыслия, пусть для твоих очей все земные предметы будут таковы, какими они являются для них ночью; все житейские блага, приносящие лишь временное удовольствие, пусть презираются тобой, отвращайся от них как от недостойных христианина, как не заключающих в себе ничего истинного и покрытых смертною сенью. Пусть ум твой созерцает одни только небесные блага, тогда тебе откроется свет благодати Божией и ты исполнишься духовной радости от сладости созерцания откровений Божиих.

Почему Господь для явления Апостолам славы своего Преображения возводит их на Фавор, а не какую-либо другую гору? Фавор в переводе с еврейского значит чертог чистоты и света; поэтому Господь и возводит их на Фавор, а не на другое место, чтобы Апостолы от самого названия горы получили наставление о том, что желающий присутствовать при явлении Божественной славы должен прежде всего иметь совесть свою подобной чертогу чистоты, достойному приятия в себя света благодати Божией. Вспомним здесь и древнее событие, совершившееся на Фаворе. Когда начальник войск ханаанских Сисара пришел для истребления Израильтян, тогда Варак, предводитель последних, взошел на Фавор и собрал здесь израильское войско, отсюда он устремился на врага и окончательно поразил всё ханаанское войско, так что погиб и сам Сисара (Суд., 4 гл.). Это древнее событие Господь таинственно повторил в своем Преображении: намереваясь одержать окончательную победу над адским Сисарою, он прежде всего взошел на Фавор, чтобы, здесь, как бронею, вооружившись явлением божественной силы, устремиться на диавола и победить его, об этом именно и велась беседа на Фаворе: «говорили об исходе Его» (). Здесь указание и христианину, хотящему преодолеть невидимого врага и наводимую им греховную силу, – пусть он прежде всего взойдет на Фавор сердечной чистоты, пусть очистит истинным покаянием свою совесть и преобразится от злой жизни в добродетельную, – облечется в броню правды и примет «всеоружие Божие» (), тогда без особенного труда он одержит победу над вражией силой.

Господь, взойдя на гору с учениками своими, «преобразился пред ними» (). Это слово, – "пред ними" написано Евангелистами с целью: для уяснения того, что не для Себя преобразился Христос, просветив лицо Свое, как солнце: свет, «будучи сияние славы» (), не имеющий в себе никакой тьмы, не нуждается в просвещении. Он преобразился ради нас, чтобы просветить нашу тьму и преобразить нас из рабов греха в истинных рабов Своих и из сынов гнева – в возлюбленных сынов Бога; целию пришествия Христа, которую Он и осуществил, было обращение нас в детей Божиих. Ради этого Он воплотился от Пресвятой Девы и духа Святого, ради этого «по виду став как человек» (), ради этого Он приял образ раба, и какой только труд не понес Он ради того, чтобы обновить в нас, как сынах, погибший образ Отчий! Некогда Моисей говорит Господу: «святилище, [которое] создали руки Твои, Владыка» (ср. ). Заметим это -"создали руки Твои»: не говорит «руки человеческие по Твоему повелению сделали», но «Ты Сам трудился руками Своими». Моисей сказал это, указывая на безмерное попечение Господа о человеке: чего ради человека Господь не сделал и не делает? Ради него Он создал небо и землю, моря, реки – всё что в них и на них; ради него Он днем и ночью освещает светилами небо; ради него посылает дождь, росу и снег; ради него Он, как земледелец и вертоградарь, насаждает и возращает, чтобы человек ни в чем не терпел недостатка. Рассуждая об этом святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Для каждого Спаситель наш является соответственно его душевной настроенности: для требующим принести свои молитвы (Богу) ходатай и архиерей. Или: «для имеющих грехи он соделывается Агнцем, чтобы быть закланным за нас и всем всё бывает, неизменен пребывая в тожестве естества своего». Так самым разнообразным образом служит нам Владыка наш, говорящий: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (). И всё Он делает, ища не Своего, а нашего блага, чтобы мы, познав Его непрестанные благодеяния, прониклись благодарностью и преобразились из грешных в праведных, из миролюбцев в боголюбцев. И на Фаворе Он преобразился ради нас же, чтобы мы знали об уготованной нам небесной славе; Он «уничиженное тело наше преобразит» (), чтобы оно в общее воскресение соответствовало телу славы Его в бесконечном Его царствии, уготованном «от создания мира» () для любящих Его. С ними да сподобит и нас милосердием Своим благодати лицезрения Своего Бог и Владыка наш, Христос человеколюбец, Ему же со Отцом и Святым Духом честь и слава, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 7:

Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7:

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.

«Тот, кто убил, должен умереть».

Труп оказался неожиданно тяжелым. Тащить его сквозь густые и колючие кусты пристанционного скверика было несподручно, и Локис, который держал мертвого человека за широкие плечи, пятился, раздвигая кусты спиной, сквозь зубы чертыхался, глухо ворчал.

Заткнись, - негромко, но достаточно внушительно предложил ему сообщник в офицерской форме. Обутые в брезентовые сапоги ноги трупа он сунул себе под мышки, цепко обхватив начавшие стынуть ноги мертвеца руками. Идти ему было куда легче. - Проглоти язык, падла…

Как нужен для «мокрухи» - так Локис, а как что, так сразу «падла», - огрызнулся первый, порывисто дыша, все-таки ему действительно трудно было идти. Но тут же и смолк и дальше не раскрывал рта, пока убийцы не пересекли поляну и не вошли в начинавшийся за станцией лес.

Достаточно, - сказал тот, кто шел позади. - Остановись, Локис. Здесь и зароем. Так будет надежнее. Лопату не потерял?

Тут она, на месте лопата, - отозвался Локис.

Он отпустил мертвеца, и тот глухо, почти неслышно, смягчили удар опавшие листья, лег на сырую после недавнего дождя землю. Затем Локис снял с плеча штыковую лопату, она висела за спиной на ремне, как винтовка, поверх того ремня, который удерживал на шее Локиса автомат ППШ.

Копай, Локис. И поглубже, чтоб собаки не разрыли.

Хорошо, Апостол, - покорно согласился Локис. - Вырою как надо… Дело мне знакомое.

До войны он был могильщиком в городе Луцисе.

…Часа за два до этих событий к станции, у которой сейчас Апостол и Локис укрывали труп, приближался пассажирский поезд, он шел из Таллина в Луцис. В одном из вагонов ехал молодой парень, судя по одежде недавно демобилизованный из армии. На нем были защитного цвета штаны галифе и такая же хлопчатобумажная гимнастерка, на ногах - брезентовые сапоги. Вещевой мешок пассажир положил в изголовье, накрыл мешок ватником, а поношенную кепку повесил на крючок в стене вагона.

По обличию он ничем не выделялся среди тысяч и тысяч парней, которые передвигались по стране в старых армейских гимнастерках и несношенных солдатских сапогах. В том трудном сорок седьмом году бывшие герои войны в массе своей не успели обзавестись штатскими костюмами, они щеголяли в серых шинелях и ездили в вагонах, где молоденькие проводницы не подавали комплекты свежего постельного белья всего лишь за рублевку.

Время было позднее, но пассажир не спал. Он лежал, устроив голову на рюкзаке, глядел на нижнюю полку под собой и улыбался своим мыслям.

Полки в вагоне были заняты, в том числе и третьи, предназначенные для багажа. Но считалось, что в этом рейсе вагоны идут свободными, ведь никто не лежал, не сидел и не стоял между полками и в проходах.

Места, по которым шел сейчас поезд, были тогда неспокойными, и потому команду от входа «Приготовить документы! Проверка!» пассажиры восприняли как должное.

Их было только двое, проверяющих. Среднего роста старший лейтенант в форменной фуражке внутренних войск и плечистый, высокий старшина с пилоткой на голове. Пилотка была явно мала для большеголового парня, и старшина морщился, когда она сползала с макушки на то или другое ухо, только никто этого не замечал. Люди суетились, лезли за пазуху и доставали бумаги, удостоверявшие их личность.

Когда эти двое подошли к парню в брезентовых сапогах, он уже сидел на полке и держал паспорт в руке. Старший лейтенант едва глянул на первую страницу, довольно хмыкнул и через плечо передал документ сопевшему за его спиной старшине.

Парень недоуменно смотрел на них, и, предваряя его вопросы, старший лейтенант сказал:

Сейчас сойдете с нами… Мы должны доставить вас коменданту.

Потом нагнулся к его уху и шепнул:

Вас хочет срочно видеть наш командир. Идемте с нами, товарищ.

Громко старший лейтенант сказал:

Собирайтесь с вещами! Сейчас остановка…

И заговорщицки подмигнул пассажиру.

На перроне было пустынно. Здесь никто не сошел и никто не садился, да и поезд стоял одну минуту. Дежурный по станции выглянул, вышел ненадолго, встретил и проводил поезд и убрался к себе, даже не взглянув на тех троих, оказавшихся в этом глухом месте ночью.

Сюда, - сказал старший лейтенант, - мы находимся неподалеку, за станцией. Там вас ждут.

Он пошел впереди в ту сторону, от которой прибыл поезд. Следом двинулся бывший пассажир. Замыкал шествие до сих пор не произнесший ни слова старшина в пилотке.

Когда миновали пристанционные строения, багажный пакгауз, справа осталась водокачка, старший лейтенант резко свернул влево. Они поравнялись с едва угадывавшимися во тьме сараями, идущий впереди сказал по-литовски:

Скоро будем дома, Локис.

Это был условный сигнал. Услышав его, старшина сунул руку за голенище и вытащил длинное шило, насаженное на деревянную ручку. Изогнувшись, он улучил момент и с силой вонзил шило под левую лопатку тому, кого они со старшим лейтенантом только что сняли с поезда.

Сначала убери аккуратно дерн, - приказал «старший лейтенант», которого Локис называл теперь Апостолом. - Сумеешь сделать все незаметно?

Локис обиженно хмыкнул:

Я столько бункеров в лесу соорудил… Мне ли не уметь?

Хорошо-хорошо, - успокоил его Апостол. - Ты давай рой, а я постерегу… Не нравится мне здесь. Уж очень тихо вокруг. Да и чересчур гладко у нас получается. Ты так не считаешь?

Апостол закончил фразу и, не дожидаясь ответа, исчез в темноте.

Локис проворчал неразборчиво и принялся за работу. Прошло около часа, прежде чем яма была готова. Локис выпрямился в яме, края доходили ему до плеч, выбросил лопату и, держась за руку подоспевшего Апостола, выбрался на поверхность.

Все готово, - сказал бывший могильщик. - Тут его ни собаки, ни энкавэдисты днем с огнем не отыщут. Кладем, что ли?

Кладем, - согласился Апостол. - Только поаккуратнее… А то как бы нам его стоймя не зарыть.

Локис - мастер в похоронном деле, - отозвался убийца. - Успокоим миленького по высшему разряду. Встретим его на том свете - нам же еще и спасибо скажет.

Да ты циник, Локис, - усмехнулся во тьме Апостол. - И к тому же провидец…

Чего-чего? - подозрительно спросил Локис. - Какой-такой циник?

Ладно, это я так, - примирительным тоном проговорил Апостол. - Философ ты, я хотел сказать, мудрый, значит, человек.

Ага, - согласился Локис. - Это годится… беремся?

Вдвоем, теперь за ноги держал мертвеца Локис, они опустили труп в яму. Апостол включил на мгновение фонарик, вместе с лучом электрического света заглянул в могилу и удовлетворенно кашлянул. Локис поплевал на ладони, взял в руки лопату и вонзил ее в кучу свежевырытой земли.

Он успел сбросить вниз всего три лопаты грунта. Медленно двигаясь, Апостол зашел Локису за спину и, когда тот нагнулся в четвертый раз, выхватил из-за пазухи пистолет и трижды выстрелил, приставив удлиненный ствол к широкой спине уже теперь бывшего сообщника.

Тот, кто убил, должен умереть, - пробормотал Апостол фразу из «Метафизики нравственности» Иммануила Канта и во второй раз осветил фонариком двойную могилу. Затем принялся быстро зарывать ее.

Закончив, Апостол тщательно утоптал поднявшийся холмик, аккуратно обложил пространство разрытой земли дерном и забросал могилу собранным им загодя валежником.

Он так и оставался в фуражке с васильковым верхом. Почувствовав, как вспотела голова, Апостол снял фуражку, вытерся платком, непонятно от чего глубоко вздохнул и направился к станции.

Теперь Апостол был один. Так и полагалось по его особой должности на этом свете.