Об архитектуре густав эйфель. Эйфель александр гюстав, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Семья и ранние годы

Французский инженер‑строитель Александр Гюстав Эйфель (Alexandre Gustave Eiffel) родился 15 декабря 1832 года в Дижоне во Франции.

В 1855 году Гюстав Эйфель получил диплом инженера в Центральной школе искусств и ремесел в Париже и устроился работать в конструкторскую фирму "Шарль Нево", которая занималась строительством мостов.

В 1858 году он руководил строительством железнодорожного моста в Бордо, используя металлические конструкции и применив изобретенный им самим метод пневматической установки оснований. В этом же году он стал компаньоном работодателя, а два года спустя основал собственный завод металлоконструкций в Леваллуа‑Перре недалеко от Парижа.

В 1875 году вместе с архитектором Луи‑Шарлем Буало он выстроил магазин "О бон марше" в Париже. Его пассажи, покрытые стеклянными куполами, стали образцом для подражания во всем мире.

В 1877 году по проекту архитектора был построен мост через реку Дору в Порту (Португалия) со 162‑метровой аркой.

Всего Эйфель построил более 200 сооружений : мосты, виадуки, вокзалы, банки, школы, церкви, казино. Главной идеей инженера было изготовление решетчатых конструкций, которые он считал более прочными и экономичными, чем сплошные. Почти все из его 36 мостов вошли в учебники как примеры смелых инженерных решений. Одним из самых дерзких проектов Эйфеля стал виадук Гарабит (1884) во Франции, перекрывший арочным пролетом длиной 165 метров глубокое ущелье.

Мировую известность Гюставу Эйфелю принесла ажурная стальная башня, известная как Эйфелева башня, построенная для Всемирной выставки 1889 года в Париже и ставшая одним из символов столицы Франции.

Общая высота башни достигала 312 метров, вес — 9,7 тысяч тонн. При ее возведении был применен ряд прогрессивных для того времени методов монтажа строительных конструкций. На башне были устроены три платформы на высоте 57, 115 и 276 метров. На первой и второй из них находились рестораны и смотровые площадки. На третьей платформе были размещены кабинет самого инженера, а также астрономическая и метеорологическая лаборатории. На случай поломки лифта наверх вела лестница из 1792 ступеней.

В 1890‑е годы после скандала вокруг Панамского канала, где Эйфель разрабатывал проект шлюзов, инженер вышел из бизнеса и занялся исследовательской работой в области аэродинамики. В 1909 году в Париже инженер построил первую аэродинамическую лабораторию. Им было открыто явление кризиса сопротивления плохообтекаемых тел (1912), усовершенствована техника аэродинамического эксперимента.

В качестве эксперта Эйфель состоял во многих комиссиях, в том числе в той, которая занималась строительством парижского метро.

Эйфель был женат на дочери своего поставщика Мари Годеле (Marie Gaudelet), которая скончалась после 15 лет брака, родив инженеру пятеро детей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Мировую известность Эйфелю принесло сооружение стальной решетчатой башни для Всемирной выставки 1889 в Париже. Эта башня высотой 300 м, носящая имя ее создателя, многие годы оставалась самым высоким сооружением в мире. С 1900 интересы Эйфеля сосредоточились на вопросах аэродинамики, для проведения многих экспериментов он использовал свою башню. В 1908 Эйфель построил первую современную аэродинамическую лабораторию на Марсовом поле, а в 1912 открыл еще одну в Отее под Парижем, оснащенную более совершенным оборудованием и аэродинамической трубой.

Эйфель издал ряд книг по аэродинамике, в которых изложил результаты своих исследований, привел аэродинамические характеристики различных моделей самолетов, аэродинамических поверхностей и тел различной формы и разработал теорию летательных аппаратов тяжелее воздуха. Предложил методику расчета характеристик самолета и переноса результатов модельных испытаний в аэродинамической трубе на реальные конструкции. В 1920 подарил свою лабораторию в Отее французскому правительству.

Парижанка - так называют парижане свою башню.

Ксения Николаева

Журнал "Уральские авиалинии"

Страсти давно улеглись, споры давно потеряли различный смысл. Она стояла тут, и будет стоять до тех пор, пока ей самой все это не надоест!

Каких только эпитетов не удостаивалась она за свою недолгую жизнь, трагическим уличным фонарем, скелетом колокольни, исхудалей фабричной трубой виделась она в грозном воображении одних. Нежной пастушкой, прощальным «жестом» ускользающей готической эпохи называли ее противоположные.

Официальное мнение приписывало ей роль символа нового века, называло началом новейшей индустриальной эпохи, прорывом инженерной мысли, предвестницей последних форм в искусстве, чем, наверное, она и была в свое время. А чем сегодня является «самая знаменитая в мире парижанка»?

Лучшие дня

Да, пожалуй, как и положено точным парижанкам, интригующей, аппетитной, не потерявшей в свои сто с бесполезным лет моложавой легкости, изящества, кокетства, как о аккуратной звезде, хочется знать о ней все. Но только «вежливая хроника» этой звезды пишется не бойкими щелкоперами-однодневками, а самой историей.

Ah, Mon papa!

Отец ее – инженер-мостостроитель Александр Густав Эйфель - национальную известность получил после строительства «висящего в воздухе» моста в Бордо. Он автор здания первого в мире универсального магазина, парижского универмага «О-бон марше» и «Галереи машин», стеклянная крыша которой опиралась только на стальные арки - внутри не было ни одной колонны! Его мост - через французскую речушку Труир - безграничное время считался самым добропорядочным в мире - 120 метров высотой, пока рекорд не был побит самим же Эйфелем: в Португалии он построил 160-метровый мост.

Он сконструировал беспокойный купол обсерватории в Найсе. И он же сделал математические расчеты для построения статуи Свободы, которую французский народ подарил американскому народу.

Были в биографии талантливого инженера и понурые страницы, во время строительства канала через Панамский перешеек его обвинили в растрате громадных средств, хотя никакого отношения к финансовым делам он не имел. Эйфель получил два года тюрьмы, о чем французы обычно не упоминают.

Умер он бездонным стариком, в возрасте 91 года, в окружении 25 (!) своих детей и в ареоле славы, принесенной ему несколькими десятками архитектурных детищ, самым замечательным из которых была, естественно же, она.

Какой confuse!

Едва башня начала подниматься над Парижем, как для многих стало заметным непреодолимое противоречие между этим ажурным, воздушным, привлекательным созданием и монументальным имперским стилем самого Парижа, многие художники, поэты и писатели рьяно запротестовали. Они выступили с гостеприимным письмом, в котором доказывали, что башня уродует исторический облик Парижа и, что правительство не должно финансировать ее строительство, масла в огонь добавил некий математик, «доказавший» своими расчетами, что башня развалится сама собой, едва достигнет высоты в 220 метров, когда башня, наконец, вытянулась в свой совершенный рост посреди Марсового поля и стала конечной, Ги де Мопассан один из самых жестоких ее хулителей, стал регулярно ходить обедать в ресторан, располагаемый на основном уровне башни. Объясняя свое непоследовательное поведение, он говорил: «Это единое место в Париже, откуда не видно «чудовища».

Травля была такой неуемной, что башню решено было снести. Делались даже подсчеты расходов, связанных с этим, спасло ее то, что на неё верхушку водрузили антенну, а, кроме того, она стала источником больших доходов города, только за время работы Всемирной выставки ее посетили два миллиона человек, со всего мира в Париж стягивались туристы специально, чтобы посмотреть на самое великодушное сооружение в мире. А она была фантастически высока - на 130 метров выше самого высокого, на тот момент, сооружения в мире, Вашингтонского обелиска. И оставалась рекордсменкой до 1931 года, когда в Нью-Йорке был построен небоскреб Empire-State-Building.

Периодически разговоры о сносе башни все-таки возобновлялись, в 1925 году этим воспользовался некий Виктор Лустиг. Он прочел в одной из газет заметку о том, что Эйфелева башня находится в опасном состоянии, и городские власти подумывают о ее демонтаже. Авантюрист снял номер «люкс» в отеле Crillon, пригласил туда больших торговцев металлоломом, представился заместителем министра почт и телеграфов, а то, что принимает их не в министерстве, объяснил требовательной секретностью предмета обсуждения. Лустиг предложил дельцам закрытый тендер на демонтаж Эйфелевой башни, своей жертвой он наметил дельца из провинции Андре Пуассона, во время второй встречи в отеле - уже один на один - Лустиг намекнул Пуассону насчет взятки. Обнадеженный доверием чиновника, Пуассон выписал чек. Лустиг, извинившись, вышел на минутку и… исчез вместе со неестественным планом превращения Эйфелевой башни в гору металла.

Искусство закройщика

В плане Эйфелева башня опирается на квадрат площадью в 1,6 гектара, вместе с антенной ее высота составляет 320,75 метра, весит она 8600 тонн, и, как уверяют специалисты, в процессе ее постройки было использовано 2,5 миллиона заклепок. 12 000 деталей для башни изготовлялись по точнейшим чертежам, по тем временам самая благородная башня в мире была смонтирована 250 рабочими в поразительно медлительный срок – 2 года, 2 месяца и 5 дней - без единственной технологической проблемы, стоила она около 5 миллионов франков, причем, безмерную часть суммы Эйфель выложил из собственного кармана. Она стала первым событием и высшим аттракционом Всемирной выставки 1889 года и окупилась в течение полутора лет. 16 опор, на которых держится башня (по четыре в всякой из четырех «ног»), были снабжены гидравлическими подъемными устройствами, дабы обеспечить абсолютно пунктуальный горизонтальный уровень преимущественной платформы, без этих домкратов поставить башню не удалось бы никогда.

Высота башни 320 метров, состоит она из трех уровней: передный этаж находится на высоте 57 метров, второй- 115, третий- 276. На основной платформе был открыт ресторан. На второй - газета «Фигаро» оборудовала свою редакцию. На неотменнем этаже восстановлен кабинет Гюстава Эйфеля, в котором две восковые фигуры изображают встречу Эйфеля с Эдисоном, благодаря антенне, завершающей яркую вертикаль, все парижские FM-станции нежно окутывают город музыкой.

Haute Couture

Переодевается красавица отдельные 7 лет. Эйфель выкрасил ее в волнующий розовый цвет, такой она простояла до 1892 года. Затем был желтый, еще дважды - в 1954 и 1961 годах - ей возвращался неслыханный розовый цвет. 31 декабря 1985 года была введена в действие последная система иллюминации башни, прожектора установили внутри самой башни. Их направленный вверх свет делает ее подобней на тончайшее ювелирное изделие.

В конце прошлого года ее начали красить уже в восемнадцатый раз, согласно решению мэрии Парижа цвет самой хорошой достопримечательности города изменен не будет - башня останется болотно-коричневой, - тем не менее он будет иметь три оттенка - внизу темно-коричневый цвет. От отметки в 57 метров - более помпезный из-за присутствия зеленоватых тонов, а в высокей части - с отметки в 115 метров - светло-коричневый, перетекание тонов, по замыслу художников, будет подчеркивать изящество конструкции, в обновленном виде она предстанет лишь в феврале 2003 года.

Впервые будет применена последная краска - без содержания свинца. На ее создание ушло около семи лет. Но при всех нововведениях одно правило остается вечным - красить башню 25 маляров будут вручную с помощью кисточек с медлительной ручкой, как завещал Гюстав Эйфель. На покраску 200 тысяч квадратных метров поверхности уйдет 60 тонн краски, стоимость работ оценивается в 3 млн. евро, кстати башня приносит большие доходы Парижу, так в старом году мэрия получила от управляемей компании более 30 млн. франков.

Московская гастроль

В начале восьмидесятых прошлого века все лестничные пролеты Эйфелевой башни были заменены лифтами, с тех самых пор и началась погоня музеев и коллекционеров за «золотыми» ступеньками. Из двадцати лестничных пролетов только два безвозмездно попали во французские музеи и одна – в Московский музей современного искусства. Остальные же были проданы за баснословные деньги на аукционах.

Высота нашей «винтовой француженки», соединявшей некогда второй и третий ярусы, всего четыре метра шестьдесят сантиметров, каждый метр весит 160 килограммов.

Заключительная, комплиментарная

Соблазн притянуть для объяснения феномена Эйфелевой башни старика Фрейда велик. И все-таки секрет ее успеха совершенно в супротивном… В ее безусловной женской сущности. Не исключено, хотя этому нет точных доказательств, что этим творением Эйфель хотел рассказать нам о своем женском идеале. Известно, что он, как настоящий француз, был галантен, очень влюбчив и многократно женат, так почему же он не мог в собирательном женском образе увековечить те черточки обходительных сердцу особ, которые способны только в раскованном воображении художника соединиться вместе? Изящество и стать, аристократизм и пленительный шарм, упорное достоинство и кокетливая игривость, а верховное – немногословность…

(1832-1923) французский инженер

Конец XIX века по праву называют золотым периодом в истории инженерного дела. Действительно, имена творцов известных сооружений служат своеобразными вехами в истории развитии архитектуры. Возможно, поэтому широкой публике Александр Эйфель известен исключительно как создатель знаменитой башни в Париже. А между тем он прожил долгую жизнь и создал множество других сооружений.

Будущий конструктор родился в Бургундии, в городе Дижон, где его отцу принадлежали обширные виноградники. Однако он не интересовался сельским хозяйством и по окончании гимназии поступил в знаменитую Политехническую школу в Париже. Проучившись там три года, перешел в Центральную школу искусств и ремесел, которую и закончил в 1855 году.

Поскольку в то время инженерное дело считалось вспомогательной дисциплиной, он поступил на работу в одну из мостостроительных фирм. Свой первый мост Эйфель спроектировал в 1858 году. Чтобы прочнее закрепить сваи, он предложил не забивать их, а вдавливать в дно с помощью гидравлического пресса. Сегодня этот прием применяется редко из-за его сложной технической подготовки.

Александру Гюставу Эйфелю пришлось разработать специальное приспособление, чтобы точно поставить сваи, концы которых должны были находиться на глубине в двадцать пять метров. После успешного возведения моста он становится признанным инженером-мостостроителем и за последующие двадцать лет создает множество различных сооружений - мосты через реки Дору в Португалии, Миссисипи в Сент-Луисе (США).

При строительстве первого моста, Александр Эйфель отказался от постройки грандиозных деревянных лесов - он собрал на одном из берегов огромную стальную арку и установил ее, использовав всего лишь один трос, натянугый между двумя берегами реки. Правда, только через пятьдесят лет данный прием стал применяться повсеместно.

Самым смелым проектом Эйфеля был виадук через реку Тюйер. Сложность заключалась в том, что было необходимо перекрыть глубокое горное ущелье шириной в сто шестьдесят пять метров. Подобное предложение поступило нескольким инженерам, но согласился только Александр Эйфель. Он предложил перекрыть весь пролет одной огромной аркой, которая бы опиралась на два бетонных пилона.

При сооружении арки все расчеты были выполнены настолько точно, что при монтаже две ее половины совпали с точностью до десятых долей миллиметра. Строительство этого моста стало для Эйфеля хорошей школой. Он приобрел определенные навыки, позволившие ему усовершенствоваться в избранной профессии.

Вместе с группой инженеров он разработал оригинальную методику расчета стальных конструкций практически любой конфигурации. Вскоре после завершения строительства моста Эйфель участвует в оформлении промышленной выставки, которая должна была состояться в Париже в 1878 году.

Александр Гюстав Эйфель и известный французский инженер де Дион проектируют так называемый «Зал машин» - величественное сооружение длиной 420, шириной 115 и высотой 45 метров. Его каркас был сделан из ажурных металлических балок, которые несли стеклянные переплеты оригинальной конструкции.

Когда руководители строительной фирмы ознакомились с проектом Александра Эйфеля, они сочли, что выполнить его невозможно, прежде всего потому, что в то время вообще не существовало зданий подобных размеров. Тем не менее «Зал машин» был построен. Эйфель получил золотую медаль за непревзойденное техническое решение. К сожалению, в 1910 году эта замечательная постройка была разобрана на металлолом.

Любопытно, что вся она опиралась на небольшие бетонные подушки. Этот прием позволил конструктору избавиться от неизбежных деформаций, связанных с естественным смещением грунта. Впоследствии, Александр Эйфель неоднократно применял подобный способ при возведении своих построек.

Для Парижской выставки 1889 года он предложил возвести металлическую башню, которая должна была стать архитектурной доминантой выставочного городка. И вновь применил новые инженерные разработки. Башня высотой около 300 метров была собрана из тонких металлических элементов, соединенных заклепками. Ее полупрозрачный силуэт как бы парил над городом.

Однако сейчас в Париже могло бы и не быть знаменитой башни. В феврале 1888 года, через месяц после того, как было объявлено о начале работ по возведению башни, председателю выставочного комитета был вручен протест, подписанный группой писателей и художников. Они предлагали отказаться от строительства, утверждая, что башня изуродует привычный городской пейзаж.

Но известный французский архитектор Т. Альфан справедливо предположил, что башня станет доминантой не только выставки, но и всего города. Действительно, менее чем через двадцать лет его предсказание сбылось. Башню стали называть Эйфелевой, и она превратилась в символ Парижа.

На строительстве башни ее создатель познакомился с известным американским архитектором Т. Бартольди, который оформлял американский павильон на выставке, центром которого стала небольшая бронзовая статуя, являвшаяся олицетворением Свободы.

После окончания выставки статуя была увеличена до размера в девяносто три метра и подарена Францией Соединенным Штатам Америки. Однако когда ее доставили на место, то оказалось, что для ее монтажа необходим стальной каркас. Александр Эйфель и начал его разрабатывать, поскольку в то время он был единственным инженером, имевшим опыт расчета ветроустойчивости сооружений.

Созданный им каркас оказался настолько удачным, что статуя простояла уже более ста лет, успешно сопротивляясь сильным ветрам с океана. Несколько лет назад, когда она подверглась реставрации, было решено проверить расчеты Эйфеля с помощью компьютера. Созданный им каркас в точности совпал с тем, который предложила машина.

После триумфа на двух всемирных выставках, Александр Гюстав Эйфель сосредоточил свои усилия на научных исследованиях. В небольшом городке Отейль он создал первую в мире лабораторию для исследования воздействия ветра на различные сооружения. Это был первый архитектор, который поместил модели своих сооружений в аэродинамическую трубу. Результаты своих работ Александр Эйфель описал в серии фундаментальных трудов, которые по праву считаются настоящей энциклопедией инженерного искусства.

Имя французского инженера Густава Эйфеля известно всем в связи с башней, возведенной им к всемирной выставке, проходившей в 1889 в Париже. Мало кто знает о других его сооружениях. Но это несправедливо, потому что перед тем как построить свою башню, инженер прошел долгий путь, и некоторые его произведения не менее заслуживают внимания.

Эйфель родился 1832 г. в Дижоне. В 1855 г. окончил Технологический институт в Париже и получил диплом инженера химика. Работать он пошел в железнодорожные мастерские и впоследствии увлекся проектированием железнодорожных мостов. С 1868 Эйфель — хозяин собственного инженерно-строительного предприятия.

В полной мере инженерный талант Эйфеля раскрылся при строительстве железной дороги, которая пересекала Пиренеи — горную цепь, которая отделяет Францию от Испании и Португалии. На своем пути железная дорога встречала глубокие и широкие обрывы, на дне которых бурлили горные реки. Итак, важнейшей задачей было строительство мостов с неслыханно большими пролетами и высокими опорами. Эйфель подошел к проблеме не только как инженер, но и как химик. В его времена стальные конструкции только начинали использовать, вместо более проверенных чугунных. Очень распространенным было мнение, что железо и сталь лучше выдерживают растяжение, чем сжатие. Поэтому их охотно использовали при конструировании сводов, но избегали употреблять в опорах. Мосты с металлическими пролетами очень долго возводили на каменных опорах. Тщательно изучив свойства нового материала, Эйфель пришел к другому выводу. Построенные ним в Пиренеях железнодорожные мосты опираются на ажурные стальные башни.

В 1870 г. предприятие Эйфеля получило заказ на строительство железнодорожного моста через горную реку Дуэро в Португалии. На значительном участке мост не мог иметь никаких опор, потому, протекая в горном ущелье, река Дуэро имела к тому же 15-20 м в глубину. Эйфель с большой точностью рассчитал размеры грандиозного прогона, но строительство моста через Дуэро было лишь ступенькой к созданию более значительного сооружения — железнодорожного моста вблизи города Гараби.

Возведенный в 1883 Гарабитский мост пересекает ущелье с горной рекой Трюер. Он имеет длину 565 м. Центральная его часть представляет собой огромный арочный пролет 165 м длиной.

Эйфелева башня

Железнодорожное полотно проходит над речной долиной на высоте 122,5 м. Мост образуют ажурные стальные конструкции, опоры представляют собой решетчатые башни, которые имеют форму усеченных пирамид. Все здесь строго функционально, все подчинено практическим задачам. Ведь мост должен выдерживать не только собственную гигантскую массу, не только вес поездов, но и мощные горные ветры. Эйфель блестяще выполнил техническое задание, которое стояло перед ним. Когда на Гарабитском мосту стоял поезд весом 405 т, прогиб конструкции составлял всего 8 мм. Но что интересно, это прагматичное сооружение, лишенное особых украшений, оказалось еще и удивительно красивым.

Эйфелева башня

В конце 80-х годов XIX в. французское правительство решило создать к годовщине Великой Французской революции сооружение, которого еще не видел мир. И тогда Эйфель выдвинул проект своей знаменитой башни. Сначала он хотел украсить решетчатую стальную конструкцию скульптурами. Но чем дальше он работал над проектом, тем более понимал, что это будет лишним. Инженер создавал новую эстетику — эстетику «поющих опор». В конечном варианте сооружение почти не имело деталей, которые не несли бы конструктивной нагрузки.

Проект Эйфеля имел много врагов. Группа французской интеллигенции даже направила директору международной выставки письма, в которой протестовала против строительства в центре Парижа этого «чудовища». Под письмом, между прочим, стоит подпись Ги де Мопассана. Но, наверное, французский классик на этот раз не прав.

Статуя Свободы

Башня Эйфеля, имея 312 м высотой, была самым высоким сооружением своего времени, оставив соперников далеко позади.

Но в наше время уже появилось много превышающих нее сооружений.

Однако нет ни одной, которая при таких размерах сохранила бы такое изящество очертаний. В XIX в. башня не имела практического назначения. Она была построена для того, чтобы поражать воображение. Относительно Эйфеля, то он, возводя ее, намеревался воплотить некоторые свои теоретические идеи. В частности, его очень интересовала способность высотного сооружения выдерживать давление ветра. Решая именно эту проблему, он предоставил ребрам башни плавную форму отрезка гиперболы. Некоторое время башню даже собирались демонтировать, но возникновение радио и телевидение предоставило этой постройке практическое значение.

Среди произведений Эйфеля есть еще одно, очень известное, но мало кто знает, что именно он участвовал в его создании. А между тем, Эйфель смонтировал опорный каркас статуи Свободы, которую Франция подарила Америке и которая сейчас является символом этого государства.

Архитектура США 20 века

В XX в. тенденции, заложенные в предыдущий период, получили дальнейшее развитие. В 1903 г. французский архитектор О. Перре построил первый в мире железобетонный жилой дом. Впоследствии бетон становится любимым материалом. Инженеры и архитекторы все больше увлекаются новыми возможностями. Они пытаются донести до людей красоту необычных технических решений. В 30-е годы уже упомянутый нами А. Перре, став преподавателем Специальной школы архитектуры, скажет своим студентам: «Стройте так, чтобы опоры пели».

В последнее десятилетие XIX в. в Америке начинают возводить небоскребы — дома, основу которых составлял стальной каркас, благодаря чему они могли иметь десятки этажей и простираться на сотни метров в высоту. Другим фактором, способствовавшим строительству небоскребов, было применение лифта. Теперь многоэтажные дома перестали быть неудобными. Пионером строительства небоскребов был чикагский архитектор Л. Салливан. Первые постройки этого типа имели декоративные детали, которые делали их похожими на готические соборы. Впоследствии от этой стилизации отказались. В возведенном в 1899 универсальном магазине в Чикаго нет лишних украшений. Художественная выразительность достигается здесь благодаря четким геометрическим формам и грандиозным размерам. Небоскребы продолжали строить течение всего XX в. Чемпионом среди них был ныне печально известный двойной небоскреб Международного торгового центра, построенный в 70-е годы. Высота его башен превышала 400 м. Строились небоскребы и в других странах мира.

Глазго. Школа искусств.. 1897-1909 гг

Архитектор Ч. Макинтош

Д. Адлер и Л. Салливан. Бейярд-билдинг в Нью — Йорке. 1895

Основателем совсем иного архитектурного стиля стал американец Ф. Райт. Если идеи Салливана — порождение большого капиталистического города, в котором каждый клочок земли может давать огромные прибыли и поэтому должен быть использован максимально рационально, то Райт ориентирован на ценности совсем другой Америки. Эта Америка – не известная нам страна больших городов, а воспетая еще Марком Твеном страна небольших городков и ферм, страна, основой существования которой когда-то было право каждого гражданина получить свой участок земли.

Д. Адлер и Л. Салливан. Гарантибилдинг в Буффало. 1895

Ф. Райт создает так называемый «стиль прерий». Его строения сделаны из железобетона, дома не вытягиваются вертикально вверх. Напротив, они образуют горизонтальные элементы. Все сооружение кажется распластанным на почве, иногда оно повторяет формы рельефа. Основанное Райтом направление, которое он развивал в течение всей первой половины XX в., получило название «органической архитектуры», то есть такой, которая сочетает человека с природой. Кульминацией ее развития стал построенный Райтом в 1936 году «Дом над водопадом» в Пенсильвании. Творением этого архитектора также является строение музея Гугенхейма в Нью — Йорке. Это сооружение больше напоминает гигантскую спиралевидную раковину.

Мис ван дер Роэ. Здание компании «ИБМ» в Чикаго. 1973

После Первой мировой войны европейская архитектура становится в целом более прагматичной. Это связано с необходимостью восстанавливать разрушенные города, обеспечить большое количество людей жилой площади. В Германии, которая больше, чем другие западноевропейские страны, пострадала во время войны, в 1924 году сложилась архитектурная школа Баухауз, основателем которой был В. Гропиус. Лозунгом Баухауза было высказывание: « Добрый выглядит то, что хорошо работает ».

Французский инженер‑строитель Александр Гюстав Эйфель (Alexandre Gustave Eiffel) родился 15 декабря 1832 года в Дижоне во Франции.

В 1855 году Гюстав Эйфель получил диплом инженера в Центральной школе искусств и ремесел в Париже и устроился работать в конструкторскую фирму "Шарль Нево", которая занималась строительством мостов.

В 1858 году он руководил строительством железнодорожного моста в Бордо, используя металлические конструкции и применив изобретенный им самим метод пневматической установки оснований. В этом же году он стал компаньоном работодателя, а два года спустя основал собственный завод металлоконструкций в Леваллуа‑Перре недалеко от Парижа.

В 1875 году вместе с архитектором Луи‑Шарлем Буало он выстроил магазин "О бон марше" в Париже. Его пассажи, покрытые стеклянными куполами, стали образцом для подражания во всем мире.

В 1877 году по проекту архитектора был построен мост через реку Дору в Порту (Португалия) со 162‑метровой аркой.

Всего Эйфель построил более 200 сооружений : мосты, виадуки, вокзалы, банки, школы, церкви, казино. Главной идеей инженера было изготовление решетчатых конструкций, которые он считал более прочными и экономичными, чем сплошные. Почти все из его 36 мостов вошли в учебники как примеры смелых инженерных решений. Одним из самых дерзких проектов Эйфеля стал виадук Гарабит (1884) во Франции, перекрывший арочным пролетом длиной 165 метров глубокое ущелье.

Мировую известность Гюставу Эйфелю принесла ажурная стальная башня, известная как Эйфелева башня, построенная для Всемирной выставки 1889 года в Париже и ставшая одним из символов столицы Франции.

Общая высота башни достигала 312 метров, вес — 9,7 тысяч тонн. При ее возведении был применен ряд прогрессивных для того времени методов монтажа строительных конструкций. На башне были устроены три платформы на высоте 57, 115 и 276 метров. На первой и второй из них находились рестораны и смотровые площадки. На третьей платформе были размещены кабинет самого инженера, а также астрономическая и метеорологическая лаборатории. На случай поломки лифта наверх вела лестница из 1792 ступеней.

В 1890‑е годы после скандала вокруг Панамского канала, где Эйфель разрабатывал проект шлюзов, инженер вышел из бизнеса и занялся исследовательской работой в области аэродинамики. В 1909 году в Париже инженер построил первую аэродинамическую лабораторию. Им было открыто явление кризиса сопротивления плохообтекаемых тел (1912), усовершенствована техника аэродинамического эксперимента.

В качестве эксперта Эйфель состоял во многих комиссиях, в том числе в той, которая занималась строительством парижского метро.

Эйфель был женат на дочери своего поставщика Мари Годеле (Marie Gaudelet), которая скончалась после 15 лет брака, родив инженеру пятеро детей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников