Мощи николая чудотворца в городе бари, италия. Русское подворье в Бари. Храм св. Николая Патриаршее подворье бари

Город Бари, расположенный в регионе Апулия, был основан еще в V веке до н.э. В городе сохранилась разновековая архитектура, но прежде всего он известен многим верующим людям тем, что именно здесь находятся мощи, католический собор и православная церковь Николая Чудотворца.
Святой почитается православной и католической церковью, как покровитель сирот, путешественников, заключенных и избавитель от напрасной смерти и болезней.

Николай Угодник прослужил до своей смерти епископом города Миры. Еще при жизни его считали исцелителем и защитником. Когда несколько верующих исцелились, поклонившись его мощам, Мира стала центром святой веры. Но набеги мусульман ставили под угрозу целостность мощей и тогда барийские купцы отправились в Миру с целью вывести мощи Святого Николая Чудотворца в Бари. Все события разворачивались в 1087 году 20 апреля. Мощи были похищены и 8 мая корабли вошли в гавань Бари. На следующий день святыню торжественно перенесли в храм святого Стефана. С тех пор 9 мая с особым размахом отмечается праздник перенесения мощей. Барийцы реконструирую события многовековой давности, устраивая костюмированное представление с участием нескольких сотен человек.

Наиболее почитаем этот праздник в самом Бари, на территории России, Болгарии и Сербии.

Часть мощей осталась в Турции, так как барийцы не смогли собрать мелкие останки, и часть, после первого крестового похода, оказалась в Венеции.

До сих пор есть две точки зрения о событиях 1087 года. Барийцы и русская православная церковь считают перенесение мощей, их спасением, греческая церковь расценивает поступок, как кражу.

Мощи Николая Чудотворца относятся к мироточивым. Это выяснилось еще при их перевозке из Мир Ликийских. Люди, которые доставали мощи из гробницы, обнаружили скелет Святителя, плавающий в неизвестной жидкости. Священную жидкость православные называют «миро», а католики «манной святого Николая».

Бари: храм Николая Чудотворца

Строительство храма началось в 1087 году, когда из города Миры в Бари были перенесены мощи Николая Мирликийского. С этого момента Бари превратился в город Святителя Николая - одного из самых почитаемых святых.

Храм был построен в самом центре города и сразу же стал местом значимых исторических событий. Здесь проповедовал Петр Амьенский о начале крестового похода, проходил церковный собор, решающий вопрос объединения Западной и Восточной церквей.

Есть версия, что базилика была отстроена как новое здание, но предполагается, что она возведена на месте дворца катапана (губернатора), так как присутствуют определенные различия стилей и дисгармония элементов убранства.

Сейчас базилика оказалась в старой части города, расположившись прямо на побережье Адриатического моря. Она состоит из двух храмов - верхнего и нижнего, где и расположена гробница с мощами Чудотворца. Крипта (подземная церковь) относится более ранней постройки. Потолочный свод поддерживается 26 мраморными колоннами. В правом углу под сводом находится колонна из красного мрамора или как ее называют - чудодейственный столб. Считается, что сам Николай принес эту колонну в храм. Паломники прикладываются к колонне прося о исцелении и здоровье.

Рака размещена ниже уровня пола и огорожена каменными блоками. Округлое отверстие в передней части устроено так, чтобы священники могли проникнуть внутрь для сбора миро. С этой же цель пол гробницы имеет небольшой наклон к центру.

Доступ к святыне дозволяется только организованным группам паломников и с разрешения церковного начальства.

Справа от входа в верхний храм расположена сокровищница. Здесь хранятся подарки, сделанные паломниками базилике и христианские святыни, которым могут помолиться верующие. Наиболее ценным экспонатом является икона Святого Николая, подаренная сербским царем Урошем III в знак благодарности за возвращенное зрение. Здесь же хранятся реликвии, привезенные из крестовых походов: частицы мощей апостолов Фомы и Якова, шип из венца Иисуса.

В верхнем храме установлена статуя Святителя Николая, накрытая стеклянным куполом. Под него верующие кладут записки с просьбами. Раз в год 9 мая статую выносят из базилики и торжественным шествием проносят по городу. Праздник перенесения мощей - один из главных в Бари.
В базилике служатся не только католические мессы, но и православные молебны. Базилика открыта с 7 до 19.00.

Православная церковь Николая Чудотворца, Бари

Николай Угодник - один из самых почитаемых святых в России. Русская православная церковь и император Николай II предпринимали попытки восстановить церковь в Мирах, но они оказались неудачными. Тогда было принято решение учредить в Бари русское подворье для нужд российских паломников. Деньги на строительство собирали всей страной. Был установлен тарелочный сбор два раза в год в дни почитания Святого Угодника. Большой вклад внесла царская семья. В 1913 г на участке земли в 1,5 га был заложен фундамент будущего храма. Архитектором был выбран А.В Щусев, специализировавшийся на церковной архитектуре.

Летом следующего года был открыт временный приют для паломников, рассчитанный на 30 человек. В 1937 году подворье уже не являлось российской собственностью, а относилось к Константинопольскому патриархату. И только в 2009 г России вернули права на здание подворья. Сейчас комплекс занимает 0,7 га.

Православная церковь выдержана в псковско-новгородском стиле, поэтому является уникальным строением для Западной Европы. Перед строителями стояла цель построить комплекс по образцу строений XV века.

В верхнем части расположен одноярусный иконостас, образа которого расписаны французским художником А. Бенуа. И расположены по канонической схеме. В нижнем храме находится икона Святителя и частичка его мощей. Также достопримечательностью церкви является модель подворья, дающая полное представление о масштабах комплекса. Над одним из входом в храм размещена икона Космы и Димиана, почитаемых в провинции Апулия. В центре под сводным потолком находится большая люстра (паникадило), которое было изготовлено сербскими мастерами на деньги российских паломников.

В храме хранятся и другие значимые святыни:

  • частицы мощей Киево-Печерских отцов;
  • часть мощей Серафима Соровского и его икона;
  • икона Федора Ушакова с частицей мощей.

Храм расположен в 3 км от базилики Святого Николая в районе Каррацци.

Паломничество в Бари к Николаю Чудотворцу

Как показывают источники, паломничество православных к мощам Николая Угодника началось еще в XV веке. В XIX веке к мощам приезжали российская царская семья, известные деятели культуры, представители как высших, так и низших сословий.

На протяжении сотен лет у мощей Николая чудотворца происходят чудеса. В этом уверены сотни тысяч верующих, съезжающихся в Бари со всего света.

В православной церкви Николая Угодника почитают дважды в год 9 мая и 19 декабря. Именно в эти дни Бари принимает самый большой наплыв паломников.

В день перенесения мощей православный храм принимает больше двух тысяч верующих. Ежедневно в храме совершается молебен с акафистом, по четвергам служат литургию. Возможность причаститься у мощей увеличивает число паломников ежегодно.

Многие хотят получить миро, которое источают мощи святого. Священники собирают его специальным кувшином в день перенесения мощей. Миро добавляется в святую воду, которую забирают с собой паломники. Бутылочки такой воды можно приобрести в лавке базилики.

С давних времён православные люди посещали южный город Бари, чтобы поклониться мощам Святого Николая Угодника, самого почетаемого святого в православном мире. Этот город в своё время посетили разные путешественники: такие известные личности как Граф Б. П. Шереметьев, царевич Алексей, сын Петра I, будущий Император Николай II , а также и простые паломники, прибывавшие в Бари со всех уголков России. Несмотря на то, что святые мощи Святителя Николая покоятся вот уже почти 1000 лет на юге Италии, настоящее паломничество начало развиваться только в конце XIX – начале XX века. С каждым годом прибывало всё больше и больше паломников, желающих приложиться к святыне. Приплывали они как из Греции, так и из Палестины. К разочарованию многих паломников, в Бари не было странноприимного дома и в католической Базилике не проводились православные богослужения. Курировало паломнические поездки за границу Императорское Православное Палестинское Общество, покровителем которого являлся сам Император Николай II. В начале XX века Палестинское общество намеревается построить в Бари православное подворье в честь Святителя Николая. Средства на строительство православного храма собирались по всей России два раза в год, на Николу зимнего и Николу вешнего. Первый камень был заложен в строительство православного подворья в 1913 году.

Строился храм по проекту А.В. Щусева в псковско-новгородском стиле. Во время Первой мировой войны строительство православного подворья не останавливалось и до начала революции в России в нём побывало более двухсот паломников. В целом храм был возведён к 20-ым годам XX в.

Революция 1917-1918 годов и гражданская война трагически отразились на судьбах русских людей. Церкви в России либо разрушались, либо закрывались. Для храма и странноприимного дома в Бари настали трудные времена. Паломничество прекратилось к Святителю Николаю. А в 1937 году князь Н. Жевахов, представляющий Палестинское общество в Бари, продал весь архитектурный комплекс местным властям. После чего православное подворье перестало являться собственностью России.

И только в 1998 г., после долгих переговоров между Русской Православной Церквью и местной мэрией, появилась возможность открыть Представительство Московского Патриархата на территории Православного подворья. Это был первый шаг к возобновлению духовных и культурных связей с городом и регулярных богослужений. В 2007 году в Бари начались переговоры по возвращению Православного подворья России. Участниками переговоров были президент Российской Федерации Владимир Путин и предыдущий премьер-министр Италии Романо Проди. А два года спустя, 1 марта 2009 г. в этом же городе произошло историческое событие – церемония передачи архитектурного комплекса. Бывший президент Италии Джорджо Наполитано вручил премьер министру России, Дмитрию Медведеву символический ключ от Подворья Русской Православной церкви.

Вот уже как 16 лет священник Православного подворья в Бари принимает паломников со всех концов России. Ежедневно проводятся богослужения на мощах Святителя Николая, а по выходным и праздникам богослужения проходят в Православном храме.

Сайт православного храма в Бари: www.bargrad.com

Телефон: +39/0805574933 Настоятель подворья: протоиерей Андрей Бойцов.

Вряд ли в России найдется дом православного человека, в котором бы не было иконы святителя Николая Чудотворца. Точно так же среди нашего верующего народа вряд ли обнаружишь того, кто, помолившись святителю Николаю, не получал от него помощи. Поэтому не удивительно, что в итальянском городе Бари, где покоятся мощи святого, есть храм Русской Православной Церкви. Но, хотя русское подворье в Бари имеет почти 100-летнюю историю, в полную силу оно функционирует лишь последние десять лет. О сложной судьбе подворья и о современной его жизни рассказывает настоятель храма-подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари протоиерей Владимир Кучумов:

– Паломничество из России к мощам святителя Николая Чудотворца начинается уже в XV веке. Много русских паломников прибывали в Бари и в XVIII веке, и первые истории этих паломничеств датируются именно этим временем. В XIX веке паломничество к мощам святителя Николая становится всесословным: в Бари приезжали и особы императорской фамилии, и представители высшего общества, и видные деятели русской культуры (так, например, поклониться мощам святителя Николая в Бари приехал Н.В. Гоголь), и купцы, и простонародье. В базилике есть журнал посещений. Это своего рода «книга отзывов» наших паломников с 30-х годов XIX века до начала XX столетия. В ней можно увидеть имена и автографы очень известных людей. Традиция ведения этого журнала со временем прекратилась, но то, что осталось, – это очень ценный исторический источник паломничества к мощам святителя Николая. Уже тогда, в XIX веке, остро встал вопрос о том, кто и где будет принимать наших паломников. Эта миссия была возложена поначалу на Императорское православное палестинское общество, которое с 70-х годов XIX века разрабатывало маршрут в Миры Ликийские, где служил и был погребен святитель Николай. Но так как город в то время находился на территории турецких владений, то Палестинское общество переместило свои средства в Бари, где почивают мощи святителя. В 1892 году цесаревич Николай посетил святые мощи, и тогда же возникла идея устройства приюта для русских паломников. Было основано вице-консульство Российской империи в Бари, главной задачей которого стала забота о паломниках. В городе была приобретена большая квартира, где одновременно могли останавливаться до двух десятков человек. Однако это был не лучший выход из положения, и поэтому к 300-летию Дома Романовых был замыслен огромный проект: гостиница и храм при ней. Храм был необходим потому, что католики в начале XX века не допускали православных богослужений на мощах. В то время русские священники не могли даже появляться у мощей в епитрахили.

Для устройства комплекса в новой части города, где в то время располагались виллы горожан, был приобретен участок земли в 1,5 гектара, представлявший собой огромный сад. Это несравнимо больше, чем та земля, которую сейчас занимает подворье (в начале 40-х годов XX века территорию значительно урезали итальянские власти).

В 1913 году на майский праздник святителя Николая был заложен первый камень подворья. Закладкой руководил священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. На мероприятие прибыло много известных людей. Были направлены телеграммы от императора, от великой княгини Елизаветы Федоровны, в которых подчеркивалось большое и важное значение подворья. Комплекс возводился по проекту архитектора А.В. Щусева, который в то время был весьма известен как церковный архитектор. Позже, в советское время, он был также востребован: проектировал мавзолей В.И. Ленина и гостиницу «Москва». Подворье в Бари было его последним церковным архитектурным проектом. Он сам присутствовал здесь в начале строительства.

С началом Первой мировой войны строительство подворья не прекращалось и было завершено к 1920-м годам. Это было возможно потому, что все деньги на строительство находились в Бари. Для подворья уже была даже изготовлена мебель. В то время это было самое современное и благоустроенное здание в Бари, имевшее лифты и центральное отопление – над этим много потрудились наши инженеры. Но беда заключалась в том, что этот духовный центр в 1920-е годы так и не оказался востребован, а храм не был освящен. Освятил храм в 2004 году в зимнее празднование святителю Николаю митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Тогда, в 1920-е годы, на никому не нужном подворье останавливались иногда беженцы из России. В конце 1920-х годов Советский Союз предъявил права на всю зарубежную собственность России, в том числе и на подворье в Бари. Те эмигранты, которые ютились в то время на подворье, пытаясь воспрепятствовать его передаче Советскому Союзу, отдали подворье городу Бари. Но сделали это весьма неуклюже и непродуманно – путем акта купли-продажи. По сути проживавшие на подворье эмигранты, в том числе и князь Николай Жевахов – один из основателей подворья, его продали. За подворье были выручены небольшие деньги, еще была выговорена пожизненная пенсия от города князю Жевахову. Отдали подворье так, что впоследствии вернуть его стало практически невозможным. Правда, было оговорено условие, что подворье будет хоть как-то использоваться для культовых целей. На подворье служил священник Русской Зарубежной Церкви, который выступал арендатором нижнего храма. А так как это уже была собственность города, то священник оформлялся туда на работу как служащий.

В конце 1940-х годов, уже после Второй мировой войны, служивший на подворье священник РПЦЗ Андрей Копецкий перешел в юрисдикцию Экзархата русских приходов в Западной Европе Константинопольской Патриархии. После его смерти в конце 1960-х годов на подворье был назначен другой священник; он, пытаясь избежать суда Константинопольского Патриархата за неканоническую деятельность, перешел в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви.

Подворье постепенно приходило в упадок: здание ветшало, прихожан практически не было. В конце 1980-х – начале 1990-х годов в Бари стали снова появляться паломники из России. Но Зарубежная Церковь оказалась неготовой к этой ситуации. Я сам приезжал в эти годы в Бари как паломник с одним владыкой и помню, как находившийся на подворье священник не пускал нас в храм, отвечал из-за закрытой двери, обзывая нас большевиками.

В середине 1990-х годов мэр Бари, видя увеличивающийся поток паломников из России, сам обратился в Московский Патриархат с предложением как-то поучаствовать в приеме этих паломников. Последовали длительные переговоры. Наконец в мае 1998 года был подписан протокол о намерениях мэром Бари и митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

Я принимал активное участие в этих переговорах. В ноябре того же года в Москве был подписан окончательный договор, и в конце того же года я был назначен настоятелем русского храма во имя святителя Николая Чудотворца в Бари. В следующем году мы с матушкой переехали в Италию. Здесь мне пришлось фактически с нуля при очень сильном противодействии представителей Зарубежной Церкви начинать свою деятельность по созданию прихода. Скоро так случилось, что наш приход оказался единственным уголком русской жизни в Бари. Тогда же были налажены очень тесные отношения с базиликой святителя Николая, где почивают его мощи, и мы получили эксклюзивное право на служение у святых мощей Чудотворца. И с тех пор ежедневно там служим. А подворье вместе с храмом стало базой для наших паломников и местом окормления русских людей в Бари.

Мы все время просили власти города передать подворье нам. И когда в очередной раз получили отказ, пришлось обратиться к благочестивым властям России. В 2006 году президент Владимир Владимирович Путин принял меня в Кремле и пообещал поучаствовать в решении этого вопроса. Тогда митрополит Кирилл приложил все усилия, чтобы это событие свершилось. И в 2007 году президент России прибыл в Италию с официальным визитом, по договоренности местом встречи в верхах было выбрано Бари. Бари был выбран не случайно: президент В.В. Путин хотел поклониться мощам так почитаемого в России святителя Николая. Тогда же, в марте 2007 года, был положительно решен вопрос о русской церковной собственности в Бари. Два года ушло на согласование всех позиций, и вот в этом году, тоже в марте, президент Дмитрий Медведев специально прибыл в Бари для участия в торжественной церемонии передачи символических ключей от подворья. Месяц тому назад, в ноябре, подворье было официально передано в вечное пользование Русской Православной Церкви. Теперь перед нами стоит задача выселения всех тех, кто не имеет к нему никакого отношения. Надеюсь, что, как и обещал мэра Бари, это произойдет в течение следующего года. Затем подворье ждет перестройка под духовный и паломнический центр-гостиницу. Так что наконец-то будет реализоваться то, что задумывалось почти 100 лет назад.

Сегодня подворье, кроме обычного для него приема паломников, ведет и миссионерскую работу. Но не среди католиков, потому что это было бы не совсем правильно по отношению к местной архиепископии, которая по-хорошему к нам настроена, а среди приезжающих из России, в том числе и среди русских паломников. Дело в том, что к мощам святителя Николая приезжают и не совсем церковные люди, которые в то же время очень почитают святого. Поклоняясь мощам, присутствуя на богослужении, они переживают некий переломный момент, приходя к воцерковлению. Нередко бывает, что люди приезжают как туристы или за компанию, а потом становятся паломниками, верующими. Я считаю, что миссия такого рода не только возможна, но и необходима в этом городе.

Очень отрадно, что, начиная с 2000 года, нам удалось наладить прибытие на праздники регулярных чартерных рейсов. Каждый праздник в Бари прибывает как минимум один такой рейс. Я думаю, что крайне важно устраивать такое празднование памяти святителя Николая русскими людьми. Это особенно важно именно для нашей страны, верующие которой всегда ощущают поддержку святого. Даже в кризис мы находим благочестивых людей, которые вносят свой вклад в этот праздник, так что мы имеем возможность пригласить в такие рейсы людей, которые другим способом никогда здесь не оказались бы: сирот, малоимущих и т. д. И это чрезвычайно важно – в дни памяти святителя Николая видеть в Бари весь срез нашего общества – от власть предержащих до абсолютно простых людей, которые молятся как братья у мощей святителя: у всех одни чувства в сердцах, одни слова на устах, у всех одинаково просветленные лица. Мне вспоминается название одной книги, посвященной паломничеству в Бари, – «Россия на коленях у гробницы святителя». Это очень точно передает происходящее здесь.

В Бари побывало более ста правящих архиереев нашей Церкви. И для нас особо значимо, что наш храм и подворье были освящены нынешним патриархом, который не оставляет нас и теперь своим вниманием. Все рейсы, о которых я говорил выше, организуются по благословению Святейшего Патриарха.

Паломников очень много. Бывает, что на праздники собирается до пяти тысяч человек. У мощей можно увидеть православных из Украины, Молдавии, Грузии – всех, кто празднует память святителя Николая по юлианскому календарю. Но вот что удивляет: у мощей практически не встретишь греков. Мало приезжают из Болгарии и Сербии. Но зато активны православные из Польши.

Расскажу немного и о будничной жизни нашего подворья. Я помню, как на первое богослужение пришло всего пять человек. Сейчас же только постоянных прихожан около 150 человек. Это и русские, и украинцы, и грузины. С последними у нас очень хорошие отношения, несмотря на то, что грузинские политики нас не жалуют. А вот простые люди приходят на службы, исповедуются. Мы позволяем им петь «Символ веры» и «Отче наш» вслед за церковно-славянским на греческом и грузинском. Никакого разделения по национальному признаку у нас на приходе нет. Русские, украинцы, грузины, греки и сербы – все это одно целое.

Есть в нашем приходе и итальянцы, хотя их и не много. Это люди с очень сложной судьбой. Мы, идя им навстречу, какие-то части Божественной литургии служим и на итальянском языке. Так, в нашем храме читается Символ веры и «Отче наш» на итальянском. Кстати, в Италии есть итальянцы – священники Русской Православной Церкви.

Другие, не русские, православные общины в Бари тоже есть, например есть большая румынская община, но у них нет храма. Так что в городе только один православный храм – это русский. Удивительно и символично, что за тысячу лет пребывания мощей святителя Николая в Бари только русскому народу удалось построить здесь храм.

Есть в нашей жизни и огорчения, конечно же. Связаны они с теми, кто прежде ходил в этот храм. Сейчас здесь больше нет прихода Зарубежной Церкви, так как вся территория, в том числе и нижний храм, принадлежит России. И отношение прежде ходивших в это храм к Московскому Патриархату весьма негативное. За все последние годы эти люди ни разу не пришли к нам на богослужения, хотя у них нет сейчас своего священника. Не приходят даже на Пасху, предпочитая ее встречать дома даже в тот момент, когда под их окнами идет наш крестный ход. Эти люди не исповедуются и не причащаются. Но я надеюсь, что эта проблема будет решена миром и что храм Русской Православной Церкви будет желанным местом и для паломников из зарубежной диаспоры.

С чем едут к святителю Николаю? Прошения в общем-то во многом одинаковы. Но иногда приходиться воспитывать паломников, объясняя, о чем можно просить у мощей, что благочестиво, правильно и выполнимо, а что нельзя. Мое пожелание паломникам, которое основано на опыте общения с ними: просите, что потребно для спасения души. Основные просьбы – это моление о здравии, устройстве бытовой стороны жизни и работы. Чудеса тут очень часто происходят. Мы буквально завалены и письменными, и устными сообщениями от паломников, что в их жизни произошли значимые изменения после молитв у мощей святителя Николая. Особенно растет количество таких откликов после праздников. Содержание этих сообщений одинаково: «Отец Владимир, все, что я просил, я получил. Это просто чудо!» Прошения людей исполняются. Но я считаю главным чудом святителя Николая – исправление жизни людей. Ведь такое, казалось бы, незаметное обстоятельство, как появление осмысленности в повседневной жизни и воцерковление – вот что главное. А с этим потом приходит и время ярких чудес: исцеление от рака, обретение второй половины теми, кто уже отчаялся в этом, обретение жилья или работы. Это осязаемая помощь Божия, которая укрепляет человека на пути спасения. Ничто так не трогает, как исцеление души человеческой.

Повлияло ли служение в Бари на мою жизнь? Конечно! Прежде всего, я сам испытал на себе силу святителя Николая. Я никогда раньше об этом не говорил, но им были явлены чудеса и мне лично, и моей семье. Это были и чудеса исцелений очень яркие. Конечно, святитель давал нам силы и помогал в борьбе за подворье. Это великое чудо, что подворье возродилось из небытия.

Я бы хотел, чтобы Россия и наш народ никогда не оставляли вот этой традиции – праздновать память святителя Николая у его мощей. Ведь праздник – это в том числе и молитва. Молитва не только о тех людях, которые приезжают в Бари, но и обо всей России. А это очень важно.

Все итальянцы задают и нашим паломникам, и мне один и тот же вопрос: почему мы избрали своим самым почитаемым святым покровителем того, кто ни разу при земной жизни не был в России? Их удивляет, что русские почитают святителя Николая больше, чем жители Бари. Я отвечаю всегда на этот вопрос так: это не мы его избрали своим святым, а он нас избрал, покровительствуя нам как наиболее страждущему в мировой истории народу. За это благодарят святителя Николая как власть предержащие, так и простые люди. Я, например, расцениваю визит В.В. Путина в Бари в 2007 году, первый визит главы нового российского государства к мощам святителя Николая, как благодарение от всей исторической Руси за его покровительство. Святитель Николай для очень многих людей является духовным ориентиром. Многие, кто только идет к вере, говорили мне об этом. Помнится, один врач сказал мне, что он не верит в загробную жизнь, но верит в святителя Николая. Вот такой парадокс, который лишь подчеркивает тонкость и сложность души нашего народа. Даже в атеистические времена нецерковные люди могли всегда точно отличить икону святителя Николая от образа другого святого. Такое особое отношение к святителю Николаю, восприятие его как заступника на генетическом уровне удивительно.

Кто в России, да и во всём мире, не знает всеми любимого святого – Николая Чудотворца. Он родился в довольно знатной и богатой семье, но выбрал путь аскетизма и служения людям. При жизни он совершал многие чудеса: лечил слепых, хромых, глухих, немых. Спасал невинно осуждённых, покровительствовал путешествующим и детям. Но и после смерти его святые мощи продолжают являть исцеления страждущим и немощным.

Вконтакте

Одноклассники

Святые останки до XI века располагались в городе Миры в кафедральном соборе, где он и был архиепископом. Но с 1087 года мощи Николая Чудотворца в Бари. Они были перенесены под благовидным предлогом спасения от нашествия неверных. Хотя некоторые историки утверждают, что их попросту украли. Мощи и по сей день размещены в Бари в одноимённой базилике .

Италия, Бари: паломничество

Давно открытые границы позволяют свободно совершать паломничество по миру. Италия знаменита большим скоплением старинных достопримечательностей. Начиная с эпохи Римской империи на территории современной Италии появляются значимые в мире архитектуры и культуры сооружения, соборы, памятники. На юго-востоке этой страны расположен город Бари, который дорогой сердцу любому паломнику. Он является самым большим в области Апулия . Отправляясь в тур по Италии обязательно нужно посетить этот город, найдя его на карте. Там есть Храм святому Николаю Чудотворцу с его мощами и русское православное подворье.

Православный храм святого Николая Чудотворца в Бари

Тур по Бари всегда рассчитан на посещение православной церкви святого Николая Чудотворца. Ещё в Мирах Николай II хотел основать церковь святому, но попытки провалились. Поэтому в Бари решено было выстроить русское подворье для паломников в псковско-новгородском стиле XV века, которое напоминает русский терем.

Строилось оно на пожертвование всей России. В те времена был сбор средств два раза в год на праздники 22 мая и 19 декабря. Большой вклад своих личных средств внёс сам император, и в начале XX столетия была начата постройка под руководством архитектора А.В.Щусьева. В конце 30-х годов подворье отошло константинопольскому патриархату, но в 2007 году его вернули России.

Верхняя часть храма посвящена святителю Николаю, а нижняя – Спиридону Тримифунтскому. В храме есть образ Николая Чудотворца с частичками его мощей, а также присутствуют и мощи других святых: киево-печерских отцов, Федора Ушакова и Серафима Саровского.

Иконостас храма установлен в канонической схеме расположения икон, его росписью занималась чета Бенуа. Присутствуют иконы Спасителя, Николая Чудотворца, Богородицы. Над царскими вратами икона Благовещения, четыре Евангелиста, «Тайная вечеря». По бокам на вратах и Михаил. А также ещё размещены большие образы Серафима Саровского и святого Сергия Радонежского. Над северным входом образы бессребреников Космы и Дамиана, которые пользуются особым почитанием среди жителей Бари. Перед храмом установлена статуя Николая Чудотворца. Территория подворья включает в себя странноприимный дом, сад, хозяйственные постройки, дом для священнослужителя и церковь во имя Царя-Мученика.

Базилика святого Николая Чудотворца

сперва хранились в церкви святого Стефана, а через год специально возвели базилику и перенесли туда раку. Храм Николая Чудотворца в Бари представляет собой просторное архитектурное сооружение, состоящее из трёх вытянутых помещений с колоннами, на которые опираются арки, завершающиеся аспидами. Фрески, отражающие жизнь святого Николая, расположены на позолоченном потолке.

Справа при входе находится сосредоточение святынь и подарков паломников. Особо ценна икона святого, подаренная сербским царём в знак избавления от слепоты. В главном зале базилики можно оставить записку у статуи святому, которая находится под стеклянным куполом. Эту статую выносят на улицу в праздник перенесения мощей каждый год и разыгрывают представление, восстанавливая исторические события. Большинство паломников стараются попасть на праздник 22 мая. В верхнем храме также располагается красивый алтарь с киворием. На нём изображены ангелы, символизирующие церковные таинства. Рядом с алтарём вход в нижнюю часть базилики – крипту. В её центре и размещена рака с мощами святителя.

Рака расположена ниже уровня пола и закрыта каменными плитами. – самая долгомироточащая святыня. Ещё при их перевозе с Мир Ликийских была обнаружена благоуханная маслянистая влага. Раз в год в мае на посвящённый святому праздник священнослужитель собирает благоуханное миро с мощей. Потом его разбавляют святой водой и продают верующим для врачевания недугов. Ещё одной достопримечательностью является колонна из красного мрамора, расположенная в углу крипты. Её, по преданию, принёс сам Николай Чудотворец, сопровождаемый ангелами. Колонна привлекает всех женщин, которые мечтают выйти замуж и родить детей. Также в верхней части базилики расположен мавзолей Боны Сфорца – польской королевы.

Расписание работы церкви:

В 2017 году произошло чудесное событие: мощи Николая Чудотворца прибыли в Россию . Они не покидали города Бари почти тысячелетие. Свершилось это благодаря сотрудничеству православной и католической церквей. С 22 мая по 28 июля россиянам была предоставлена возможность приложиться к святыне. Они были выставлены:

  • в Москве в храме Христа Спасителя с 22 мая по 12 июля;
  • в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре с 13 по 28 июля.

Видео о городе Бари:

Италия славится множеством христианских святынь, особенно верующие любят посещать город Бари (Bari) – столицу Апулии (Puglia). Италия по количеству достопримечательностей и памятников культуры занимает в Европе первое место. Для любого религиозного человека этот город имеет важную ценность. Здесь находится храм святителя Николая Чудотворца (Basilica di San Nicola) - Русская церковь, посвященная святому, почитаемому многими верующими, где хранятся его мощи.

Базилика Града Барского является уникальнейшим памятником русского зодчества, который украшен торжественным фасадом, богато отделан резьбой и увенчан арками. Прекрасный зодческий комплекс среди других сооружений нового города выделяется внушительными пропорциями и архитектурными формами.

Немало архитектурных сооружений возникло за пределами России, но почти все они были построены в московской или ярославской манере. Город Бари славится грандиозным комплексом, который напоминает древнерусский терем. Строение было выполнено в новгород-псковском стиле архитектуры 15 века. Каменная одноглавая церковь рассчитана на 260 человек.

Подворье Бар-града состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

Проект постройки

Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

Италия и Россия установила свои государственные флаги на участке для строительства, когда состоялась торжественная церемония начала постройки в 1913 году. В 1914 году уже вел свою работу приют для паломников, а позже он стал временным для беженцев.

Русские эмигранты стали смотрителями церковной собственности за рубежом, стремясь сохранить ее для возрожденной России. Но в 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города, против воли людей его построивших. Постоялый двор и церковь в Бари на время забросили, паломничество к святым мощам прекратилось.

Базилика лишилась почти всего церковного имущества, без следа исчезли ценные вещи, такие как библиотека, старинная утварь, несколько десятков древних икон. Для церкви уже было подготовлено великолепное убранство и древние иконы, но из-за революции доставить их из Российской империи стало невозможно. Художнику К. С. Петрову-Водкину собирались доверить роспись нового храма, но он не смог выехать.

Русских верующих в Италии стало намного меньше после революции, и только благодаря большой греческой диаспоре православного вероисповедания, особо чтившей святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского), в 1921 году был освящен нижний приход в его честь.

Только в 2009 году Италия передала Базилику в Российское ведомство, и теперь храм опять стал достоянием и гордостью Русской Церкви. Одновременно с созданием храмового комплекса в Бари было заложено строительство нового «Барградского» храма в Санкт-Петербурге. Итальянская и российская Барградская церковь даже похожи между собой – одноглавые, квадратные, колокольни расположены над западными стенами, двухскатный кров, купола, похожие на ратный шлем.

Иконостас Подворья


Иконостас представляет собой каноническую композицию: образ Спасителя и Богородичная икона с Младенцем – справа от Царских ворот, образ св. Николая - слева от них. Слева направо в иконостасе также установлены иконы Св. Царицы Александры, Св. целителя и великомученика Пантелеймона, Святого Димитрия Солунского, Великомученика и Победоносца Георгия, Сергия Радонежского, Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, чудотворца Спиридона Тримифунтского. Далее Базилика украшена иконами Святителей Василия, Григория и Иоанна, Святых апостолов Петра и Павла, Святого равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги.


В Апулии очень почитаема икона святых бессребреников Космы и Дамиана, ее разместили с северной стороны над входом в храм. Икона Богородицы «Знамение» была написана художником А. А. Бенуа-Конским совместно со своей супругой. Ниже Богородичной иконы - Спаситель на Престоле.

Среди святынь в нижнем приделе находится икона св. Николая Чудотворца, где хранятся его мощи. С 1087 года святые мощи Св. Николая бережно хранятся в часовне Базилики. С правой стороны от входа в верхний храм базилики находится великий храмовый образ.

Над входом в базилику размещена мозаичная икона, на которой запечатлены: Спаситель, Божья Матерь и святой Николай с Евангелием в руке, написал итальянский художник Никколо Колонна (Niccolo Colonna) в 1967 году.

Внушительных размеров паникадило изготовлено в Сербии на собранные пожертвования русских эмигрантов. Установленное в 1998 году, оно заметно выделяется на фоне белоснежного свода. Перед архитектурным комплексом установлена скульптура святителю Николаю, мастерски выполненная российским скульптором В. М. Клыковым.

Паломничество к мощам

Даже после своего упокоения, святой Николай не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим. Особенно его молитвы помогают детям, пожилым людям, убогим и болящим, торговцам, морякам и путешественникам. Святителя почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники.

Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников. У православных паломников есть право совершать службы и молебны, лицезреть целебные мощи святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия. Город Бари может гордиться тем, что имеет такую святыню, как досточтимая икона святителя и его мощи.

Полезная информация

  • Адрес: город Бари, Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola)
  • Церковь открыта ежедневно с 7:30 – 13:00 и с 16:00 – 19:30. Вход бесплатный .
  • Каждый четверг в 10:30 церковь начинает Богослужение с Евхаристией (кроме Великого Поста).
  • Молебен с акафистом: четверг – 16:00, в остальные дни – 11:00.
  • Как добраться: в город Бари ходит паром до порта, храм располагается рядом с морским побережьем. От порта до церкви можно дойти пешком за 10 минут, железнодорожный вокзал находится в 15 минутах ходьбы.
  • Официальный сайт: bargrad.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ