Именные иконы. Значение роман римский в православной энциклопедии древо Составление жития святого

Святые покровители носящих имя Роман

Святой благоверный князь Роман Рязанский
Православная Церковь воспоминает святого благоверного князя Романа Олеговича Рязанского 19 июля/1 августа, в день его гибели.
К святому благоверному князю Роману Рязанскому обращаются с просьбами об укреплении веры и даровании сил для благочестивой жизни, о защите от доносов и клеветы, со всеми просьбами – в случае тезоименитства, и конечно, более всего он покровительствует всем, кто проживает на территории, которая была его княжеским уделом. Также известны случаи исцеления при обращении к этому святому. Эту икону часто дарят как именную тем, кто, как и князь, в крещении носит имя Роман.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого благоверного князя Романа Рязанского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой благоверный князь Борис
Празднество святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба установлено 2/15 мая, а также в 1021 году во время княжения в Великом Новгороде благоверного князя Ярослава Мудрого было установлено на 24 июля/6 августа.
Святой благоверный князь Борис (в крещении Роман) – святой, которому молятся при сердечных болезнях. К нему, а также брату его, святому благоверному князю Глебу, обращаются при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. В доме, где есть икона святого, будут царить любовь и взаимопонимание. Тем мужчинам, для кого святой князь Борис является покровителем, икона поможет избежать болезней, убережет от врагов, поможет обрести дружную семью и надежных друзей.
Роман Антиохийский (Сирийский), отшельник


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 27 ноября/10 декабря.

Преподобный Роман подвизался в одиночестве на Сильпийской горе, что находилась к востоку от Антиохии. Сейчас гора называется Начар Даг. Проводил время в посте и молитве, под власяницей носил тяжелые вериги. За свою святую жизнь был награжден Господом даром прозорливости и исцелений. По его молитве многие женщины обрели счастье материнства. Прожил долгую жизнь и мирно отошел к Господу.

Роман Кесарийский, Антиохийский, диакон, священномученик
Роман Римский, мученик


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 10/23 августа.

Роман Самосатский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 29 января/11 февраля.

Роман Сладкопевец, Константинопольский, диакон, творец кондаков


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 1/14 октября.

Преподобный Роман, Сладкопевец жил в конце V - начале VI веков. Грек по происхождению, он родился в Сирии. Завершив обучение, стал диаконом, а спустя некоторое время переехал в Константинополь и устроился клириком при патриаршем храме. Патриарх Евфимий вскоре приблизил Романа к себе, полюбив юношу за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Роман старательно помогал при богослужении, хотя особым голосом и слухом не обладал.

Приближение к патриарху вызвало зависть в окружении Романа, и его товарищи сыграли с ним злую шутку. Во время предрождественского богослужения, на котором присутствовал император со всей семьей, службу вел сам патриарх, а храм был заполнен прихожанами, преподобного Романа вытолкнули на амвон (специальное возвышение, для чтения Священного Писания, произнесения проповедей, пения). Оказавшись в центре внимания, он был вынужден петь, его никчемное пение привело в недоумение всех присутствующих, а самого Романа ввергло в глубокий стыд.

Придя домой, преподобный Роман упал на колени перед иконой Богородицы и со слезами молился всю ночь. И Богородица услышала его молитвы. Явившись преподобному Роману, Божия Матерь подала ему свиток, который велела съесть. Сразу же после исполнения повеления Роману был дарован красивейший мелодичный голос, да к тому же еще и поэтический дар. Впечатленный всем произошедшим он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

На следующий день преподобный Роман сам настоял на том, чтобы ему разрешили петь. И во время всенощной под Рождество Христово так чудесно спел написанный им гимн, что все вокруг прослезились от восторга, а люди назвали его «Сладкопевцем». С этого момента преподобный Роман украшал своим пением и вдохновенной молитвой каждое богослужение.

Согласно преданию, преподобный Роман Сладкопевец написал за свою жизнь более тысячи молитв и гимнов на различные праздники.

Роман Угличский, князь Святой благоверный князь Роман - сын князя Владимира Угличского, родился в 1235 году. С детских лет Роман отличался благочестием, соблюдал посты, молился, читал Священные книги, посещал храмы, был послушен родителям. После смерти отца и старшего брата принял на себя управление княжеством. С мудростью и любовью управлял он княжеством, и оно в период его правления расцвело и укрепилось. Много времени князь Роман выделял на богоугодные дела: строил больницы, богодельни, странноприимные дома, возводил и украшал храмы. Особо заботился о сиротах и вдовах. Любил посещать келии подвижников, беседовал с ними о Господе и подвигах во имя Его. После смерти жены в 1280 году всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Основал город Романов. В 1985 году, незадолго до своей кончины, предчувствуя ее, созвал к себе всех бояр и завещал им жить в мире и любви друг к другу.

РОМАН РИМСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Роман Римский (+ 258), воин, мученик.

Во время страданий мученика архидиакона Лаврентия воин Роман внезапно воскликнул: "Святой Лаврентий, я вижу светлого юношу, который стоит около тебя и отирает твои раны! Заклинаю тебя Господом Христом, не покидай меня!" После этого святого Лаврентия сняли с дыбы и поместили в темницу. Роман принес туда водонос с водой и умолял мученика крестить его. Сразу же после крещения воины отсекли ему голову. Произошло это 9 августа 258 г.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4414.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РОМАН РИМСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РОМАН РИМСКИЙ
    (ум. 258) воин, обращенный в христианство священномучеником Лаврентием Римским. Пострадал вместе с ним в гонение императора Валериана. Память в Православной …
  • РОМАН в Словаре значений Цыганских имен:
    (заимств., муж.) - осмысливается по аналогии со словом «романо» - «цыганский, цыган», а также «римский, римлянин», что равнозначно с точки …
  • РОМАН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    I ЛАКАПИН Византийский император в 920- 945 гг. 115 июня 948 г. Роман происходил из города Лакапы в феме Ликанд. …
  • РОМАН в Краткой биографической энциклопедии:
    Роман - преподобный, ученик св. Сергия Радонежского. Когда в пустыню преподобного Сергия проникли тревоги мирского самоволия и несогласия, Сергий …
  • РОМАН в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному …
  • РОМАН в Литературной энциклопедии:
    большая эпическая форма, самый типичный жанр буржуазного общества. ИСТОРИЯ ТЕРМИНА. — Название «Р.» возникло в эпоху средневековья и первоначально относилось …
  • РОМАН в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. roman) литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к …
  • РОМАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - в настоящее время самая популярная и самая богатая содержанием форма литературных произведений, отражающая в себе современную жизнь со всем …
  • РОМАН
    [французское romans - первоначально литературное произведение, написанное на романском языке] 1) боль шое повествовательное произведение в прозе, иногда и в …
  • РОМАН в Энциклопедическом словарике:
    I а, м. Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом. Исторический р. Романы Льва Толстого. Романный (лит.) - относящийся к …
  • РОМАН в Энциклопедическом словаре:
    2, -а, м. Любовные отношения между мужчиной и женщиной. У нее с ним р. Р. крутить с кем-н. (находиться в …
  • РОМАН
    РОМ́АН СЛАДКОПЕВЕЦ (кон. 5 в.- ок. 560), визант. церк. гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Монах. Автор многострофных лирико-поэтических поэм, называемых кондаками …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РОМ́АН О РOЗЕ" ("Roman dе la Rose"), памятник франц. лит-ры 13 в., аллегорич. поэма о любви поэта к Розе, олицетворяющей …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РОМ́АН О ЛИСЕ" ("Roman de Renart"), стихотв. произв., памятник франц. лит-ры сер. 13 в. Рассказывает о борьбе хитрого Лиса-Ренара с …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН МСТИСЛАВИЧ (?-1205), князь новгородский (1168-69), владимиро-волынский (с 1170), галицкий (1188, 1199), сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН IV Диоген (?-1072), визант. император c 1068. Разбит и пленён в авг. 1071 при Манцикерте султаном Алп-Арсланом, отпущен на …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН I Лакапин (?-948), визант. император в 920-944, из Македонской династии. Указы Р.I 934, 943 защищали крест. землевладение от захватов …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ОМАН (Roman), г. на В. Румынии. Св. 70 т.ж. Трубопрокатный з-д, маш-ние, хим., лёгкая, пищ. …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН (франц. roman), лит. жанр, эпич. произв. большой формы, в к-ром повествование сосредоточено на судьбах отд. личности в её отношении …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, Италия, осн. в 1303. В 1996 св. 180 тыс. …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ИМСКИЙ ПАКТ 1935, серия соглашений, заключённых между П. Лавалем (Франция) и Б. Муссолини (Италия). Муссолини отказывался от притязаний Италии на …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ИМСКИЙ КЛУБ, междунар. обществ. орг-ция. Осн. в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху науч.-техн. рев-ции. Объединяет ок. 100 …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́ИМСКИЙ ВОПРОС", конфликт между Ватиканом и итал. гос-вом, возникший в связи с ликвидацией в 1870 Папской обл. (терр. к-рой стала …
  • РОМАН в Словаре Кольера:
    детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого …
  • РОМАН
    рома"н, рома"ны, рома"на, рома"нов, рома"ну, рома"нам, рома"н, рома"ны, рома"ном, рома"нами, рома"не, …
  • РИМСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ри"мский, ри"мская, ри"мское, ри"мские, ри"мского, ри"мской, ри"мского, ри"мских, ри"мскому, ри"мской, ри"мскому, ри"мским, ри"мский, ри"мскую, ри"мское, ри"мские, ри"мского, ри"мскую, ри"мское, ри"мских, …
  • РОМАН в Словаре великорусского языка делового общения:
    роман, детектив - только что поступившая на рассмотрение проектная документация, отчет консультанта и …
  • РОМАН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, с большим числом действующих лиц, обычно в прозе. Исторический роман. …
  • РОМАН
    Любовные отношения или плод труда …
  • РОМАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Курортная …
  • РОМАН в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • РОМАН в Новом словаре иностранных слов:
    (ст.-фр. romans повествование по-французски (а не по-латыни)) 1) большая эпическая форма художественного повествования (как правило прозаическая), обычно отличающаяся многообразием действующих …
  • РОМАН в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. большая эпическая форма художественного повествования (как правило прозаическая), обычно отличающаяся многообразием действующих лиц в раз-ветвленностью сюжета; 2. любовные …
  • РОМАН в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • РИМСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2) Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3) Принадлежащий …
  • РИМСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    р`имский (от …
  • РИМСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    римский (от …
  • РИМСКИЙ в Орфографическом словаре:
    р`имский (от …
  • РОМАН в Словаре русского языка Ожегова:
    1 повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма этической прозы Исторический р. Р.-эпопея. роман 2 любовные отношения …
  • РОМАН в Словаре Даля.
  • РОМАН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Roman) , город на востоке Румынии. 71 тыс. жителей (1985). Трубопрокатный завод, машиностроение, химическая, легкая, пищевая промышленность. - (франц. roman), …
  • РОМАН
    романа, м. (фр. roman). 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. …
  • РИМСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    римская, римское. Прил. к Рим. Римский форум. Римский народ. Римское право - свод законов древнего Римского государства. Римская церковь - …
  • РИМСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    римский прил. 1) Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2) Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3) …
  • РИМСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2. Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3. Принадлежащий …
  • РИМСКИЙ
    прил. 1. Относящийся к Древнему Риму как к государству, к Риму как к столице Италии и к римлянам, связанный с …
  • РИМСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. Папа …

Планета-покровитель Романа : Меркурий.

Цвет благоприятный для обладателя имени Роман : красно-лиловый — символ активности интеллектуальной и физической.

Любимые цвета Романа: желтый, красный.

Камень-талисман Романа: аметист.

Происхождение имени Роман

Имя Роман происходит от латинского слова «романус», т. е. римлянин, римский.

Православная церковь чтит память всех Романов, прославивших себя на стезе распространения христианства и пострадавших за веру Христову.

11 февраля поминают мученика Романа, усеченного мечом в 297 году за обличение языческого вероиспове-дания в Сирии. В русском народе мученику Роману молились об избавлении от бесплодия и бесчадия.

16 февраля чтят память русского князя Романа Углицкого, строителя храмов и богаделен в суровые времена монгольского ига.

14 октября — Романа, константинопольского монаха, служившего пономарем в Софийском соборе и получившего в дар от Богородицы умение слагать церковные гимны и песни.

10 декабря — преподобного Романа Чудотворца, жившего близ Антиохии и творившего чудеса исцеления.

Характеристика имени Роман

Маленькие Романы — непоседливы и безответственны. Не терпят жизненного однообразия, могут увлечься совершенно неожиданным делом, оставив ради него более реальные и перспективные занятия.

Страстность, изобретательный ум, стремление к разнообразию осложняют жизнь взрослого Романа и его близких. Хотя жить с Романом весело: у него легкий нрав, а изобретательность его не знает границ. В семье Роман лидер, любит с толком тратить деньги, обладает здравым рассудком, организован, чрезвычайно терпелив и внешне спокоен, но, когда нужно, может проявить и вулканическую активность.

Уверенность в своих силах, работоспособность делают Романов привлекательными в глазах окружающих. Романы обычно влюбчивы и не успокоятся до тех пор, пока не найдут жену по себе, которая, впрочем, должна будет полностью «раствориться» в своем муже.

В семье у Романа чаще рождаются мальчики. Детей своих Романы любят и охотно играют с ними, помогают в учебе.

Роман довольно своеобразный человек, его своеобразие проявляется в некоторой бесшабашности. Как бы ни сложилась его судьба, Роману в жизни помогут такие качества его характера, как уравновешенность, самолюбие.

Имя Роман отождествляется с тополем, кипарисом и фиалкой. Считают также, что ему покровительствует бабочка-парусник.

Согласно нумерологии, имени Роман соответствует число 1. Оно свидетельствует о склонности человека к самоутверждению, некоторой амбициозности и даже агрессивности.

Именины у Романа: 1 декабря (18 ноября) — Роман Кесарийский, диакон, священномученик.

Известные Романы

Среди исторических личностей Романов не так много.

С византийским императором Романом Лакапином русские послы в 944 году подписывали договор о беспошлинной торговле Руси с Византией.

Именем Роман был крещен легендарный Борис, сын Владимира Красное Солнышко, погибший в 1015 году от руки вероломного брата своего Святополка Окаянного. Сын болгарки, одной из мно-гих жен Владимира, Борис Ростовский был любимцем великого князя Киевского. Не пожелав примкнуть к смуте, учиненной стар-шим братом Святополком против стареющего отца, он принял мученическую смерть. Вместе со своим младшим братом Глебом Муромским он стал одним из первых канонизированных Русской православной церковью отечественных святых. Страстотерпцы Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид, герои не только литера-турного жития, но и многочисленных излюбленных иконописцами графических изображений.

Имя Роман носили внуки и правнуки Владимира Мономаха — князья Роман Владимиро-Волынский и Роман Галицко-Волынский, радевшие против усобиц за единство княжеских земель (XII в.).

Летописи сохранили до наших дней имя Романа Бекмана, ливонца по происхождению, служившего толмачом при русском царском дворе на рубеже XVI—XVII веков. Вместе с Федором Писемским он исполнял дипломатические функции от имени России в Англии.

Имя Роман носил писатель-эмигрант Гуль. Его первая книга «Ледяной поход», описывающая Европу, увиденную глазами иностранца, очень быстро сделалась бестселлером. Какое-то время в советской Москве книгу Гуля считали политически полезной, поскольку в ней достаточно откровенно был описан белый террор, что было на руку большевистской пропаганде. Роману Гулю удавалось поддерживать отношения с советскими издательствами, и имя его периодически мелькало на страницах отечественной периодики. До 1927 года он числился корреспондентом нескольких ленинградских газет. В том же году в России вышел еще один роман Гуля из эми-грантского быта «Жизнь не фукса». Скоро, однако, Гуль вместе с многими иными писателями стал для советского читателя запретным автором. Среди людей с именем Роман достаточно часто встреча-ются люди, одаренные писательским даром.

Многие Романы становятся новаторами в различных сферах науки. Имя Романа Якобсона, молодого ученого-лингвиста, участвовавшего в создании формальной школы в литературоведении, знали поколения советских школьников. Роман Якобсон закончил Лазаревский институт восточных языков, а затем Московский университет. В 1921 году он уехал в Прагу в составе постпредства СССР и больше не вернулся в Россию. В эмиграции Якобсон трудился много и плодотворно. Он известен как основатель Пражского и Нью-Йоркского лингвистических кружков, был профессором Гарвардского университета и Массачусетского технологического института. Многочисленные работы Романа Якобсона посвящены раннеславянской поэзии и эпосу, особенностям языка и стиля русской письменности, изучению новгородских берестяных грамот. В теоретической лингвистике им сделано описание глагольной систе-мы русского языка, создана теория падежей. Крайне широк спектр его исследований и по литературоведению: от раннеславянской поэзии и «Слова о полку Игореве» до статей о Пушкине, Радищеве, Блоке, Хлебникове, Пастернаке. Последним его прижизненным из-данием стали «Оксфордские славянские грамоты» (1982 г.).

Известный эстрадный артист Роман Карцев вместе со своими друзьями — партнером по сцене Виктором Ильченко и автором многих монологов дуэта Карцев—Ильченко писателем-сатириком Михаилом Жванецким — работал в Одесском студенческом театре. На одном из спектаклей побывал Аркадий Райкин, которому понравилась игра молодого актера, и он пригласил Романа Карцева в свой театр в Ленинграде. Позднее Карцев, Ильченко и Жванецкий создали театр в Одессе, а затем переехали в Москву. В Московском театре «Эрмитаж» с успехом шли спектакли «Браво, сатира!», «Искренне Ваш...», «Когда мы отдыхаем». Также на счету Романа Карцева есть небольшие, но яркие роли в кино (вспомним хотя бы Швондера в экранизации повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»). Многие мужчины с именем Роман артистичны, обладают даром перевоплощения.

Роман Виктюк — основатель собственного театра, режиссер - новатор. В театральном мире он привлекает к себе внимание талантливыми, суперсмелыми постановками («Служанки», «Мадам Баттерфляй»). Творческий поиск его интересен и необычен, а все спектакли сугубо индивидуальны.

Роман фон Штернберг — бывший диктатор Монголии, прозванный большевиками «бешеным бароном», пламенный монархист, мечтавший возродить западный мир при помощи «желтой расы»; в 1921 году по приговору советского суда расстрелян в Новониколаевске.

Роман Кармен — оператор и режиссер документального кино, во время Великой Отечественной войны руководил группой фрон-товых кинооператоров, снимал Нюрнбергский процесс.

Роман Ткачук — актер Театра сатиры в Москве и киноактер.

Общие положения
По характеру изобретения и развлекательному замыслу Макробий (somn. 2,8) относит Петрония и Апулея с их argumenta fictis amatorum casibus referta, "сюжетами, которые наполнены вымышленными приключениями влюбленных", к той же категории, что и комедии Менандра. Теории романа в собственном смысле слова в античности не существует. Само это понятие восходит к Средним векам и означает (во Франции) длинное прозаическое или стихотворное повествование, написанное на романском народном языке. Классическая филология использует термин для обозначения достаточно длинного вымышленного повествования в прозе.
Целесообразно провести различие между романом в узком и широком смысле слова. В первом случае имеются в виду - серьезные любовные романы (мы знаем о них по многочисленным греческим текстам), и скорее шуточные формы, сохранившиеся преимущественно на латинском языке. У обоих типов есть определенные общие черты (см. разд. Литературная техника ).
В более широком смысле к жанру относятся: роман с описанием путешествия , биографический роман , часто с увещевательной тенденцией , напр., как зерцало государей, мифологический роман , который трудно отделить от исторического ; роман об Александре в особой степени сочетает черты романа о путешествии с биографией и зерцалом государей. Наконец, роман может стать оболочкой для просветительской демифологизации или утопического проекта . С другой стороны, есть развлекательная литература религиозного направления, напр., служащая религии Изиды (Апулей) или христианства , и частично эти жанры сближаются с биографией и романом о путешествии.
В типах, которые относятся к роману в более широком смысле слова, литературные формы не столь отчетливы, как в любовном и плутовском романе.
Мениппова сатира имеет точки соприкосновения с Сатириконом Петрония в его прозиметрической форме. Однако вообще у менипповой сатиры есть строгая философская позиция; ее сатирическая направленность гораздо отчетливее, чем, скажем, в романе Петрония.
Роман обладает также способностью впитывать в себя малые формы: напр., анекдоты, басни, сказки, новеллы.
Греческий фон
Греческий любовный роман родствен с новой комедией не только по материалу, он возникает в аналогичной общественной среде: в эпоху эллинизма изменившиеся политические обстоятельства стимулируют интерес к частной жизни. Для представленного в Риме двумя значимыми произведениями типа комического романа предварительной ступенью послужил, вероятно, греческий роман об Иолае. Проблема источника романа об осле будет рассмотрена в главе об Апулее. В остальном для латинской литературы значимы традиции мифологического романа, любовного (Historia Apollonii regis Tyri ), агиографического и романа об Александре.
Римское развитие
Сатирикон Петрония и Метаморфозы Апулея для нас - вершины античного романа. Видные предшественники - Сизенна со своими Милетскими рассказами и Варрон с Менипповыми сатирами, однако у Варрона не было единого действия. Латинский роман не только включен в общеантичную жанровую традицию: его развитие обладает и специфическими чертами, свойственными римской литературе. Кроме того, его ярчайшие представители в каждом случае отражают духовный и общественный климат эпохи.
Характерно, что в то же самое время, когда эпос в творчестве Лукана достиг предела своей патетики и начал отчаиваться в своей задаче изображения осмысленности природного и историко-политического космоса, роман - менее притязательный жанр повествовательной литературы - переживает взлет: это свидетельство утонченности общества, которое воспринимает как серьезную проблему упадок аристократии, школы, образования и торжество разбогатевших вольноотпущенников, но достаточно внутренне независимо, чтобы вволю над этим посмеяться.
Иные, но не менее значимые условия развития складываются для латинского романа во II в.: после гибели политического эпоса при Домициане и постепенного смещения центра тяжести из Рима на окраину Империи в то время, когда варвары начинают все чувствительнее нарушать всеобщий мир и Марк Аврелий - последний усыновленный преемник среди римских императоров - еще раз обретает поддержку в стоицизме, прежде чем ratio окончательно уступит religio , многие читатели воспринимают роман Апулея по форме и содержанию как сообразный эпохе: это многосторонний и почти не поддающийся систематизации опыт одиночки в калейдоскопически меняющемся, непредсказуемом мире, свободно самоопределяющийся в религиозно-философских рамках, где никоим образом нельзя вести речь о непритязательности, но направлена она уже не на государство и общество, а на индивидуальность - в рамках, которые своей платоновской тенденцией указывают путь в будущее.
Литературная техника
В романе сочетаются разнообразные технические приемы: они черпаются из эпоса, историографии, новеллы, сказки, декламации, драмы. Любовный роман подчас обозначается как δρᾶμα, σύνταγμα δραματιϰόν , fabula или mimus . Как и в комедии, здесь в центре - двое влюбленных, и действие разыгрывается в "мещанском" окружении; предпочтительное для античной теории комического сочетание с действительностью справедливо для романа еще меньше, чем для комедии, поскольку действие часто "романично", т. е. оно представляет собой нагромождение сенсационных событий, не вовсе немыслимых, но в таком количестве невероятных.
Серьезный греческий любовный роман имеет типичные черты, которые - частично в измененной форме - сохраняют свое значение и для римского романа, скорее юмористически-ироничного: двух влюбленных, безупречно верных и чистых, разлучают враждебные обстоятельства (часто - гнев божества): морская буря, кораблекрушение, плен, продажа в рабство, угроза потерять невинность, предотвращенная в последний момент, близкая гибель - вплоть до мнимой смерти - относятся к числу наиболее характерных ситуаций. Конец произведения - счастливое воссоединение любящих.
Повествовательная техника следует историографическим образцам . Если любящие в разлуке, две сюжетные линии развиваются параллельно. Вставками служат новеллы и экскурсы. Рассказ от первого лица и многослойность вставок - технические приемы, более свойственные эпосу, чем историографии, - встречаются в романе в более позднюю эпоху, особенно у римлян, для которых вообще Одиссея сохраняет значение важного литературного образца.
Отдельный эпизод напоминает трагедию и комедию: диалоги заменяют сообщение, монологи - психологический анализ. Нередко встречаются типичные сцены из драмы - напр., диалогическая экспозиция, сцена обмана, заседание суда, узнавание.
Несомненно, технический арсенал комического романа во многих пунктах - тот же самый: есть и разгневанное божество, и типичные дорожные и морские приключения, и показательные драматические сцены.
Правда, не следует упускать из виду и весомые различия, которые не дают полностью свести латинский роман к любовному греческому. Идеалистический любовный роман, напр., вследствие особенного подчеркивания мотива верности разлученных влюбленных практически не допускает сексуальных сцен, которые, со своей стороны, относятся к непременным признакам комического романа; и вызывает сомнения вопрос, можно ли понимать любовь Энколпия и Гитона, как в первую очередь, пародию на романную любовную интригу. Прежде всего следует отметить, что пародия на тот или иной литературный жанр не является основным мотивом создания произведений на латинском языке. Близость к греческой традиции в духе Романа об Иолае показывает, что у комического романа уже есть своя собственная традиция.
Язык и стиль
Язык и стиль обоих сохранившихся крупных латинских романов совершенно различен. У Петрония много языковых уровней - поэзия, стилистически утонченная проза рассказа от первого лица, вульгарный жаргон вольноотпущенников; у Апулея доминирующий тип - отточенная проза с гомеотелевтами, как и подобает писать в эпоху Второй софистики. Менее точная и трезвая, чем язык Петрония, его латынь отличается подчеркнутой отделкой и игровым характером. Зато ее внутреннее единство выше, чем у Петрония: Апулей, конечно, часто склоняется к поэтичности, но никогда не занимается стихотворством; иногда дает себя знать повседневный язык, однако автор избегает веризма речи вольноотпущенников Петрония.
В позднейшем развитии можно констатировать упрощение языка, причем иногда он приближается к вульгарному, качественно отличающемуся от искусного петрониева изображения простонародной латыни в том отношении, что карикатура выходит ненамеренной.
Образ мыслей I. Литературные размышления
Петроний представляет свое произведение как novae simplicitatis opus ("произведение неслыханного простодушия", 132). Прежде всего это относится к содержанию, однако у принципа называния вещей своими именами есть не только моральная, но и стилистическая сторона. Этот тезис конвергирует с grandis et pudica oratio, "высокой и целомудренной речью" (2), о которой мечтает у Петрония опустившийся ритор Агамемнон.
Естественно, поэтические примеры, которые приводит Петроний, вложены в уста субъекту далеко не безупречной нравственности, однако в них не следует искать образчики плохой литературы. Ученые прежних времен метко назвали Петрония auctorpurissimae impuritatis, "писателем чистейшей нечистоты". Его латынь во всех случаях полностью приспосабливается к своему предмету.
Если он заставляет своих героев спорить об упадке красноречия или за недостатком целомудрия в поступках восхвалять целомудренные речи, то Апулей открыто делает удовольствие читателя литературной программой и признает собственное творчество - в сознательном самоуничижении - fabula Milesiaca , "милетским рассказом", то есть развлекательной литературой. Сравнительно с языковым уровнем литературная программа у Петрония заходит скорее слишком высоко, а у Апулея опускается чересчур низко: вначале нельзя догадаться, что у истории осла есть более возвышенный смысл.
Образ мыслей II
Спорят, служило ли произведение Петрония чисто развлекательным целям или предназначалось для чтения как сатира. Вероятно, здесь сама антитеза - ложная. Анализ словаря в сопоставлении с содержанием показывает, что Петроний критикует бессмысленную мультипликацию безгранично доступных удовольствий и, не подымая морализирующего перста, косвенно дает понять, что он - если и не в моральной области, то в области хорошего вкуса - знает о преимуществах мудрого самоограничения. Тем не менее нельзя делать из Петрония эпикурейского или даже стоического доктринера, хотя он, без сомнения, знаком с учениями и той, и другой школы. В крайнем случае можно назвать его особенно рафинированным сатириком, который никогда не расстраивает читателя, давая понять свои намерения.
У Апулея аналогичная проблема стоит иначе: в корпусе романа так много беззаботно-развлекательного, что многие читатели воспринимают религиозный финал как насильственно привязанный и невероятный. Терпеливая и филигранная исследовательская работа, правда, выявила внутренние линии между основным повествовательным планом и концовкой и - кроме того - тематическую конвергенцию целого и его частей, включая эпизоды. Здесь тоже нет места для или-или. Дело в том, что "автобиографический" роман также приближается к рассказу о философском или религиозном обращении и становится важным предварительным этапом христианской автобиографии. Несмотря на это, роман Апулея - в высшей степени приятное чтение. Резкая грань между "серьезной" и "развлекательной" литературой оказывается вновь и вновь невозможной. Лучшее в обоих романах обязано своим существованием не жанру, а личности авторов.
Справедливо, что Петроний и Апулей - каждый в духе своего времени - придают роману новую ориентацию: Петроний - критическую, Апулей - религиозно-философскую. Таким образом косвенно преодолевается несколько тривиальное мировоззрение идеалистического любовного романа , частично развеиванием иллюзий, частично содержательным углублением. Однако пародийный аспект этого рода литературы не следует считать главным намерением римских авторов; это побочный результат, возникающий наряду с первичным, проистекающим из намерений автора, а их диктует личность и эпоха.

В I в. до Р. Х. Харитон; Роман о Парфеноне и Метиохе; Роман о Хионе; в I в. по Р. Х.: Роман о Каллигоне; II в. по Р. Х.: Роман о Герпиллиде; Лоллиан; Ксенофонт Эфесский; Ахилл Татий; Ямвлих; III в. по Р. Х.: Лонг (пастушеский роман); Гелиодор; V-VI вв.: Historia Apollonii regis Tyri. Роман в более тесном смысле - «длинное повествование в прозе, где в событиях доминируют эротические мотивы и серия приключений, по большей части испытанных в странствиях, для которых можно установить несколько устойчивых типов, доминирующих в сюжетах» (N. Holzberg 1986, 33), со счастливым концом.
Антоний Диоген, I-II вв. по Р. Х.; Лукиан, Правдивые истории (пародия). Драматическое сочинение (прим, перев.).
Ср., напр., K. Plepelits во введении к его переводу Харитона, Stuttgart 1976, 10 сл.
N. Holzberg 1986 подчеркивает компенсаторную функцию идеалистического романа в эпоху эллинизма (напр., 39). R. Merkelbach 1962 устанавливает, по–видимому, слишком шаблонную связь с мистериями; нет никакого сомнения в том, что творческим стимулом римского романа стало секуляризованное стремление к счастью и избавлению.