Одигитрия смоленская. Икона «Одигитрия» — значение, история, в чем помогает. Одигитрия: особенности композиции

Одна из самых узнаваемых икон Божией Матери - «Смоленская», относится к типу «Путеводительница». Прочна связана в народном сознании с нашествием татар и другими военными событиями. По преданию, это одна из икон, написанных апостолом Лукой (всего их несколько десятков). У образа целых три празднования в церковном году - один в честь перенесения, второй - в память о чудесном избавлении Смоленска от татарского нашествия, третий - в честь победы в Отечественной войне.


История появления святого образа

Образ очень древний, точно установить, как он оказался в России уже невозможно. Но большинство историков сходятся в том, что привезли икону из Византии. Там она была известна, как защитница Константинополя, часто подвергавшегося набегам. Считается, что одна из дочерей византийского императора вышла за русского князя. Как приданое, царевна привезла с собой святыню в 1046 г.

Собственно тип «Путеводительницы» сложился еще в первые века христианства в Палестине. С самого древнего образа были сделаны несколько копий, которые расходились по всему христианскому миру. «Смоленской» икона Божией Матери «Одигитрия» стала именоваться после того, как Владимир Мономах перенес ее в этот город. Икона разместилась в специально отстроенном храме.

В 15 в. Смоленск захватили литовцы. Направляясь в Москву, один из панов забрал святыню в качестве подарка. Так она оказалась в Благовещенском соборе Кремля. Есть и другие версии этого события:

  • Икону привез изгнанный смоленский правитель.
  • Литовский князь подарил образ своей дочери, которая была замужем за московским правителем.
  • Икону вывезли татары.

Так или иначе, святыня некоторое время пребывала в Москве. В середине 15 в. от имени епископа послы обратились к великому князю - они умоляли вернуть «Смоленскую» икону Божией Матери. Люди твердо верили, что без ее заступления не смогут противостоять многочисленным врагам. Князь усмотрел в этом возможность объединения, поэтому разрешил вывезти образ. Но сначала было решено сделать точный список.


Общенародное почитание и чудеса Смоленской иконы

От литовских захватчиков смоленская земля освободилась лишь в 1514 г. Именно в честь этого события был открыт Новодевичий монастырь. Соборная церковь была освящена во имя «Смоленской» иконы Божией Матери. В тот период начало складываться всенародное почитание образа, которое до этого было лишь местным. Теперь же он стал символом объединения русских земель под московским флагом.

Оригинал был изготовлен на грунтованной доске, отличался большим весом. Сверху был натянут холст с изображением. Мать держит Богомладенца на левой руке. С обратной стороны художник изобразил Распятие на фоне Иерусалима. В 17 в. возле креста появились фигуры Девы Марии и апостола Иоанна.

Считается, что оригинал безвозвратно утерян еще во времена средневековья. По другой версии, его вывезли немцы во время Великой Отечественной. Греческая копия тоже не сохранилась - она пропала во времена советской власти. Но в стране есть немало довольно древних списков (возрастом около 500 лет). С 12 по 14 века церковные историки зафиксировали более 20 чудес: часть в Смоленске, часть в Москве, по разным монастырям и деревням, куда возили образ.

Самые известные чудеса:

  • Помогла уберечь Смоленск от татарского нашествия.
  • Во время Бородинской битвы «Смоленская» Одигитрия была обнесена крестным ходом вокруг Кремля.
  • Архимандрит Троице-Сергиевой лавры Адриан исцелился от тяжелой болезни (17 в.).
  • В Новгороде была обретена Смоленская икона, написанная на монастырской стене. Она уберегла город от гибели во время холеры.

Верующему значение «Смоленской» иконы понятно без особой расшифровки: Богородица не случайно указывает на Младенца Христа, она этим призывает всех следовать правильным путем - во всем стремиться к Богу, как началу всякой правды и полноты. Большую роль сыграла она в истории России - защищала границы страны, источала чудотворения, о которых известно с 11 в. Считается, что через эту икону Богородица объединила разрозненные московские княжества.

Поклониться святыне можно в Казанском соборе (Санкт-Петербург), где находится «Смоленская икона», которая побывала на поле боя с Наполеоном. Расположена она над могилой полководца М. Кутузова. Список 15 в. хранится в Благовещенском соборе, в Новодевичьем монастыре - чуть более поздняя копия. Особенность московского списка - Младенец держит свиток вертикально.


Святая заступница

Почитание Божией Матери особенно характерно для Православия и Католицизма, для поклонения существует много праздников, написаны сотни образов. В чем помогает «Смоленская» икона верующим? Если вспомнить название иконографического типа, можно понять самый главный смысл написания: Пресвятая Дева направляет, руководит сердцем человека, показывая ему верную дорогу в рай - через Христа. Соответственно, данный образ может помочь тем, кто имеет мало веры.

Учитывая историю, связанную со многими решающими сражениями, икона является покровителем всех, кто находится на военной службе. Молятся ей во время путешествий. Также она поможет принять правильное решение в неопределенной ситуации. Считается, что образ покровительствует семье, поскольку крепко связан в народном сознании с безопасностью, защитой от нападений. Поможет помириться враждующим сторонам.

Как молиться Царице Небесной

Очень хорошие тексты молитв дает верующим Священное Писание. Например, молитвенное обращение «Богородице Дево…» Существует так называемое Богородичное молитвенное правило. Слова, впервые произнесенные архангелом Гавриилом, повторяются 150 раз. Через каждый десяток читаются другие молитвы - «Отче наш» и пр. Полный список молитв можно найти в молитвословах.

Чтобы не сбиться со счета, необходимо пользоваться четками. Для этого монахи сами делают их из шерстяных нитей. Небольшие же четки из крупных бусин не годятся - их, в основном, покупают в качестве талисмана. В интернете можно найти мастер-классы, как плетутся настоящие монашеские четки и сделать их самостоятельно.

Для «Смоленской» иконы написаны особые молитвы. Они поются во время богослужений. Но можно прочитывать их и дома, когда есть желание. Слушать в чьем-то исполнении - не запрещено, но недостаточно, человек должен молиться сам, совершать духовные усилия. Другая молитва Господу просто не нужна, это уже не молитва, а концерт.

Многие подвижники и святые составляли собственные молебные воззвания к Божией Матери: например, св. Иоанн Кронштадский, св. Ефрем Сирин. Молитвы входили в обиход только после одобрения официальной церковью. Сегодня по приходам «гуляет» много акафистов, написанных современными авторами. Но ведь для «Смоленской» иконы он давно уже есть. Не стоит пренебрегать тем, что проверено столетиями. Чтение новых молитв может быть не только неполезным, но и опасным занятием.

Даже восхвалению Богородицы необходимо учиться, подбирать для этого правильные эпитеты. Поэтому чтение акафиста будет очень полезно. Богословское значение Божией Матери очень велико, понять его в один прием невозможно. Если молитва кажется надоевшей, устаревшей, следует попытаться более глубоко ее осмыслить. Почитать перевод, книгу, посвященную молитвам или иконам. Тогда привычные слова заиграют новыми красками.

Храмы Смоленской иконы Божией Матери

Во времена Ветхого Завета считалось, что Господь обитает в Иерусалимском храме. Евреи до того почитали святилище, что даже первосвященник мог зайти туда лишь единожды в году. Но все изменилось, когда Бог взял на себя человеческую природу. Первым местом Его земного обитания стала утроба обычной женщины. Со временем Божия Мать стала почитаться богословами, как новозаветный храм. Не случайно был разрушен Храм в Иерусалиме. Книга Откровения говорит, что он будет возрожден лишь перед Вторым пришествием Христа.

В России две сотни церквей, посвященных «Смоленской» иконе Божией Матери.

  • Наиболее известная находится в Новодевичьем монастыре. Очень высокий храм устремляется в небо как корабль с парусами в виде куполов. Здесь до сих пор хранится список 15 в. Хотя собор считается памятником архитектуры, в большие праздники в нем проходят службы.
  • Есть Смоленская церковь и в Сергиевом Посаде, на территории знаменитой Лавры. Небольшой храм построен в стиле барокко, отличается изяществом и необычными красками фасада.
  • Граф Григорий Строганов в 17 в. отстроил церковь в Нижнем Новгороде на собственные деньги. Пятикупольный храм отличает изяществом, колокольня расположена прямо над входом.

В одном из древних песнопений Богородица называется Скинией - то есть селением, место обитания Бога. Пусть же каждый найдет дорогу в селение Господа!

Молитва Смоленской иконе

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Смоленская икона Божией Матери - чтимая в православной церкви икона Богородицы. Относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица, предстает в этом своем образе как Путеводительница человека, идущего к Богу. Она представлена фронтально, смотрящей в упор на молящихся. На своей левой руке Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на него как на Спасителя. Сам Младенец одну руку протягивает к Матери, а в другой держит свернутый свиток - Его учение. К характерным особенностям Одигитрии относят очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке царица Евдокия, жена императора Феодосия, перенесла его в Царьград, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона в 11 веке попала на Русь. Возможно, икона стала в 1046 году родительским благословением для дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха Анны, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Однако, существует историческое свидетельство о том, что царьградская икона, была уничтожена турками, делившими её драгоценный оклад, во время осады Константинополя в 1453 году. Поэтому большинство исследователей склоняется к тому, что привезенная в 11 веке на Русь икона является списком с древнего константинопольского образа.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (автора знаменитого «Поучения») и храмостроителя. В 1095 году он перенес икону из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени города, хранительницей которого оставалась в течение почти девяти веков.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне обратились к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Богородица через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Он был погребен в соборной церкви Смоленска и вскоре причислен к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины перед чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

В 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта Софию выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, но в 1456 году в Москву прибыл представитель смолян - епископ Смоленский Михаил - и бил челом о возвращении святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля. В этот день 28 июля (10 августа) совершается празднование Смоленской Одигитрии. В Москве было принято совершать крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь, который был основан в 1525 году великим князем Василием III на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную икону.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и Москву, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Снова в Москве Смоленская Одигитрия появилась во время Отечественной войны 1812 года. 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. Когда русские войска оставили Москву, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако, уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

До начала Великой Отечественной войны Смоленская икона Одигитрии пребывала на своем историческом месте - в Успенском соборе Смоленска, который не был разорен и после закрытия в 1929 году. Последние достоверные известия о иконе Смоленской Божьей Матери относятся к 1941 году, когда город оккупировали фашисты. Два года спустя, Смоленск был освобожден советскими войсками, но иконы в соборе не оказалось.

Сейчас в Успенском соборе Смоленска на почетном месте находится список Смоленской иконы Божией Матери.

Один из самых почитаемых списков иконы в Москве находится в Московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Списки Одигитриии Смоленской

Одигитрия Смоленская Мглинская

Одно из наиболее полных описаний Чудотворной иконы Одигитрия Мглинская представлено в книге Картины церковной жизни Черниговской Епархии из IX вековой ее истории. Киев, 1911:

И. Т. Токмаков в своей книге «Историко-статистическое описание гор. Мглина» пишет, что икона Одигитрия была дана в благословение супруге черниговского князя Всеволода Ярославича, захвачена на Черниговщине поляками и брошена вблизи места боя. Внизу иконы Одигитрии сохранилась старинная надпись: «Року Божого 1664 мсетиса 2 сентября образ найден Пресвятой Богородицы... межи Дроково и Нивного, на болоте»...

Некоторое время икона находилась в Костеничах, затем перенесена в церкви Мглина, а 2 марта 1832 года с религиозной торжественностью установлена в Мглинском Успенском собор е .

Использованы материалы Википедии и сайтов:

http://silbermanfod.livejournal.com/96654.html

Http://www.vidania.ru/icony/icon_smolenskaya.html

Http://lib.pstgu.ru/icons/index.php?option=com_alphacontent&ordering=11&limitstart=3180

На Руси давно известна икона святой Божией матери «Одигитрия» Смоленская. Необычное название, непривычное русскому уху греческое «Одигитрия» означает «Путеводительница».

Смоленская икона Божией Матери и вправду является путеводительницей для любого православного человека, которая приведет его к истинному Господу, стоит только помолиться ей от чистого сердца. «Одигитрия» имеет богатую историю и очень известна в кругах православной церкви.

Образ и композиционные особенности святого образа

Основной богословской идеей для образа стала тема пришествия Христа, который стал воплощением самого Господа на Земле, ради спасения каждой человеческой души. На доске изображена Божия Матерь, которая держит в своих руках Христа-ребёнка. Хрупкий малыш - это воплощение Небесного Царя, который грядет судить этот мир и каждого человека.

Характерной особенностью этого изображения является уникальное расположение руки Божией Матери - она подняла свою правую руку как б указывает людям на Христа, говоря Кому им следует поклоняться и молиться. Так же его можно трактовать как личное обращение Богоматери к Иисусу.

Исследователь Кондаков утверждал, что данный образ является самым древним из всех, что дошли до современной церкви. Изначально он был известен в Палестине, а после VI века широко расходиться и становится известным по всей Византии и Востоку.

Композиция иконографии весьма занимательна:

  1. Все персонажи изображены фронтально так, что их лица не касаются друг друга. Они как бы отстранены;
  2. Молящийся может четко рассмотреть лицо Иисуса и Его Матери;
  3. Лицо Богородицы слегка склонено к ребенку;
  4. Правая рука поднята на уровень груди, где замерла, в молитвенном жесте;
  5. Иисус располагается на руках;
  6. Правая рука Христа благословляет, а в левой находится пергамент (в некоторых вариациях он держит вместо свистка книгу);
  7. Царица Небесная изображена по пояс, однако в мире есть варианты доски, где она изображена в полный рост или же наоборот только по плечи;
  8. На некоторых подобных иконах Младенец располагается с правой стороны.

Точных сведений как именно Смоленская икона Божией Матери попала на территорию Руси нет, однако со времен ее появления доску чтили и считали драгоценной святыней все члены православной церкви. Мало кто из православных не знал это изображение и не молился ему.

История образа

Автором доски, по церковному преданию, является апостол Лука, чье евангелие можно найти в Новом Завете. Доска была обнаружена и перевезена в Константинополь из Палестины в 5 веке в составе иных святынь императрицей Евдокией, чей муж был император Феодосий Младший.

По сохранившимся источникам можно вычислить, что доска изначально хранилась в женском монастыре Одигон, а на пасхальные дни перемещалась в императорский дворец. Монастырь уже в то время славился чудесами и был назван Одигоном или «Путеводителем», а позже и святыня, хранившаяся в нем, стала называться «Одигитрией».

Важно! Название «Одигитрия» прекрасно подходит доске не только по месту ее первоначального хранения, но и в духовном смысле, ведь Богоматерь - это путеводительница всех людей к Господу, которая наставляет на истинный пусть и сохраняет от врагов. Этот портрет стал одним из главных в Константинополе - именно его поднимали на городские стены при осаде, защищая город от врагов.

Многие историки подтверждают, что именно данная доска стала главной в крестном ходе. Известно и чудо, произошедшее во время этого хода: по записям Стефана Новгородского, который был паломником в Константинополе, картину Богоматери носили по улицам и площадям, но чудо было в том, что тяжелое изображение в красивой деревянной раме, весившей не менее 10-20 кг носил всего один человек на протяжении всего хода, длившегося около 4-6 часов. Это ли не чудо?

Еще о чудесах в православии:

В 11 веке Богоматерь Одигитрия попадает на территорию Руси в составе приданного, которое император Константин дал за свою дочь Анну во время венчания с князем Всеволодом. Когда Всеволод умер, его сын Владимир Мономах, наказал заложить в Смоленске храм Успения Богородицы, где и расположили святое наследство. После этого, лик стал защитником города. Первое знаменательное чудо произошло в 1239 году во время осады его воинством хана Батыя. Воин Меркурий долго молился Одигитрии и получил откровение - сразиться с врагом в одиночку. По свидетельству многих монголов, во время боя Меркурия с ним были ангелы и сама Богоматерь, которые сражались вместе с ним. Монголы бежали, в ужасе от увиденного, а Меркурий погиб там и стал одним из святых православной Церкви.

Где можно увидеть икону

В начале XV века икона Богоматери Одигитрии была перемещена в Москв у. Точной причины неизвестно, но существует три версии этого события:

  1. Династический брак литовской княжны и князя Московского;
  2. Наследство последнего князя Юрия Святославовича, который был изгнан Витовтом и забрал все с собой;
  3. В составе награбленного Юргой, когда тот покинул князя Свидригайла и поехал служить московскому князю Василию Васильевичу.

Во время пребывания в Москве со святого лика были написаны несколько копий. В 1456 году оригинальное изображение вернулось в Смоленск, после того как московский князь Василий Темный вернул ее в качестве будущего воссоединения двух городов. При этом копия была написана и оставлена в Москве в Благовещенском соборе. На копии младенец Христос располагается вертикально, причем исследователи склонны думать, что так изображали Иисус и на оригинальном византийском образе. Позже Смоленскую Божью Матерь привозили в Москву несколько раз для совершения молитвы.

Особо знаменателен был день Бородинской битвы, когда в крестном ходе москвичей были собраны множество святых ликов, в том числе и Смоленский. На время войны с французами лик был передан на хранение в город Ярославль, для сбережения и защиты.

Важно! В 1941 году Одигитрия, которую привезли из Византии, была утрачена, подозревается, что она была украдена. Копия изображения сейчас хранится в Оружейной палате, куда оно попало из построенного в 1523 году Новодевичьего монастыря. Сделали это из соображений безопасности, ведь рама доски отделана богатым золотым окладом и ризой из жемчуга.

В чем помогает Одигитрия

Смоленская Богоматерь часто переезжала, размещаясь то в храмах Москвы, то в соборах Ярославля, и только в 1655 году ее вернули в Смоленск, где и сегодня можно поклониться, и помолится ей, права уже не оригинальному изображению, а копии. Изначально святое изображение размещалось в Константинополе, который был много раз спасен именно ею. Ведь именно перед Одигитрией множество верующих молилось о мире в городе и о прекращении военных действий. Она хранила сначала Византию, а теперь и Россию, защищая ее от военных действий, разрушительных природных явлений и страшных эпидемий.

О чем молятся православные христиане перед этим образом? Они верят, что лик:

  • защитит родную землю от военных действий и кровопролития;
  • защитит тех, кто находится в армии и на фронте;
  • убережет от болезней и эпидемий;
  • защитит каждую семью;
  • будет покровительствовать семейным людям.

О чем еще можно молиться Богородице:

  • Молитва перед иконой «Умягчение злых сердец» о примирении
  • Молитва перед иконой «Всецарица» для избавления от онкологии

Этот образ олицетворяет символ защиты от бед и символ здравия. Иконе молятся о спасении семьи, о защите близких и родных, о тех, кто находится вдалеке от родного дома. Просят защиты Богоматери и те, кто отправляются в путешествие или командировку. Матеря просят о защите детей, а

Но самая главная задача иконы Смоленской Богоматери - это направить к спасению человечество и отдельные души. Все, жаждущие Бога, найдут Его тут. Больные могут просить у Божьей Матери исцеления, и они его получат, могут просить здравия своей душе, и оно прибудет с ними.

Это происходит трижды в год:

  • 10 августа - эта дата соблюдается ежегодно с 1525 года, когда в этот день лик был перемещен из Кремля в Новодевичий монастырь;
  • 18 ноября - после победы над Наполеоном в 1812 году эта дата также ежегодно празднуется православными верующими;
  • 7 декабря - жители Смоленска решили отмечать этот праздник как день освобождения от татаро-монгольского ига.
Важно! В эти дни в Смоленской обители Пресвятой Богородице читается акафист Смоленской Божьей Матери, где ей может помолится каждый верующий словами молитвы и акафиста.

Посмотрите видео о Смоленской иконе Божьей Матери

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная.

Свт. Григорий Палама

Новодевичий монастырь – одна из самых красивых обителей Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года. С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься.

Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!…

Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы.

Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля - на следующий день после празднования Смоленской иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед превосходивших неприятелем. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Предстательство Пречистой за Ее излюбленный удел было вновь явлено через полтора века, во время Отечественной войны 1812 года. Вновь Ее чудотворный образ был вывезен, сперва в Москву - 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. А когда русские войска оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание Ее чудотворного образа на волжских берегах оказывалось непродолжительным: уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему монастырю. Ссылали сюда неугодных цариц и царевен – Евдокию Лопухину, Софью; грабили и разоряли его наполеоновские «двунадесять языков» и даже попытались было, перед бегством своим из Москвы, взорвать обитель (спасли ее смелые инокини, затушившие уже зажженные фитили). В 1922 году Новодевичий и вовсе закрыли, разогнав его насельниц. За противление грабительскому «изъятию церковных ценностей» была отправлена в лагерь игуменья Вера; а в 1938 году последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где покоится прах десятков тысяч расстрелянных. Еще в 1925 году на кладбище внутри монастырских стен было 2811 надгробных памятников, сейчас их осталось не более ста (в том числе могилы историка Сергея Соловьева и его сына Владимира, великого русского философа). В оскверненной обители устроили «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году ее здания передали Государственному историческому музею.

Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм, с тех пор здесь вновь зазвучала молитва пред одним из списков Одигитрии. Возрождение самой обители началось в 1994 г., когда в Новодевичий вернулись инокини во главе с игуменьей Серафимой (Черной) – внучкой святителя-мученика Серафима (Чичагова), скончавшейся в 1999 году; ее преемницей стала игумения Серафима (Исаева).

…Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. 1 августа 1941 г. вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно ее судьба начнет проясняться - подобно тому, как происходит с другой пропавшей было в ту войну чудотворной, Тихвинской.

Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею и обтянута холстом; Пречистая изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею же держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие; одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было. Особенности Смоленской иконы – это фронтальное положение Младенца; очень небольшой поворот Богоматери в Его сторону Младенца; Ее чуть голова склоненная голова; характерное положение рук.

Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»:

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Молитва Cмоленской иконе Божьей Матери

Молятся Смоленской Богородице о даровании долгожданного мира, о благополучии рода и согласии в семье, об исцелении от всевозможных заболеваний. Замечено, что искренняя молитва перед образом во время эпидемий помогает не заболеть.

Икона много раз защищала Русь от вторжения неприятеля, а в сражениях даровала неожиданную победу. Поэтому, традиционно, перед ней молятся воины о благополучном прохождении службы, а их матери – о возвращении сыновей домой живыми. Смоленская Богородица указывает верный путь и защищает в дороге путешественников.

Смоленская икона молитва

Смоленская икона Богородицы

О Пречудная н Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие!

Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия.

Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы.

Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва Смоленской Божьей Матери

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице.

И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Смоленская икона Богородицы

Вышитые иконы

Работа в Рандеву отзывы

Молитва преподобной Марии Египетской

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят ее за то, что она является путеводной нитью, ведущей к спасению.

В переводе с греческого «Одигитрия» означает «Путеводительница». Смоленская икона Божией Матери оказывает помощь и поддержку каждому обратившемуся к ней с молитвами, исцеляя от недугов, помогая в укреплении веры, ограждая просящих от негатива и искушений на жизненном пути.

История иконы

Предание гласит, что Смоленская икона «Одигитрия» была написана самим святым Лукой во время земной жизни Богородицы. Точных сведений о том, как святой образ попал в Россию, нет, однако известны упоминания об иконе уже в середине 11 века. Этот лик стал родовой святыней русских князей, которые передавали ее преемникам с величайшим трепетом.

Святая икона Смоленский Божией Матери является одной из самых главных святынь Русской Церкви. Верующие получают от нее помощь, которая связывает их с православной верой, не позволяя дьявольским проискам очернить души, стремящиеся к свету и Божьей благодати.

Описание иконы «Одигитрия»

На иконе изображена Богоматерь по пояс, на правой руке которой расположен Младенец. Правую руку он держит в благословляющем жесте. В левой руке Младенца расположен свиток - символ учения и просвещения. Спаситель изображен в царственных одеяниях, что означает образ Вседержителя. Его одежды выписаны искусно, с использованием пурпурного и золотого цветов. Часто Младенец на иконе облачен в корону.

Где находится икона

В России насчитывается более двухсот храмов, церквей и приходов, где можно поклониться образу Смоленской Божией Матери. Кроме того, списки с иконы хранятся во многих музеях. Среди копий икон более 30 обладают чудотворными способностями.

Поклониться образу можно в следующих местах:

  • город Москва, собор Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре;
  • город Санкт-Петербург, церковь Смоленской иконы Божией Матери;
  • город Сергиев Посад, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре;
  • город Суздаль, церковь Смоленской иконы Божией Матери;
  • город Кострома, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре;
  • город Орел, кафедральный собор Смоленской иконы Божией Матери;
  • город Нижний Новгород, церковь Смоленской иконы Божией Матери.

В чем помогает икона Смоленской Божией Матери

Святой лик обладает многими чудотворными способностями, и православные христиане обращаются к Смоленской Богоматери с молитвами:

  • о защите отчизны от войн и вражеских набегов;
  • о здоровье военных, находящихся в горячих точках;
  • о здоровье близких людей и всех живущих на Земле от эпидемий;
  • о защите дома от негатива и недоброжелателей;
  • об укреплении веры и силы духа;
  • о противостоянии искушениям и обману, вводящим души в заблуждение.

Молитва перед образом

«Царица Богородица, Путеводительница и защитница всего рода людского. К Тебе обращаемся с молитвами смиренными. Избави нас от скорбей и печалей, настави на путь истинный да убереги плоть и кровь нашу от недугов и болезней. Помоги, Богородица, обрести веру истинную да укрепиться в ней, не позволяя проискам дьявольским бросить семя сомнений и раздора. Сохрани мир на всей земле да не позволь недругам разорить отчизну нашу. Повлияй на умы недоброжелателей наших, избавив их от скверны гнева. Аминь».

Дни почитания иконы

Икона Божией Матери «Одигитрия» почитается три раза в год:

  • 10 августа (28 июля), когда святой лик был перенесен из Московского Кремля в Новодевичий монастырь;
  • 18 ноября (5 ноября) в честь чудотворной помощи иконы и одержания победы в Отечественной войне 1812 года;
  • 7 декабря (24 ноября) в честь победы жителей славного города Смоленска над Золотой Ордой.

Каждый из этих праздников сопровождается литургией и вознесением молитв Высшим Силам, не позволившим Руси пасть под натиском недругов и обидчиков.

Смоленская икона является помощницей и покровительницей каждого уверовавшего в Господа. Искренние молитвы помогут вам обрести веру и начать праведный путь, который будет каждый день менять вас и вашу жизнь в лучшую сторону. Желаем вам радости и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

День Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ибо то, о чем ее просят, .

Молитва святой Марте на исполнение желания

Чудотворные молитвы часто помогают в жизни. Малоизвестная, но крайне действенная молитва святой Марте поможет вам воплотить мечты в жизнь. .

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный смысл.

22 декабря: молитвы в день иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

В православии есть множество икон, но некоторые почитаются верующими особенно сильно. Одной из таких икон является образ.

20 ноября - день иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»

В православии и в христианстве в целом существует большое количество икон, которые можно назвать чудотворными. Одна из таких – .

«Смоленская» – каноническая икона Божьей Матери

Появление Смоленской иконы Божией Матери возносится к временам евангелиста Луки. Предание гласит, что, кроме трудов по написанию Евангелия, Лука оставил после себя несколько собственноручно созданных образов Младенца Иисуса с Матерью. Эти иконы обладали общим композиционным решением, которое впоследствии стало называться Одигитрия.

Одигитрия: особенности композиции

Существует несколько типов иконографического расположения Богородицы – Оранта, Елеус (Умиления), Панахранта (Всемилостивая), Одигитрия и пр. Согласно того, к какому типу иконографического расположения фигур Божией Матери и Младенца соответствует икона, приписывается ее каноническое значение – одним возносятся молитвы о спасении, покровительстве над большими проблемами в обществе, другим больше вопиют о человеческих проблемах и неурядицах, третьи почитаемы, как разрешительницы проблем со здоровьем. Иконы Умиления, к примеру, помогают женщинам сохранять брак, покровительствуют молитвам о здравии детей. Одна из них, Волоколамская Богоматерь, обрела общенародную известность – ей возносится молитва о сохранении любви между супругами и спасении от всякого бесовского наваждения.

Идея святого образа

Бог Младенец – это Небесный Царь, который одной рукой благословляет паству, а второй дает закон, по которому должны следовать христиане, дабы достичь Вечной Жизни. Он же наш Грядущий Судья, пришествие которого в земной мир первый раз ознаменовалось спасением человечества. Второй раз он придет уже, как Тот, волею которого будет вершиться справедливый Суд.

Богородица жестом указывает на Сына своего – молитесь и поклоняйтесь Ему, обращайте свои помыслы и просьбы. Он есть Сын Божий, ваш Спаситель и Покровитель. К тому же своим жестом она выражает личное преклонение перед Богородным Чадом своим, понимая, какое будущее уготовано ему.

  • Одигитрия – в иконографических композициях для такого типа характерно изображение Божией Матери и Бога Младенца почти фронтально, их лики не соприкасаются. Иисус-младенец восседает у Матери на руках. Сложив персты правой руки, он благословляет молящихся, а в левую принято вкладывать Ему список, иногда – книгу. Чаще Божья Матерь изображена в пояс, но существует и оплечное изображение – Казанская икона. Также встречаются ростовые композиции. Каждой иконе соответствует собственная молитва, с которой принято обращаться, прося разрешение проблем.
  • Младенец Иисус чаще расположен слева, но встречаются Одигитрии, где ему отводится место на правой руке Богородицы. Одна из таких икон – Праворучица, также приписывается кисти одного из семидесяти учеников Христа – евангелисту Луке. Праворучица чаще помогает в качестве покровительницы тех, кто старательно идет к знаниям, – учеников, студентов. Ее же просят в помощь нерадивому школяру, дабы радовал родителей своими успехами.

Этот тип иконографического изображения является одним из древнейших. Сложился он в Палестине, а в VI веке распространился на Восток и в Византию. Оттуда взяли начало православные традиции, и дошли главные известные иконы под общим названием Одигитрия.

История возникновения и значение термина Одигитрия

Из Святой Земли, примерно в средине V века, в Константинополь была привезена первая из икон подобной иконографии – Влахернская. Волею императрицы Евдокии, супруги Феодосия Младшего, святой образ был передан в женский монастырь Одигон. Монастырь сей был прославлен источником, который имел великую силу – истовая молитва около него совершала чудеса исцеления незрячих. Благодаря стараниям монахинь, которые заботами окружали приходивших в поисках исцеления слепых, это место получило название «проводников». Монастырь же в свою очередь получил прозвище «Проводник» – Одигон.

Главная святыня монастыря – лик Богородицы, получила название Одигитрия. Впоследствии обычное топографическое обозначение приняло по праву свой сакральный смысл: Святая Мать – Путеводительница, указывающая и наставляющая верующих на путь праведный, а молитва ей приобрела небывалую славу.

Эта икона считалась одной из главнейших святынь Константинополя. Ей приписывались чудесные свойства ограждать от врагов, поэтому при первой же опасности и подозрении на нападение недругов, святой лик выносили на городские стены, дабы силой Господней отразить коварство нападавших.

  • «Икону ту всякий вторник выносят на удивление людям. Что есть великое чудо для всех местных и приезжих из других городов и стран. Ибо величественное зрелище предстает пред очи любому – искусно кованная большая икона носима усилием всего лишь одного человека. Будто Ангельской помощью удерживаемая, она представляет собой величественное зрелище. Весь собравшийся люд с плачем вопиет: «Господи, помилуй!». А носитель иконы идет с легкостью, словно ничем не гружен. Многочисленные исцеления и чудеса происходят при этом, по милости Господа да на удивление всякому пришедшему узреть ее великолепие», – из сказания, оставленного русским паломником Стефаном Новгородцем, посетившем Византию в 1348 – 49 гг.

Путешествие иконы на Русь – история Смоленской иконы Богородицы

Согласно преданию, несколько Одигитрий кисти апостола Луки, принесенные из Святой Земли, были прототипами списков (повторений), которые распространились во многие пределы земные. Одними из них стали Праворучица и Влахернская Одигитрия. А на Руси особое почитание обрели Одигитрии, что получили собственные названия, – Казанская, Иверская, Седьмиезерная, Тихвинская, Торопецкая и, собственно, Смоленская. Каждой из них соответствует своя молитва и акафист, которые исполняются в праздничные дни и на особенные случаи.

Константин Мономах, выдававший замуж свою дочь Анну за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого, благословил этой иконой их брак. Сама икона, в качестве подарка, прибыла в обозе достопочтимой невесты с остальными ценными дарами и стала одной из главных святынь их двора. А уж их сын, Владимир Всеволодович Мономах, перенес святой образ в Смоленск. Там был заложен храм Успения Богородицы, где и обрела святыня свою нынешнюю известность – как покровительница христиан на Руси, которая помогает оборонять народ от набегов неприятельских.

  • В предании описывают 1239 г. У стен Смоленска полчища хана Батыя устроили долгую осаду. Растерянность и страх сковали волю обороняющихся, никто не понимал, что же делать далее. Некий ратник, по имени Меркурий, истово молясь пред иконой Божией Матери с Младенцем Господом, получает откровение и благословение на подвиг, с указанием и напутствием выйти смело на врага, стоящего у ворот.
  • Паника и ужас охватил вражеское войско. Бросая оружие и раненых, враг стремглав бежал прочь. Ибо против них вышло войско, сопровождаемое Лучезарной Женой и ратью невиданной мощи. Это было зримое сошествие Божьей силы, которая помогает отважным и чистым сердцам. Меркурий, приняв в бою мученическую погибель, был причислен к святым Православной Церкви за храбрость и самоотверженность в защите родного Отечества. Молитва ему оберегает ратников и сохраняет бесстрашие в борьбе за свой народ.

Затем по воле истории, Смоленская Одигитрия переносится в Москву. Особо чтимую святыню размещают в Благовещенском соборе. Сталось это после того, как Смоленск перешел под управление княжества Литовского. Историками допускаются разные версии переноса иконы из Смоленска в Москву, но выделяют среди них три, как наиболее возможные.

  1. Перенос связан с династическим браком дочери князя Витовта, Софьи. Став супругой Василия Дмитриевича, князя Московского, она привезла с собой в качестве подарка от своего сиятельного отца несколько икон греческого письма. В их числе могла быть и Смоленская Богоматерь, как одна из наиболее ценных и почитаемых.
  2. Другая версия допускает то, что изгнанный из Смоленска князь Юрий Святославович перевез с собой святыню в Москву. Так как изгнание его было рук Витовта, литовского князя, то с собой были прихвачены второпях наиболее значимые иконы для Православной Церкви, дабы не были утрачены святыни Руси.
  3. В «Русском временнике» изложена третья версия, по которой некто Юрга, пан Свилколдович, уезжая от Свидригайла (литовского князя), по дороге в Москву к великому князю Василию Васильевичу разграбил Смоленск. Поэтому наиболее ценные и досточтимые святыни были привезены и подарены московскому князю, за предоставление покровительства и укрытие от преследователей.

В 1456 году, сопровождаемый знатью и наместником Смоленска, епископ Мисаил прибыл в Москву. Главная просьба смолян к московскому великому князю Василию Васильевичу была в том, дабы вернуть сиятельный лик Богородицы в Смоленск. Князь, руководимый Божьей Волей, узрел в мирном исходе залог будущего примирения земель и воссоединения Смоленска с Москвой, повелел вернуть святыню в законные пределы.

Но перед возвращением с иконы был сделан «мера в меру» список, оставшийся в Благовещенском соборе. На прощание Смоленскую икону пронесли крестным ходом из Кремля, пройдя путь до Девичьего поля, по выезду на Старую Смоленскую дорогу совершили большой молебен и с миром отпустили восвояси.

По воле Божьей, в 1514 году, усилиями московского великого князя Василия III Ивановича, Смоленск отвоевали у Литвы и вернули в лоно Отчизны. В память этому великому воссоединению, в том месте, где москвичи прощались со Смоленской Одигитрией, был основан Новодевичий монастырь. А 28 июля 1525 года в монастырские пределы из Кремля перенесли тот самый список, что хранился в Благовещенском соборе. Богатым окладом его украсили в царствование Бориса Годунова, в нем же и оказался он в 1927 году в Оружейной палате.

Одигитрия помогает сохранить покой

Исторически сложились и укрепились в народе Руси небывалая любовь и признание Божией Матери. Ей молятся, призывая о спасении от врага, выздоровлении детей и взрослых, исцелении от демонических наваждений. Иконе Смоленской Божией Матери отведено одно из почитаемых мест в сознании православных.

  • Иконой Смоленской Богородицы благословляли молодоженов для дальнейшего мирного жития, чтобы лик Божией Матери сопровождал их семью всю дальнейшую жизнь, укрывая от бед и невзгод.
  • Икона Богородицы Смоленская Одигитрия – это одна из главных в домашнем иконостасе любой православной семьи. Ее предпочитали первой вносить в новый дом, но прежде обходили крестным ходом всю усадьбу. Молитва ей призывала Божью Матерь укрыть дом от врагов и дать благополучие в его стенах.
  • В любой ситуации, когда возникала угроза здоровью членов семьи, именно Смоленской Одигитрии возносились мольбы о выздоровлении болящего.
  • Если семью постигало бедствие материального характера – неурожай, безработица, мор домашнего скота или разорение, то с иконой обходили вокруг дома с крестным ходом. Молитва призвана была улучшить материальное положение и отвести от долговой ямы. В современной интерпретации – это безработица, невозможность оплатить кредиты или иные долговые обязательства, получение денег с должников своих.
  • Также сильно помогает икона Богородицы в те моменты, когда колдовство и дьявольские происки стали разрушителями спокойствия в семье и доме – отвороты, привороты, зависть, порча на членов семьи. С ней обходят по периметру внутри стен и читают очистительные молитвы на изгнание бесов.
  • Одигитрия традиционно считается материнской иконой. Заболевшего ребенка кладут под ней, обычно стоящей в красному углу, и читают молитвы о здравии.

Спасение от домовых и бесовского колдовства

Часто эта напасть заводится в доме по чьему-то злому умыслу – порча, магические манипуляции, подселение. Но нередки случаи, когда потусторонние сущности заводятся в доме из-за халатности самих хозяев.

  1. злословие, чертыхание, нецензурная лексика;
  2. хранение в доме изображений, книг и кинофильмов, где есть культ насилия и сатаны;
  3. подобранные на улице чужие вещи и драгоценности;
  4. отсутствие веры Божией в сердце, маловерие;
  5. игнорирование обрядов и христианских традиций;
  6. критика, отторжение религиозных догм, ересь.

Там, где забывают Господа и дают волю дьяволу, появляется благодатная атмосфера для нечисти. Чтобы вымести из дому бесовские сущности, достаточно просто дать Богу и Его Небесным Угодникам власть над вашим домом. Конечно, самая лучшая подмога в этом случае – истовая, от всего сердца идущая молитва и домашний лик Пресвятой Богородицы.

  • Зажгите лампаду у домашней иконы Одигитрии и прочтите полный акафист, посвященный ей.
  • Затем аккуратно снимают икону с полки красного угла и, обернув ее в торжественную красивую ткань, обходят дом внутри. Читают молитвы и акафисты, пока не пройдут троекратно все комнаты и другие помещения.
  • Обязательно дом обносят по кругу свечой от Пасхальной службы. Ее обычно хранят весь год и меняют на новую после следующей праздничной литургии.
  • В завершение обряда обязательно исповедуются и принимают Святое Причастие.
  • Чтобы нечисть не нашла в вашем доме спокойствия и не вздумала вернуться, постарайтесь теперь усердно исполнять свои долги пред Господом – молитесь и посещайте воскресные службы в храме.

Где Господней Силе отдана власть, а сердце преисполнено верой, там нет места бесовскому отродью. Святой Дух благословит стены вашего дома, а Богородица, как и положено Пресвятой Путеводительнице, приведет Силу Небесную на защиту вам и вашей семье.

Текст первой молитвы перед иконой «Смоленская».

Одигитрия – в помощь больному

Под семейной иконой, которой чаще всего бывает Одигитрия, находят исцеление от хворей телесных. Если в доме кто-то заболел, нужно лечь под иконами в красном углу и молить Силе Божией и Богородице об исцелении.

Стоит помнить, что Одигитрия – это лик Богородицы высшего поклонения. Ее не носят в руках без надобности, не кладут под подушку или на тумбочку. Вообще к ней необходимо отнестись с подобающим пиететом.

  • Лампаду под ней зажигают не только во время молебна и прошения милостей. Святой огонек должен зажигаться во все праздничные и памятные дни Богоматери.
  • Чаще возносите Царице Небесной молебны. Тогда она не останется глуха в нужную минуту, вернет вам благодатью вашу искреннюю молитву.
  • Больного кладут под иконами и читают молитвы с акафистом. Не забывайте зажечь свечи – это символ вашей веры христианской.
  • Больное дитя накрывают полотном, что хранится с крещения, – крыжмой.
  • Свяченой водой умывают того, кому нужна помощь, и дают сделать несколько глотков.

Нет ничего более целебного для болезненной плоти, чем Создатель и его Святые Угодники. Мы лишь должны открыть им себя, дабы получить Божьих врачевателей в помощь.

Текст второй молитвы перед иконой «Смоленская».

Святой лик охраняет добрые отношения в доме

К иконам всегда относились с почтением и доверяли им все самые сокровенные тайны. У них же принято было просить подмоги во всяких житейских вопросах. Не обошли эти традиции и Смоленскую Одигитрию, как наиболее распространенную в образе Богоматери домашних иконостасов.

  • Прежде всего, за ней принято хранить самые важные семейные ценности – документы, деньги, накопления. Подразумевается, что Сила Небесная, как наилучший охранник вашему материальному, отведет от лихого и позаботится о добре.
  • Существует нерушимая традиция – пару венчальных свечей после обряда заворачивают в платочек и так хранят всю оставшуюся жизнь, спрятав за Одигитрию – хранительницу семейного очага. Господня Сила за всем узрит и наставит супругов на путь добрых отношений – усмирит буйные сердца да отведет от дома завистников.
  • После появления в семье чада, прятать за домашние иконы полагается детские реликвии – молочные зубки, стриженые волосы или метрики. Так православные выражают доверие Богородице, в надежде, что она присмотрит за кровиночкой – отведет зло, сглаз и прочие напасти.

Конечно, икону не используют в роли сейфа, стягивая за нее все семейные богатства. Не забывайте с пиететом относиться к домашней святыне. Смысл скорее в том, чтобы Богородица своею милостью и добротой сохранила наиболее важные для людей моменты – семью, родных и спокойный уклад в доме.

Помните! После чудесного исцеления или избавления от трудностей воздайте хвалу Господу и Богородице за милость, проявленную к вам, и внимание. Обязательно соблюдайте каноны и не забывайте дорогу к храму. Только с Богом в сердце человек сможет преодолеть беды, найти утешение в трудностях и разделить радость от утоления печалей. По вере дано будет!