Характеристика единства мышления и речи проявляется. Единство мышления и речи, общения и познания. Мышление и речь











Общественная сущность языка. Социальные факторы в развитии системы языка.

Общественная функция языка проявляется в том, что он подвержен влиянию социальных факторов это влияние наиболее заметно в фонетической истории языка. В результате влияния соц. Факторов на синтаксис появляются новые словосочетания. Наиболее сильному влиянию социума подвержен словарный запас. Переход слов в пассивный запас, появление неологизмов. О связях языка и общества свидетельствует стилистическая дифференциация языка: зависимость использования языковых средств от социальной принадлежности языка и от потребности общества. Разные функциональные системы используются в науке делопроизводства. Реакция общества на язык проявляется в социальной дифференциации. Язык объясняется неоднородностью общества. Территориальные и социальные диалекты являются коррективной независимой от воли отдельных представителей не исключается влияние общества (государства) на язык. Способствующая более эффективному функционированию языка (усовершенствование орфографии, пунктуации).

Понятие знака. Основные свойства знаков.

Современная лингвистика основана на понятии знаков Фердинандом Де Соссюром. Любой знак служит средством передачи информации (информативность знака), чтобы выполнить данную функцию, знак должен быть воспринимаемым (материальным). Материальное явление может служить знаком, если человек имеет возможность представить данное явление в двух состояниях. Знаки не создаются каждый раз заново, а воспроизводятся (воспроизводимость знака). Знак отсылает к объекту действительности, который называется рефлекторным. В этом состоит его референциальность. Сам знак как материальное явление и референтный не связанны между собой. Знак може иметь другое значение. Данное соотношение является условностью знака. Другой аспект знака, соотнесенный с условностью состоит в непроизвольности в социальном коллективе. Любая знаковая система может эффективно функционировать только тогда, когда знаки воспринимают одинаково всеми членами коллектива. Условность знака проявляется в момент его введения. Степень обязательности знака зависит от длительности его функционирования и количества людей которые пользуются этим знаком. Еще одним свойством знака является его противопоставление другим знакам по форме и содержанию.

Типология знаков.

1. Знаки иконы – связанны с объектом, отношением подобия или сходством (мотивированный знак), копия документов или отпечатки пальцев.

2. Знаки индексы – устанавливают факт физической связи между предметом и знаком. Связь формы и содержания этих знаков основано не на сходстве, а на близости в пространстве или во времени, (дым означает наличие огня). Эти знаки всегда связаны с определенной ситуацией могут быть звуковыми (звонок – начало/конец пар) зрительные (красн. огонь маяка)

3. Знаки символы – их форма не дает представления о содержании. Связь устанавливается производно по соглашению. Содержание таких знаков образно мотивированны (красный крест – медицина). Вторичные знаки (субституты) замещают не предмет, а первичный знак (фонема – знак, буква – субститут). Наиболее известны математические знаки, дорожныею. Эти знаки могут образовывать особые знаковые системы (эсперанто).

Вспомогательные языки.

Языковые контакты ведут к образованию вспомогательных языков – гибридные языки с бедным словарем минимальной грамматикой. Для участников коммуникации вспомогательный язык не является родным, он имеет функцию тематического ограничения, среди таких языков различают: лингва-франка, пиджины и коины.
Лингва-франка- торговый язык сложившийся в средние века в средиземноморье, как средство общения арабских и турецких купцов с европейцами. В современности социолингвистический термин расширил свое значение и стал обозначать любой контактный язык в межэтническом общении.
Пиджин – язык торговых и деловых контактов в основе котрого лежаит смешение элементов одного из европейских языков (англ.и франц.) он использует европеский словарь, фонетику и грамматику. В функциональном отношении пиджины могут оспользовать как лингва франка т.е. в контактах представителей разных метсых этносов. Пиджин который стал родным для данного этноса называют креольским языком.
Койне - – устный язык межплеменного и наддиалектического общения.

Единство и особенности языка и мышления.

Язык и мышление образуют единство, которое включает два основных аспекта:
а) генетический - выражающийся в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;
б) функциональный - с этой точки зрения язык и мышление в их современном состоянии представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию.

Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон единства, составляемого ими, относительно самостоятельна и обладает своими специфическими законами функционирования и развития. Поэтому характер взаимоотношений языка и мышления в процессах познания и общения может быть различным в зависимости от видов мышления, целей мыслительной деятельности и т. д. Таким образом, между языком и мышлением существуют определенные различия.

Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Особенно четко это проявляется в выражении мысли на разных языках. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки довольно сильно различаются.
Во-вторых, различие существует в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.
В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было сделано мышлением. Причем делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик предметной действительности.
В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта.
Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, мышление воздействует на язык. Это осуществляется следующим образом:
- мышление предоставляет содержательную основу для языка, для речевых выражений;
- мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации;
- в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знаний, закрепляемых в языке, опыта его употребления;
- мышление определяет уровень языковой культуры;
- обогащение мышления (изменение и уточнение содержания и объема понятий, обоснование новых понятий и т.п.) ведет к обогащению языка (появлению новых слов и словосочетаний, уточнению их смысла и значения и т.п.).
С другой стороны, язык оказывает влияние на мышление по следующим направлениям:
- язык является средством формирования единиц мысли и их сочетаний во внутренней речи;
- язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова тех или иных мыслей у партнера, их выражение во внешней речи. Тем самым мысль одного человека становится доступной для других людей;
- язык представляет собой средство для моделирования мысли, работы с мыслью, а также средство моделирования действительности;
- язык предоставляет человеку возможность управлять своими мыслями, так как им придается конкретная форма;
- язык по отношению к мышлению выступает средством воздействия на действительность, средством прямого, а чаще всего - косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка (опредмечивание и распредмечивание, объективация и субъективация мышления);
- язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.
Таким образом, соотношение языка и мышления разнообразно и существенно: они находятся в единстве, имеют определенные различия и оказывают взаимное влияние друг на друга. Главное в этом соотношении: как для мышления необходим язык, так и для языка необходимо мышление.
Формы и средства мышления, являясь идеальными образованиями, материализуются в языке и могут анализироваться только с использованием речевых средств. Между общими структурами мышления и структурами языкового выражения существует тесная взаимосвязь: каждой мыслительной структуре адекватна определенная языковая структура и наоборот.

При изучении процессов О. многие его составляющие и компоненты, как правило, выступают рядоположно с мн. др. психич. процессами. Однако в широком теорет. контексте возможно рационально вписать процессы О. в целостную функц. систему психики как одну из ее необходимых подсистем наряду с др. осн. подсистемами. В работах Н. И. Чуприковой развивается идея, что целостная функц. система психики может быть теоретически выстроена, если взять за основу сложившееся в отеч. психологии понимание психики как отражения действительности и регуляции на этой основе поведения и деятельности и ответить на вопрос: что должно быть отражено в психике, что должно быть представлено в ней, чтобы поведение было адекватно внеш. и внутр. условиям, а деятельность успешной? Для успешности поведения и деятельности в психике должны быть представлены: 1) отраженная наличная предметная действительность, существующая в данном пространстве в данный момент времени; 2) события, могущие иметь место в будущем и имеющие место в пространстве за пределами его непосредственной данности. 1) и 2) - это познавательные процессы, к-рые образуют когнитивную подсистему психики, включающую ощущение и восприятие, опережающее отражение действительности (в форме разного рода антиципаций и экстраполяций), воображение, мышление. 3). Должны быть отражены нужды собственного организма и личности (это потребностно-мотивационная подсистема психики). 4) В прямой чувственной форме должно быть отражено значение для организма и личности (положительное и отрицательное) тех или иных внеш. факторов, собственных внутр. состояний, а также результатов взаимодействия организма и личности со средой - природной и социальной (это эмоции и чувства, образующие эмоциональную подсистему психики). 5) Надо учитывать весь прошлый опыт отражения и регуляции поведения (подсистема памяти). Также для успешности в психике человека должны быть представлены и сведения о том, как отражена действительность в психике др. людей: что они ощущают и воспринимают в данный момент, что они знают и понимают, о чем думают, что и как предвидят, что чувствуют и помнят, каковы их потребности. Без постоянного учета этих сведений адекватное внеш. условиям поведение и успешная деятельность невозможны. Вместе с тем каждый человек, если он хочет, чтобы поведение и деятельность др. людей были как-то согласованы с его собственным видением мира, собственными чувствами и потребностями, должен передавать им данные содержания своей психики. Это 6-я подсистема психики - подсистема передачи сведений о содержании и состояниях своей психики др. людям и приема соответствующих сведений с их стороны - это коммуникативная подсистемой или подсистема О. Она включает в себя все вербально-речевые процессы и процессы невербальной коммуникации. Благодаря ей каждому человеку становятся в большей или меньшей степени доступными результаты отражательной психич. деятельности др. людей. С теорет. т. зр., человек должен иметь сведения о содержании всех подсистем психики др. людей, а также сообщать им о содержании и состояниях всех без исключения собственных психол. подсистем. Т. о., удается рационально теоретически непротиворечиво встроить коммуникативные процессы О., включая весь необходимый для этого инструментарий (невербальные средства, словесные и мн. др. искусств. знаки), в общую целостную функц. систему психич. отражения и регуляции поведения и деятельности. Как и все др. подсистемы, коммуникативная подсистема О. коренится в самих истоках жизни. Поскольку жизнь отдельных особей, как правило, протекает в составе более или менее крупных популяций, обмен информацией между особями об их внутр. состояниях и о результатах встреч со средой - необходимое условие жизни популяции и каждой отдельной особи. Такой обмен информацией существует уже у простейших, не говоря уже о насекомых, птицах, приматах. При этом чем сложнее становится психика и поведение, тем более сложные формы приобретают коммуникативные процессы и их средства. Для завершенности к уже упомянутым 6 подсистемам функц. системы психики надо добавить еще 2 подсистемы, содержание к-рых также должно становиться предметом коммуникации: это 7-я, центральная, интеграционно-волевая подсистема, где интегрируются сведения, поступающие из всех 6 подсистем, где происходит синтез этих сведений, идут процессы принятия решений, происходит выработка целей и программ поведения; и 8-я, активационно-энергетическая подсистема, к-рая обеспечивает необходимый энергетико-активационный уровень работы всех др. подсистем, включая интеграционно-волевую. При этом важно учесть, что чем с более трудными задачами и ситуациями сталкивается человек, чем больше требований предъявляется к целостной функц. системе его психики, тем в большей степени (не обязательно линейно и, конечно, до опр. индивидуально обусловленного предела) включается ее активационно-энергетическая подсистема. Конкретное изучение процессов О. в составе конкретных целостных функц. систем психич. регуляции поведения и деятельности могут составить задачу будущих исследований. Лит.: Чуприкова Н. И. Теория отражения, психическая реальность и психол. наука // Методология и история психол. 2006. Т. I; Она же. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности // Вопр. психологии. 2007. № 3; Она же. На пути к формированию единой теории психических процессов и личности // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов / Под ред. М. А. Холодной и М. В. Осориной. СПб., 2008. Н. И. Чуприкова

Речь и мышление

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли.

Поведенческая психология попыталась установить между ними тожество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиориста мысль есть не что иное, как "деятельность речевого аппарата" (Дж. Уотсон). К.С.Лешли в своих опытах попытался обнаружить посредством специальной аппаратуры движения гортани, производящие речевые реакции. Эти речевые реакции совершаются по методу проб и ошибок, они не интеллектуальные операции.

Такое сведение мышления к речи обозначает упразднение не только мышления, но и речи, потому что, сохраняя в речи лишь реакции, оно упраздняет их значение. В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи. Тем более не составляют речи сами по себе реакции, которые посредством проб и ошибок приводили бы к их продуцированию. Движения, продуцирующие звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта дает речь. Подбор самих движений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов . Мы иногда ищем и не находим слова или выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли; мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем; мы отбрасываем подвернувшееся нам слово, как неадекватное нашей мысли: идейное содержание нашей мысли регулирует ее словесное выражение. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она - интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.

Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга . Речь - не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем . Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется . Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

В тех случаях, когда мышление совершается в основном не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Вот почему можно сказать, что мышление вообще невозможно без речи: его смысловое содержание всегда имеет чувственного носителя, более или менее переработанного и преображенного его семантическим содержанием. Это не значит, однако, что мысль всегда и сразу появляется в уже готовой речевой форме, доступной для других. Мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, еще не вполне оформившихся. От этой мысли, которая еще больше тенденция и процесс, чем законченное оформившееся образование, переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной работы. В процессе речевого оформления мысли работы над речевой формой и над мыслью, которая в ней оформляется, взаимно переходят друг в друга.

В самой мысли в момент ее зарождения в сознании индивида часто переживание ее смысла для данного индивида преобладает над оформленным значением ее объективного значения. Сформулировать свою мысль, т. е. выразить ее через обобщенные безличные значения языка, по существу означает как бы перевести ее в новый план объективного знания и, соотнеся свою индивидуальную личную мысль с фиксированными в языке формами общественной мысли, прийти к осознанию ее объективированного значения.

Как форма и содержание, речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика - структуру мышления; они не тожественны. Поскольку в речи отлагаются и запечатлеваются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствующие формы речи, эти формы, закрепляясь в речи, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Речь архаичнее мысли. Уже в силу этого нельзя непосредственно отожествлять мышление с речью, сохраняющей в себе архаические формы. Речь вообще имеет свою "технику". Эта "техника" речи связана с логикой мысли, но не тожественна с ней.

Наличие единства и отсутствие тожества между мышлением и речью явственно выступают в процессе воспроизведения. Воспроизведение отвлеченных мыслей отливается обычно в словесную форму, которая оказывает, как установлено в ряде исследований, в том числе и проведенных нашими сотрудниками А. Г. Комм и Э.М.Гуревич, значительное, иногда положительное, иногда - при ошибочности первоначального воспроизведения - тормозящее влияние на запоминание мысли. Вместе с тем запоминание мысли, смыслового содержания в значительной мере независимо от словесной формы. Эксперимент показал, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и очень часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает и заменяется новой. Бывает и обратное - так, что словесная формулировка сохранилась в памяти, а ее смысловое содержание как бы выветрилось; очевидно, речевая словесная форма сама по себе еще не есть мысль, хотя она и может помочь восстановить ее. Эти факты убедительно подтверждают в чисто психологическом плане то положение, что единство мышления и речи не может быть истолковано как их тожество.

Утверждение о несводимости мышления к речи относится не только к внешней, но и к внутренней речи. Встречающееся в литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Оно, очевидно, исходит из того, что к речи в ее отличие от мышления относится только звуковой, фонетический материал. Поэтому там, где, как это имеет место во внутренней речи, звуковой компонент речи отпадает, в ней не усматривают ничего, помимо мыслительного содержания. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается прежде всего в ее грамматической - синтаксической и стилистической - структуре, в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.

Итак: 1) между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; 2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в "производящую причину" мышления; 3) речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.

Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи. <…>

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Из книги Речь и мышление ребенка автора Пиаже Жан

Часть I РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Речь-призыв, или Побудительная речь Побудительная речь – это речь в ситуации, требующей решения относительно действий в будущем. Она призывает поступать так-то или не делать того-то. Например, начинать войну или мириться, инвестировать в проект или сокращать расходы,

Из книги Мышление и речь автора Выготский Лев Семенович

Речь – обсуждение факта, или Судебная речь Вторая ситуация для выступления, актуальная практически с самого начала демократического мироустройства, – это выяснение и квалификация фактов. Наиболее типичный пример – судебное разбирательство. Судьи, прокурор, адвокаты

Из книги Этюды по истории поведения автора Выготский Лев Семенович

Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь Мы подходим к самому важному для любого лидера виду выступлений – торжественному. Здесь оратор обращается к настоящему, к тому, что мы считаем достойным похвалы или порицания. К тому, что хорошо и что плохо. Словом, к

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

И. В. Пешков. Еще раз «Мышление и речь», или о предмете риторики Наша серия начиналась с «Мышления и речи», наша серия продолжает заниматься мышлением и речью, наша серия не так стара, чтобы заканчивать «Мышлением и речью». Нет, это еще не конец, это - становление того, что

Из книги Мышление и речь (сборник) автора Выготский Лев Семенович

§ 11. Культурное развитие специальных функций: речь и мышление Мы должны сделать несколько итоговых замечаний о путях развития детского мышления. После тех материалов, которые мы привели, сказать об этом в кратких чертах было бы нетрудно, однако сказанного нами

Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн Валентин

5.3. Взгляд лингвиста: детская речь как речь разговорная Как было сказано выше, англоязычные специалисты по ДР практически все без исключения психологи. Анализируя ДР, они опирались на авторитет англоязычных же лингвистов. Последние, будучи последователями Хомского,

Из книги Память и мышление автора Блонский Павел Петрович

Лев Выготский Мышление и речь (сборник)

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Память, речь и мышление

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

Речь и мышление Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.Поскольку речь является формой существования мысли, между

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Глава VIII. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ §44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,- думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –

Из книги автора

Позитивное мышление – более совершенное мышление Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и

Из книги автора

Мышление, язык, речь Считается, что человек использует три вида мышления: понятие, суждение и умозаключение. Первый подразумевает предмет или его представление, второй – утверждение или отрицание его свойств, третий – приобретенное собственное о нем мнение. Если понятие

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Речь и язык

Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Исследования психологов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительности. Структура языка оправдывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от задачи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается не только объектами материального мира: слово может ободрить человека и уязвить, унизить и возвысить. Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Мысль существует в слове и выражается в слове.

1 . 1 По нятие о языке и речи

Язык - объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Язык определяет как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями (отношение слова к обозначаемому в реальности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании) и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое общение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из этих социально отработанных звуков и графических знаков строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.

В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые пользуются ими. Недаром говорят: «Язык - музей мысли». Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мёртвым. Как явление духовной культуры, язык может пережить создавшее его общество и выступать ценнейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.

Таким образом, в языке аккумулированы величайшие жизненные ценности, созданные предшествующим поколением.

Речь - это процесс общения посредством языка. Предметом психологического изучения является речь, а не язык, относящийся к явлениям духовной культуры. В чём же отличие речи от языка и какие функции выполняет речь как психическое явление? Для ответа на поставленный вопрос полезно рассмотреть этапы становления речи индивида. Развитие речи представлено в нескольких аспектах.

Первый аспект - развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесение фонем родного языка. Его начало связано с пулением и лепетом - речевыми сигналами, сменяющими плач и крик на третьем месяце жизни. Развитие фонематического слуха и моторных компонентов речепроизводства протекают интенсивно до подросткового возраста и связано с сенсорной организацией и сенсорным развитием личности.

Второй - овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Примерно с трёх лет начинается овладение синтаксисом и грамматической формой слова. Лексика и синтаксис совершенствуются на основе письменной речи.

Третий - овладение семантикой (смысловой стороной) языка. Углубленное овладение семантикой наиболее ярко выражено в период школьного обучения, и особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда складываются мировоззрения, высшие чувства. Семантическое значение слов языка приобретает смысл для личности и начинает сознательно регулировать поведение.

Язык - объективное явление жизни общества, он один для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми. Существуют нормативные правила произношения и грамматики, стилистики данного языка. Речь - психическое явление, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней. В общении человек использует незначительную часть языкового богатства, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного человека обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам речи можно идентифицировать личность.

1.2 Функции речи

Для того чтобы слово могло что-либо сообщать, оно должно обозначать, называть предмет, действие, состояние и т.п. Эта функция речи называется сигнификательной. Эта функция отличает речь человека от коммуникаций животных. Звук, издаваемый животными, не означает объекта, он выражает состояние страха, голода, довольства. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в общении основывается на единстве сигнификации.

Второй функцией речи является обобщение. Слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных предметов и явлений всегда носителем их существенных признаков.

Функцией обобщения слово тесно связывается с мышлением. Речь является формой существования мысли, наиболее адекватной для абстрактно - логического мышления. Слова (понятия), предложения (суждения) имеют различную степень обобщения. Например, слово «транспорт». Степень обобщённости понятий и суждений - важнейший элемент в мыслительной деятельности и в передаче знаний.

Третьей функцией речи является функция коммуникации - передачи знаний, отношений, чувств. Коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Воздействие через внешнюю речь в ряде профессий - писателя, агитатора, преподавателя - является ведущим видом деятельности.

В коммуникативной функции речи можно выделить 3 стороны: информационную, выразительную, волеизъявление.

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона связана с передачей чувств и отношений говорящего к предмету сообщения. По голосу человека определяют, спокоен он или взволнован, сердится или благополучно настроен.

Волеизъявление направлено на прямое подчинение действий слушателя замысла говорящего. Эта сторона коммуникативной функции тесно связана с выражением в речи мысли, чувств и отношений.

1.3 Физиологическ ие основы речи

Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в 3-х видах: слышимое, видимое, произносимое слово.

Когда мы говорим, то от голосовых связок поступают сигналы в речевые зоны коры, благодаря чему дополнительно контролируется произносимая речь. При чтении происходит незаметное для нас напряжение голосовых связок. Слушая речь, мы проговариваем её про себя, особенно когда понимание содержания затрудненно. И.П. Павлов назвал кинестизические ощущения, поступающие в мозг от речедвигательного анализатора, «базальными компонентами речи».

Рассматривая физиологическую сторону речи, следует особо подчеркнуть, что она не сводится к второсигнальному рефлексу. Рефлекс на словесный раздражитель может быть выработан и у животных. Например, реакция домашних животных на кличку.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение взаимодействия ведёт к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и связанными со всей деятельностью нервной системы. Выделяют слуховой анализатор речи (центр Вернике). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла. При поражении двигательного анализатора (центр Брока) больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппарата производства речи. Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании её отдельных слов.

2 . Виды речи

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

1. Диалогическая речь.

Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек, обмен репликами. Психологически диалог является наиболее простой формой речи. Во-первых, диалог - речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе её уточняющие вопросы, может закончить мысль другого, дать свои реплики. Это облегчает говорящему возможность выразить свою мысль, высказать своё отношение и быть понятым собеседником. Во-вторых, диалог ведётся при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой интонацией голоса, часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом. В-третьих, диалог ситуативен. Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности. Речь возникает, изменяет свою направленность и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о нём.

Тематически направленный диалог называется беседой. В беседе один из участников или вся группа ставит цель обсудить и выяснить определённый вопрос. Такая цель отсутствует в обычном диалоге. Целью беседы может быть выяснение уровня знаний, воздействие на слушателей: убеждение, внушающее воздействие. Умелый подбор вопросов позволяет превратить беседу в метод психологического и социологического исследования.

2. Монологическая речь.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления. Монологическая речь развивалась на основе диалогической

Монологическая речь протекает также в общении, но характер общения меняется: монолог непрерывен, поэтому экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим.

В монологе по сравнению с диалогом наиболее существенные изменения претерпевает смысловая сторона. Монологическая речь - связная, контекстная. Монолог подчиняется последовательности и доказательности. Другое условие, обеспечивающее связность мысли, - грамматически безукоризненное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз.

Монолог предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Скороговорка, невнятное произношение, монотонность, незаметные в диалоге, бросаются в глаза в монологе. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность создаётся за счёт голосовых средств. Монолог предполагает скупость и сдержанность жестов.

Наиболее древней формой монолога является устный рассказ. В рассказе говорящий передаёт в описательной форме виденное, слышанное или познанное им. Народные сказители былин, сказок - лучшие представители рассказа.

В отличие от рассказа, в лекции не только даётся описание явлений, но и осуществляется поиск причинно-следственных связей, ведётся доказательство тех или иных научных положений.

Доклад - продуманное устное сообщение по определённому вопросу, основанное на сообщение фактического материала и его обобщении. Задача речи иная - она должна пробуждать определённую мысль и доходить до сердца слушателей. В речи объясняется, разъясняется что-либо по поводу события, случая, торжества. Задача выступления нередко заключается в том, чтобы непосредственно воздействовать на поведение слушателей.

Монологическая речь, выступление перед аудиторией не допускает чтение с листа. Мысль и её речевое выражение у выступающего должны рождаться на глазах слушателей. Именно это и требует тщательной подготовки всякого выступления.

3. Письменная речь.

Первые шаги развития письменной речи связывают с попытками передать происшедшие события в рисунке. Этот этап в развитии письма называется идеографической речью. Позднее возникло иероглифическое письмо. Иероглифы обозначают предметы, целые месяцы, явления.

Вид письма, которым мы сейчас пользуемся, получил название алфабетического письма. Оно тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи).

Письмо вырабатывает новые психофизиологические механизмы речи. Слова воспринимаются глазом, а производятся рукой. Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего его, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, «вживание» читателя в текст.

Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и в наших условиях является необходимым элементом воспитания каждого человека.

4. Внутренняя речь.

Внутренняя речь - это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь своеобразна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь. Внутренняя речь очень сокращена, свёрнута, почти никогда не существует в форме полных, развёрнутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова. Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развёрнутых словесных формулировок. К помощи развёрнутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращённой внутренней речи, понятной для себя, к развёрнутой внешней речи, понятной для других.

Эксперименты показывают, что при решении сложных мыслительных задач процесс внутреннего проговаривания увеличивается во времени. Отсюда следует вывод: когда учащиеся обдумывают новый и сложный учебный материал, учитель не должен их торопить.

язык мышление речь

3. Развитие речи у детей

Речь ребёнка складывается под решающим влиянием речевого общения с взрослыми, слушания их речи. На первом году жизни ребёнка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи подготовительный, до речевой. Ребёнок второго года жизни начинает овладевать речью, но в его речи нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребёнок уже строит предложения. Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на третьем году жизни, а к шести годам жизни ребёнок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью. У детей школьного возраста речь - это и средство общения, и средство усвоения системы знаний. В процессе изучения языка совершенствуются и развиваются все виды речи школьника.

Овладение чтением проходит несколько этапов. Сначала школьник знакомится с названиями букв и соответствующими ими речевыми звуками. Затем синтезируются буквы в слоги, слоги в слова. В дальнейшем синтезируются элементы слова. На этой стадии наблюдаются ошибки, так как школьники торопятся прочитать слово до того, как различат его составные элементы. Наконец, процесс чтения у школьников начинает опираться на быстрое различение и соединение элементов слова. Это этап беглого и правильного чтения. Скорость чтения от класса к классу заметно нарастает. Надо развивать и обогащать словарь детей, учить их находить основную мысль рассказа, значение наиболее важных слов и предложений, в которых выражена эта мысль. Для этого детей учат составлять план прочитанного рассказа, подыскивать наиболее точные заглавия для абзацев, частей и т.п.

Почти одновременно с овладением навыками чтения происходит и овладение навыками письма. Трудности при овладении техникой письма обусловлены тем, что мелкая мускулатура руки ребёнка развита ещё недостаточно. В связи с этим почерк длительное время остаётся крупным и угловатым, форма букв не всегда правильная, расстояния между буквами и словами произвольны. Для предупреждения этого полезно упражнять мускулатуру кисти руки ребёнка, давая ему задания по лепке, рисованию, шитью и т.п. Необходимо практиковать списывание с образца, причём дети должны зрительно контролировать каждую написанную букву.

Правила произношения ребёнок усваивает до обучения письму. Поэтому он стремится писать слово так, как его произносит. Для успешного усвоения правил орфографии необходимо добиваться, чтобы ребёнок членораздельно по слогам проговаривал про себя слова, которые он пишет.

4 . Единство мышления и речи

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство.

Мы иногда ищем и не находим слова для уже имеющейся и ещё словесно не оформленной мысли; мы отбрасываем подвернувшиеся нам слово как неадекватное нашей мысли: единое содержание мысли регулирует её словесное выражение. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь существует как речь благодаря своему отношению к мышлению. Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь - не просто внешняя одежда мысли. Речь служит не только для выражения, передачи другому уже готовую без речи мысль. Речь нечто больше, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

Как форма и содержание, речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи; логика - структуру мышления; они не тожественны.

Эксперименты показали, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает и заменяется новой. Бывает и обратное - так, что словесная формировка сохранилась в памяти, а её смысловое содержание как бы выветрилось; очевидно, речевая словесная форма сама по себе ещё не есть мысль, хотя она и может помочь восстановить её. Эти факты убедительно подтверждают в чисто психологическом плане то, что единство мышления и речи не может быть истолкована как тожество.

Итак: 1) между речью и мышлением существует не тожество, не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности;

2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» мышления;

3) речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.

Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема взаимосвязи речи и мышления. Понятие о мышлении. Развитие мышления. Связь мышления и речи. Физиологические основы мышления и речи. Речь и её функции. Развитие речи. Теоретические проблемы возникновения речи. Взаимосвязь мышления и речи.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2008

    Понятие речи. Взаимосвязь речи и мышления. Интонация. Система фонем. Артикуляционные и акустические признаки звуков речи. Нарушения звукопроизношения. Временные задержки развития речи. Нарушения речи при снижении слуха. Заикание. Нарушения голоса.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2009

    Индивидуальные особенности мышления и восприятия. Анализ феномена речи как психического процесса. Исследование развития и взаимосвязи речи и мышления у детей дошкольного возраста на примере МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №18" г. Курска.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2015

    Характеристика речи. Высшая нервная деятельность человека. Мозговая организация речи. Нарушение речи. Модели порождения речи. Речь у детей. Психология речи. Физиология речи. Рефлекторный характер речевой деятельности.

    реферат , добавлен 18.08.2007

    Проблема взаимосвязи речи и мышления. Механизмы речемыслительной деятельности. Общая характеристика мышления, а также понятие и сущность речи в психологии. Современные взгляды на взаимосвязь речи и мышления. Извлечение фонологических форм для лемм.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Развитие сенсомоторных функций при нормальном онтогенезе. Роль двигательного анализатора в развитии речи. Взаимосвязь между развитием сенсомоторных функций и уровнем развития речи.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2012

    Речь и мышление как психологические понятия. Речь и ее функции. Основные формы мышления. Бихевиористская модель порождения речевого высказывания. Взаимосвязь речи и мышления. Практические рекомендации по профилактике мыслительных и речевых нарушений.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Речь как основное средство человеческого общения и мышления, ее значение, основные характеристики и типы, функции и качества. Взаимосвязь и особенности письменной и устной речи, ее синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2014

    Речь как основное средство человеческого общения. Полифункциональный характер речи. Внешняя речь как средство общения, внутренняя речь как средство мышления. Виды речевой деятельности и их особенности. Теории развития речи, основные виды ее нарушений.

    реферат , добавлен 29.09.2010

    Мышление, как высший уровень познавательных процессов. Разновидности и сущность мышления. Структура и мотивы мыслительного процесса. Связь речи и мышления. Разновидности и специфика внутренней речи. Сущность письменной речи как атрибута делового общения.

Технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь . Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению , и мышление не сводится к ней. Итак: 1) между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство ; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; 2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление , а не речь , как того хотят формалистические и идеалистические теории...

https://www.сайт/psychology/17148

... » войдет в общее тело и прольется по всем его сосудам и достанется всем. Особенно тому, кто старался изо всех сил. Но речь сейчас не совсем об этом. Речь , скорее, о том, что поиск Единства , никогда не может быть направлен вовне. Его нельзя осуществлять посредством головы и морали. Есть только один способ – убрать разделение...

https://www.сайт/religion/111591

Депрессию, считая себя неудачником, а собственную жизнь никчемной. Но это уже переход к следующему методу мышления – системному мышлению ! Эвристическое мышление позволяет увидеть окружающий мир уже совершенно по иному, контролируя себя, отслеживая собственные ассоциации, эмоции и... действия и настроения. Глубина та-кого понимания уже определяется степенью владения следующим методом мышления – системным мышлением . На первый взгляд эвристический метод сложен, ведь надо напрягаться, за-давать себе...

https://www.сайт/journal/146618

Активизировать усилия, изменить стратегию и продолжать развиваться. Очевидно, что в первом случае речь идет о фиксированном мышлении , во втором – о мышлении роста. Помните, у вас всегда есть вариант выбора при столкновении с неудачей, ... не одно опровержение, а десятки. Шаг четвертый: развивайте в себе новое мышление Когда вы слышите голос фиксированного мышления и реагируете на него мышлением роста, то вместо того, чтобы останавливаться в своем развитии, начинаете предпринимать необходимые...

https://www.сайт/journal/147444

... ] Слушающий - воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли. Виды речи : 1. Внутренняя - при подготовке к устной или письменной речи - фаза внутреннего проговаривания речи про себя. 2. Внешняя речь : - письменная - общение посредством письма. - устная - слышимая речь , кем-то произносимая. Общение ограничено условиями пространства и времени. Устная делится на: а) диалогическая - взаимные...

https://www.сайт/psychology/11421

Единство

Единство с верой нас объединит,
Единство силы нам дает сражаться,
Единство вновь Россию возродит,
В единстве нужно крепко всем держаться.

Единство поднимает города,
Единство бережет от бед душевных.
Единство, оно с нами навсегда!
Покажет...

https://www.сайт/poetry/1114445

Единство вот всему начало

Единство – вот всему начало,
Хоть носит множество имён.
Назад к отцовскому причалу,
Плывём дорогами времён.

Страстей колючие одежды
Истреплет ветер перемен,
Врата, невидимые прежде,
Найдутся, поискам взамен.

И разделенные услышат...