Вывод:
- Характеристика лягушки.
УМНАЯ ГЛУПАЯ НАХОДЧИВАЯ
Работа в парах.
1 пара "осторожная"
2 пара "изобретательная"
3 пара "смелая"
Вывод.)
(словарик настроений:
Однажды в осеннюю пору
Утки летели на юг.
Устали, решили всей стаей
На озере отдохнуть.
Жила -была в нем лягушка.
Ловила мошек квакушка.
Любила прыгать, скакать.
Под мелким дождем отдыхать.
Утки летели на юг.
С ними летел новый друг.
Им была наша лягушка
Хвастливая квакушка.
Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки. Какая она?(Хвастливая)
(хвастовство)
-
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
-
- Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки?
(порок хвастовства, нескоромности).
ЛЯГУШКА
УМНАЯ, ХВАСТЛИВАЯ
ДУМАЛА, ЛЕТЕЛА, ХВАСТАЛАСЬ
Предложение по теме.
СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…
ХВАСТОВСТВО
6. Рефлексия.
Закончите фразы.
7. Домашнее задание.
Просмотр содержимого документа
«" Лягушка-путешественница" Гаршин»
Урок литературного чтения 4 класс.
Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Цели:
Обучающие : подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения.
Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.
Воспитывающие: содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.
Основной тезаурус урока:
тема и главная мысль сказки; интонация произведения.
Тип урока. открытие новых знаний.
Метод: проблемно-исследовательский.
Оборудование: учебник “Литературное чтение” Л.А.Ефросинина.
Рабочая тетрадь №1(4 класс).
Планируемые результаты и формирование УУД.
Личностные . Обучающиеся научатся осознавать и определять свои эмоции;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Метапредметные. Обучающиеся будут стремиться адекватно оценивать результаты своей деятельности, активно использовать речь для решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД : пользоваться разными видами чтения, извлекать и перерабатывать информацию, пользоваться словарями, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы.
Предметные. Обучающиеся обогатят словарный запас, осознанно, правильно, выразительно будут читать вслух; самостоятельно находить ключевые слова; формулировать основную мысль текста; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям.
Ход урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.
Проверьте глазами все ли готово у вас к уроку.
На каждом уроке вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям и у нас обязательно все получится.
2. Постановка цели и задач урока.
Составление кластера по произведениям В.М.Гаршина. (Моделирование обложек, определение, названий, тем)
Чем для нас интересны произведения этого писателя?
(В его произведениях, герои и события учат нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают, чтобы мы сами сделали вывод )
Назовите произведение В.М.Гаршина, с которым вы познакомились дома. («Лягушка – путешественница)
Определите жанр и тему произведения? (литературная сказка о животных, анималистическая)
- В произведении Гаршин «зашифровал» свое видение на мир, отношение к герою, а мы- читатели, постараемся воспринять и понять этот мир.
- какие задачи будем решать при исследовании текста?
(увидеть: героя, его поступки и их мотив, отношение автора к герою)
- как вы предлагаете поработать?
( высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, учитывать мнение одноклассников, работать парами, оценить свою работу на уроке)
3. Актуализация знаний.
- Какие чувства испытали вы после прочтения произведения? Почему?
4. Основной этап урока.
Беседа по произведению.
Для ответа на этот вопрос, давайте ещё раз перечитаем первые четыре абзаца и найдём слова и выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке. (По ходу чтения работаем карандашом)
(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается.)
НАСЛАЖДАЛАСЬ КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ ВОСХИТИТЕЛЬНО
ПРИЯТНО НЕЖИЛАСЬ ПРИШЛА В ВОСТОРГ
Вывод: (именно эти выражения характеризуют доброжелательное отношение к героине).
Характеристика лягушки.
Теперь давайте попробуем нарисовать портрет лягушки. Какой была лягушка?
Какие черты характера проявляет героиня?
УМНАЯ ГЛУПАЯ НАХОДЧИВАЯ
ХВАСТЛИВАЯ ЗАСТЕНЧИВАЯ СКРОМНАЯ
БОЛТЛИВАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ
Работа в парах.
Найдите в сказке подтверждение тому, что лягушка была:
1 пара "осторожная"
2 пара "изобретательная"
3 пара "смелая"
Вывод : (за эти качества: осторожность, любознательность, находчивость, смелость - лягушку можно похвалить, они вызывают у автора хорошее отношение к лягушке .)
Ребята, а какое у вас навеяло сейчас настроение во время нашей работ?
(словарик настроений: веселое, шутливое, сосредоточенное, сказочное)
Музыкальная физкультминутка (исполнение песенки)
Однажды в осеннюю пору
Утки летели на юг.
Устали, решили всей стаей
На озере отдохнуть.
Жила –была в нем лягушка.
Ловила мошек квакушка.
Любила прыгать, скакать.
Под мелким дождем отдыхать.
Утки летели на юг.
С ними летел новый друг.
Им была наша лягушка
Хвастливая квакушка.
Выделение главной мысли произведения.
Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей.
Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.
– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
– Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки. Какая она?(Хвастливая)
Какой порок помешал ей довести до конца хорошо начатое дело, сбыться её мечте? (хвастовство)
(да изменилось он говорит о лягушке с иронией, когда описывает её полета)
- У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке.
Постарайтесь их найти во время чтения. Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни».
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
- Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).
Определение проблемы произведения.
Какая проблема лежит в основе сказки? (проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница)
Прочитайте выписанные черты характера лягушки.
Разделите названные качества на положительные и отрицательные.
(образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых)
Итак вернемся к началу урока, какое видение на мир «зашифровал» автор.
(порок хвастовства, нескоромности) .
Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство - несчастье человека.
Почему Гаршинской лягушке смерть не грозит?
(он решил только проучить её за хвастовство).
Как Вы думаете, в жизни бывают люди с такими человеческими пороками?
5. Проверка понимания прочитанного
Составление синквейна про лягушку.
| ЛЯГУШКА |
| УМНАЯ, ХВАСТЛИВАЯ |
| ДУМАЛА, ЛЕТЕЛА, ХВАСТАЛАСЬ |
Предложение по теме. | СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК… |
| ХВАСТОВСТВО |
Выразительное чтение. (озвучка фрагмента мультфильма)
6. Рефлексия. Хочется послушать ваше собственное мнение.
Какой совет вы дали бы нашей героине?
Информационные сообщения знатоков.
1. Сказка "Лягушка-путешественница" создана на сюжетной основе рассказа своеобразного индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками два гуся. Все герои наделены именами, и сама ситуация путешествия имеет совершенно иную мотивацию: черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М.Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись "от реплики" падает и разбивается.
2. Меня удивил ещё один факт. Лягушки - своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров
Закончите фразы.
Я сегодня на уроке узнал _____________________
Самым интересным на уроке было ________________________
Где вы можете применить полученные знания?
(в общении с одноклассниками, друзьями нужно быть воспитанными, не зазнаваться, не хвастаться, всегда доводить дело до конца, верить в себя, добиваться успехов).
7. Домашнее задание.
Выполнить задание у тетради с. 56. Найти сведения о веслоногих лягушках.
8. Итог урока. Оценивание.
Листок настроения
беспокойство сожаление,
страх за жизнь лягушки;
восхищение её находчивостью и умом;
чувство веселья
облегчение: сопереживание
Характеристика лягушки
УМНАЯ ГЛУПАЯ НАХОДЧИВАЯ
ХВАСТЛИВАЯ ЗАСТЕНЧИВАЯ СКРОМНАЯ
БОЛТЛИВАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ
1 пара "осторожная"
(1 группа. Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.
Составление синквейна про лягушку.
Тема, одно существительное (кто? что?) | |
Описание темы в двух словах прилагательных (какая?) | |
Описание действия в рамках темы, 3 глагола. (что делает?) | |
Предложение по теме. | |
Синоним из одного слова по теме |
Листок настроения
беспокойство за судьбу лягушки: так как она рисковала жизнью ради похвалы; сожаление, что лягушка не долетела до юга;
страх за жизнь лягушки;
восхищение её находчивостью и умом;
чувство веселья : рассмешило, что лягушка по настоящему думала, что она долетит до юга;
облегчение: всё закончилось благополучно, лягушка осталось живой; сопереживание : потому что слишком много риска в поступках лягушки)
2 пара "изобретательная"
2 группа. Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.
Составление синквейна про лягушку.
Тема, одно существительное (кто? что?) | |
Описание темы в двух словах прилагательных (какая?) | |
Описание действия в рамках темы, 3 глагола. (что делает?) | |
Предложение по теме. | |
Синоним из одного слова по теме |
Листок настроения
беспокойство за судьбу лягушки: так как она рисковала жизнью ради похвалы; сожаление, что лягушка не долетела до юга;
страх за жизнь лягушки;
восхищение её находчивостью и умом;
чувство веселья : рассмешило, что лягушка по настоящему думала, что она долетит до юга;
облегчение: всё закончилось благополучно, лягушка осталось живой; сопереживание : потому что слишком много риска в поступках лягушки)
3 пара "смелая"
3 группа. Лягушка и смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его".)
Составление синквейна про лягушку.
Тема, одно существительное (кто? что?) | |
Описание темы в двух словах прилагательных (какая?) | |
Описание действия в рамках темы, 3 глагола. (что делает?) | |
Предложение по теме. | |
Синоним из одного слова по теме |
ХВАСТЛИВАЯ
ЗАСТЕНЧИВАЯ
любознательная
изобретательная
Однажды в осеннюю пору
Утки летели на юг.
Устали, решили всей стаей
На озере отдохнуть.
Жила –была в нем лягушка.
Ловила мошек квакушка.
Любила прыгать, скакать.
Под мелким дождем отдыхать.
Утки летели на юг.
С ними летел новый друг.
Им была наша лягушка
Хвастливая квакушка.
Название произведения: Лягушка-путешественница
Жанр: сказка
Год написания: 1887
Главные герои: лягушка , стая уток
Прочитав краткое описание сказки «Лягушка-путешественница» для читательского дневника, вы познакомитесь с фантастической историей, случившейся с любознательной лягушкой в обществе стаи уток.
Сюжет
В одном болоте жила самая обыкновенная лягушка, которая на самом деле, была не совсем обыкновенной. Она была умная и изобретательная. Однажды на болото присели отдохнуть утки, улетающие на юг. Поскольку квакушка была еще и очень любопытной, то она вступила с ними в разговор и стала расспрашивать о чужих странах. Утки сначала нехотя, но потом с воодушевлением рассказали о жарких странах, где всегда тепло и много мошек и комаров. Лягушка тоже очень захотела побывать в этих местах и придумала странный способ путешествия: две утки брали в клюв палочку, а она держалась за нее ртом и таким образом летела с ними. Утки согласились на это необычное предложение. Но когда стая пролетала над селом, люди увидели это зрелище и закричали:
«Какие утки умные!»
Хвастливая лягушка не выдержала и крикнула в ответ:
«Это я придумала!»
И конечно, она упала в болото. Утки одни улетели на юг, а лягушка осталась жить в чужом болоте, правда, там она много хвасталась о своих путешествиях на ручных утках.
Вывод (мое мнение)
Я считаю, что лягушка была умная и креативная, она сумела найти решение, чтобы удовлетворить свое любопытство и посмотреть мир. Но ее погубила гордость, она так хотела, чтобы все знали насколько она умная. По-моему, так бывает и с людьми, они так хотят славы, что забывают об осторожности.
Жила на болоте большая лягушка. Осенью мимо болота летели на юг утки и остановились отдохнуть и поесть. Лягушка, узнав, что на юге тепло, чудесные болота и тучи комаров, попросилась лететь с ними. Она придумала, что если две утки возьмутся клювами за концы прутика, а она схватится ртом за середину, то стая, меняясь, может донести ее до юга. Утки согласились, восхитившись ее умом.
Лягушка сначала летела вперед мордой, после привала перевернулась и попросила уток лететь пониже, чтобы люди могли увидеть ее. Она гордилась тем, что смогла придумать как долететь с утками на юг.
Люди удивлялись: кто это придумал такую хитрую штуку? Пролетая над третьей деревней, лягушка не удержалась и заквакала: это я! И упала в какое-то болото. Там она рассказала, что придумала чудесный способ путешествия на утках и слетала на чудесный юг, а теперь залетела посмотреть, как тут живут другие жабы, а уток отпустила до весны. Но утки не вернулись, поскольку они думали, что лягушка разбилась и жалели ее.
В этом произведении автор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках. По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее.
Главная мысль
Главную мысль произведения можно выразить в пословице “всяк кулик свое болото хвалит”, а также автор показывает хвастливость, лживость и стремление лягушки приукрашивать события, сравнивая ее с некоторыми людьми.
Краткое содержание Лягушка путешественница - Гаршин
В уютном болотце жила большая лягушка, ей вдоволь хватало комаров и мошек, но однажды осенью пролетавшие на юг утки решили отдохнуть и поесть на долгом пути и опустились вниз. Послушав их разговоры и решив, что на юге теплее, болота приятнее и комаров больше, лягушка решила попросить уток взять ее с собой на юг. Утки согласились, но не знали, как им нести лягушку с собой… тогда изобретательная путешественница придумала, что две утки могут взять прутик концами клювов, а она зацепится посередине ртом, то, поочередно меняясь, стая уток сможет долететь с ней до теплых мест. Утки согласились на этот способ, выказав восхищение умом лягушки.
Итак, подходящий по крепости прутик был найден, лягушка схватилась за него ртом, утки подцепили клювам – и вот наша путешественница уже в воздухе…
Поначалу она летела мордою вперед, но ей так было неудобно – воздух на высоте был слишком резок. На первом же привале путешественница сменила положение и продолжала путь спиной к ветру, а также попросила уток снизить высоту полета, чтобы ее могли увидеть с земли люди. Лягушка была полна гордости за себя и за придуманные ею способ путешествия. Поначалу ее не замечали, но вот то там, то тут в разных деревнях стали раздаваться удивленные возгласы, люди спрашивали друг у друга: кто мог додуматься до такой хитрой штуки?
После пролета на третьей по счету деревней лягушка не выдержала, открыла рот и проквакала: Я! Это я! И, конечно же, ей больше не за что было держаться, и она шлепнулась прямиком в какое-то болотце…
Вокруг нее сразу же собрались местные лягушки и путешественница с большим апломбом заявила им, что она-де придумала оригинальный способ путешествовать на утках и летала на юг, а на обратном пути решила отпустить уток до следующей весны и посмотреть, как живут жабы в этом болотце.
Но утки все не возвращались - они ведь думали, что путешественница ударилась об землю и разбилась и жалели ее.
Картинка или рисунок Лягушка путешественница
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Гайдар Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
В мирное, после военное время проживал мальчик Кибальчич. И не осталось ни одного буржуя, так как разогнала их Красная Армия. Потихоньку стало всё расти и хозяйство нужно было поднимать!
- Краткое содержание Дойл Горбун
Семья Барклей жила спокойно и хорошо в городе под названием Ольдершот. Джеймс был полковником в военной части, а его жена Нэнси занималась делами в благотворительном обществе. Всю совместную жизнь и считали образцовой парой и семьей. Детей не было.
Сказка В. Гаршина "Лягушка-путешественница"
Главные герои сказки "Лягушка-путешественница"
- Лягушка, очень умная и хитрая лягушка, которая придумала замечательный способ передвижения на утках. но которой не хватило выдержки.
- Утки, добрые и отзывчивые, они согласились нести лягушку по очереди с тем, чтобы та смогла увидеть юг.
План для пересказа сказки "Лягушка-путешественница"
- Лягушка в болоте
- Стая уток
- Прекрасный юг
- Лягушка находит выход
- Первый день путешествия
- Второй день путешествия
- Катастрофа
- Разбитые мечты.
Кратчайшее содержание сказки "Лягушка-путешественница" для читательского дневника в 6 предложений
- Лягушка встречает стаю уток и узнает о теплом юге
- Лягушка придумывает способ достичь юга с помощью уток
- Лягушка летит на палочке
- Лягушка просит лететь ниже, чтобы слышать о чем кричат люди
- Лягушка кричит, что это она все придумала и падает
- Лягушка остается жить в болоте
Главная мысль сказки "Лягушка-путешественница"
Желание похвастать может сыграть с человеком дурную шутку, и вместо славы он может выставить себя на посмешище.
Чему учит сказка "Лягушка-путешественница"
Эта сказка учит умению сдерживать свои эмоции, учит не хвастаться, учит скромности. Также эта сказку учит умению находит выход в любой ситуации.
Отзыв на сказку "Лягушка-путешественница"
Сказка "Лягушка-путешественница" мне очень понравилась. Невозможно равнодушно следить за приключениями лягушки, которой пришла в голову действительно замечательная мысль полетать на утках. Она сама виновата в том, что так и не добралась до юга, но все-таки у нее на всю оставшуюся жизнь был повод гордиться собой - ведь она летала.
Пословицы к сказке "Лягушка-путешественница":
Хвастовство до добра не доведет
Хотел черт а Луну взлететь, да сорвался.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Лягушка-путешественница"
Жила в одном болте лягушка и вот наступила осень. Лягушка радовалась дождю и не квакала только потому, что осень квакать не солидно.
Вдруг на болото села стая уток и лягушка решила с ними поговорить. Она спросила уток, куда те летят и узнав, что утки летят на юг, принялась расспрашивать уток о юге.
Утки очень хвалили юг, ведь там было тепло, и лягушка решила во чтобы то ни стало побывать на юге.
Она подумала и придумала способ долететь до юга на утках с помощью прутика. Утки были в восторге от ума лягушки и согласились ее отвезти. Они нашли прутик, лягушка ухватилась за него и они полетели.
Первый день лягушка приноравливалась к полету, на второй она висела задом наперед и ей стало видно лучше. На третий день она попросила лететь пониже, чтобы услышать, что говорят люди.