Коррекционная работа психолога в школе. Феноменология в психотерапии Феноменология в современной теории сознания

переживание пенсионный интервью психологический

Феноменология как научное направление началась с тезиса немецкого философа Эдмунда Гуссерля «Назад, к самим вещам!». Феноменология, как метод исследования, предполагает обращение к первичному опыту.

Феноменологический метод - это базовый метод работы психологов, опирающихся на гуманитарную парадигму. Он является основным в таких направлениях, как экзистенциальное, гуманистическое, гештальт-подход.

Феномен (греч. «явление», «являющееся») - то, что появляется, любое заметное изменение, любое явление, доступное для наблюдения. Феноменология утверждает, что подлинно доступным для наблюдения может выступать только наш собственный внутренний опыт, который только нами и может быть осознан.

Феноменологическое исследование направлено на получение и осознание непосредственного опыта. Оно помогает отстраниться от привычного и знакомого образа мыслей и увидеть разницу между тем, что человек действительно воспринимает и чувствует в актуальной ситуации и остатками прошлого опыта или его мыслей, представлений. Большинство людей живут и взаимодействуют друг с другом в условиях как бы само собой подразумеваемого контекста конвенциональных представлений, которые затемняют или препятствуют признанию того, каким на самом деле предстает перед нами мир. Феноменологическое исследование с уважением относится к непосредственному, «наивному восприятию, неразвращенному научением», широко его использует и способствует его прояснению . Мы имеем дело с такими важными данными реальности, как то, что субъективно чувствует человек и то, что объективно происходит. Такой подход контрастирует с некоторыми направлениями в психологии, которые видят свою цель в получении «объективного» знания и обращаются к переживаниям и их проявлениям, как к материалу, который необходимо интерпретировать, чтобы получить какое-то знание, например, обнаружить «истинное значение» симптомов.

Целью феноменологического исследования является ясное осознавание клиентом той ситуации, которая подвергается исследованию. Феноменологический метод основан на принципах фокусирования сознания на актуальной действительности и на непосредственном опыте. В ходе работы человек побуждается к возможно большей полноте сознавания текущих мыслей, чувств, телесных ощущений. У феноменологически ориентированного психолога нет задачи интерпретации, объяснения, нахождения наилучших способов разрешения той или иной ситуации. Утверждается, что с помощью феноменологического исследования человек может сам осознать, каким образом он делает свою жизнь именно такой, какая она есть, может обнаружить свои ограничения и найти новые ресурсы. Сам процесс осознавания уже терапевтичен. И это осознание более верно, точно и полезно, чем любые интерпретации, объяснения и рекомендации психолога.

Феноменологический метод состоит в том, чтобы находиться как можно ближе к опыту клиента, пребывать здесь-и-сейчас и не интерпретировать поведение клиента, а помогать ему исследовать и осознавать то, как он воспринимает и осмысляет мир. Другими словами - помогать клиенту узнавать кто он и каково ему. Феноменологический метод - это не только техника, но и отношение. В соответствии с ним, к клиенту следует подходить с любопытством, без предрассудков и, не имея иных целей, кроме исследования его личного опыта. Ф. Джойс и Ш. Силс предлагают рассматривать метод как состоящий из трех основных составляющих.

Вынесение за скобки.

Вынесение за скобки - это попытка осознать концепции, взгляды, установки, суждения, предрассудки, которые психолог неизбежно привносит в процесс взаимодействия с клиентом. Все это он старается как бы сложить по одну сторону себя, а другой стороной повернуться к этому уникальному клиенту и этой уникальной ситуации. Это похоже на процесс, когда после долгой разлуки видишь знакомого человека как-то по-новому, и узнаешь и не узнаешь в одно и то же время. На практике вынести свои взгляды за скобки удается лишь частично. Часто мы видим то, что сами и прогнозируем, ожидаем увидеть, а если обнаруживаем что-то, что не вписывается в нашу концепцию, не замечаем этого или принижаем его значение. Но важно иметь в виду, что то, что я наблюдаю и то, что происходит на самом деле - не одно и то же. Необходимо иметь навык обнаружения своей субъективности: умение различать, что из того, что я наблюдаю, происходит с клиентом в реальности, а что привносится мной и трансформирует это наблюдение. Таким образом, вынести за скобки не означает освободиться от предрассудков, взглядов или реакций. Это попытка избежать опасности преждевременных суждений о значении уникального опыта клиента. Начать практиковать вынесение за скобки рекомендуют с предположения о том, что ваши мнения и суждения не абсолютны, и лучше не спешить делать выводы, не очень держаться за свои взгляды и быть готовым поменять их в случае появления новых данных. Вынесение за скобки напоминает исследование тайны. Психолог старается осмыслить именно эту конкретную ситуацию. Задает вопросы: «Что Вы чувствуете в этой ситуации?» или «Что это для Вас означает?», но не старается подвести клиента к «правильному» ответу, не подталкивает его к какой-либо точке зрения. Важно не задавать ситуации смысл, а позволить ему проявиться.

Описание

Второй навык, необходимый для феноменологического исследования - это умение описывать. Консультант выносит за скобки свои предположения и ценности и ограничивается тем, что описывает то, что замечает (видит, слышит), как воспринимает то, что говорит клиент и как себя при этом ощущает. Важно хорошо дифференцировать описание и интерпретацию, оценивание. Интерпретация и оценка в феноменологическом исследовании не приветствуются, они прерывают процесс осознавания и нагружают его чуждым клиенту смыслом. Обычно интервенции формулируются не как утверждение, а как предположение, при этом психолог берет на себя ответственность за то, что он видит, слышит, понимает. Например: Я замечаю, что… (ваше дыхание участилось). Мне кажется, что… (то, что вы говорите, важно для вас). Описание предполагает внимание, поддержку и интерес к появляющимся феноменам. Затем консультант помогает клиенту сосредоточить внимание на собственных чувствах и опыте и найти свои собственные интерпретации, взгляды, осмысления. Однако, озвучивая свои наблюдения, психологу важно быть чутким и адекватным. Клиент может почувствовать неловкость, уязвимость и даже стыд оттого, что кто-то замечает его проявления: движения, тон голоса, выбор слов.

Уравнивание

Все происходящее потенциально имеет равную значимость. В феноменологическом исследовании психолог не предполагает никакой иерархии значений в том, что видит и слышит. Важно только наблюдать, как клиент реагирует на появление тех или иных феноменов, какие феномены наполнены большей энергией. Уравнивание дается легче, если нам удается вынести за скобки, и мы свели свои интервенции к описанию того, что есть. В этом случае мы доверяем нашей способности замечать и называть возможные связи. При уравнивании и то, что находится на заднем плане (отсутствует или пропущено), может иметь равную значимость с очевидным.

Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития - основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания.

Прежде чем начать обсуждение самих закономерностей развития, обратимся к возрастной периодизации. С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.

Так, Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющее значение он придавал периоду кризиса - времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем.

Критерием возрастной периодизации А. Н. Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. «Дело в том, что как и всякое новое поколение, так и каждый отдельный человек, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми известные условия жизни. Они и делают возможным то или иное содержание его деятельности» 1 .

В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

А. В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности 2 .

Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л. С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) 3 . Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям - сензитивность. Л. С. Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.

Объективные, исторически обусловленные реальности существования человека по-своему влияют на него на разных этапах онтогенеза в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психические функции они преломляются. При этом ребенок «заимствует только то, что ему подходит, гордо проходит мимо того, что превышает уровень его мышления» 4 .

Известно, что паспортный возраст и возраст «актуального развития» необязательно совпадают. Ребенок может опережать, отставать и соответствовать паспортному возрасту. Каждый ребенок имеет свой путь развития, и это следует считать его индивидуальной особенностью.

В рамках учебника следует определить периоды, которые представляют возрастные достижения в психическом развитии в наиболее типичных пределах. Мы будем ориентироваться на следующую возрастную периодизацию:

I. Детство.

Младенчество (от 0 до 12-14 мес).

Ранний возраст (1 до 3 лет).

Дошкольный возраст (3 до 6-7 лет).

Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет).

II. Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет).

Возрастная периодизация позволяет описывать факты психической жизни ребенка в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития.

Прежде чем мы перейдем к описанию возрастных особенностей психического развития, следует обсудить все составляющие, определяющие это развитие: условия и предпосылки психического развития, а также значение внутренней позиции самого развивающегося человека. В этом же разделе следует специально рассмотреть двойную природу человека как социальной единицы и уникальной личности, а также механизмы, определяющие развитие психики и собственно личности человека.

Акт принятия решения в волевом процессе занимает особое место. Экспериментальная психология воли, интересующаяся, прежде всего, вопросом специфичности воли, а в частности тем, является ли воля специфическим, не сводимым на другие психические содержания, переживанием, обнаружила искомый ею этот своеобразный волевой процесс именно здесь - в акте принятия решения. Следовательно, его изучение представляется исключительно важным.

Энергичное решение известно в экспериментальной психологии под названием «первичного волевого акта». Как выяснилось, психологически содержание этого понятия является следующим: 1. Во время акта принятия решения субъект чувствует довольно отчетливое мышечное напряжение в той или иной части тела - у него возникают определенные ощущения напряжения (Ах называет это наглядным моментом воли). 2. Наряду с этим у субъекта имеется ясное представление о том, что ему надлежит делать, и примечательно, что эти будущие действия переживаются им, как собственные будущие действия (предметный момент). 3. В то же время в момент принятия решения всегда подтверждается возникновение специфического переживания, которое можно выразить только следующим образом: «Я хочу», «Теперь я действительно хочу» (актуальный момент). Как следует понимать данное переживание? Это не есть просто подтверждение, познание, понимание или констатация того, что до этих пор субъект не хотел, а вот теперь уже хочет. Нет! Это - подлинный акт, подлинное переживание: будущие действия должны быть осуществлены мною, моим Я, которое этого хочет. Это «я хочу» и есть актуальный фактор, направляющий предстоящее поведение, это переживание того, что произойти должно именно это, а не нечто другое, что всякая иная возможность исключена; это - переживаемая активность, и описать ее, как говорит Мишот, невозможно. 4. Кроме этого, в момент принятия решения субъект чувствует некое усилие, которое, как выяснилось, тем сильнее, чем выше концентрация воли (момент состояния).

Во время подлинного акта принятия решения в сознании проявляются эти четыре фактора, или момента, создавая в совокупности специфическое целостное переживание, возникающее во время данного акта и хорошо знакомое каждому из нас Из всех этих моментов специфическое с точки зрения воли значение имеет только один" актуальный момент, переживаемая активность, переживание «я хочу». При его отсутствии говорить о воле нельзя.

Остальные моменты с точки зрения психологии воли подобного специфического значения не имеют. Правда, обычно они сопутствуют энергичному волевому акту, однако это не означает, что вследствие этого они должны быть признаны существенными моментами воли. Мы привыкли думать, что для воли якобы должны быть характерны именно моменты напряжения и усилия, однако результаты экспериментального исследования показывают совершенно обратное. Наоборот, оказалось, что ни напряжение, ни усилие не имеют существенного значения для воли. После гальванометрических опытов английского психолога Эвелинга следует считать и объективно доказанным, что, хотя воля и усилие встречаются вместе, они по существу представляют собой два различных явления. Эвелинг установил, что в случае волевого акта, пусть даже весьма энергичного, гальванометр никак не подтверждает наличие усилий, выявляя, в то же время, наглядные показатели усилия, как только дело касается не собственно воли, а процесса выполнения. Эти объективные данные вполне оправдывают вышеотмеченный анализ, согласно которому ни момент наглядности, ни момент состояния, то есть ни напряжение, ни усилие, не являются существенными для воли. Воля как таковая абсолютно свободна от усилий, что не мешает ей иногда вызывать необычайно интенсивные усилия.



После этого становится понятным и то, что в случаях импульсивного поведения также встречается довольно высокий уровень напряжения и усилия. Мышечное напряжение и усилие связаны, в первую очередь, с выполнением движений, составляющих моторное содержание поведения. Поэтому они могут встретиться везде, особенно же там, где имеет место моторное поведение, то есть как при импульсивном, так и при волевом поведении. Различие состоит лишь в том, что в первом случае субъект вынужден прибегнуть к усилиям под влиянием импульса актуальной потребности, а во втором - под влиянием волевого акта.



Таким образом, волевой акт может быть охарактеризован следующим образом: в процессе принятия человеком решения наступает момент, когда он вдруг чувствует, что вот сейчас он «действительно хочет», то есть появляется переживание «самоактивности», в котором уже сейчас дано то, что должно произойти в будущем, а произойдет именно то, что «я действительно хочу». Следовательно, в акте воли переживается отношение субъекта к будущему поведению; это - переживаемая, исходящая из Я активность, определяющая отношение субъекта к будущему поведению. Особенно следует отметить, что сам этот акт как таковой абсолютно свободен от момента какого-либо усилия, но невзирая на это, он переживается именно как акт Я, зависящий только от Я.

Для полноты описания волевого акта необходимо уяснить, как он происходит и какое оказывает влияние на субъекта. Экспериментально установлено, что до акта принятия решения субъект переживает некоторую беспомощность, колебания, возбуждение. Акт принятия решения созревает и подготавливается отнюдь не постепенно, а происходит вдруг, как бы неожиданно, без подготовки. В результате чувство беспомощности и неопределенности в конечном счете сменяется определенностью, уверенностью и спокойствием. То, что переживание акта принятия решения именно таково, явствует уже из самого его названия: слово «решение» указывает на то, что оно прерывает прежнее состояние, начиная совершенно новое, в котором от прежнего состояния ничего не сохранилось. 1

2. Решение есть переживание смены установки

Из описания волевого акта явствует, в чем заключается его суть. Коль скоро он состоит в том, что субъект вдруг начинает чувствовать, что он действительно и бесповоротно желает совершить некий акт, полностью исходящий из его Я, что теперь его осуществлению уже ничто не может воспрепятствовать, то очевидно, что волевой акт указывает на изменение, касающееся субъекта как целого и определяющее его будущее поведение. Внезапное возникновение волевого акта, его целостно-личностный характер, данное в нем осознание определенности и неизбежности осуществления будущего поведения, а также то обстоятельство, что данный акт не характеризуется усилием - все это ясно доказывает, что в данном случае мы имеем дело со сменой установки субъекта. В волевом акте дано обновление установки, и все переживания, возникающие в сознании субъекта, являются отражением этого.

Таким образом, волевой акт, феноменологически проявляющийся в сознании активности, в переживаемой активности, в переживании «я действительно хочу», указывает на смену установки; в результате у субъекта возникает установка именно на то поведение, применительно к которому он переживает «я хочу», а содержанием его последующей деятельности является реализация этой установки.

Следовательно, теперь уже ясно, откуда возникает та установка, которую следует считать основой и регулятором волевого поведения. Несомненно, что она и есть именно та установка, факт возникновения которой находит свое отражение в переживаниях акта принятия решения и создание которой переживается как последствие воли.

Некоторые тезисы из работы по теме Феноменология и динамика стрессовых переживаний у детей младшего возраста
ВВЕДЕНИЕ

Стресс и ребенок на первый взгляд, понятия несовместимые. Ну, какой стресс может быть у человека, лишенного необходимости просиживать часами в автомобильной пробке, ругаться с продавщицей в магазине, отчитываться за свои, а порой и чужие промахи перед начальством и биться, как рыба об лед, в попытке урезонить подчиненных. И, тем не менее, этот маленький человек также ведет свою общественную жизнь, сталкиваясь с интересами и желаниями других людей, а значит, попадая в стрессовую ситуацию.
Суть стресса в том, чтобы организм быстрее приспосабливался к новой ситуации, находил единственно верное решение. Преодоление стресса у человека проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении внимания, повышении заинтересованности в достижении цели, положительной эмоциональной окраске процесса работы. Но бывает, что ситуация превышает приспособительные возможности человека и тогда наступает то ухудшение самочувствия, которое мы в просторечье и именуем стрессом. У малыша, не имеющего должного иммунитета к стрессам, вызвать оный может любая, самая пустяковая ситуация дома, в школе, в детском саду.
Детство – период необычайно бурного развития. За это время ребёнок учится многим вещам, овладевает некоторыми способностями, приобретает навыки во многих сферах деятельности. В этот период качество многих новообразований определяет то, насколько удачно происходит развитие, насколько благополучно ребёнок научается переживать неудачи и стрессовые ситуации. Конечно, во многом, это зависит не от самого ребёнка, но скорее от тех близких взрослых людей, которые его окружают, прежде всего это родители и воспитатели в дошкольных учреждениях, учителя. Часто, даже замечая то, что с ребёнок испытывает неприятности, неудачи, не каждый взрослый найдёт приемлемый способ, чтобы помочь ему выйти из неблагоприятной ситуации.
Стресс – ситуация очень тяжелая даже для взрослого, а для неокрепшего и еще неопытного ребенка – это ситуация тяжелая вдвойне.
В течение очень долгого времени в России вопросы борьбы со стрессом замалчивались, а о стрессе у ребенка даже не упоминалось. В настоящее время начали появляться публикации о стрессах у детей, однако в большинстве случаев они касаются стрессовых расстройств у детей школьного возраста. Причины, особенности протекания и помощь младшим детям при стрессе является в настоящее время вопросом малоизученным.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена не только необходимостью четкого понимания структуры и течения процесса стрессовых переживаний у детей, но и необходимостью разработки методик их преодоления.
Целью данной дипломной работы является анализ феноменологии и динамики стрессовых переживаний у детей младшего возраста.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. определены особенности возникновения, протекания стрессовых процессов у детей младшего возраста;
2. проанализированы основные причины появления стресса у детей;
3. охарактеризованы основные методы борьбы со стрессом;
4. проведено исследование, характеризующее возможности борьбы со стрессом у детей младшего возраста.
Дипломная работа написана на 40 листах и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.