«Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Простое неосложнённое предложение Знаки препинания в простых предложениях

§1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова

Главным знаком при оформлении однородных членов без обобщающего слова является запятая.

Запятая ставится:

1) между однородными членами, не связанными союзами, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

2) между однородными членами, связанными противительными союзами а , но , да (в значении но ), однако , зато , например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.

Схема: о, о, о, но о

3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительными и , да (в значении и ), ни… ни и разделительными или , либо , то… то , то ли… то ли , не то… не то ) , например:

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.

Схема: и о, и о, и о, и о, и о

4) перед второй частью двойных союзов не только… , но и… ; как… , так и… ; не столько… , сколько ; хотя и… , но… ; если не… , то и др., например:

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: не только о, но и о, о, о, о

5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или , например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

Схема: о и о, о и о


Запятая не нужна:

1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.

Схема: о, о и о

2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.

Схема: о и о

2) в устойчивых сочетаниях, например:

ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря

Примечание:

Запятые не ставятся, если несколько определений не являются однородными членами , например:

Андрюшка играл новой жёлтой маленькой машинкой.


§2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

Предложения с однородными членами с обобщающим словом имеют особенности в пунктуационном оформлении:

1) если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например:

Сотрудники музея делали всё возможное : тщательно хранили коллекции, изучали, систематизировали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

2) если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним нужно тире, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали, систематизировали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи - делали всё возможное .

Схема: о, о, о, о и о - обоб.сл.

Примечание:

1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но после них предложение продолжается, то ряд однородных членов и продолжение предложения разделяются тире, например:

В центре Москвы повсюду: на бульварах, у станций метро, на больших улицах — появился прокат велосипедов.

Сотрудники музея делали всё возможное : тщательно хранили коллекции, изучали, систематизировали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи - никто не смог бы в те годы сделать больше .

Схема: обоб.сл.: о, о, о, о и о - …

2. Если после обобщающего слова стоят слова: например , то есть , а именно , как то и др. под., то их разграничивает запятая, а данные слова и однородные члены - двоеточие.

Сотрудники музея делали всё возможное , а именно: тщательно хранили коллекции, изучали, систематизировали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

Схема: обоб.сл., то есть : о, о, о, о и о

3. Если после однородных членов перед обобщающим словом стоят вводные слова: короче говоря , иначе говоря , одним словом , словом, другими словами и др. под., то перед вводными словами ставится тире, а после них - запятая, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали, систематизировали их, организовывали выставки, публиковали статьи - другими словами , делали всё возможное для сохранения культурного наследия края.

Схема: о, о, о, о и о - другими словами , …

Вконтакте

Справочная информация

Вспомни основную закономерность:

Запятая перед и ставится

  1. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в его составе

    Стало холодно, и мы затопили печь.

    , и

Запятая перед и не ставится

  1. Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и

    Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца.

    О, О и О.
  2. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель) или в других случаях, приведённых ниже*.

    Зимой на даче холодно и мы топим печь.

    1) холодно (когда?, где?) зимой на даче
    2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче
    [общ.распространитель] и

Не путай:

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более.

Рассмотрим основные случаи подробнее.

I. Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая не нужна:

1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.

Схема: о, о и о

2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.

Схема: о и о

2) в устойчивых сочетаниях, например:

ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря

Запятая ставится:

1) между однородными членами, не связанными союзами, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но ), однако, зато, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.

Схема: о, о, о, но о

3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительными и, да (в значении и ), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.

Схема: и о, и о, и о, и о, и о

4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: не только о, но и о, о, о, о

5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

Схема: о и о, о и о

II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и

*Знаки препинания не ставятся:

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью - общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью . Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению - вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 .

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1- 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)

Пунктуация простого осложненного предложения.

Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий

Грамматика повелевает даже царями.

Ж.Мольер

Слайд №1

ХОД УРОКА

Слайд №2

Постановка целей.

Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложнённого предложения.

Повторение.

Давайте вспомним

(Слайд№3)

  1. Каковы признаки простого предложения?
  2. Предложение распространённое и осложнённоё – это одно и то же?

Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.

(Слайд №4. Таблица «Простое предложение может быть…»).

Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?

(Ответы учеников)

Что нужно учитывать при выборе знака препинания?

(Ответ ученика)

Всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:

(Слайд №5)

А чтобы «корова в конуре не мычала» будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений. Прочитайте стихотворение с пузами на месте знаков препинания.

Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?

(Ответы учеников)

Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнём с однородных и неоднородных определений.

(Слайд №6 «Определения характеризуют предмет…»)

Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, находящихся на слайде, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.

(Ответы учеников)

Задание. А теперь пишем под диктовку:

Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)

Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)

Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)

Проверка работы – сверка со слайдом.

(Слайд №7)

Ребята, в части А есть задание №21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице.

(Слайд №8 «Перед одиночным союзом И, который соединяет…»)

Задание.

(Ответ ученика)

Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

(Слайд №9)

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов)

Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил у него из головы. (А.Пушкин)

Ветер пришёл на помощь берёзе, и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М.Пришвин)

(Ответы учеников по каждому предложению)

А теперь вспомним постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

(Слайд №10 «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»)

Задание: Прокомментируйте содержание таблицы.

(Ответ ученика)

Открываются схемы, нарисованные на доске.

Задание. Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.

О и О и О

и О и О и О

Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./

Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.

(Ответы учеников)

Предлагаю вам художественный вариант (устно),

(Слайд №11)

Куда столь быстро, и легко,

И гордо, и прелестно
Ты пролетаешь, облачко,
Скиталец поднебесный?

А.Бестужев-Марлинский.
«К облаку»

Дальше остановимся на вводных словах. Какие слова мы называем вводными? Вспомните слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

(Слайд №12 «Вводные слова и слова, не являющиеся вводными..»)

Если есть необходимость, запишите эти слова в тетрадь. Эти слова необходимо запомнить.

Многие вводные слова могут быть очень коварными. Напоминаю вам лексическое значение самого термина: вводить - «заставить войти», включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются, например:

(Слайд №13)

  1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
  2. Ветер здесь может быть очень сильным.
  3. К вечеру, однако, ветер утих.
  4. Однако к вечеру ветер утих.

Особый разговор о слове однако. Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения.

Задание: Спишите эти предложения.

(Слайд №14)

Задание: Объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.

Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.

Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

(Ответы учеников)

Теперь, я думаю, что вы можете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.

(Выполняется задание)

Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания к нему будут разными (по рядам или группам)

(Слайд № 15)

Краски и звуки осени.

1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.(№5)
2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.(№6, 10)
3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.(№11)

И в этом задании, как и в предыдущих, надо «видеть» строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.

Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.

(Ответы учеников)

А теперь подведем итоги урока. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

(Слайд №16)

  1. Чувствуете ли вы себя готовыми к выполнению заданий А21, А22, А23, А24 и В5?
  2. Есть ли необходимость ещё раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно вы хотели бы повторить и в какой форме?

Домашнее задание: п. _______, упр._______.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Задания из части А

А21. Укажите правильное утверждение о данном предложении.

На скамейку кто-нибудь присаживался () и начинался неторопливый разговор.

  1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А22. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Он всегда вставал рано (1) стараясь (2) видимо (3) начать жить с восходом солнца.

  1. 1, 2, 3 2) 1 3) 1, 3 4) 2, 3

А23. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.

Ведь недаром (1) скажем (2) Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. Математики (3) не случайно (4) занимаются музыкой.

  1. 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2, 3

Предварительный просмотр:

Текст №1

Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо. Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

Текст №2

Краски и звуки осени.
(1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
(6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
(7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.

1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.
2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.
3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.


1. Сложносочинённое предложение.

Сложносочинённым называется предложение, которое имеет две или более самостоятельных грамматических основ, соединённых сочинительными союзами.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

  1. Запятая ставится между частями сложного предложения, соединенного союзами:
    1. соединительными (и, да в значении и, ни... ни );
    2. противительными (а, но, да в значении по, однако, же, зато, а то, не );
    3. разделительными (или, либо, ли... ли, то... то, не те... не то );
    4. присоединительными (да, да и, тоже, также );
    5. пояснительными (то есть, а именно ).
  2. Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой (перед союзами но и да в значении "и" лишь в том случае, когда они соединяют части, которые без них были бы разделены точкой ): Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы (Ч), У меня была только синяя краска, но , несмотря на это, я затеял нарисовать охоту (Л. Т), Мне послышалось, что он заплакал, а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был и помоложе (Л.)
  3. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части , то между ними вместо запятой ставится тире : Ловкие и сильные удары кувалдами по стволам пулеметов-и фашисты уже не могут стрелять (В. Ставский). Я спешу туда ж - а там уже весь город (П.)
  1. Запятая перед союзами а, да (в значении "и"), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится :
    1. общий второстепенный член (В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги) ;
    2. если части сложносочиненного предложения имеют (Когда началась гроза , игра прекратилась и дети бросились бежать домой) ;
    3. между двумя назывными предложениями (Прогулка в лесу и катанье на лодках) ;
    4. между двумя вопросительными предложениями (Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?) .
  2. Запятая не ставится между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых (Нужно переписать работу и объяснить допущенные в ней ошибки) .
  3. Запятая ставится между частями сложносочиненного предложения, имеющими общий второстепенный член или общее придаточное предложение , если эти части соединены повторяющимся союзом (По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы) .

    Если же части предложения не соединены повторяющимся союзом, но имеют общий член, то запятая между ними не ставится : На бледном лице сверкнули глаза и вытянулся нос.

2. Сложноподчинённое предложение.

Сложноподчинённым предложением называется сложное предложение, в котором есть главная часть и зависимая (придаточное предложение). Части такого предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами .

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

  1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон , если находится внутри главного .
  2. Иногда, при интонационном подчеркивании, придаточные изъяснительные (а также условные с союзом ли ), стоящие перед главным предложением, отделяются от него не запятой, а тире : Кто весел-тот смеется (Л.-К.); Как рассказывал учитель-долго слушал у окна я (Плсщ.); Конечно, хорошо, что он с ней венчается, а как жить будут-кто знает (М. Г.); Пахарь ли песню вдали запоет - долгая песня за сердце берет; лес ли начнется - сосна да осина (Н.) (в последнем примере во второй части - неполное предложение).
  3. В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие : это имеет место тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить слова "а именно" ): Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нем и что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских.. (Л Т.)
  4. Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п. ), то запятая ставится один раз :
    1. перед союзом, если придаточное предложение следует за главным : Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все (Л.) ;
    2. после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному : По мере того как я рассказывал, он приходил в себя (М. Г.)
    Примечание. В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза; в таких случаях запятая ставится только перед второй частью сложного союза : Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости (Л. Т.); Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснется (Акс.) . Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.
  5. Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание "не" либо повторяющийся дальше сочинительный союз о, или, либо и т. п. , то придаточное предложение не отделяется от главного запятой : Важно не то что он сказал, а как он это сказал; Было шумно и когда дети играли на дворе, и когда они собирались в столовой (между придаточными предложениями запятая в подобных случаях ставится).
  6. Не являются придаточными предложениями и не отделяются поэтому запятой неразложимые выражения во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало, кто во что горазд, что есть мочи и т. п.
  7. Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется : Он обиделся, но ме сказал почему .

3. Сложное бессоюзное предложение.

Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части (простые предложения) связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей. Между частями такого предложения нет союзов .

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

    Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
  1. Между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая , если такие предложения тесно связаны между собой по смыслу : Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря (П.) .
  2. Если части бессоюзного сложного предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые , то между ними ставится точка с запятой : У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы", избы низки и большей частью покрыты соломой (П.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля (Т.) .
  3. Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга , то между ними ставится точка с запятой , а внутри этих частей простые предложения разделяются запятой: Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; взлетевший ветер около вас замирает (Т.); Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.) .
    Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:
  1. Если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить слова "а именно" ): Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. (П.) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченных столба, была полна народа (Л.) ;
  2. Если в первом предложении при помощи глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (П.); Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. О.).
      Примечания.
    1. Иногда указанные глаголы опускаются: Он подумал, понюхал: пахнет медом (Ч.) (пропущено: и почувствовал, что ).
    2. Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения, то вместо двоеточия ставится запятая: Слышу, земля задрожала (Н.) .
  3. Если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что ): Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (Ч.) .

В указанных случаях чаще всего основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится в первой части бессоюзного сложного предложения, а во второй части (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) приводится пояснение, раскрытие содержания первой части.

    Тире в бессоюзном сложном предложении ставится:
  1. Если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий : Вдруг мужики с топорами явились-лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок - ружье дало осечку (Ч.) ;
  2. Если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части: Дуб держится - к земле тростиночка припала (Кр.); Косили версту - выкосили грош (М. Г.) ;
  3. Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части: Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Кр.) ;
  4. Если в первой части указывается время совершения действия , о котором говорится во второй части (можно добавить союз когда ): Пашню пашут - руками не машут (поел.); Лес рубят - щепки летят (поел.) ;
  5. Если первая часть обозначает условие совершения действия , о котором идет речь во второй части (можно добавить союз если ): Любишь кататься-люби и саночки возить (посл.); На печи лежать - трудодней не видать (посл.);
  6. Если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой : Молвит слово - соловей поет (Л.) .

Тире ставится также в тех случаях, когда вторая часть бессоюзного сложного предложения является неполным предложением : (Я думал - волк) .

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Митрофановская средняя общеобразовательная школа»

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Конспект урока русского языка
в 11 классе


Контрольная работа по теме: «Простое осложнённое предложение»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Зубко Любовь Николаевна


Митрофановка

2012

Зачёт

Тема «Простое осложнённое предложение» Теория
    Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения.
    : определения, приложения, обстоятельства.
Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.
    Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. Порядок слов в предложении. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Контрольная работа . Вариант 1 Контрольный диктант Вариант 2 Контрольное списывание Вариант 3 Контрольный тест
Проверочная работа Тест Обособленные члены предложения Практикум Прямая речь. Цитирование Контрольная работа

Пунктуация в простом осложнённом предложении

Вариант 1

Контрольный диктант

Олеся

Весна наступила в этом году ранняя, дружная и - как всегда на Полесье – неожиданная… Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни…

В эти весенние дни образ Олеси не выходил из моей головы. Мне нравилось, оставшись одному, лечь, зажмурить глаза… и беспрестанно вызывать в своём воображении её то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо, её молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки, её свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотками. «Во всех её движениях, в её словах, - думал я, - есть что-то благородное, какая-то врожденная изящная умеренность…»

Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детский, невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины.

Каждый раз, когда я приходил, Олеся встречала меня с своим привычным сдержанным достоинством. Но всегда, по первому невольному движению, которое она делала, увидев меня , я замечал, что она радуется моему приходу… Мы всё сильнее и крепче привязывались друг к другу.

Иногда я возмущался против собственного бессилия и против привычки, тянувшей меня каждый день к Олесе. Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Я ещё не думал о любви, но уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений. (По А.И. Куприну)

2. Определите стиль текста тип(-ы) речи. /художественный повествование, описание/

беспрестанно вызывать (абзац 2) /примыкание/

/сияющее нежной улыбкой /

/увидев меня/

6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А.Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры. / эпитеты, сравнение/

Вариант 2

Контрольное списывание

    Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы.

Олеся

Весна наступила в этом году ра(н,нн)яя дружная и - как всегда на Полесье – (н..)ожида(н,нн)ая… Воробьи стаями обсыпавш..е пр..дорожные ветлы кричали так громко и возбужде(н,нн)о что (н..)чего нельзя было ра(с,сс)лышать за их криком. Везде чу..ствовалась радос..ная тор..пливая тревога жизни…

В эти весе(н,нн)ие дни образ Олеси (н..)выходил из моей головы. Мне нравилось оставшись одному леч.. зажмурить глаза и беспреста(н,нн)о вызывать в своём во..бражении её то суровое то лукавое то сияющ..е нежной улыбкой лицо её молодое тело выр..сшее в пр..волье старого бора так(же) стройно и так(же) могучекак растут молодые ёлочки её свеж..й голос с (н..)ожиданными низк..ми бархатн..ми нотками. «Во всех её движениях в её словах думал я есть что-то благ..родное какая(то) врожде(н,нн)ая изящная умере(н,нн)ость…

(Н..)одна красота Олеси меня в ней оч..ров..вала но так(же) и её цельная сам..бытная свободная натура её ум одн..време(н,нн)о ясный и окута(н,нн)ый (н..)покол..бимым наследств..(н,нн)ым суевер..ем детский н..ви(н,нн)ый но и (н..) лише(н,нн)ый лукавого кокетства красивой женщины.

Каждый раз когда я пр..ходил Олеся встречала меня с своим пр..вычным сдерж..(н,нн)ым досто..нством. Но всегда, по первому н..вольному движению, которое она делала увидев меня я зам..чал что она радуе(т,ть)ся моему приходу… Мы всё сильнее и крепче пр..вяз..вались друг к другу.

Иногда я возмущался против собств..(н,нн)ого б..ссилия и против привычки тянувш..й меня каждый день к Олесе. Я и сам (н..)подозревал какими тонкими крепкими н..зрим..ми нитями было пр..вязано моё сердце к этой оч..ровательной (н..)понятной для меня девушке. Я ещё (н..)думал о любви но уже пер..живал тревожный пр..дшествующий любви период полный смутных томительно грус..ных ощущений. (По А.И.Куприну)

2. Определите стиль текста тип(-ы) речи.

3. Укажите способ связи слов в словосочетании беспрестанно вызывать (абзац 2)

4. Выпишите из текста определение, выраженное причастным оборотом, которое используется

рассказчиком при описании лица Олеси.

5. Из абзаца 4 выпишите обособленное обстоятельство (деепричастный оборот).

6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А.Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры.

Вариант 3

Контрольный тест

Пунктуация в простом осложнённом предложении



Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6.

В доме Чайковского


Дом кажется ра..сохся от старости. А может быть и от (того) что он стоял на поляне в сосновом лесу а от сосен всё лето т..нуло жаром. Иногда дул ветер но он к сожалению (н..) проникал в открытые окна.

Чайковскому нравился этот деревя(н,нн)ный дом. Единств..(н,нн)ое раздр..жавш..е композитора скрипуч..е половицы. Только п..р..ступив через пять шатких половиц он мог пройти к роялю. Со стороны это выгл..дело должно быть забавно когда пожилой композитор проб..рался к роялю пр..гляд..ваясь к половицам пр..щур..(н,нн)ыми глазами.

Но вот (н..)одна из половиц (н..)скрипнула Чайковский садит..ся за рояль и (мы это видели не раз) усмехается. Н..пр..ятное позади а сейчас начнёт..ся уд..вительное и весёлое. Рас..охш..йся дом к изумлен..ю многих запоёт от первых(же) звуков рояля. А без музыки Петра Ильича Чайковского дом казалось скучал. Иногда ночью просыпаясь композитор слышал как потреск..вая пропоёт то одна то другая половица вспомнив к его радости дневную музыку.

Композитор мечтал п..р..дать лёгкий восторг от всего от зрелища радуги и от ауканья крестьянских девушек и от самых простых явлений жизни.

И он конечно (н..)когда (н..)ждал вдохн..вен..я а работал и работал. И вдохн..вен..е рождалось разумеется в работе.

(По К.Паустовскому)

Эталон

Контрольный тест

Простое осложнённое предложение.


Дата сдачи работы « ____» _____________20___ г.
Баллы А ___ В ___ Всего ____
Оценка* ______ / ____________ / Проверил ___________
* А, В «3» – 8 – 12 б; «4» – 13 – 20 б; «5» – 21 – 22 балла

Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 1


1. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены). а) Мне нравилась его спокойная и ровная речь простая и ясная. б) Солнце поднялось над горами и сгоняло ещё лежавший в тени иней. в) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.
    Найдите предложение с обособленным согласованным определением (знаки
препинания не расставлены). а) Весь мир с листвой с весенним громом для радости открылся им. б) Литература предполагает прежде всего массового читателя. в) Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река затенённая горами.
3. Неверно выделено приложение. а) Ходил Стенька Разин в Астрахань -город. б) В народе её называют чудо -ягодой. в) И вот сама идёт волшебница-зима . 4. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить. а) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу. б) Вы как инициатор должны играть главную роль. в) Это событие следует рассматривать как исключительный случай.
5. Найдите правильно построенное предложение. а) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно. б) Взяв её под руку, они пошли вместе. в) Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая и не ухудшая её.

    Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления

обособленных членов.

По фотографиям Лев Николаевич представлялся мне не только духовным

(1) но и физическим гигантом (2) высоким, могучим и широким в плечах.

А) 1 – (, ) 2 – (–) б) 1 – () 2 – (,) в) 1 – (, ) 2 – (:) 7. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении.

Песчаная отмель далеко золотилась (1) протянувшись от тёмного

обрывистого берега (2) в дремотно светлеющую реку (3) пропадавшую за дальним лесом.

А) 1, 3 б) 2, 3 в) 1, 2, 3
8. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.

Поспешно умываясь (1) и (2) со смирением одеваясь в самое дурное своё

платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещённые утренней зарёй.

а) 1, 3, 4, 6 б) 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

9. В каких строках А.Блока есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не расставлены)? Укажите, верный вариант ответа.

1) Дыша духами и туманами она садится у окна.

2) Тоска дорожная железная свистела сердце разрывая

3) И смотрю и вражду измеряю ненавидя кляня и любя. (А.Блок)

а) 1, 2 б) 1, 3 в) 2, 3

10. В каком варианте деепричастный оборот не обособляется?

а) Он работал не покладая рук. (М.Горький)

б) Чуть шумят качаясь сосны (В.Брюсов

в) Окна разинув стоят магазины. (В.Маяковский)

11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Откинувшись в кресле (1) он смотрел на нас (2) присмиревших ребят (3) и (4) отложив раскрытую книгу (5) казалось (6) всё ещё думал о прочитанном.

а) 1, 2, 4, 5 б) 1, 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

12. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены).

В языке, как известно, есть одинаково звучащие и пишущиеся слова с совершенно различным значением – омонимы.

а) сравнительным оборотом, обособленным приложением

б) однородными определениями и вводным сочетанием

в) вводным сочетанием, однородными определениями и обособленным приложением

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю

О всех кораблях ушедших в море

О всех забывших радость свою.

А.Блок.


Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 2

    Укажите предложение с обособленными членами (знаки препинания не расставлены):
а) Иван Сергеевич был высокого роста худощавый и медлительный. б) Бунина большинство знает как прозаика. в) Она встретила сына с радостью неожиданной для него. (М.Горький)
2. Укажите условие, при котором определение не обособляется: а) находится между подлежащим и сказуемым; б) относится к личному местоимению; в) находится перед определяемым словом.
3. Укажите предложение, в котором приложение не обособляется (знаки препинания не расставлены). а) Ночевала тучка золотая на груди утёса великана. (М.Лермонтов) б) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.Пушкин ) в) Вот оно объяснение. (Л.Толстой)
    Найдите предложение, в котором следует поставить одну запятую.
а) Как стилист Чехов недосягаем! (М.Горький) б) Жизнь как подстреленная птица. (Ф.Тютчев) в) Лишь тот кто уважает других людей имеет право на уважение.

5. В каком варианте ответа указаны предложения с обособленным приложением (знаки препинания не расставлены)?

1) Петергоф пригород Санкт-Петербурга славится парками и фонтанами.

2) В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождевых сумерек в приволжском городке.

3) М.И.Глинка великий русский композитор после премьеры оперы

«Иван Сусанин» увлёкся созданием оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

А) 1, 2 б) 2, 3 в) 1, 3

6. В каком варианте ответа верно указаны конструкции, осложняющие данное

предложение?

Тут, в уютной квартире Мережковского на Литейной, сколько раз приходилось мне присутствовать при самых значительных, утончённых прениях, наложивших отпечаток на всю мою жизнь. (А.Белый)

а) уточнение, однородные члены, обособленное дополнение

б) приложение, однородные члены, обособленное обстоятельство

в) уточнение, однородные члены, обособленное определение

7. Как правильно продолжить предложение:

Глядя на эту картину…

а) возникает ощущение тревоги.

б) мы невольно грустим.

в) у многих сжимается сердце.

8. Укажите предложение без грамматической ошибки.

а) Не имея часов, можно определить время по цветам.

б) Доехав до конечной станции, нам предстояла пересадка.

в) Наблюдая экзотическую природу, возникла теория Дарвина.

9. Укажите вариант ответа, в котором верно указаны все цифры, на месте которых в предложениии должны стоять запятые.

Музыка питается более глубокими корнями (1) и (2) опираясь на прошлое (3) она лучше видит будущее, чем мы (4) живущие в моменте и миге. (С.Городецкий)

а) 1, 2, 4 б) 2, 3 в) 1, 2, 3, 4

10. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется (знаки

препинания не расставлены).

а) Чьи-то глаза смотрели не мигая.

б) Пошумев река успокоилась.

в) Казаки разъехались не договорившись.

11. Какой вариант ответа содержит предложение с пунктуационной ошибкой. а) Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех. б) Опять Шопен не ищет выгод, но окрыляясь на лету, Один прокладывает выход из вероятья в правоту. в) Гремит Шопен, из окон грянув, а снизу, под его эффект Прямя подсвечники каштанов, на звёзды смотрит прошлый век.

(Б.Пастернак)

12. В каком варианте ответа, указаны предложения, в которых деепричастные

обороты не обособляются?

1) Можно прожить и не хвастая умом.

2) К работе над повестью можно приступить начиная с будущей недели.

3) Понять это произведение можно, лишь учитывая условие его создания.

а) 1, 2 б) 2, 3 в) 1,3

13. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт сын ошибок трудных

И гений парадоксов друг

(А.С.Пушкин)

ЭТАЛОН

Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 1

Вариант ответа

Вариант 2

Вариант ответа

Практикум

Прямая и косвенная речь. Цитирование.

    Прочитайте начало рассказа И.Бунина «Тёмные аллеи». Оформите цитату одним из известных вам способов, дополнив фрагмент из данного текста необходимыми предложениями.

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казённая почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас...

    Найдите в данном отрывке из рассказа предложение с прямой печью, в котором допущена пунктуационная ошибка, запишите это предложение в исправленном виде: *

«Надежда! Ты»? – сказал он торопливо. «Я, Николай Алексеевич», – ответила она. «Боже мой, боже мой, – сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не виделись? Лет тридцать пять?»

*Ошибка допущена в предложении 1. «Надежда»! Ты? » – сказал он торопливо.

    Составьте схемы следующих предложений с прямой речью:

А. Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!»

Б. «Значит могла. Сколько ни проходило времени, всё одним жила… Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня – помните как? И всё стихи мне изволили читать про всякие «тёмные аллеи», – прибавила она с недоброй улыбкой.

В. «Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как

прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?»

    Оформите данное высказывание К.Г.Паустовского как эпиграф и как цитату, расставив необходимые знаки препинания и указав автора.
У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. К.Г.Паустовский

Использованная литература

    Бабайцева В.В. и др. Тренинг по пунктуации. – М.: Дрофа, 2004.

    Базжина Т.В. Русская пунктуация: Пособие-справочник. – М., 2000

    Пучкова Л.И. ЕГЭ 2009. Русский яз. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2009

    «1 С» - компьютерные программы для образования.