Конспект на тему скелет человека. Конспект урока по биологии на тему «Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. Что же такое скелет

(опорно-двигательный аппарат или костно-мышечная система)- комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Система образована скелетом и .

Скелет человека составляет основу тела, определяет его размеры и форму и совместно с мышцами образует полости, в которых располагаются внутренние органы. Скелет состоит примерно из 200 костей . Кости выполняют функцию рычагов, приводимых а движение мышцами, и защищают органы от травм. Кости участвуют в обмене фосфора и кальция.

Скелет человека включает шесть отделов :

  1. позвоночник (осевой скелет),
  2. пояс верхних конечностей,
  3. пояс нижних конечностей,
  4. верхние конечности,
  5. нижние конечности.

Состав и строение костей.

В состав костной ткани входят неорганические и органические вещества. Живые кости человека содержат 22 % воды, 5 °% белка, 21,8 °% неорганических веществ и 15,7 °% жира. Органические вещества, входящие в состав костей (главным образом, оссеин и оссеомукоид), обеспечивают кости гибкость и упругость , а минеральные вещества (преимущественно карбонат и фосфат кальция) - твёрдость и прочность . С возрастом соотношение органических и минеральных веществ в кости меняется. Так, у детей в кости больше органических веществ, поэтому их скелет эластичен; кости пожилых людей, содержащие больше минеральных веществ, более твёрдые, но хрупкие, что повышает вероятность переломов в этом возрасте.

Снаружи кость сращена с надкостницей (обеспечивает рост кости в толщину), состоящей из плотной соединительной ткани и пронизанной большим количеством кровеносных, лимфатических сосудов и нервов. Она обеспечивает питание кости, а также рост кости в толщину. Кость содержит два вида костного вещества : снаружи - плотное компактное, а внутри - губчатое. Структурной единицей компактной костной ткани является остеон . Каждый остеон состоит из 5-20 цилиндрических костных пластинок, вставлённых одна в другую. В центре остеона проходит центральный (Гаверсов) канал , содержащий кровеносные, лимфатические сосуды и нервы. Губчатое веществ о кости состоит из сети тонких взаимно перекрещивающихся костных перекладин, между которыми находятся мелкие полости, заполненные красным костным мозгом. Расположение перекладин отражает направление наибольшего растяжения и сжатия кости. Распределение компактного и губчатого веществ в разных костях зависит от функции, которую эти кости выполняют в организме.

Различают трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости. Трубчатые кости (плечевая, бедренная) имеют вид трубки с полостью, заполненной желтым костным мозгом. Концы этих костей утолщены и заполнены губчатой тканью, содержащей красный костный мозг. Трубчатые кости способны выдерживать большие нагрузки. Плоские кости (лопатки, ребра, тазовые, черепные) состоят из двух пластинок плотного вещества и тонкой прослойки губчатого вещества между ними.

Типы соединения костей

Подвижное соединение костей обеспечивается суставами, которые образованы впадиной на конце одной из сочленяющихся костей и головкой на конце другой. Суставы укреплены внутрисуставными связками, а суставные поверхности покрыты хрящом и заключены в суставную сумку. Синовиальная жидкость, находящаяся внутри сустава, играет роль смазки, уменьшающей трение.

Полуподвижное соединение обеспечивается хрящевыми прослойками между костями. Например, между позвонками находятся хрящевые диски. Ребра с грудиной соединяются тоже посредством хряща. Эти соединения обеспечивают относительную подвижность.

Неподвижные соединения образуются благодаря срастанию костей и образованию костных швов (кости черепа ).

Скелет человека

В скелете человека различают следующие отделы: осевой скелет и скелет конечностей (верхних и нижних). Осевой скелет, в свою очередь, подразделяется на (позвоночник и грудная клетка).

Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Кости черепа (за исключением нижней челюсти) неподвижно сочленены между собой. У новорождённых детей пространство между костями заполнено соединительной тканью (роднички), благодаря чему череп очень эластичен. Формирование швов между костями завершается к 3-5 годам.

Позвоночник (позвоночный столб) - опора туловища, он состоит из 33-34 позвонков: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых (срастающихся в единый крестец) и 4-5 копчиковых. Позвонок состоит из тела, дуги, замыкающей позвоночное отверстие, и семи отростков: остистого, двух поперечных, двух верхних суставных и двух нижних суставных.

Скелет грудной клетки образован грудиной, 12 парами рёбер и грудными позвонками. Рёбра — плоские, дугообразно изогнутые кости, спереди переходящие в хрящ. Сзади они сочленены с грудными позвонками. Спереди 7 пар верхних рёбер (истинные рёбра) непосредственно соединены грудиной - плоской костью, лежащей по средней линии груди. Три следующие пары (ложные рёбра) своими хрящами присоединяются к хрящам вышерасположенных рёбер. Две последние пары (колеблющиеся рёбра) не имеют хрящей и свободно располагаются в мышечной стенке туловища. Приподнимаясь и опускаясь, рёбра обеспечивают изменения объёма грудной клетки при дыхании.

Скелет верхних конечностей состоит из плечевого пояса и скелета свободных верхних конечностей (рук). В состав плечевого пояса входят две парные кости - лопатка и ключица. Лопатка - плоская кость треугольной формы, прилегающая к задней поверхности грудной клетки и сочленяющаяся с плечевой костью и ключицей. Ключица (тонкая изогнутая кость) одним концом соединена с грудиной, другим - с лопаткой. Скелет свободной верхней конечности состоит из плеча, предплечья и кисти. Плечевая кость, образующая плечо, соединена с лопаткой (плечевой сустав) и костями предплечья (локтевой сустав). Предплечье состоит из двух костей - локтевой и лучевой. В состав кисти входят 8 коротких костей запястья, 5 длинных костей пясти и фаланги пальцев (большой палец имеет две фаланги, все остальные - по три). Нижний конец лучевой кости с тремя верхними костями запястья образуют лучезапястный сустав.

Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и скелета свободных нижних конечностей (ног). Тазовый пояс образован парой массивных тазовых костей, которые сзади неподвижно сочленены с крестцом, а спереди соединены между собой с помощью полусустава (лобковый симфиз). Каждая тазовая кость образована тремя сросшимися костями (подвздошной, седалищной и лобковой). По бокам тазовых костей расположены круглые впадины для сочленения с головками бедренных костей. Скелет свободной нижней конечности состоит из бедра, голени и стопы. Бедро образует крупная массивная бедренная кость, головка которой с тазовой костью образует тазобедренный сустав. В состав голени входят большеберцовая и малоберцовая кости. Большеберцовая кость сочленяется с бедренной, образуя коленный сустав. Спереди от коленного сустава, в толще сухожилий, расположен небольшой треугольный надколенник (коленная чашечка). Кости голени образуют с таранной костью предплюсны голеностопный сустав. Стопа состоит из 7 коротких костей предплюсны, 5 длинных костей плюсны и фаланг пяти пальцев (первый палец имеет две фаланги, остальные - по три). Стопа имеет вид свода.

Это конспект по теме «Опорно-двигательная система. Скелет» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Тема урока: «Скелет человека. Его значение. Основные части скелета».

Цели урока:

Обучающие: формирование знаний о скелете человека, его основных частях; формирование представлений о значении скелета человека.

Коррекционно-развивающие:

    развивать внимание, мыслительную деятельность, зрительное восприятие;

    развивать связную устную речь учащихся;

    корригировать и развивать личностные качества учащихся;

способствовать сохранению здоровья учащихся.

Воспитывающие:

    прививать любовь и заботу о собственном здоровье;

    обратить внимание на правильную посадку за партой, в целях формирования правильной осанки;

    воспитывать умение работать в паре, группе;

    воспитывать товарищеские взаимоотношения между учащимися класса.

Задачи:

    познакомить учащихся со строением скелета человека;

    изучить основные части скелета;

    определить значение скелета в приспособлении организма к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

    Организационный этап.

    Проверка домашнего задания.

    Изучение нового материала.

    Физкультминутка.

    Итог урока.

    Рефлексия деятельности.

Оборудование:

    мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

    скелет человека.

Ход урока

    Организационный этап.

Взаимное приветствие преподавателя и учащихся; определение отсутствующих; запись числа; настрой учащихся на работу, организация внимания; проверка готовности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); подготовка учащихся к работе на уроке: сообщение темы и цели урока. Эмоциональный настрой.

    Проверка домашнего задания.

    Фронтальный опрос.

Перечислите системы органов человека.

Какие полости различают в теле человека?

Чем отделяется грудная полость от брюшной?

Какие органы расположены в каждой полости?

От чего зависит согласованная работа всех органов?

    Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель: Приходилось ли вам болеть? Чем больной человек отличается от здорового? Все мы с вами хорошо знаем. Здороваясь, люди желают, друг другу здоровья. На уроках русского языка вы знакомились, со словами здравствуйте, здоровье; что общего в значении и правописании этих слов. Здоровье – необходимое условие для полного счастья человека, его главное богатство.

Введение в тему. Учитель: Посмотрите на своих товарищей. Из каких частей состоит тело человека? /голова, туловище, руки, ноги. /

Задание: потрогайте части своего тела: голову, ноги, колени, руки и локти, спину. Что вы прощупываете? Во всех ли частях есть кости? Одинаковы ли они по размеру и форме?

    Постановка темы, учебных задач.

Учитель: Чтобы про верить правильно ли вы ответи ли на все поставленные вопросы, мы сейчас познакомимся со строением скелета человека; изучим основные части скелета; определим какое значение имеет скелет человека в приспособлении организма к окружающей среде. А что бы вы еще хотели узнать о скелете человека?

Что является опорой тела у млекопитающих?

Запись темы урока в тетрадях.

    Изучение нового материала.

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

Демонстрация презентации. Слайд №1. Опорно-двигательная система.

Опорно-двигательную систему человека составляют кости, хрящи, суставы, связки и мышцы. В теле человека более 200 костей.

Демонстрация скелета человека. Все кости соединены между собой и образуют скелет.

Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, так как в Древней Греции он применялся к мумиям. У новорожденного скелет частично состоит из хрящевой ткани. Окостенение скелета заканчивается к 25 годам, поэтому сейчас, пока еще не поздно, следить за своей осанкой, правильной посадкой за партой. Не забывать контролировать походку, заниматься спортом, в меру своих возможностей, плаванием. В теле взрослого человека более 200 костей. У человека, массой 70кг средняя масса скелета 8–9кг.

Скелет – это совокупность всех костей человека.

Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Скелет человека». Запись в тетради.

Работа с учебником. Рассмотрите рис.9 на с.18.

Руки? – На месте

Ноги? – На месте

Локти? – У края

Спина? – Прямая.

Беседа по прочитанному материалу.

Из каких отделов состоит скелет человека?

Слайд № 2. Скелет человека.

Скелет человека состоит из:

1.Скелета головы /черепа/.

2.Скелета туловища / позвоночника и грудной клетки/. 3.Скелета верхних и нижних конечностей.

Слайд № 3. Скелет головы.

Скелет головы называют черепом.

В черепе различают мозговой и лицевой отделы.

Слайд № 4. Скелет туловища.

В скелете туловища выделяют позвоночник и грудную клетку.

Основой скелета туловища является позвоночник.

Череп и туловище соединяет шейный отдел позвоночника.

Работа с учебником. Рассмотрите рис.12, с.20.

Руки? – На месте

Ноги? – На месте

Локти? – У края

Спина? – Прямая.

Из чего состоит скелет грудной клетки человека? (Грудина, ребра, грудные позвонки).

Слайд № 5. Скелет грудной клетки.

Грудные позвонки сзади соединены с рёбрами. Впереди рёбра соединяются с грудной костью (грудиной). Грудные позвонки, рёбра и грудина образуют грудную клетку. В ней находятся сердце, лёгкие, пищевод.

Слайд № 6. Скелет конечностей.

В скелете конечностей выделяют скелет верхних конечностей (руки) и скелет нижних конечностей (ноги).

Слайд № 6. Скелет верхних конечностей (руки).

Слайд № 7. Скелет нижних конечностей (ноги).

    Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо - влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Учитель: Сейчас вы выполняли упражнения: сгибали и разгибали руки, ноги; выполняли наклоны вперед, назад, вправо, влево.

Что можно сказать о подвижности тела и его костей? /ответы детей/.

Вывод: отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять сидеть, висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.

    Закрепление изученного материала.

1. Мини-блиц в форме вопросов – ответов. Фронтальный опрос.

    Назовите основные части скелета.

    Определите значение скелета человека?

    В каких частях скелета расположены самые длинные кости?

    Что является основой скелета?

2. Карточки – задания. Работа в парах.

Определите основные части скелета.

3. Выполнение мини-проекта «Плакат «Значение скелета» . Слайд 8. Работа в группах .

Раздаю детям карточки. На карточках записаны цель и задача проекта, план работы в группе и план представления работы.

Цель: создать мини-проект «Плакат «Значение скелета».

Задача: определить значение скелета для человека.

План работы в группе.

1. Прочитать в учебнике текст на с.18.

2. Записать на плакате недостающую информацию.

Скелет:

    служит _______________________________________________________________;

    придает нашему телу ___________________________________________________;

    защищает _____________________________________________________________.

План доклада:

    Цель работы.

    Презентация плаката.

Повторяем правила работы в группе. (Ра ботаем дружно; не шумим; сами говорим и слушаем мнение других).

Выступление групп, представление работы. (Повторяем правила слушания.)

Слайд 9. Демонстрация правильного ответа на слайде.

Скелет:

    служит опорой тела человека

    придает нашему телу определенную форму, горизонтальное положение

    защищает внутренние органы от повреждений /грудная клетка – сердце и легкие; кости черепа – головной мозг/.

Итог. Получилось ли у нас определить значение скелета для человека ?

Вывод. Каково же значение скелета для человека?

Оценивание работы своей группы.

4. Тестовые задания. Правильные ответы демонстрируются на слайде после выполнения задания детьми. Взаимопроверка выполнения задания. Выставление оценок друг другу. 1. Выберите верное определение понятия «скелет».

а) важный орган человека б) наружный покров тела человека

в) опора тела человека 2. Какие функции выполняет скелет?

а) защищает от перегрева

б) защищает органы от повреждений в) поддерживает мягкие части тела

3. Из чего состоит скелет человека?

а) скелет состоит из мышц б) скелет состоит из сосудов

в) скелет состоит из костей.

    Итог урока.

Какую тему изучили на уроке?

Что нового узнали?

Ответили на все поставленные вопросы?

Какие сложности встретились?

    Рефлексия деятельности.

Задайте себе вопрос и ответьте на него: «Что интересного я узнал сегодня на уроке?»

    Объявление домашнего задания.

2. Подготовить сообщение о том, как предупредить искривление позвоночника (по желанию).

    Оценка работы учащихся на уроке.

Учитель оценивает работу учащихся; комментирует оценки, поставленные учащимися во время урока, как себе, так и своим одноклассникам.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Скелет и мышцы»

Цель: Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста об организме человека (скелет и мышцы).

Задачи :

1.Познакомить детей со строением скелета и мышц человека.

2.Совершенствовать знания детей о правилах профилактики переломов и вывихов.

3.Воспитывать чувство бережного отношения к своему организму.

Оборудование: Разрезные картинки, снимки - томография, картонные человечки, плакат «Скелет и мышцы человека».

Воспитатель:

Ребята все живые существа двигаются, бегают, бегают. Благодаря подвижному скелету и мышцам человек способен двигаться. Он может ходить. Садиться, брать в руки предметы, открывать, закрывать рот, есть, говорить и делать еще тысячу разных движений. Человеческий скелет состоит примерно из двухсот восьми костей. Наверняка вы видели как тянутся к солнцу стебли огурцов, цепляясь за опоры.Органы человеческого тела тоже нуждаются в опоре, ее создает скелет. Подвижно соединены кости ног, рук, и пальцев - это рычаги, и им тоже нужна твердая основа,а еще кости создают защиту для органов.

(воспитатель сопровождает рассказ показом иллюстраций «Скелет и мышцы»).

Воспитатель:

Череп защищает мозг человека.

(показ снимка - томографии).

Позвоночник составляет основу скелета и защищает спинной мозг.Ребра - это плоские выгнутые кости. Они защищают сердце и легкие. У человека 12 пар ребер.

(показ снимка - томографии).

Воспитатель:

Дети, а как вы думаете, какое бы было тело человека без скелета?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель:

Правильно, без скелета тело человека было бы бесформенным, а внутренние органы не имели бы защиты.

Стихотворение:

Если спортом заниматься

Постоянно много лет,

Значит. Будут укрепляться

Наши мышцы и скелет!

Пусть скелет всего лишь кости.

Нам опорой служит он.

Без него ни в лес, ни в гости

Ни пойдете нипочём!

Ведь скелет осанку держит,

Мышцы крепятся на нём.

Он для тела, словно стержень,

А мышцы придают оббьем.

В мышцах скрыта наша сила,

Мышцу - мускулом зовем.

Человек тогда красивый,

Когда строен и селён.

(Е. Цветкова).

Воспитатель:

Мышцы состоят из эластичной ткани, которая подобно резинке, может удлиняться и укорачиваться. В нашем теле насчитывается более 600 мышц. Они поддерживают скелет и заставляют его двигаться. А наш мозг отдает им приказы. Когда мы разгибаем руку мышца, сокращается и тянет за собой кость, и рука разгибается.

Физкультминутка

Мы хлопаем руками, (дети хлопают в ладоши)

Мы топаем ногами (2 раза), (дети топают ногами)

Качаем головой. (дети качают головой)

Мы руки поднимаем, (дети поднимают руки)

Мы руки опускаем. (дети опускают руки)

Мы ноги поднимаем, (дети поднимают ноги)

Затем их опускаем (2раза). (дети опускают ноги)

И весело мы скачем, (дети прыгают)

Качая головой. (дети качают головой)

Воспитатель:

Ребята, человек должен беречь свой скелет, как вы думаете, почему?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель:

Мы сегодня с вами должны составить правила, чтобы сохранить наш скелет и мышцы здоровыми и крепкими.

У каждого из вас на столах лежат разрезные картинки.

(картинки с изображением различных ситуаций, соответствующих правилам:

1.Соблюдать безопасность при катании на коньках.

2.Нельзя поднимать тяжести.

3.Нужно заниматься физкультурой и спортом.

4.Кушать больше продуктов, содержащих кальций.

5.Правильносидеть за столом.

6.Быть аккуратным, внимательным, чтобы не пораниться.

7.Нельзя прыгать с высоты.

8. Не толкать друг друга во время игры и др.)

Вы каждый собираете свою картинку и по картинке придумать правило:

(Каждый ребёнок составляет из частей картинку, и по картинке придумывает правило, затем каждый по очереди называют свое правило).

Воспитатель:

Скажите, ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали на нашем занятии.

Дети: (ответы детей).

Воспитатель:

У вас у каждого на столе есть маленькие человечки. (из картона - силуэт человека).

Если вам понравилось занятие, и вы узнали много нового поместите своего человечка на спортивную площадку, а если не понравилось, и вам было не интересно и ничего нового вы не узнали, посадите человечка на скамеечку грустить.

Конспект занятия для подготовительной группы.

На тему: «Скелет и мышцы человека»

Познавательное развитие.

Познакомить детей со строением скелета человека и работой мышц.

Социально-коммуникативное.

Воспитывать желание детей заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, беречь своё здоровье.

Речевое развитие.

Активизировать в речи детей слова: скелет, мышцы, рёбра, череп.

Ход занятия.

Воспитатель демонстрирует детям две куклы, одна из которых сделана из пластмассы и, а другая сделана из ткани.

Спрашивает у детей: чем они отличаются.

Дети отмечают, что та кукла, сделанная из пластмассы, устойчиво стоит на ногах на столе. А тряпичная кукла падает.

Воспитатель предлагает назвать, какая кукла больше похожа на человека.

Дети приходят к выводу, что кукла, сделанная из пластмассы более похожа.

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением скелета человека.

Скелет человека состоит из множества костей, их более 200 . Скелет является опорой. Если бы у человека не было скелета, то он был похож на эту тряпичную куклу.

Воспитатель предлагает детям найти кости черепа, кости рёбёр (их 12 пар). Побуждает потрогать кости верхних и нижних конечностей. Кости скелета защищают внутренние органы от повреждения. Череп защищает мозг. Рёбра защищают сердце и лёгкие. Воспитатель. Если человек будет некрасиво сидеть за столом во время занятий, приёма пищи у него будет формироваться неправильная осанка

Кости человека прочные, но при неудачных ударах, неудачных движениях может возникнуть перелом кости.

Физкультминутка.

Воспитатель. Я сейчас буду давать разные задания, а вы слушайте внимательно и выполняйте. Встанет тот, у кого светлые волосы, встанет тот, у кого голубые глаза, встанет тот, у кого кудрявые волосы, встанет тот кто маленький ростом, встанет тот кто самый высокий в группе и так далее.

Воспитатель. Мы совершаем различные движения благодаря мышцам. Мышцы прикреплены вокруг скелета. Мышцы похожи на упругую резину, которая может сжиматься и разжиматься. При физических тренировках, мышцы укрепляются. Назовите действия, которые выполняет человек.

Когда человек улыбается, у него работает 13 мышц. А когда он сердится, у него работает 30 мышц.

Упражнение релаксация «Волшебный сон»

Наши детки отдыхают, сном волшебным засыпают, дышатся легко, ровно глубоко. Шея не напрежена, а расслаблена. Ноги тоже отдыхают, руки тоже отдыхают. А теперь хватит спать. Всем проснуться, улыбнуться. Всем открыть глаза и встать

Воспитатель читает стихотворение.

Если спортом заниматься

Постоянно, много лет

Значит, будут укрепляться

Наши мышцы и скелет

Пусть скелет всеволишь кости

Нам опорой служит он

Без него в лес, ни в гости

Не пойдёте нипочём

Ведь скелет осанку держит

Мышцы крепкие на нём

Он для тела, словно стержень

А мышцы придают обьем

В мышцах скрыта наша сила

Мышцу - мускулом зовём

Человек тогда красивый

Когда строен и силён

Е. Цветкова.

Воспитатель. Что мы должны делать,чтобы наше тело было красиво и здорово?.

Дети. Правильно питаться. Есть продукты, где много кальция. Заниматься спортом. Соблюдать правила безопасности